Самоанализ
педагогической деятельности
инструктора по физической культуре
«Ребенок воспитывается разными
случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление
этим случайностям».
В. Ф. Одоевский
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных организациях, согласно вступившему в силу ГОСО дошкольного воспитания и обучения РК - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, передо мной встала необходимость осуществления всесторонних и масштабных перемен. Я понимаю, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам.
Проблему формирования человека, воспитанного не просто как «носителя определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданина общества, с сознательным отношением к собственному здоровью, с присущими ему установками, моралью, интересами, высокой культуры труда и поведения» нельзя рассматривать вне вопросов воспитания потребности в знаниях, мотивации учения, усвоения знаний их творческого применения в практике.
Как показывают исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других, это невозможно без формирования соответствующей мотивации. Мотивация рассматривается многими исследователями как регулятор деятельности человека, которая, в свою очередь, предполагает в себе самой систему значимости для человека.
При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как создание мотивации дошкольников к знаниям, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% – от мотивов. И каждого педагога волнует, как же сформировать у детей положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время, в эпоху глобальных перемен в области образования проблема формирования устойчивых положительных мотивов у дошкольников актуальна в педагогике, психологии и практике многих педагогов. На протяжении дошкольного детства у детей организованная учебная деятельность находиться в числе ведущих, и, следовательно, тема формирования мотивов, побуждающих её, представляет интерес для изучения.
Исходя из вышесказанного, целью моей деятельности явилось выявление средств и методов, эффективно способствующих формированию устойчивой мотивации к двигательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Для решения данной цели мною была изучена и проанализирована научно–исследовательская и педагогическая литература, которая предоставила мне возможность внедрения теории решения изобретательных задач в практику физического воспитания. Отсюда и цель моей педагогической деятельности повлекла за собой новый смысл: обосновать и апробировать пути использования методов и приёмов технологии теории решения изобретательных задач как эффективного средства формирования мотивации к двигательной деятельности детей дошкольного возраста
Для достижения (реализации) новой цели мною была разработана система педагогической деятельности в следующих направлениях: исследовательской, конструктивной, организаторской.
Исследовательская деятельность
Цель: повышение уровня своей квалификации, передача опыта коллегам, совершенствование своего педагогического мастерства.
Задачи и содержание исследовательской деятельности следующие:
изучение и анализ научно–методической литературы по вопросам: «Формирование устойчивой мотивации к двигательной деятельности у детей дошкольного возраста», «Методы и приёмы технологии ТРИЗ» и др.
осмысление основных положений и направлений в проведении исследования;
создание двигательного режима, направленного на формирование устойчивой мотивации и на оптимизацию двигательной деятельности детей в ДО;
учёт индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной деятельности, выявление возможности и целесообразности их коррекции;
анализ программного материала и его апробация на практике;
поиск рациональных средств, форм и методов физического воспитания дошкольников;
эффективное использование методик и методов исследования (педагогические наблюдения, контрольные двигательные задания, анкетирование);
обобщение и использование собственного опыта и опыта коллег;
подготовка практического материала для публикаций в СМИ.
Результатами исследовательской деятельности стали:
Разработка проекта по использованию методов и приёмов технологии ТРИЗ как средства формирования мотивации к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста;
Создание комплекса учебных материалов для старших дошкольников и методических материалов для педагогов, родителей.
Конструктивная деятельность
Цель: включить в содержание планирования игры, упражнения с применением технологии ТРИЗ как средство мотивации и формирования интереса в физической культуре детей дошкольного возраста в соответствии с программными требованиями и индивидуальными особенностями
В рамках конструктивной деятельности в перспективное планирование программного материала, отбор содержания, средств обучения при реализации разных видов и форм двигательной деятельности были включены игры, упражнения с применением приёмов и методов ТРИЗ – технологии. Практику вошли как традиционные виды организованной учебной деятельности, так и занятия по физкультуре под названием «Фантазёры», где дети совершенствовали свои двигательные умения и навыки параллельно с решением изобретательных задач, создавали нестандартное оборудование и применяли методы и приёмы нестандартного мышления.
Заблаговременно планируемые физкультурно–массовые мероприятия, включающие активный отдых детей совместно со своими сверстниками (спортивные праздники, досуги, недели здоровья, игры – соревнования) также включали в себя игровые технологии, активизирующие творческую и мыслительную активность детей: «Путешествие Зубной щётки», «Принцесса Грязнуля», брейн–ринг «Super Спортики» и др.
С целью развития моторики и оптимизации двигательной активности детей в разных видах двигательной деятельности были созданы ряд игр и упражнений, созданные по технологии ТРИЗ, в которых использовались разнообразные предметы физкультурного и спортивно – игрового оборудования и инвентаря, в разумном его подборе и рациональном использовании.
Результатами данной деятельности стало повышение эмоциональной насыщенности, а соответственно и совершенствование двигательной активности детей, вырос интерес к развитию основных видов движения, активизировалась досуговая деятельность.
Организаторская (коммуникативная) деятельность
Наряду с конструктивной деятельностью немаловажное значение имеет организаторская педагогическая деятельность в физкультурно–оздоровительной деятельности. Она заключается в практической реализации и корректировке проектов конструктивной деятельности. С целью оптимизации процесса физического воспитания в ДО я координирую свою деятельность со всеми членами коллектива (заведующей, методистом, медсестрой, воспитателями групп, логопедом, музыкальным руководителем).
С целью повышения уровня развития педагогов детского сада по формированию мотивации к двигательной активности с использованием ТРИЗ–технологии проводились совместные мероприятия по обмену опытом (педсоветы, семинары, консультации, открытые занятия), а также «Часы необычного здоровья», включающие методы и приёмы фантазирования, которые в свою очередь несли не только оздоровительный эффект для самих педагогов, но и снимали усталость и повышали радостное настроение.
Важным аспектом своей педагогической деятельности я считаю работу с родителями своих воспитанников, их заинтересованность в педагогическом и воспитательном процессе, в понимании жизненных прерогатив. Для родителей проводились Дни открытых дверей, где родители знакомились с оздоровительными мероприятиями, в которых применялись ТРИЗ–технологии. Многие родители взяли на заметку важные аспекты данного исследуемого направления. В итоге возникла потребность родителей в получении консультаций по вопросам, связанных с формированием интереса к физической культуре своего ребенка «Придумай интересную игру», «Интересные движения», «Необычные игры с мячом», и др.
Результаты данной деятельности сформировали положительное отношение родителей к физической культуре и создали благоприятный микроклимат в коллективе.
И конечно, главным критерием эффективности проделанной работы каждого педагога является диагностика уровня развития детей в образовательных областях. Теперь в своей работе кроме уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста, можно наблюдать и уровень интереса к физической культуре.
№ п/п | Возрастная группа | Время проведения диагностики |
Сентябрь 2016 г. | Январь 2017г. |
Уровни | Уровни |
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий |
1. | старшая гр. | 22% | 78% | 0% | 46% | 52% | 2% |
2. | подготовит.гр | 42% | 58% | 0% | 57% | 43% | 0% |
№ | Тема опроса | Время проведения |
Сентябрь 2016 г. | Январь 2017г. |
1. | Предпочтение активного отдыха | 12% | 67% |
2. | Знают и играют в подвижные и спортивные игры | 3% | 46% |
3. | Стать чемпионами пожелали | 16% | 75% |
4. | Выбор любимого вида спорта | 86% | 100% |
5 | Делают утреннюю гимнастику | 2% | 26% |
6 | Научились прыгать через скакалку, крутить обруч и др. виды основных движений | 4% | 32% |
Сравнивая результаты диагностики, убеждаюсь в эффективности проделанной работы. Наблюдается положительная динамика в использовании игр и упражнений с применением технологии ТРИЗ в физическом воспитании дошкольников и сформированности устойчивой мотивации к двигательной деятельности.
Мне нравится то, чем я занимаюсь. Считаю себя современным педагогом, потому что не мыслю себя без постоянного совершенствования и понимаю, что должна быть образцом для своих воспитанников. Я научилась делиться с коллегами инновационными находками и оказывать помощь; научилась рационально использовать свое рабочее время. Стараюсь всегда вносить положительный настрой в коллективе. Я увлечена профессией, своим делом, осознаю важность и нужность работы. Я счастлива, когда ребята с удовольствием идут ко мне в спортзал. Вот это то, к чему я так стремлюсь!