САМОАНАЛИЗ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ « Социальное неравенство» в 6 классе.
23.11.2016 год
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №51
Косарева Светлана сергеевна
Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.
Этими словами я бы хотела начать самоанализ урока по теме «Социальное неравенство», относящийся к разделу «Социальная сфера» курса Обществознания 6 класса. Начальные знания по этой теме ученики уже получили, изучая тему «Социальная сфера»
Это и дало возможность построить урок на уровне восприятия, осмысления и запоминания.
Наиболее оптимальной мне кажется, схема самоанализа, предложенная Марком Максимовичем Поташником. Она наиболее полно охватывает все аспекты.
При проектировании и проведении урока, при отборе учебного материала учитывались обученность, обучаемость, реальные учебные возможности детей.
Осуществляя психолого-педагогическую характеристику класса, хотелось бы отметить: в 6 классе 16 учеников, из них8 девочек и 8мальчиков.
Дети учатся вместе 6-й год. Коллектив достаточно дружный.. У большинства учащихся – практический, наглядно-образный тип мышления. Группа учащихся (4 человека) имеет достаточно высокую учебную мотивацию, они принимали участие в различных олимпиадах, конкурсах. Наиболее частые отметки, получаемые учениками, являются «4» и «5». Но в классе есть группа учащихся , которые менее успешно справляются с учёбой.
Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности со стороны учителей. Эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. В классе идет активный процесс самоутверждения, и поэтому была особенно важна атмосфера всеобщей заинтересованности и сотрудничества.
В классе учатся ребята с разным уровнем физического здоровья. В связи с этим урок конструировался, задумывался как урок здоровьесберегающего обучения. Что достигалось через:
· учёт возрастных, психологических особенностей аудитории;
· создание благоприятного психологического климата на уроке;
· разнообразие видов деятельности и форм работы;
· преподавание, сохраняющее интерес к учебному материалу;
· создание условий для самовыражения.
Для поддержания «тонуса» урока, темпа, насыщенности и обеспечения эффективности работы, учитывая психолого-педагогическую характеристику класса, выбирала и тип урока. Тип урока – это не штамп, не застывшая форма организации работы, которую можно механически подставить под ту или иную учебную ситуацию. Поэтому, конструируя урок, поставила развивающие цели и задачи обучения:
- развитие личности в ответственный период социального взросления через развитие критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации, определение собственной позиции;
- воспитание гражданской ответственности;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности.
Сверхзадача урока – развитие нравственных качеств личности ученика, а для меня – утверждение в правиле –«позиция ученика – это позиция человека, совершенствующего самого себя» (Д. Б. Эльконин).
Название темы «Социальное неравенство » соответствует методической формулировке.
Исходное событие, то есть завязка – “вхождение в тему”, соответствует начальному этапу общения, коммуникативной атаке педагога. Урок я начала с «Притчи о вельможе»
Выход на тему урока осуществлялся с « Притчи о вельможе», что позволило учащимся самим определить её. Актуализация учебного материала происходила через его личностное восприятие: практическая направленность учебного материала, связь с личным жизненным опытом – чувствами учащихся, образным восприятием терминологии.
Повторение изученного материала строилось в форме совместной деятельности учителя и ученика. На данном этапе акцент делался на:
- развитие умений обобщать, выделять главное, существенное;
- умение критически мыслить.
Ученики активно работали с авторской презентацией, опорным конспектом, участвовали в обсуждении и изучении теоретической основы темы, решении проблемных вопросов. С целью формирования у школьников целостного представления о мире, я постаралась осуществлять межпредметные связи в содержании учебного материала с историей, экономикой.
Широко использовала три вида общения: сотрудничество детей между собой, сотрудничество учащегося с учителем, сотрудничество школьника с самим собой.
Закрепление материала происходило в виде решения тестовых заданий в формате В1, В2 ОГЭ. Контроль за универсальными учебными действиями учащихся осуществлялся с помощью вопросов, заданий, разнообразных форм контроля.
На мой взгляд, именно такие формы работы наиболее рациональны при реализации поставленных целей и задач и соответствуют новым стандартам образования.
Итоги урока – осмысление и закрепление изученного материала, через задания практической направленности. Работая на уроке в группах, ребята пришли к пониманию того, что взаимодействие, групповая сплочённость, необходимы для успешной социализации в современном обществе.
Таким образом, показав то, как я объединила данные об учебно-воспитательных моментах в целостную канву урока, могу сказать, что кое-что пришлось видоизменить, то есть некоторые моменты урока отличались от первоначального замысла.
1) хватит времени, выполним задание в классе:
2) не хватит времени, работа с ним будет продолжена учителем на следующих уроках. Так и произошло.
На протяжении всех этапов урока реализация основных принципов обучения производилась с точки зрения соблюдения оптимальной меры сочетания принципа научности с принципом доступности, принципа наглядности
Перспективы саморазвития:
· во-первых, всегда иметь несколько вариантов заданий на базовом и повышенном уровнях;
· регулярно работать с учащимися в парах и микрогруппах для формирования коммуникативного навыка.
Проверка домашнего задания происходила не традиционно. На всех этапах урока шло возвращение к ранее изученному.
Что же касается структурного анализа моего урока, могу сказать, что:
структурирование заданий по сложности и объёму было напрямую связано с общими тенденциями восприятия и усвоения учебного материала.
Кривая работоспособности на ……минуте падает. Учитывая это, мне пришлось активизировать внимание ребят эмоциональным всплеском, который связан с изучением статьи «Прожиточный сократился на 1,5%» и беседой « Что изменилось в России с 01. Января 2016г» Что и помогло выровнять кривую.
Перегрузки учащихся как физической, так и психической, на мой взгляд, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы. Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся.
Показателями наличия познавательных интересов и высокой работоспособности учащихся служат:
· эмоциональный отклик,
· увлечённость процессом деятельности;
· стремление по собственному побуждению принимать участие в обсуждении вопросов;
· активность в течение всего урока.
Целесообразное использование авторской презентации в структуре урока позволило активизировать визуальный канал восприятия учащимися учебной информации, разнообразить подачу учебного материала, способствовало созданию благоприятных условий для восприятия.
Результативность.
Проявлена во всех структурируемых задачах.
Урок обогатил меня на будущее тем, что я убедилась: система творческих заданий работает как технология, воспроизводима в любом классе.
Самоанализ урока « Социальное неравенство» учителя истории и обществознания Косаревой С. С. в контексте требований ФГОС.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
К. Д. Ушинский
Схема самоанализа урока по ФГОС
Класс_____6______
Предмет обществознание
Тема урока_________________________________________________________
(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию)
№ п/п | Этапы анализа | Пояснения |
1. | Место данного урока в теме. | Как этот урок связан с предыдущим. |
Как урок работает на последующие уроки. |
2. | Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку. | Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д. |
3. | Соответствие целей теме и типу урока. | Соответствует цели урока, не соответствует цели урока. |
Цель урока определяется учителем, цель урока согласуется в обсуждении с учеником, оформляются несколько целей урока. (учителем для себя, учеником для себя). |
Соответствует типу урока, не соответствует типу урока. Тип урока | Целевое назначение | Урок первичного предъявления новых знаний | Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) | Урок применения предметных ЗУНов | Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложности | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов | Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач) | Урок повторения предметных ЗУНов | Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД | Контрольный урок | Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, | Коррекционный урок | Индивидуальная работа над допущенными ошибками | Комбинированный урок | Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока | Учебная экскурсия | Непосредственное изучение явлений окружающего мира | Урок решения практических, проектных задач | Практическая направленность изучения теоретических положений | |
4. | Содержание урока в соответствии с поставленной целью. | Соответствует, не соответствует. |
Учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание учебного материала согласно поставленным целям и результатам обучения. |
5. | Организационное начало урока | Количество времени, затраченное на организационное начало урока. |
Количество присутствующих на уроке ___________ из ____________ человек. |
Готовность учащихся к уроку |
Подготовленность классного помещения. |
6. | Мотивация Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности | 1 уровень Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) 2 уровень Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.) 3 уровень Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал). |
7. | Структура урока | Структура урока соответствует его типу, целевому назначению. Структура урока не соответствует его типу, целевому назначению. |
Логичны ли связи между этапами. |
Соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана. |
8. | Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала. | Соответствие методов обучения цели урока. |
Какие методы обучения применялись на уроке: Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание. Репродуктивный (по образу) – пересказ, списывание с доски по образцу, работа с книгой. Проблемный – объяснение с опорой на наглядность. Исследовательский – работа с книгой по поиску информации. _Частично-поисковый – беседа с выводом. Эвристический (открытие). |
9. | Формы обучения, выбранные учителем | Формы обучения, выбранные учителем: рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест, конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашнего задания и т.д. |
10. | Средства обучения, выбранные учителем. | Средства обучения, выбранные учителем: учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец.оборудование, индивидуальные карточки, дидактический материал и т.д. |
11. | Отражение на уроке основных дидактических принципов | Дидактические принципы, используемые на уроке: - научности; -последовательности и систематичности; - доступности; - прочности; - сознательности и активности; - наглядности; - связи теории и практики; - учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей; - принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; -принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности; - другие. |
12. | Педагогические технологии, применяемые на уроке | Педагогические технологии, применяемые на уроке: Проблемно-диалогическая технология Технология формирования типа правильной читательской деятельности к самостоятельной деятельности (продуктивного чтения); Технология оценивания учебных успехов. Проектная технология. Информационно-коммуникативные технологии. Игровые технологии. Здоровьесберегающий подход. Педагогика сотрудничества. Другие технологии. |
13. | Как учитель стимулирует интерес к учению. | Учитель стимулирует интерес: через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы, межпредметную связь, практическую направленность, соревнование и т.д. |
14. | Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока | 1. Личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 2. Регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность. 3. Познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. 4. Коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми. |
15. | Проверка усвоения учебного материала. | Проверялось интуитивно-визуально, выборочно, содержательно. |
Применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль, самостоятельная работа, взаимоконтроль. |
Проверки учебного материала не было. |
16. | Работа с классом | Применение диалоговых форм общения. |
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. |
Осуществление обратной связи: ученик – учитель. - Обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает). - Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. - Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися. (Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности). |
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы |
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. |
Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. |
Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. |
Формирование навыков самоконтроля и самооценки. |
| | Характер учебных заданий Репродуктивный (выполнение по образцу); Репродуктивный с включением самостоятельной работы Поисковый, творческий (должно быть не больше половины) Система оценивания достижений учащихся - Самооценка учащихся на основе словесной характеристики; - Включение учащихся в обсуждение ответа; - Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку. |
Выставлено отметок ________ , из них «5» _____ , «4» _____ , «3» ____ , «2» _____ . |
Активность класса (активны все, активна группа учащихся, большая часть класса пассивна) |
Уровень усвоения знаний 1 уровень – информация дана в готовом виде 2 уровень – применяется знания по образцу 3 уровень – творческое применение знаний |
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) |
17. | Психологические основы урока | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. |
Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. |
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. |
Наличие физкультминутки. |
18. | Результативность урока | Результативность соответствует типу урока. Тип урока | Результативность | Урок первичного предъявления новых знаний | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач | Урок применения предметных ЗУНов | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД | Урок повторения предметных ЗУНов | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь | Контрольный урок | Результаты контрольной или самостоятельной работы | Коррекционный урок | Самостоятельное нахождение и исправление ошибок | Комбинированный урок | Запланированный результат | Учебная экскурсия | Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов | Урок решения практических, проектных задач | Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира | |
2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем. - Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками. - Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза. |
19. | Домашнее задание | 1. Объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено; задано после звонка; не задано. |
Оптимальный объем |
Доступность инструктажа |
Дифференциация, представление права выбора. |
Задания, подобные классным. Объем не более 25-30 % от классной работы |
| | Контекстные задания, для решения которых необходима информация (мотивирующие на более сложные задания). |
20. | Подведение итогов деятельности | Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили. |
Учитель организует рефлексию: - ученики высказываются по поводу результата урока; - ученики оценивают результат и процесс деятельности; - ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов деятельности. |
Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде. |
21. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя. |