СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ профессиональной деятельности учителя математики

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как учитель информатики стараюсь помочь своим коллегам в применении новых информационных технологий в учебном процессе. Возникновения конфликтных ситуаций считаю неприемлемыми в работе учителя.

     Постоянно изучаю новинки педагогического мастерства ведущих специалистов в области информатики и математики. Интересуюсь новинками методической литературы, газетными публикациями, а также различными видеоматериалами.

В заключение хочется добавить, что, не смотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Учитель должен уметь комбинировать элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели – научить ребенка учиться жить.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ профессиональной деятельности учителя математики»

Я, Рыжакова Александра Александровна родилась 1987 году.

В 2010 году окончила Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности, факультет-компьютерного эколого-экономического мониторинга по специальности-инженер КЭЭМ.

Сейчас являюсь студенткой 4 курса Херсонского государственного университета, факультет – физики, математики и информатики.

Общий стаж работы составляет 6 лет, педагогический-2 года.

С 2012 года работаю в данной школе учителем информатики и математики.

С 2011 года работаю на проблемой «Использование проектной деятельности на уроке информатике и математики ». Моя цель не только дать детям сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся, организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком информатики и математики. Моя цель полностью согласуется с деятельностью школы, которая стремится воспитать у школьников интерес к учёбе, готовя всесторонне развитую творческую личность.  На современном этапе развития образования актуальной становится задача воспитания думающего человека, способного ориентироваться в меняющихся условиях, потоке информации, готового к творческому поиску. Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектной деятельности учащихся.

Метод проектов, на мой взгляд, помогает развивать у учеников логическое мышление, познавательный интерес, расширять умственные способности, такие характеристики интеллекта как: синтез, анализ, обобщение, классификация, сравнение. Этот метод обучения несет и философский аспект отношения к реальности, влияет на мировоззрение учащихся. При его реализации происходит формирование и сферы мыслительных операций ребенка и его практических умений.

На уроках информатики метод проектов может быть использован в полной мере, т.к. на этих уроках чаще всего используется самостоятельная работа за компьютером, используются методы дифференцированного и индивидуального обучения. При изучении курса информатики, очень многие важные темы не имеют компьютерной поддержки. Проектная деятельность учащихся как раз может быть и использована на таких уроках. Это позволит более полно и всеобъемлюще рассматривать материал уроков и поддерживать интерес учащихся при изучении этих тем. Проектная деятельность является, на мой взгляд, лучшим контролем знаний, умений и навыков на уроках информатики. Готовые ученические проекты являются важным показателем применимости получаемых знаний.

А для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

В методе проектов обязателен элемент соревнования между отдельными группами учащихся, что значительно повышает самоконтроль учащихся, а главное, хорошо активизирует деятельность. Успешная защита проекта побуждает ученика к дальнейшим действиям. Следует отметить, что не всегда самые лучшие и неординарные проекты получаются у хорошо успевающих учащихся. Яркие проекты выходят и у тех ребят, у которых не хватает терпения для систематического приготовления уроков.

Участвуя в проектной деятельности, ребята обмениваются друг с другом информацией, советуются, спорят, помогают друг другу и оценивает один другого. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперед своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных по знаниям учеников.

Таким образом, можно сказать, что метод проектов на уроке информатики, математики и во внеурочное время позволяет учителю, как индивидуализировать работу на уроке, выполняя задания, которые посильны каждому ученику, так и коллективизировать познавательную деятельность учащихся. Кроме того, проектная деятельность по информатике способствует развитию наблюдательности, умению видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни, ставить перед собой цель и формулировать итоги своей самостоятельной деятельности.

В 8-х классах планирую проектную деятельность учащихся по теме «Подобие треугольников. На начальном этапе каждой группе из 5-6 человек сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.

Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:

*практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.)

*практические задачи – задачи прикладного характера;

*проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;

*теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;

*задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.

Все задания разделены на блоки по темам:

  1. Обобщённая теорема Фалеса.

  1. Признаки подобия треугольников.

  2. Подобие прямоугольных треугольников.

  3. Пропорциональность отрезков и секущих окружностей.

Некоторые задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия по геометрии. При его изготовлении могут использоваться любые подходящие материалы: цветная бумага, картон, ткань и др.

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

1.      Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий).

2.      Планирование работы (распределение обязанностей, определение индивидуальной работы).

3.      Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания по теме «Подобие треугольников»; учитель корректирует ход выполнения работы).

4.      Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).

5.      Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).

6.      Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

В 11 классе итогом изучения темы: "Основы алгоритмитизации и программирования" можно предложить защиту индивидуальных проектов по различным школьным или факультативным предметам, либо презентацию любого программного продукта. Этот учебный проект можно рассматривать как проблемно-исследовательский. Ученические же проекты впоследствии могут быть использованы на уроках информатики и на уроках по другим предметам школьного курса. Очень важным моментом является то, что при создании проекта реализуется принцип практического применения знаний, полученных учащимися при изучении различных предметов. Примером проекта, рассматривающим межпредметные связи, является проект: "Моделирование движения тела под действием силы тяжести с помощью электронных таблиц". Цель данного проекта является умение строить компьютерные модели на основе физических процессов и формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников. Пи изучении этой темы можно рассматривать проект "Алгоритмы и реальность". В этом проекте исследуется практическое применение алгоритмической деятельности человека, нахождение алгоритмов в нашей реальной жизни и в различных учебных предметах, значение алгоритмизации мышления человека. Целью проекта "Будем здоровы в XXI веке" является формирование критического отношения к повседневному использованию компьютеров в жизни человека, их взгляда на совместимость здорового образа жизни и работу за компьютером.

По проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: 

  1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности. 

  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и математики, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше. 

  3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития. 


Прежде всего, это обусловлено: 

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью; 

  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности. 


В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие. 

Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.

Итоги учебных достижений учащихся за время работы в данной школе по математики, алгебре, геометрии и информатики в 2012/2013 учебном году

Наблюдается положительная динамика качества знаний по информатике и математике. Уровень обученности во всех классах стабилен. (Данные представлены в таблице и проиллюстрированы диаграммами).


Уроки планирую в соответствии с методическими требованиями и рекомендациями. Использую различные типы уроков, но чаще всего комбинированные уроки. В структуру урока обязательно включаю проверку домашнего задания, индивидуальный и фронтальный опрос, беседы, самостоятельную работу, работу с учебниками, повторение.

Уделяю большое внимание возрастным и психологическим особенностям учащихся, строю свою работу на основе личностно -ориентированного подхода к ребёнку , что помогает мне своевременно корректировать взаимоотношения с детьми.

Уделяю много времени разработке урока. Считаю что учитель к уроку должен и обязан быть подготовленным.

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

  • как средство наглядности учебного процесса

(презентации, моделирование),

  • для индивидуализации учебного процесса,

  • для организации коллективной и групповой работы (проекты), как

средство разработки и подготовки различных видов учебно- методического

материала (поурочное планирование, методические разработки,

контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:

  • учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);

  • приобретают навыки самостоятельной творческой работы;

  • учатся грамотно использовать в речи информационные и

математические термины;

  • приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Я решаю эту проблему следующими методами и технологиями обучения:

  • разнообразный вид деятельности на уроке;

  • индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;

  • активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке и вне его;

  • использование метода проектов;

  • обобщение и систематизация информации.

В целях развития творческого потенциала учащихся и аналитических способностей использую нестандартные формы урока: «урок-путешествие», урок-защита индивидуальных и групповых проектов. Так же учащиеся хорошо составляют ребусы, кросворды, готовят сообщения к уроку, используя дополнительную литературу.

Потребности каждого ребёнка в успехе не должны связываться только с одной учебной деятельностью. Поэтому вовлекаю своих учеников и во внеклассную работу по предмету. Результатом такой работы стало участие ребёнка в районной олимпиаде, где ученица 5 класса заняла 2 место и участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру» -ученица 7 класса заняла призовое место.

Участие в школьных методических объединениях, педсоветах помогает мне повышать свой профессионализм, пополнить теоретическую и практическую базу. Имею различную методическую литературу. Также есть и систематически использую раздаточный материал.

Как учитель информатики стараюсь помочь своим коллегам в применении новых информационных технологий в учебном процессе. Возникновения конфликтных ситуаций считаю неприемлемыми в работе учителя.

Постоянно изучаю новинки педагогического мастерства ведущих специалистов в области информатики и математики. Интересуюсь новинками методической литературы, газетными публикациями, а также различными видеоматериалами.

В заключение хочется добавить, что, не смотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Учитель должен уметь комбинировать элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, старой школы, для достижения главной цели – научить ребенка учиться жить.




































п/п

Класс

Предмет

I семестр

ІІ семестр

Качество

обученности

в %

Н.ур.

%

Ср.ур.

%

Дост.ур.

%

В.ур.

%

Ср.балл

Н.ур.

%

Ср.ур.

%

Дост.ур.

%

В.ур.

%

Ср.балл


1

5

Математика



3

75

1

25



6



2

50

2

50



6,5

50

2

7

Алгебра



5

63

3

37



6



5

63

3

37



5,6

37

3

7

Геометрия



4

50

4

50



6



5

63

3

37



5,9

37

4

9

Информатика





5

83

1

17

9





5

83

1

17

8,8

100

5

10

Информатика



1

10

5

50

4

40

9



1

10

4

40

5

50

8,6

90

6

11

Информатика



1

10

6

60

3

30

8



3

30

3

30

4

40

8,7

70