Самоанализ деятельности воспитателя за 2022-2023 учебный год младшая группа «Фантазеры».
Воспитатель: Жигулина Анастасия Анатольевна высшая квалификационная категория |
В группе 21 ребенок: 8девочек и 13мальчиков. От 3до 4 лет. Воспитание и обучение детей проводится по программе дошкольного образования «От рождения до школы» - под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. |
Раздел 1. Взаимодействие с детьми
Образовательная область «Речевое развитие». Обучая детей разговорной речи, учитывалась особенность словарного запаса и возможности ребенка в произношении звуков в словах. Для развития речи использовались все режимные моменты и бытовые ситуации. На занятиях детей учила правильно произносить слова, понимать и обозначать словом свойства и качества предметов, уметь их обобщать, развивала артикуляционный аппарат и связную речь, учила правильно повторять сказанное и услышанное, словами передавать свои эмоции и просьбы. Правильно называть окружающие предметы, людей, животных, растения; детей учила понимать вопрос и отвечать на него. К концу года дети научились внимательно слушать и эмоционально отзываться на сюжет художественного произведения, заучивать наизусть маленькие стихотворения. Для реализации всех поставленных задач по разделу «Речевое развитие» изготавливались и приобретались игры по развитию речи и ознакомлению с окружающим, изготавливались картотеки, летбук, подборки иллюстраций и др.
Образовательная область «Познавательное развитие». На протяжении всего учебного года детей учили и совершенствовали выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, различать и называть времена года по внешним признакам, замечать изменения в погоде и различия в природе. Большое внимание уделялось развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Детей учила усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Дети к концу года могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении. Учила детей поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, убирать игрушки, разбирать машины, пирамиды и различные конструкции. На занятиях дети учились рассматривать образец, выделять в нём части, определять, из каких деталей он выполнен, развивалось умение ориентироваться в пространстве, умение находить недостающие части конструкции: домика, машины, мебели. Дети научились различать предметы по форме (круг, квадрат, треугольник), умеют группировать вещи и предметы по величине, цвету. Некоторые дети могут ориентироваться в окружающем их пространстве, понимают и показывают расположение левой и правой рук, определяют центр.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
В течение года у детей развивалось желание и интерес рисовать. Учила детей навыкам владения карандашом, кистью, гуашью и мелками, содействовали освоению детьми простейшими элементами рисунка: мазок, линия, проводить на листе бумаги вертикальные и горизонтальные прямые и волнообразные линии. На занятиях рисованием детей учила нетрадиционным техникам рисования: ватными палочками, пальчиками рук, ладошками. На занятиях лепкой дети лепили предметы круглой, овальной формы методом скатывания между ладонями, соединению частей предметов. Дети раскатывали палочки, сплющивали и соединяли их концы, плотно прижимая, их друг к другу, отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки. Знакомила с правилами пользования материалами для лепки (лепить на специальной доске, вытирать руки влажной салфеткой, готовое изделие ставить на подставку).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». У детей формировались элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить. Побуждала детей к взаимодействию друг с другом и с незнакомыми взрослыми, умению без напоминания убирать свой стульчик и вещи в отведенное место. У детей развились способности видеть разные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев)..
Методами наглядного показа и поддержки дети обучались основным навыкам личной гигиены: умению правильно мыть руки, насухо их вытирать, есть самостоятельно и аккуратно; правильно и по назначению пользоваться чашкой, ложкой, салфетками; тщательно и бесшумно пережевывать пищу.
Формировался навык самостоятельного одевания и раздевания; умения аккуратно складывать одежду, застегивать молнию, пуговицу; помогать друг другу. В течение года дети учились осмысленно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, полотенцем, носовым платком.
Уделялось внимание и безопасной жизнедеятельности детей в течение дня, в помещениях и на прогулке. На протяжении всего года учились соблюдать правила поведения во время игр с песком, с водой, с мелкими предметами.
Дети получали элементарные представления о человеке: о себе, о мальчиках и девочках, близких родственниках, знакомили с частями тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Воспитывалось чувство удовлетворения от чистоты и порядка, учила быть внимательными к указаниям взрослых.
Образовательная область «Физическое развитие». Для обеспечения условий физического развития был использован индивидуальный подход для каждого ребенка. За детьми в течение года был предусмотрен полноценный гигиенический уход, четкое выполнение режима, охрана жизни и нервной системы, предупреждение утомления и травматизма, развитие двигательной памяти. Так как двигательные умения детей еще неустойчивы, физические упражнения с ними проводились в игровой форме, подражая движениям взрослого или при имитации движений животных в форме природосообразности. Физические упражнения организовались в игровой форме на утренней гимнастике и в специально отведенные дни. Для обеспечения физического развития с учетом индивидуальных особенностей развития двигательной активности, организовались подвижные игры с игровым материалом. Дети приучались выполнять упражнения сообща, подражая инструктору по ФИЗО. Мы учили детей играть в коллективные подвижные игры, с целью сделать такие игры ещё более интересными и привлекательными для детей были изготовлены маски и другие атрибуты к ним.
Закаливание организовывалось на фоне благоприятного физического и психического состояния ребенка. Проводились воздушные ванны, длительностью от 3 до 5 минут, при переодевании несколько раз в день. Прогревание на солнце во время утренней прогулки. Большое внимание уделялось оздоровительной работе с детьми во второй половине дня, после сна детей, ходьбе на корригирующих дорожках, выполнению различных видов массажа (лица, ушек, носа, пальчиков рук и ног, всего тела).
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда моей группы насыщенна, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. В групповой комнате имеются:
• театральный уголок;
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
В группе имеются обучающие и развивающие игры, книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста, сезонная литература, сюжетные игрушки: машины, куклы и т. д. Я старалась создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности. В этом году развивающая среда была пополнена играми: Игры с фонариком «Волшебный сверток», «Вертушка», рюкзочек «Сказки» «Пазлы».
Использование современных технологий в образовательной деятельности,
успешность их применения
Технологии проектной деятельности: мною в течение года были реализованы краткосрочные проекты: Экологический проект « Волшебный песок», Проект ко Дню отца» Мой любимый папа», « Синичкин день» ,»Мойдодыр», « Наш друг- снеговик» « Новый год у ворот», «Огород на окне», «Свойство и качество бумаги» и долгосрочный «В мире сказок» Над реализацией проектов работали дети, педагог и родители в сотрудничестве. В ходе проектной деятельности дети приобрели необходимые социальные навыки, у детей повысился познавательный и творческий интерес, улучшилась разговорная речь. Личностно ориентированная технология: личностно ориентированную технологию использую с целью взаимодействия с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Эту технологию я использовала в играх, в наблюдениях, в проектной деятельности, в беседах. Здоровьесберегающие технологии: в своей работе использую здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, гимнастику пробуждения, дорожки здоровья, утреннюю гимнастику, подвижные и спортивные игры. Данную технологию я использовала для укрепления и сохранения здоровья детей, а также для формирования осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
Информационно-коммуникативные технологии:
подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация);
подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
оформление групповой документации, отчетов;
создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции. При помощи этой технологии у детей формировались основы информационной культуры, я повышала свой профессиональный уровень..
Игровые технологии: для формирования коммуникативных навыков в свободной деятельности я использую все виды игр: сюжетно - ролевые, подвижные, дидактические, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. К концу года было заметно, как дети научились между собой общаться, научились договариваться друг с другом, стали более любознательными.
Эффективность работы по снижению заболеваемости воспитанников
Главная моя задача, как воспитателя состояла в том, чтобы выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни. Воспитательно-образовательная работа группы организована в соответствии со строгим соблюдением режима, построение занятий с рациональным использованием времени, выполнением гигиенических требований. Для укрепления здоровья детей в течение учебного года проводились регулярные физкультурные занятия с инструктором по ФИЗО в зале и на улице два раза в неделю, ежедневная утренняя гимнастика. В первой половине дня больше использовала подвижные игры. После дневного сна проводила гимнастику с ходьбой по массажным дорожкам. В группе регулярно осуществлялось сквозное и частичное проветривание.
Выявление творчески одаренных детей, их сопровождение в ДОО в соответствии с разработанной программой (планом сопровождения)
В этом году дети активно участвовали в конкурсах международного, всероссийского, районного уровней, которые направлены на показ знаний в той или иной области образования, художественно-эстетического развития, развития интеллекта. Участие детей в интеллектуальных и творческих конкурсах дало возможность показать уровень развития дошкольников.
Результаты участия воспитанников в мероприятиях и конкурсах различных уровней
Ф. И. О. ребенка | Сроки проведения | Наименование мероприятия, конкурса | Уровень | Достижение |
Калинин Арсений | 2022 год | Районный заочный конкурс декаративно-приклодного искусства и изобразительного творчества «Зимняя сказка» | Районный | Диплом 2 место |
Кобзарева Дарина | 2022 год | Международный конкурс детского и юношеского творчества «Мастерская Дедушки Мороза» | Международный | Диплом II степени |
Дерюшкина Василиса | 2022год | Районный заочный конкурс декаративно-приклодного искусства и изобразительного творчества «Зимняя сказка» | Районный | Диплом 2 место |
Галинфорова Оля | 2022год | Всероссийский творческий конкурс с международным участием «День Матери» | Всероссийский | Диплом I место |
Чичев Фадей | 2022 год | Всероссийский творческий конкурс с международным участием «Новогодние чудо» | Всероссийский | Диплом I место |
Еремин Артем | 2022 год | Всероссийский творческий конкурс с международным участием «Волшебница осень» | Всероссийский | Диплом I место |
Васильев Витя | 2022 год | Всероссийский конкурс «Наш любимый детский сад» | Всероссийский | Диплом I место |
Канайкина Дарина | 2022 год | Муниципальный конкурс «Мама-это счастье» | Муниципальный | Диплом I место |
Козлов Степа | 2023 год | Всеросийский дистанционный конкурс «Цветик – семицветик» Номинация: Конкурс детского рисунка « Сказки в картинках» | Всероссийский | Диплом I степени |
Трегубова Соня | 2023 год | Международный конкурс «Пасхальный сувенир» | Международный | Диплом I место |
Канонин Тимофей | 2023 год | Международный конкурс «Волшебный мир сказок Чуковского» | Международный | Диплом I место |
Макарьева Настя | 2023 год | Всероссийский дистанционный конкурс «Цветик – семицветик». Номинация «Дары природы». | Всероссийский | Диплом I степени |
Еремин Артем | 2023 год | Всероссийский конкурс талантов. Номинация « Сказочные герои» | Всероссийский | Призер 3 место |
Васильев Витя | 2023 год | Районный заочный конкурс изобразительного и декоративно прикладного искусства «Страна волшебных мастеров» | Районный | Диплом I место |
Кобзарева Дарина | 2023 год | Районный заочный конкурс изобразительного и декоративно прикладного искусства «Страна волшебных мастеров» | Районный | Диплом 2место |
Раздел 2. Сотрудничество с родителями
Внедрение современных форм сотрудничества с семьями воспитанников:
родительские собрания: «Адаптация детей к детскому саду» (сентябрь) Возрастные особенности детей»» (ноябрь), «Развитие речи младших дошкольников» (январь), «Роль книги в жизни ребенка» (май). Два последних собрания прошли в режиме «онлайн».
привлечение родителей к проектам «В мире сказок», «Огород на окне»
привлечение родителей к конкурсам и выставкам: «Креативный букет» (природный материал), «Креативная снежинка». Выставка семейных фотогазет «Наш зимний отдых». Взаимодействие с родителями через WhatsApp: консультация «Знаете ли вы своего ребенка», консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», консультация «Методы воспитания детей дошкольного возраста», Консультация «Игры с ребёнком в домашних условиях», памятка «Как отвечать на детские вопросы»
Раздел 3. Самообразование педагога, участие в методической работе ДОО, муниципалитета, региона.
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка:
Российская Федерация. Федерация развития образования образовательная платформа «классический университет РФ». «Возрастающая роль воспитателей дошкольного образования в условиях обнавленных ФГОС» 144ч.
Участие в инновационной деятельности: Принимаю активное участие в педагогическом совете, семинарах, консультациях ДОУ, провожу занятия. В своей работе использую технологию проектной деятельности.
Участие в разработке и реализация проектов различных уровней по направлениям.
Экологический проект « Волшебный песок», творческий проект к Дню отца» Мой любимый папа», экологический проект « Синичкин день», творческий-познавательный проект «Мойдодыр», познавательно-исследовательский проект « Наш друг - снеговик», познавательно-исследовательский проект « Новый год у ворот». Экологический проект «Огород на окне», творческо-исследовательский «Свойство и качество бумаги», долгосрочный проект «В мире сказок».
Презентация собственного педагогического опыта в открытых формах: На уровне района участвовала в РМО с проектом «Путешествие по Алтаю»; на уровне детского сада провела открытое занятие по формирования связной речи у дошкольников « В гостях у сказки». Консультации для педагогов: «Рассказывание по игрушке», «Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию», «Сказкотерапия».
Участие в профессиональных конкурсах
Уровень конкурса | Название | Результат, дата |
Всероссийский | «Педагогиум» Конкурсная работа: Консультация «Методика рассказыванию по игрушкам» | 1 место 26.11.2022 |
Международный | «Талант педагога» Лучшая методическая разработка. Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок» | Лауреат 3 степени 15.11.2022 |
Всероссийский | ЦРТДП «Эйнштейн» Номинация: Развитие речи у детей дошкольного возраста. Мастер – класс « Развитие речевой активности посредствам сказкотерапии». | Диплом 2 степени 02.12.2022 |
Всероссийский | «Шаг вперед» Номинация « Фотоистория». «День кондитера» | 1 степени 08.05.23 |
ДОО | « Мои наглядные пособия» | 1 место 2023 |
ДОО | «Готовность групп к новому учебному году» | 2 место 2022 |
Всероссийский | «Шаг вперед» Номинация « Фотоистория». «Огород на окне» | 1 место 15.04.2023 |
Региональный | «Педагогиум» Лучший конспект занятия. Конспект занятие по математике в старшей группе на тему «Праздник в парке» | 1 место 22.02.2022 |
Международный | «Планета Педагогов» Педагогическая кладовая. Инсценировка сказки «Колобок» в младшей группе. | 1 место 01.05.2023 |
Использование в образовательной деятельности ИКТ-ресурсов:
подбор иллюстративного материала для организованной деятельности;
подбор материала для оформления стендов, предметно-развивающей среды группы;
подбор дополнительного познавательного материала;
оформление и показ презентаций;
показ мультфильмов по разной тематике;
слушание детских песен;
использование музыки, различных звуков (пение птиц, шум реки и т. д.).
Общий вывод
С детьми систематически проводилась ООД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием образовательной деятельности.
На протяжении всего учебного года велась планомерная работа с родителями. В соответствии с годовым планом работы проводились общие и групповые родительские собрания.
Систематически в течение года в родительском уголке обновлялась информация, помещались различные консультации.
В течение года я старалась поддерживать доброжелательную психологическую атмосферу в группе, создавала благоприятные условия для физического и психоэмоционального комфорта детей. Пыталась достичь взаимодействия и взаимопонимания с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально благоприятного климата.
В течение года вела работу по теме самообразования «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». Считаю свою работу удовлетворительной, хотя и были некоторые проблемы.
В течение года возникли следующие проблемы в работе:
некоторые дети имеют частые пропуски ДОО, из-за этого снижается уровень показателей их развития;
затруднения при проведении занятий по ФЭМП: недостаточное количество раздаточного материала, разнообразие демонстрационного материала.
проблема во взаимодействии и взаимопонимании с родителями.
Определение «проблемного поля» по трем направлениям деятельности (дети, родители, самообразование):
Взаимодействие с родителями;
Перспектива профессионального роста и пути решения «проблемных полей»:
1. Провести консультацию для родителей о значении посещения детского сада.
2. Во взаимодействии с родителями:
изучить методическую литературу по взаимодействию работы с родителями;
использовать во взаимодействии с родителями нетрадиционные формы (мастер-классы, конкурсы для родителей, анкетирование, фотовыставки, выставки поделок и рисунков, спортивные мероприятия, проводить открытые занятия);
продолжать повышение уровня педагогического мастерства путем самообразования, обмена опытом работы, посещения мастер-классов, семинаров.