СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет коллегам написать самоанализ урока

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ по русскому языку 5 класс»

Лист диагностики и анализ урока

(с позиции соответствия требованиям ФГОС ООО)


Дата

Класс 5 «Б»

Учащихся в классе 14

На уроке 12

ФИО учителя Демускова Ирина Анатольевна

Предмет русский язык

Тема урока Обращение


Каков вклад урока в целом в образовательные достижения учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО?

Урок активизировал следующие образовательные достижения учащихся:

-предметные:

-расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

-формирование навыков синтаксического анализа предложения;

-метапредметные:

мение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в паре;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;

-личностные:

-формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;



Какова цель урока?

Чья цель:

учителя и учеников?



Цель урока: сформировать у учащихся представление об обращении и его роли в предложении

Цель урока предусматривала решение следующих задач:

-формировать умение находить обращение в предложении;

- учить отличать обращение от подлежащего;

-учить постановке знаков препинания в предложениях с обращением;

-формировать представление о роли обращения в речи

-развивать устную и письменную речь учащихся;

-расширять словарный запас обучающихся;

-развивать интерес к русскому языку;

-формировать личностный смысл учения у обучающихся;

-формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию;

сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.

Цели и задачи, которые учитель хочет реализовать на данном этапе урока:

формулирование темы и целей урока обучающимися.

Принятая цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения.

Форма работы: фронтальная беседа, наблюдение за языковым материалом

Метод: словесный ( беседа), практический

Тема урока формулируется учащимися после выполнения заданий по актуализации знаний, а также после практического задания учителя. Цели формулируются учащимися при опоре на схему-подсказку.

Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

Результат, заключенный в цели урока в целом отражает требования ФГОС ООО, а именно:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Реальный результат урока полностью соответствует его цели:

Определив, что они должны знать об обращении и чему научиться, ребята самостоятельно определяют план выхода из создавшегося затруднения и выполняют соответствующие задания.

Соответствует ли схема построения урока его цели и приоритетам ФГОС ООО?


Использовалась следующая схема построения урока:


1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

3. Постановка проблемы.

4. Формулировка целей урока

6. Изучение нового материала

7. Закрепление изученного материала

8. Рефлексия.

9. Итог урока. Оценка и самооценка

10. Задание на дом




Схема построения урока соответствует его цели и приоритетам ФГОС ООО:

-формулировка целей урока с опорой на схему

-обращение к ученикам с предложением наблюдать, делать предположения при анализе языкового материала

Чем выражено обращение?

Какое место в предложении занимает?

Какими знаками выделяется на письме?

-проведение эксперимента, направленного на выявление роли обращения в речи и формирование умения различать подлежащее и обращение.


Всё это работа, побуждающая учащихся к деятельности


-организована работа в парах с целью развивать у обучающихся умение обсуждать возможные варианты решения проблемы


-использовались приёмы работы с классом, подчёркивающие динамику изменений в образовательных достижениях учеников

Вывод: это урок, развивающий в деятельности

Удачно ли подобрано содержание урока для достижения цели?

Соответствует ли содержание урока приоритетам ФГОС ООО?


Деятельностно организована работа с содержанием образования на уроке, который соответствует приоритетам ФГОС:


Урок был построен с использованием игровой формы (освоение острова «Обращение»), которая поддерживала проблемно-поисковый характер урока, что дало возможность вести урок динамично,а также включать в урок различный по тематике языковой материал.


- На этапе актуализации опорных знаний проводилась синтаксическая пятиминутка в игровой форме (отвечая на вопросы по теме «Синтаксис», ребята готовились к путешествию)



-На этапе изучения нового материала работа велась фронтально, в парах , метод работы – практический. Цель работы на данном этапе урока – стимулировать поисковую, аналитическую работу детей в процессе наблюдения за языковым материалом. Записав следующие предложения


  • Помоги мне, мамочка, пожалуйста!

  • Дорогие ребята, через неделю мы отправляемся в поход.

  • Ты пойдёшь гулять, Настя?

  • Уважаемые зрители, оставьте ваши отзывы о спектакле.

Ребята отвечают на вопросы


Что же такое обращение?

Чем выражено обращение?

Какое место в предложении занимает, где находится?

Какими знаками выделяется на письме?

Как же различать обращение и подлежащее?


-На этапе закрепления нового материала работа велась устно (с целью отработки правильной интонации) и письменно(с целью закрепления навыка постановки знаков препинания при обращении). Материалом для данных упражнений послужили отрывки из произведений А.С.Пушкина, И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова

Выпишите два любых предложения,

обращения обозначьте.

  • "Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи...

  • Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

  • Не оставь меня, кум милый!

  • Кумушка, мне странно это...

  • Вот за что тебя глубоко я люблю, родная Русь!

  • Как часто в горестной разлуке,
    В моей блуждающей судьбе,
    Москва, я думал о тебе!

-На этапе самостоятельной работы учащиеся выполняют задание, цель которого – выработка порядка действий при нахождении обращения в предложении и выделении обращения на письме знаками препинания.

Выпишите предложения с обращением, расставьте недостающие знаки препинания.

  • Бабушка постой немножко!

  • Князь у синя моря ходит.

  • Ты царица всех милее...

  • Здравствуй князь ты мой прекрасный!

  • Бабушка меня очень любит.

  • Гости князю поклонились...

  • Чем вы гости торг ведёте?



Результат: сформированы умения находить обращение в речи, выразительно читать предложения с обращением, выделять обращение на письме соответствующими знаками препинания. Проблемные вопросы были осознаны учащимися, были предложены верные способы решения, было осуществлено планирование и выполнение учебных действий .


Соответствует ли методический (технологический) инструментарий учителя приоритетам ФГОС ООО?


Для реализации системно - деятельностного подхода использовались следующие приемы

- поощрение учеников задавать вопросы, комментировать, вовлечение их в дискуссию по выработке способа выполнения учебного действия

- использование фронтальных вопросов

-в равной мере вопросы адресованы мальчикам и девочкам

-соответствие вопросов уровню интеллектуального развития учащихся в классе

Для обобщения идей, высказанных учениками по ключевым вопросам урока использовались следующие приемы:

- поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль

-КОНОП (контрольный опрос на определенную тему)

-подведение итогов урока

Для развития личностного потенциала учеников использовался следующий методический инструментарий:

--обращается внимание учителя и учеников на каждый ответ обучающихся

-учителем не вносятся исправления и свое мнение

-предоставляется возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказывание их товарищей по поводу расхождений во мнении

-задаются уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно

-создается атмосфера доброжелательности и уважения в общении

Использование данных приемов способствует формированию регулятивных УУД:

-целеполагание

-планирование

-контроль

-коррекция

-оценка

познавательных УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-рефлексия способов и условий действия, контроли оценка процесса и результатов деятельности

-определение основной и второстепенной информации

-постановка и формулирование проблемы

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

-построение логической цепи рассуждений

-выдвижение гипотез и их обоснование

коммуникативных УУД:

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

-управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка действий партнера

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка



Соответствуют ли способы оценивания результатов учебной деятельности учеников требованиям

ФГОС ООО?

Для оценивания результатов учебной деятельности проводилась рефлексия и самооценка


Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

оценить значимость учебных действий для самого себя..

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формировать осознанность и критичность учебных действий;

осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям

Форма работы: индивидуальная

Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока. Мобилизация учащихся на рефлексию способов деятельности проводится с помощью карточки самооценки.

При подведении итогов урока определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

получить информацию о результатах деятельности на уроке

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать навыки самооценки,

определить уровень достижения поставленных задач в течение урока,

формировать адекватную самооценку у обучающихся;

обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий.

Метод: устный опрос

Форма работы: фронтальная

Какую задачу поставили на уроке? О чем узнали?

Что вам помогало?

У кого возникли трудности?

Производится самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.

Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

Результат: соотнесены цели урока и результаты работы.

















Лист диагностики и анализ урока (с позиции соответствия требованиям ФГОС ООО)

Дата ___________ Класс ________ Учащихся в классе _______ На уроке _______

ФИО учителя ____________________________________ Предмет _________________________

Тема урока __________________________________________________________________________


Каков вклад урока в целом в образовательные достижения учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО?

Какие образовательные изменения в учащихся порождал (активизировал) урок?

- предметные

-метапредметные

-личностные

(знания, действия, отношения, ценности, смыслы, поведение = последействие урока)






Какова цель урока?

Чья цель:

учителя и учеников?


Что цель урока предусматривала?

Понятна ли она учителю и ученикам?

Можно ли измерить заключенный в ней результат?

Отражает ли он требования ФГОС ООО?

Соответствует ли реальный результат урока его цели?



Соответствует ли схема построения урока его цели и приоритетам ФГОС ООО?

Оцените схему построения урока по вопросам:

  • Обращается ли учитель к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения?

  • Какова формула вопросов, с которыми учитель обращается к ученикам (репродуктивная/личностно-ориентированная/побуждающая к деятельности)

  • Используется ли дискуссия как метод преподнесения знаний?

  • Какой вид диалога (подводящий/побуждающий) использует учитель?

  • Использует ли учитель приёмы работы с классом, подчёркивающие динамику изменений в образовательных достижениях учеников – в знаниях, действиях, личностных новообразованиях? Насколько они эффективны?

Сделайте вывод: это урок репродуктивный, просветительский или развивающий в деятельности.







Удачно ли подобрано содержание урока для достижения цели?

Соответствует ли содержание урока приоритетам ФГОС ООО?

Содержание урока – это необходимая информация или средство образовательных достижений ученика?

Как организована работа с содержанием образования на уроке: репродуктивно или деятельностно?








Соответствует ли методический (технологический) инструментарий учителя приоритетам ФГОС ООО?


Какие приёмы использовал учитель для реализации системно-деятельностного подхода?

- Поощрял ли учитель учеников задавать вопросы, комментировать, вовлекал ли в дискуссию по выработке способа выполнения учебного действия?

- Ограничивался ли частными предметными действиями или создавал условия для их обобщения?

- Задавал ли фронтальные вопросы, или они имели личностную адресность?

- Какие приёмы/формы организации деятельности использовал учитель для обобщения идей, высказанных учениками по ключевым вопросам урока?

- Какова эффективность использованных приемов / организационных форм для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД?

- Учитывал ли учитель особенности гендерного поведения учеников? В равной ли мере вопросы адресованы мальчикам и девочкам?

- Какой методический инструментарий учитель использовал для развития личностного потенциала учеников?

- Включались ли в учебную деятельность ученики с низкой мотивацией? Какие использовались приёмы для этого?

Их эффективность для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД.

- Соответствовали ли вопросы учителя уровню интеллектуального / общего развития учащихся в классе?

- Проводил ли учитель предварительную диагностику уровня готовности учеников к решению формулируемых на уроке учебных задач и проблем? Какие приёмы использовались для этого?

Сформулируйте рекомендации учителю по коррекции арсенала методических приемов.

Соответствуют ли способы оценивания результатов учебной деятельности учеников требованиям

ФГОС ООО?

Какие системы, приемы, способы оценивания применены?

Оценивание учителем или самооценивание, взаимооценивание? По видам и уровням достижений? Дифференцированно? Многобалльно, с помощью рейтинга и т.п. Какова педагогическая целесообразность примененных приемов?



Подпись учителя


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!