Самоанализ тренировочного занятия по баскетболу учителя высшей квалификационной категории Иванова Дмитрия Владимировича.
Цель мастер-класса: эффективные педагогические приёмы, способствующие достижению результативности в спортивной деятельности.
Тема: "Баскетбол как средство совершенствования оперативного мышления"
Место проведения: Спортивный зал «СТАРТ» Заиграевская СОШ.
Цель занятия: Развитие двигательных способностей за счёт освоения разнообразных двигательных действий
Методы занятия: 1.Фронтальный
2.Групповой
3.Соревновательный
Задачи урока:
Совершенствование ведения мяча;
Совершенствовать умения передачи и ловли мяча в движение;
Совершенствование обманных движений (финт) с броском по кольцу:
Совершенствование технических и тактических взаимодействий игроков: умения оперативно мыслить в нестандартных ситуациях.
развивать двигательные качества – ловкость, быстроту движений, выносливость.
Воспитание самостоятельности; умения контролировать
эмоции и вести борьбу
Занятие проводилось в смешанной группе юношей и девушек 12-14 лет.
На занятие присутствовало 12 человек.
Конспект тренировочного занятия соответствует его рабочему плану и программным требованиям данного возраста.
Обучающиеся к началу занятия были в спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь для каждого ученика.
Занятие начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи занятия, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.
При организации учебной деятельности обучающихся мною ставилась проблемность учебных заданий через осознанное выполнение поставленных задач.
Подготовительная часть длилась 20 минут, общеразвивающие упражнения проводились в движении, в процессе выполнения которых были задействованы все группы мышц. Мною был использован метод рассказа и показа.
С первой минуты занятия обучающиеся работали с баскетбольными мячами, что способствовало развитию координационных способностей. В подготовительной части упражнения выполнялись поточным методом с использованием всей полезной площади спортивного зала.
Основная часть продолжалась 60 минут. При переходе к основной части были использованы дыхательные упражнения, которые способствовали восстановлению дыхания и одновременно решали немаловажную оздоровительную задачу, развитие дыхательной мускулатуры.
Построение занятия соответствовало дидактическим принципам (от простого к сложному; сознательное отношение и др.).
При выполнении первой задачи обучающиеся совершенствовали навыки ведения мяча, которые применялись и при выполнении третьей задачи, но уже в более сложной форме - в групповых взаимодействиях в нападении, приближенных к игровой ситуации.
В процессе проведения основной части мною были использованы основные принципы организации деятельности:
принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика,
принцип саморазвития,
принцип целостности был применен при решении воспитательных задач, где поощрялись позитивные возможности каждого ученика,
принцип гуманных отношений - доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в разрешении поставленной задачи.
В основной части я применил метод проблемного изложения материала при объяснении второй задачи – Совершенствовать умения передачи и ловли мяча в движение. Считаю, что объяснение активизировало продуктивную мыслительную деятельность путем создания у обучающихся тактической ситуации с последующими предложениями по ее разрешению, т.е. целостного практического показа группы учеников в медленном, а затем в быстром темпе. При, объяснение третий задачи совершенствование обманных движений (финт) с броском по кольцу, применял наглядный метод.
Длительность заключительной части занятия 6-5 минут минуты, где были использованы упражнения на восстановление. Подведены итоги занятия с анализом выполнения поставленных задач.
В подготовительной и заключительной части использован поточный способ, в основной – групповой и соревновательный.
На протяжении всего занятия мною использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении. Обучающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах.
В процессе занятия наблюдалась мотивация ученика на занятие: учащиеся любят баскетбол, хорошо освоили технические и тактические действия. При выполнении заданий прослеживается то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного занятия.
При организации обеспечения учебного занятия мною уделено внимание на:
целостность использования форм организации занимающихся;
целостность использования времени на занятии (объяснение, показ, выполнение упражнений, активный отдых);
соблюдение техники безопасности (интервал, дистанция).
При решении оздоровительной задачи было уделено внимание на функциональное состояние обучающихся, сочетание нагрузки с активным отдыхом.
При решении воспитательной задачи я уделял внимание на дисциплину, взаимодействие в коллективе при выполнении групповых упражнений. Старался создать доверительную обстановку и развития такого качества, как уверенность в себе.
Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки. Осуществлению контроля по предупреждению и исправлению ошибок.
Проведенноё занятие соответствует поставленным задачам. Задачи этого занятия работают на перспективу, так как полученные технико-тактические навыки будут использованы в учебной игре по баскетболу.
Благодаря разнообразию форм и методов построения занятий, у обучающихся повышается интерес к дальнейшим занятиям баскетболом, об этом говорит тот факт, что многие ребята этой группы входит в состав сборной района по баскетболу.
«Мы любим спорт», «баскетбол» - так говорят мои ученики, эти слова я надеюсь слышать и в дальнейшей моей профессиональной деятельности.