Самоанализ открытого урока по биологии в 7 классе
«Класс Насекомые. Внешнее строение»
Цели: Выяснить особенности строения насекомых, их специфические свойства, роль в природной среде и жизни человека.
Задачи:
Образовательные
раскрыть существенные признаки организации насекомых, позволившие им наиболее широко расселиться по Земле;
Развивающие
развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности;
развивать умение работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы;
формировать информационные компетенции учащихся при работе с интернет-ресурсами.
Воспитательные
воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе;
способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы, воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
Использованы следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный ; репродуктивные (проблемный; частично-поисковый; исследовательский.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная и работа в паре.
На уроке развитие учебно-познавательных компетенций происходит за счет применения технологий
развивающего обучения, проблемного обучения, критического мышления, ИКТ- технологий, коллективной системы обучения, моделировании ситуации успеха на уроке, технологии ТРИЗ.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование урока: ноутбук, презентация по теме урока"Внешнее строение насекомых", комплект из красной и зеленой карточек на каждого ученика, интерактивная лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", маршрутные листы для учащихся, учебные плакаты "Ротовые аппараты насекомых".
На этапе оргмомента учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает детей на работу по теме урока (создание благоприятной обстановки на уроке).Данный этап предполагает эмоциональный настрой на урок. Цель– психологический настрой учащихся на продуктивную работу на уроке, создание ситуации сплоченности учащихся и педагога.
На этапе проверки домашнего задания применяется технология критического мышления «Да-нетка», прием «Светофор», технология ТРИЗ. У учащихся продолжается развитие логических УУД. Работа проводится индивидуально. Ученики работают с карточками (зеленой, красной). При согласии поднимают зеленую, если нет - красную. Это помогает учителю визуально определить правильность ответов. Ответы записываются в маршрутных листах учащимися значками «+» или «-». После чего проводится взаимопроверка по эталону с выставлением оценки в лист (регулятивные УУД – самоконтроль). Проводится игра "Определи представителей Членистоногих по классам" (работа в паре). Выполняются поставленные задачи на данном этапе; развиваются коммуникативные УУД, учащиеся учатся самооценке, учатся работать в паре..
На стадии целеполагания и мотивации учитель использует межпредметные связи (с литературой), вводят эпиграф в начале урока, где он становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее творческой, поскольку включает учеников в обсуждение. Составление кластера помогает быстро обобщить и структурировать ранее изученный теоретический материал по Членистоногим (технология критического мышления).
Ведется побуждающий диалог, ученики определяют тему урока, ставят цели, которые будет необходимо реализовать.
На стадии актуализации ЗУН учитель организует просмотр видеофрагмента о насекомых. Осуществляется воспитание у учащихся любви и бережного отношения к насекомым. Ученики 7 класса работают с текстом, прием "Инсерт" (критическое мышление), учатся выделять основные положения, с помощью знаковой системы отмечают новую информацию и ранее изученную. Перед детьми ставится проблемный вопрос после просмотра фильма.
На стадии открытия нового знания происходит знакомство с учеными, которые изучали насекомых (Аристотель, Линней, Анри). Ведется побуждающий диалог после прочтения Карповым Олегом стихотворения (Почему с исчезновением насекомых "Земля лишится лица...). Используются здоровьесберегающие технологии (подвижная физминутка). Продолжается работа на уроке постановкой проблемного вопроса "За что насекомые получили свое название?". Проводится работа с материалом учебника - учащиеся выделяют основные положения параграфа, составляют кластер. Проводится своевременная самооценка. Карпов Олег работает с таблицей у доски. Работа в маршрутных листах систематизирует новый материал. Постановка проблемных вопросов способствует формированию более прочных знаний, создаёт положительную мотивацию учения.
На этапе включения в систему знаний и повторения учитель использует технологию критического мышления "Лови ошибку". Закрепляются новые знания проведением лабораторной работы, учащиеся заполняют маршрутные листы, оформляют вывод. Применяется методический прием "Реставратор".
Проводится проверка по эталону. Выставляются оценки.
Итог урока. Дети отвечают на поставленный в начале урока проблемный вопрос "Почему насекомые самый многочисленный класс, широко освоивший биосферу?".
Завершающим этапом урока является рефлексия (методика цветописи Лутошкина). Личностные УУД: этап рефлексии проводится с целью формирования у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, самооценки ими результатов своей деятельности. Проводится самооценка, взаимооценка. Выставляется отметка за урок учителем.
Домашнее задание дается разноуровневое творческое на выбор. В заключение урока учитель благодарит всех за урок.
Выводы: урок проведен на достаточном методическом уровне. Методы соответствуют возрастным особенностям, теме урока, форме урока, содержанию, поставленным задачам, уровню обученности и обучаемости детей. Дисциплина хорошая. На уроке прослеживается, что учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата. Содержание учебного материала соответствует целям урока, отличается достаточной насыщенностью и в определенных моментах умеренной сложностью. Тема соответствует плану учебной программы Цели были поставлены реальные. Все этапы шли последовательно. Обстановка на обоих уроках деятельностная.
На уроке прослеживается, что учебный процесс по освоению темы
проектируется от цели до результата, и это важный позитивный моменУрок эффективен по уровню получаемых знаний, умений навыков и способов деятельности на достаточном уровне. Раскрываются межпредметные связи. Устанавливается зрительный контакт с учащимися класса в целом. Стиль общения - демократичный. Диалог с учащимися способствует целеполаганию. В течение урока применяются формы, методы и приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля. Учебный материал не дается в готовом виде, а проектируется и добывается самими учащимися. Ученики вовлечены в самостоятельную деятельность. дети участвуют в обсуждении, делают дополнения. Ученики с разными способностями вовлечены в урок, применяют знания в нестандартной ситуации (вопрос про муху), Учащиеся имеют возможность оценить свою работу и работу одноклассников. Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности. Организована рефлексия.
Время урока использовано эффективно, темп урока оптимальный, смена видов деятельности оправдана с точки зрения цели урока. Использование ИКТ позволяет более эффективно работать с учебным материалом, способствует лучшему усвоению. Учитель организует учебное сотрудничество, учит работать в паре. Используется в основном проблемное обучение, игры, технология развития критического мышления. Музыкальное сопровождение по ходу всего урока способствовало как позитивному эмоциональному восприятию материала урока, так и плодотворной работе учащихся. В числе ключевых моментов – работа в паре, которая была слаженной и результативной. Учитель получает обратную связь от всех учащихся. Предметный материал усвоен большинством учащихся.
Предложения:
Учителю работать над развитием речи учащихся, добиваться четких, полных развернутых ответов;
Продумать задания различной направленности на этапе закрепления материала.
Учитель биологии: ________________А.В.Фасахова