СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя коррекционной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ воспитательной работы в коррекционной школе направлен не только на подведение итогов педагогической деятельности воспитателя, но и на выявление проблем воспитательного процесса, с целью их дальнейшего устранения.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ педагогической деятельности воспитателя коррекционной школы»


Самоанализ работы воспитателя

за учебный год


В классе на конец учебного года обучается 7 человек. 5 мальчиков и 2 девочки. Двое детей имеют инвалидность. В течение года двое детей были отчислены в связи со сменой места жительства и трое перешли в нашу школу из других учебных заведений.

Сложностью работы в данном классе как раз была работа по сплочению постоянно меняющегося коллектива. Особую трудность вызывало неумение взаимодействовать друг с другом – общаться без конфликтов, уступать и помогать друг другу, нежелание и неумение подчинять себя интересам других, нервозность, отсутствие сдерживающих механизмов. Нередки были случаи словесных перепалок, оскорблений, драк. У многих детей отсутствовали элементарные навыки гигиены, многие дети не умели ухаживать за собой, своими вещами. Передо мной, как воспитателем, стояла важная задача – помочь воспитанникам адаптироваться в новой жизненной ситуации, прививать им чувство толерантности, умения коммуникативного общения, умения самостоятельного решения личных проблем.

Изучая методическую литературу, новейшие достижения педагогической науки, опыт педагогов – новаторов, творчески перерабатываю и использую в своей работе. Проводя диагностические процедуры с целью выявления индивидуальных психологических особенностей воспитанников, я использовала работы Е.Д. Худенко. Используя в работе тесты на речевое поведение, незаконченное предложение, специально созданные педагогические ситуации, рисуночные тесты специально организованные задания, упражнения, игры, тренинги к концу учебного года привели к улучшению коммуникативной культуры в группе. Возникающие конфликты ребята пытаются решать общими усилиями, есть попытки договориться, пойти на компромисс. Положительным моментом проводимой работы стало желание детей вместе играть, вместе выполнять задания. Дети часто проявляют гуманное отношение к ребятам инвалидам. Помогают им переобуться, застегнуть верхнюю одежду, помогают им в выполнении домашнего задания. Дети с радостью делятся друг с другом сладостями, принесенными из дома. Любят вместе отмечать дни рождения и праздники. Но работать в этом направлении еще предстоит в следующем учебном году.

Большое внимание при работе с воспитанниками я уделяю привитию санитарно-гигиенических навыков (мытье рук перед принятием пищи, утренний и вечерний туалет, содержание в чистоте одежды и обуви…), навыков самообслуживания (умение самостоятельно и правильно одеваться и обуваться, застилать постель, поддерживать в чистоте рабочее место…) через игры, специальные задания, многократные упражнения, организацию развлечений и праздников которые позволяет наблюдать положительные тенденции в этом направлении.

Трудовая деятельность. Одной из важных задач вижу приобщение детей к посильному труду, в ходе которого совершенствуются навыки трудовой коллективной деятельности. 

Задачей этого направления работы было воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе. Оказывать помощь друг другу.

В рамках этого направления были проведены плановые уборки комнат в спальном корпусе, организовано дежурство в классе, участие воспитанников в уборке прилегающей территории, в высаживании цветов на клумбы. Были проведены такие мероприятия как:

- Воспитательские часы, тематические уроки и беседы на тему: «Профессия – учитель», «О трудовом воспитании в семье», «День пожарной охраны» «Професий в мире очень много, а выбрать надо лишь одну».

- Воспитанники принимали участие в «Операции Уют» по благоустройству спален, библиотечном часе «Путь в профессию», в операции «Чистый дом», игре «Угадай профессию», в мастер-классе «Сам умею, других научу», в конкурсе рисунков та тему «Азбука профессий».

- Ознакомились с выставкой книг в библиотеке школы «Все профессии важны».

Духовно-нравственная и художественно-эстетическая деятельность. Важной задачей считаю развитие творческой личности, для этого особое внимание уделяю развитию творческих способностей у детей. Формированию у воспитанников художественного вкуса и потребностей в эстетической и творческой деятельности. Пытаюсь прививать детям любовь к искусству, учить видеть прекрасное в окружающем мире. Вся деятельность направлена на развитие фантазии, творческого вкуса к прекрасному.

Дети читали, учили стихи, рисовали, изготавливали поделки, атрибуты к праздникам. В ходе работы решались и коррекционные задачи по развитию мелкую мускулатуру рук, устной речи.

Считаю, что при выполнении данных заданий жизнь детей наполняется особым смыслом, у них появляются собственные идеи и замыслы, их осуществление вызывает радость и гордость за результат своей деятельности. А общий коллективный труд, где дети учатся делиться своими знаниями с другими детьми, позволяет сплачивать ребят.

В рамках данного направления проводились:

-Внеклассное чтение русских народных сказок, рассказов русских писателей, посещение книжной выставки «Есть такая профессия-Родину защищать»

- Воспитательские часы, часы общения и беседы: «Добрая душа – добрые поступки», «Школьный этикет», «Мы друзья», «Эстетика внешнего вида», «Что такое вежливость», «Дай руку–друг», «Спеши делать добро», «Традиции Нового года в разных странах» «Урок вежливости Всемирный день «Спасибо», беседа «Приглашение к столу», «Масленица», «Уроки хороших манер» (просмотр обучающих мультфильмов).

- Рисование, поделки к праздникам, уроки творчества: «В гости к осени», «Пень», «Я рисую осень», рисунки и поделки к Новому году, к Пасхе, к 9мая, участие в общешкольной творческой выставке творческих работ, изготовление открыток к 8 марта и к 23 февраля.

- Участие в общешкольных мероприятиях - "21век глазами детей", "Творчество против наркотиков", "Космическое путешествие".

Гражданско-патриотическое воспитание. На этом направление основными задачами моей работы было формирование у детей гордости за отечественную историю, за своих народных героев. Пробуждать в воспитанниках интерес к прошлому своего народа. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа к восприятию и пониманию воспитанниками таких ценностей, как Родина, патриотизм и отечество.

В рамках данного направления был проведены:

- Воспитательские часы: «Я – гражданин», «День героев Отечества»;

- Беседы: «Государственные символы России», «Россия - Родина моя», «Мы-граждане России», «День снятия блокады города Ленинграда (1944г.)» «В память узников фашистских концлагерей» Гагаринский урок «Космос-это мы»

Дети участвовал в уроках мужества «Выжить вопреки…» (Сталинградская битва) «Международный день памяти жертв Холокоста», в уроках памяти: «Нам жить и помнить завещали наши деды», «Я помню, я горжусь. 1941-1945», в выставке рисунков «Дети России против войны», акции «Напиши письмо солдату на фронт».

На внеклассном чтении дети знакомились с русскими народными сказками, с историей России в рассказах для детей, просмотрели серию видеосюжетов о красоте природы России.

Принимали участие в общешкольных мероприятиях: "Рисуем с детьми вечный огонь", "Дети рисуют мир", "Мы за мир!", "21век глазами детей", "Рисуем Победу".

Экологическое воспитание. Реализуя программу экологического воспитания, я ставила перед собой задачу воспитания у детей интереса и любви к родному краю, стремления к защите природы, формирование у них осознанного, правильного отношения к природе и понимания целостности природы, через развитие познавательной активности в изучении родного края.

Реализация программы экологического воспитания проходила через цикл бесед: «Охрана природы - наша обязанность», «Экология и здоровье человека», «Земля наш общий дом», «Зеленая аптека нашего края». «День защиты морских млекопитающих», «Планете жить!», «Всемирный День Земли», «Природа-наш огромный дом, и всем найдется место в нем». Внеклассное чтение «Экологических сказок», экологический субботник «Кто, если не я!», акцию (развешивание кормушек) «Зимующие птицы»; рисунки: «Земля- наш общий дом», «Мой дом - ничего лишнего (об экономии энергоресурсов)».

Правовое воспитание. Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, ответственности за свои решения и действия. Поэтому моя работа в этой области была направлена на формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающиеся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности. Реализация данной программы проходила через проведение таких мероприятий:

-Воспитательные часы и беседы: «Гражданский долг и ответственность», «Я и мои права», «Я – гражданин», «Закон и ответственность»

- просмотр видео «Профилактика правонарушений»

- выставка рисунков «Наши права в рисунках»

Здоровье и безопасность жизнедеятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность.- Воспитательные часы и беседы Предупреждение ДДТТ и соблюдении ПДД «Безопасная дорога» «Пожары, их причины и последствия», «Безопасное поведение на улице, в школе и дома», «Будь бдительным», «Опасные и чрезвычайные ситуации», «Один дома», «Полезные продукты питания»; правила безопасного поведения при общении с животными, поведения на каникулах, на водоемах, при гололеде, при пользования печами, каминами, обогревателями.

- Оформление вместе с детьми уголка по правилам дорожого движения и правилам безопасности.

-Выставка плакатов «Пожарная и дорожная безопасность»

В направлении спортивно-оздоровительная деятельности работа была направлена на укрепление здоровья детей: совершенствование основных видов движений, выработка осанки во всех видах деятельности, воспитание гигиенических навыков и привычек поведения, формированию у детей позиции значимости здоровья в дальнейшей жизни; формирование прочных основ здорового образа жизни.

Наиболее значимыми в этом виде воспитательной работы были:

- Спортивные игры на свежем воздухе; «В здоровом теле, здоровый дух», «Крепок телом - богат делом»; внутриклассные соревнования «Зимняя эстафета».

- Беседы: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» «Здоровый образ жизни», «Мой режим дня.», «Нет - курению», «Здоровая молодежь – здоровая нация», «Всемирный день здоровья». Проводилась профилактика вредных привычек.

Семейное воспитание и работа с родителями В рамках семейного воспитания проводились беседы «Воспитание трудолюбия в семье», «Наши семейные праздники» «Состав семьи. Родственные отношения» «Родительский дом – начало начал», «Мой мир. Мой дом. Моя семья.»

На Международный день семьи ребята вместе с родителями составляли свое генеалогическое древо, готовили рассказы о своих родителях, бабушках и дедушках.

В течение учебного года проводилось оказание консультативной помощи родителям, индивидуальные консультации по вопросам воспитания в семье и для родителей детей «группы риска».

Коррекционная работа была направлена на создание условий для дальнейшей адаптации учеников с ВОЗ в школьную жизнь и в целом в социум, на формирование навыков взаимодействия с другими людьми, формирование основ национального самосознания, готовности к выполнению конституционных обязанностей, развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся.

Решались данные задачи через проведение ролевых, сюжетно – ролевых, деловых, дидактических игр и заданий. Особое внимание уделялось сюжетно – ролевой игре, как важному звену познания мира, взаимоотношений между людьми.

Для создания общего положительного фона атмосферы доброты, радости, взаимного доверия, для сплочения коллектива в классе имеется традиция проведения праздников (дни рождения, «сезонные» праздники). Считаю, что включение каждого в процесс подготовки и проведения праздника позволяет осознавать себя нужным и значимым, преодолевать комплексы, развивает детскую память, эмоционально-выразительную сферу, создает бодрое, веселое настроение.

Считаю важным условием успешной работы – создание здорового морально – психологического климата, атмосферы уважения и доверия. Строю отношения с детьми с позиции «вместе с ребенком», стараюсь, чтобы во мне видели человека, способного понять все их трудности, способного оказать помощь, поддержку.

Считаю, что, в целом, цели воспитательной работы, поставленные в начале учебного года, были реализованы на достаточном уровне, задача социализации и адаптации детей в обществе на протяжении учебного года решалась успешно.

Исходя из проведенного анализа, на следующий учебный год ставлю перед собой задачу развивать у учащихся готовность к самовоспитанию и самоанализу. Формировать навыки самоорганизации, самодисциплины и требовательности к себе. А также считаю необходимым усиление контроля за поведением и учебными успехами учащихся для того, чтобы не допустить переход некоторых их них в группу потенциального риска.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!