СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ на тему: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ

Тема: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ на тему: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность»

Я, Метелева Елена Юрьевна, работаю воспитателем в МКДОУ детском саду «Сказка» комбинированного вида с сентября 2015г. Образование среднее профессиональное. В 2007 году закончила государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Татарское педагогическое училище», по специальности «Преподавание в начальных классах» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов».

В 2014 году прошла Курсы повышения квалификации в НИПКиПРО, по теме «Модернизация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС»

В 2017 году прошла профессиональную переподготовку в частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт новых технологий в образовании» по программе «Педагогика и психология (дошкольное образование)».

Наше дошкольное учреждение работает по образовательной программе, разработанной в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Одной из ведущих целей которой является - разностороннее развитие психических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

В своей профессиональной деятельности большое внимание уделяю работе по экологическому воспитанию детей. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

В период с сентября 2015года по май 2016 года я работала с детьми подготовительной группы. Я вела работу по экологическому воспитанию детей, изучила возрастные особенности детей, уровень сформированности экологических представлений у моих воспитанников, а также некоторых мыслительных операций, позволяющих ребенку делать простейшие умозаключения, видеть и понимать причинно-следственные связи. Первым этапом моей работы было проведение мониторинга, проанализировав результаты я установила, что уровень представлений детей о природе недостаточно сформирован. (Приложение 1)

Таким образом, я сделала вывод, что есть необходимость повышать уровень экологического воспитания и уровень знаний детей о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе.

Для того, чтобы эффективно работать над данной темой я повысила свой уровень знаний по данной проблеме изучив учебно-методическую литературу по теме «Экологическое воспитание дошкольников» различных авторов:

  • С.А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»;

  • М.М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»;

  • Технология Н.Н.Кондратьевой - «Мы»;

  • Н.А. Рыжова - «Наш дом природа»;

  • Л.Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»;

  • З.Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»;

  • П.Г.Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию».

  • А. Вересова - «Мы земляне»;

  • Е. Рылеева - «Открой себя»;

  • Ж.Л. Васякиной-Новиковой - «Паутинка»

  • С. Николаевой - «Юный эколог».

Данную литературу я приобрела и постоянно использую в своей работе с воспитанниками.

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать у детей умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов. Я на протяжении своей педагогической деятельности систематически разрабатываю и реализую различные проекты. Перечислю некоторые из них: 1. Проект «Мир камней»; 2. Проект «Огород на окне»; 3. Проект «Ах ты, зимушка-зима»;4. Проект «Наши меньшие друзья»; 5. Проект «Осень золотая» и т.д. (Приложение 2)

Чтение сказок должно быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания, так считает доктор педагогических наук Н.А. Рыжова, я с ней полностью согласна. Поэтому в своей деятельности я использую интересное пособие «Экологические сказки» для работы с детьми дошкольного возраста Натальи Рыжовой.

Всвязи с внедрением ФГОС каждый педагог ищет новые подходы. Я начала изготавливать своими руками и использовать в своей работе совершенно новое, интересное и незаменимое пособие – Лэпбук. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить перед собой и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся необходимые материалы по теме.

Пособие - лэпбук "Мир насекомых". Это мой первый опыт подобной работы. Который оказался настолько увлекательным лично для меня, что я прямо "горела" нетерпением закончить свою работу и ознакомить с ней воспитанников. Я постаралась обобщить и систематизировать изучаемый ребятами материал, подготовила различные дидактические игры для наполнения интерактивной папки. При этом стремилась сделать материал разнообразным и увлекательным. Картинки с насекомыми я нашла в интернете, но а все остальное это плод моего труда и воображения. С целью пополнения представлений у детей о зимующих птицах, их повадках и образе жизни я сделала лэпбук «Зимующие птицы». В рамках тематической недели «Весна пришла» мной был разработан лэпбук по теме «Времена года.  Весна». Создавать эту папку оказалось очень интересно, увлекательно. Ведь лэпбук является в своем роде книжкой-копилкой, в которой собираются все материалы, касающиеся изучаемой темы. Таким образом, создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет детям быстро освежить в памяти пройденную тему. Лэпбук позволяет мне организовать познавательную и исследовательскую деятельность, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребёнка дома. Использование «Лэпбука» положительно сказывается на взаимодействии родителей и детей, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность. (Приложение 3)

В настоящее время, работая с детьми младшего дошкольного возраста, я продолжаю свою работу над темой «Экологическое воспитание дошкольников». Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Развивающая функция среды является ведущей. Развитие ребенка, как результат воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития (по Л.С. Выготскому), диктует необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать, как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Поэтому, особое внимание уделяю созданию предметно-развивающей среды в своей группе, считаю это направление в своей работе важным. Мною были созданы уголки:

Центр сюжетно-ролевых игр

Цель: формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно-ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. В уголок сюжетно-ролевых игр совместно с коллегой, своими руками сделали: холодильник, микроволновую печь, стиральную машину автомат, электроплиту, красиво оформленный стол. Всё изготовлено из коробок, скотча, самоклеющейся бумаги. (Приложение 4)

Уголок безопасности и дорожного движения

Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Уголок включает в себя различный материал по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию основ безопасной жизнедеятельности. Здесь имеется широкий перечень игрового материала. Добавлены игрушки-автомобили разнообразного вида грузового и легкового транспорта. Своими руками сделана парковка, в два этажа из картона, скотча и самоклеющейся бумаги. (Приложение 5)

Уголок изобразительной деятельности

Цель: развитие предпосылок восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы, формирование элементарных представлений о видах изобразительного искусства, реализацию самостоятельной изобразительной, конструктивно-модельной деятельности. Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Оборудование, необходимое для детской изобразительной деятельности: (доски для лепки, стеки, салфетки, карандаши, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, трафареты, бумага разных цветов и фактуры, ножницы, пастель, маркеры, бумага для акварели, бумажные салфетки, цветной картон т. п.) (Приложение 6)

Уголок природы. Цель: создать условия для формирования начальных экологических представлений о природе, овладения элементарным опытом сохранения природы, безопасного взаимодействия с ней.

В уголке природы нашей группы детям предоставляется возможность сосредоточить внимание на небольшом количестве объектов, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в их жизни. Поэтому ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет нам решать эту сложную и важную задачу. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе, психические и познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, а также внимание и память). Во время ухода за растениями в уголке природы у детей формируются ценные качества, такие, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.Уголок природы размещен в светлой зоне группы, где представлены комнатные растения, а также «огород на окне» (посадки лука, различной рассады). Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями особенностей ухода. Подбор растений для уголка природы осуществлялся в соответствие с программой возрастной группы и методическими рекомендациями для детей дошкольного возраста. (Приложение 7)

Я совместно с воспитанниками провожу в уголке природы различные игры-экспериментирования.

1.«Пейте куклы вкусный сок»

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся вводе и изменять её цвет.

2.«Окрашивание воды»

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Вам понадобятся ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

3.«Надувание мыльных пузырей»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

4. Времена года

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

( Приложение 8)

Книжный уголок

Цель: развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности, формирование целостной картины мира, приобщение к словесному искусству.

В книжном уголке мои воспитанники с удовольствием слушают чтение книг, рассматривают иллюстрации, знакомятся с разнообразием театральной игрушки и учатся действовать с ней. При оформлении книжного уголка для своих маленьких воспитанников, я подготовила предметные и сюжетные картинки, которые заламинировала, для удобства в использовании. Мы с моей коллегой Анной учим детей рассматривать картинки внимательно и отвечать на элементарные вопросы: кто (что) это? Что делает? Постепенно дети начинают сами называть увиденные предметы.

К сказкам мы также готовим заламинированные иллюстрации, по которым дети впоследствии самостоятельно могут рассказать сказку. Это такие сказки как Теремок, Курочка ряба, Колобок, Репка, Волк и семеро козлят, Три медведя. В зависимости от изучаемой темы в наш уголок выкладываются картинки для ознакомления. Чтобы воспитать бережное отношение к книгам, нами была изготовлена «Книжкина больница», в которой подобраны предметы первой помощи для книг (скотч, ножницы, клей и т.д.), с которыми случилась беда. А также в этом уголке поселился «кубик настроения», который помогает определить детям настроение в течение дня. (Приложение 9)

Снежные постройки из снега на участках детского сада.

Зима - это одно из прекрасных времён года, когда на участках в ДОУ появляются сказочные персонажи из снега. Каждый год педагоги нашего детского сада придумывают разные сюжеты, радуя детей. Я всегда принимаю активное участие в создании снежных фигур. Прогулки на участке в это время проходят радостно и оживленно. А самая большая награда - светящиеся от радости глаза ребят. (Приложение 10)

Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе отвечает потребностям участников образовательного процесса - детей и педагога в совместной партнерской деятельности, а также в свободной деятельности детей. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Оборудование я меняю в соответствии с тематикой, праздниками, временем года. Обновляю дидактические игры, делаю их своими руками. Я знаю что, полностью заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что я и делаю.

Моя работа с родителями основывается на привлечении родителей к проектной и исследовательской деятельности по экологическому воспитанию дошкольников. Родители - полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать всесторонне развитого человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей. Я, используя все перечисленные методы работы с воспитанниками, достигаю высоких показателей их развития. Такой вывод я делаю на основании анализа показателей проведенного мной итогового мониторинга. (Приложение 1)

Как начинающий педагог я стремлюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень участвуя в районных методических семинарах- практикумах. В марте 2016года принимала участие в межрайонной «Школе социального проектирования». (Приложение 11) В 2017 году принимала участие в подготовке и выступила с представлением своего опыта работы на районном методическом объединении «Метод проектов в образовательной работе детского сада» (Приложение 12) Я имею почетную грамоту МКДОУ детского сада «Сказка» комбинированного вида Купинского района за большой вклад и значительные успехи в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 13)

Мои воспитанники принимают участие и занимают призовые места в таких конкурсах как:

  • «Человек и природа» (конкурсная игра для дошкольников);

  • В районном конкурсе для дошкольников «Умницы и умники» моя воспитанница Лукашова Ксения стала лауреатом конкурса (Приложение 14)

Мои выпускники успешно осваивают школьную программу обучения, я систематически знакомлюсь с данными школьных мониторингов о успеваемости моих выпускников в рамках взаимодействия детского сада и школы. Мониторинг учителя начальных классов показывает, что у моих воспитанников-выпускников сформирован интерес к учебной деятельности, самоконтроль, самооценка, для детей значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта и любовь к природе родного края.

Я активно принимаю участие во всероссийских, международных конкурсах в интернет ресурсах и занимаю призовые места:

  • 2015 г. Диплом за первое место во всероссийском конкурсе «Календарь природы»;

  • 2015 г. Диплом за третье место в международном конкурсе «Волшебница зима»;

  • 2015 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Огород на подоконнике»;

  • 2015 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Моё призвание воспитатель»;

  • 2016 г. Диплом за первое место в международном конкурсе «Экологическое воспитание дошкольников»

  • 2016 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Экологическое воспитание дошкольников» (конкурсная работа Лэпбук «Насекомые»);

  • 2014 г. Диплом за второе место всероссийского конкурса творческих работ «Скоро новый год!»;

  • 2017 г. Диплом за участие в районном этапе областного конкурса «Семья за детство без опасности» в номинации «Книжка-малышка «Я и мои родители – грамотные пешеходы и водители».(Приложение 15)

Я активно публикую свои работы в интернет ресурсах на таких образовательных порталах как: «Конспектека»; «Продлёнка»; «Инфоурок»; «Копилка уроков – сайт для учителей»; «Мультиурок»; «Конспект -уроков.рф»; «edupres.ru» (Приложение 16)

24.04.2017

Самоанализ выполнила___________________________Е.Ю.Метелева

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района











Самоанализ

Тема: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность























Выполнила: воспитатель

Метелева Елена Юрьевна



Купино 2017 год.



















Приложения