государственное учреждение государственное учреждение «рудненский городской отдел образования» КГКП «Ясли-сад №4»
акимата города рудноГО акимата города рудноГО
САМОАНАЛИЗ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Воспитателя:
Мицель Александры Федоровны
Тема самообразования:
«Игровые технологии. Сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр»
на 2014-2017 учебный год
КАЧАР
Актуальность:
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка трех лет является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Дидактические игры использую в разных видах деятельности детей: в непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, включая все виды восприятия. Определённые знания по сенсорике дети получают и при проведении подвижных игр, во время которых одновременно решаются сразу несколько задач сенсорного развития.
Таким образом, дидактическая игра у детей младшего возраста является средством для сенсорного развития, что является актуальным.
Ожидаемый результат:
Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению. Дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам и признакам.
Цели:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;
2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;
2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
За два года работы по теме самообразования мною была изучена следующая методическая литература:
Венгер Л. А., Пилюгина Е. . Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.
Пилюгина В. А.Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с.
Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007.
Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.
Венгер Л.А. ,Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. «Просвещение»-1978.
Ашикова, С. Совместная с детьми творческая деятельность С.Ашикова Ребенок в детском саду. - 2001 - № 3 — 35 с.
«Сенсорные способности малыша». Э.Г.Пилюгина
«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Попова Л.И.
Дидактические игры по математике, обучающие карточки, геометрические фигуры, дидактические игры по экологии. Математика для детей 3-4 лет Е. В. Колесникова ФГОС ДО «ТЦ Сфера», 2015.
На практическом этапе:
Пополнила картотеку игр и физминуток для развития мелкой моторики рук, по сенсорному развитию,
Пальчиковый театр «Репка»
Подобрала и изготовила дидактический материала к играм, направленным на развитие восприятия формы, цвета, величины: «Найди пару по форме», «Собери цветик- семицветик», «Большой -маленький».
Провела работу с родителями: Консультация: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста», Мастер-класс для родителей «Развиваем математическое представление через цветовое восприятие», Консультация для родителей «Значение дидактических игр», Презентация для родителей: «Один день из жизни нашей группы».
Изготовление карточек –схем по играм с блоками Дьенеша.
Анализируя свою работу можно сказать следующее:
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире.
Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сказать о том, что необходимо создавать условия для упражнения сенсорных функций, с тем, чтобы дети могли систематически тренироваться в различении, классификации признаков окружающей действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия с окружающим миром.
Основными методами сенсорного развития детей раннего возраста являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры.
Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.
принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;
принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.
принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;