САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темой производственной практики является проведение психологических занятий с детьми, с целью их подготовки в рамках проекта создания школьной службы примирения. Запрос на проведение занятий был сформулирован администрацией МБОУ СОШ № 143, так как данная школа является экспериментальной площадкой по данному направлению деятельности.
Проблематика занятий заключалась в том, чтобы сформировать группу детей-медиаторов, способных эффективно работать при решении школьных конфликтов, и использовать медиационные техники. Соответственно основной нашей задачей было создание группы единомышленников, имеющих стойкую мотивацию и необходимую квалификацию в качестве школьного медиатора.
При планировании и проведении занятий мы основывались на идеях Коновалова А. Ю. научного сотрудника ГБОУ ВПО МГППУ, в рамках создания модели школьной службы примирения, а тек же на материалах Общественного Центра «Судебно – правовая реформа» и опыте работы некоторых школ г. Москва.
Основной идеей создания ШСП является то, что она обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов. Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся. Кроме того ШСП позволяет расширить гражданско-правовую грамотность учащихся, воспитывает толерантное отношение к окружающим, активизирует внутренние ресурсы личности.
Занятия проводятся педагогом-психологом в смешанной возрастной группе детей учащихся 8 – 11 классов. Дети приходят на занятия к психологу добровольно, во внеурочное время. Продолжительность занятий от 40 до 120 минут.
Содержание образовательной деятельности представлено несколькими блаками-темами: диагностический блок, теоретический с элементами практики, отработка навыков ведения медиативных процедур.
Основными технологиями являются игра, трениг и деятельностный подход. Именно в них возможно отработка навыка ведения медиативных процедур, повышение мотивации к деятельности, создание условий для развития навыков медиатора.
Занятия строятся по следующей программе.
Занятие 1. Что такое медиация? Включает в себя понятие медиация, просмотр видеороликов МУ «Диалог» о работе медиатора.
Занятие 2 – 3. Диагностическое. Содержит диагностические методики Басса-Дорки и К. Томама.
Занятие 4. Общение в жизни человека. С содержание занятия входит вступительное слово психолога, принятие правил группы, коммуникативные упражнения.
Занятие 5. Посвящено причинам конфликтов, включает в себя тренинговые упражнения.
Занятие 6. Рассказывает о понятии дружба и дружеские отношения.
Занятие 7 рассказывает о сходствах и различиях людей, развивает самопознание и восприятие себя и других.
Занятие 8 развивает невербальные навыки общения.
Занятие 9 учит гармонично воспринимать себя и других в общении.
Занятие 10 посвящено развитию коммуникативных навыков.
Занятие 11 закрепляет навыки поведения в конфликте
Занятие 12 итоговое.
Новизна для нашего образовательного учреждения заключается в том, что ранее такие занятия с детьми не проводились, и группы детей-медиаторов в школе не было.
Результатом данного педагогического опыта стало создание группы детей-медиаторов. Основная задача психолога на следующем этапе это сохранение интереса детей к данному виду работы, информирование учащихся школы о данной группе детей, создание условий для того, чтобы учащиеся школы обращались к медиаторам для решения своих конфликтов.
В ходе прохождения программы учащиеся должны научиться эффективным способам коммуникации и способам решения конфликтных ситуаций. Цели и задачи занятий педагог предъявляет учащимся. Учебный материал связан с жизненными ситуациями детей и актуален. Все учащиеся имеют высокую мотивацию, так как посещение занятий является делом добровольным, материал занятий интересен детям и они активно включаются в деятельность.
Учебный материал имеют высокую научность, т. к. содержит научные понятия и сведения. Основным принципом изложения материала является доступность учебного материала, весь теоретический материал изложен простым языком доступным учащимся 8 – 11 классов. Все этапы деятельности выстроены в единую программу. В конце каждого урока проходит этап рефлексии. Домашние задания в ходе уроков не предусмотрены.
По типу урока все занятия практикумы. По форме обучения факультативные занятия.
Основной метод обучения: тренинговые упражнения. Этот метод позволяет применить широкий спектр заданий развивающего характера, применять ТСО, учитывать индивидуальные особенности, позволяет развивать творческие способности. На занятиях наблюдается высокая активность учащихся, дети задают вопросы на уточнение понимания материала, развитость самостоятельной речи учащихся. Педагог находится в отношениях сотрудничества с учащимися, часто используются ситуации диалога, обмена мнениями.
Затрудняют проведение урока:
Неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»,
Скованность движений учителя,
Неумение учащихся работать предложенными методами обучения,
Монотонность и сухость при изложении нового материала,
Отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока вопросами.
49