Анализ работы учителя-дефектолога
ГКОУ « Донецкая СШИ №22»
(2020-2025гг.)
Ващенко Ларисы Николаевны
Я работаю учителем-дефектологом в ГКОУ «Донецкая СШИ №22» Педагогический стаж работы-23 года.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:
1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов;
2. Лечение и оздоровление;
3. Воспитание;
4. Коррекцию нарушений развития;
5. Социальную адаптацию.
Цель моей профессиональной деятельности заключается в следующем:
-создать комфортные условия индивидуального развития обучающихся;
-раскрыть и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
-повысить мотивацию учебной деятельности обучающихся в условиях ОУ;
- оказание своевременной помощи детям с ограниченными возможностями при освоении программного содержания образования в условиях ОУ;
- коррекция и развитие познавательной сферы ребенка в динамке образовательного процесса.
Я работаю над проблемой: «Межпредметные связи на уроках естественного цикла».
Для реализации проблемы мною сделано следующее:
-изучены и проанализированы педагогические технологии (проблемного обучения, педагогической диагностики и контроля, метод проектов, игровые, ИКТ и другие);
-изучен педагогический опыт по данному направлению;
-созданы комплекты тестовых заданий и дидактических карточек с разноуровневыми заданиями;
-создан банк ученических проектов.
-создан банк творческих работ обучающихся;
-формируются результаты учебной и внеклассной деятельности обучающихся (портфолио).
Все это позволило создать необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучающихся, выявить их творческое начало, активизировать деятельность, повысить эффективность учебного процесса и качество знаний обучающихся.
Специфика моей работы заключается в коррекции и компенсации нарушений в интеллектуальной сфере у детей с нарушениями умственного развития. Эффективность её зависит от подбора способов взаимодействия с каждым ребёнком, учитывая его индивидуально-личностные особенности и потребности. Поэтому я стараюсь применять больше технологий, методов и приёмов, работая с ребёнком с особыми образовательными потребностями, что дает мне большую вероятность подобрать ключик к каждому воспитаннику и его семье для реализации коррекционно-развивающих задач. Я применяю в работе информационно-коммуникативные технологии и необходимые средства обучения. Занятия провожу в форме игр, экспериментов, создания проблемных ситуаций. В своей работе использую поисковые задания, организовываю выставки, подготавливаю тематические презентации, которые обогащают занятия наглядностью, дают возможность услышать звуки окружающего мира, голоса птиц и животных.
В течение последних лет работы моя личная концепция – это:
-Творческий подход к обучению детей начального звена;
-Сотрудничество учителя и обучающихся;
-Обучение основывается на привитии интереса к учению;
-Совершенствование знаний, умений, навыков обучающихся;
-Основой учебного процесса становится деятельность самих обучающихся;
Полноценное понимание учебного материала достигается не на основе слушания и объяснения, а в процессе организации творческой самостоятельной работы детей.
Исходя из своей личной концепции, сформулировала задачи:
-повышение интереса к учебному процессу;
- развитие логического и творческого мышления;
- развитие умений выдвигать и обосновывать свои предположения,
находить причинно-следственные связи;
-Интенсивно совершенствовать первоначальные навыки;
- Воспитывать интересы у обучающихся и потребности через приобщение детей к творческой деятельности.
При этом не забываю об общих проблемах детей с ОВЗ:
1. Ограниченные представления об окружающем мире.
2. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении.
3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребёнка).
4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребёнка, следует разговаривать с ним: спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяю особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Постоянно нахожусь в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Использую новые подходы к организации этого процесса. Ищу наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Стараюсь овладевать современными педагогическими технологиями, считаю, что применение их учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Для достижения лучшего результата в работе, применяю различные методы, способы, технологии при работе с детьми с ОВЗ.
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно-развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Информационно-коммуникационные технологии
6. Здоровьесберегающие технологии
Применение технологии разноуровневого обучения предполагает разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Этот вид обучения актуален в нашей школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает мне возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Применяю уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов (проверочные разноуровневые задания).
На уроках преимущественно использую продуктивные методы обучения, отличающиеся тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение относится к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает, как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.
Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. На каждом уроке я привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Главное в решении познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.
Становление личности школьника, прежде всего, происходит на уроках.
Моя главная цель:
-вызвать у детей эмоциональный интерес;
-создать условия, максимально раскрывающие творческие способности обучающихся.
Продумываю структуру каждого урока так, чтобы успеха добился каждый в меру своих способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным ученикам. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска и открытий.
Работая над темой самообразования, я изучила и активно применяю следующие образовательные технологии.
Проектные технологии.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают исследовательские умения и системное мышление. На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.
Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся. Обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.
Игровые технологии
В своей педагогической деятельности я использую игровые технологии. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребёнка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности.
Различные виды игр использую, в основном, на внеклассных занятиях. Игры помогают сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке не только организует процесс общения, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников.
В классе есть дети с разным уровнем развития. Основным путем осуществления индивидуализации обучения является дифференцированный подход. Я использую на уроках индивидуальные карточки и перфокарты с разноуровневыми заданиями по сложности, объему, степени самостоятельности обучающихся. Слабым обучающимся задания даются алгоритмического вида ,или с использованием схем, чертежей. Сильным учащимся задания на перенос знаний и умений в измененную ситуацию. Применение карточек дает возможность более рационально использовать время урока, что особенно важно в условиях малокомплектной школы.
Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная, преобладают дружеские взаимоотношения, взаимовыручка и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникали, то быстро и корректно разрешались. Ребята оказывают друг другу помощь, уважительно относятся к старшим. Наибольшая половина учащихся активно участвует в делах класса. В трудовой деятельности ребята принимают активное участие, дежурят в классе, выполняют различные поручения, учатся оценивать труд взрослых и товарищей.
Более активные дети класса: Никифорчак Матвей, Давиденко Дарина. Они оказывают помощь в организации различных мероприятий, активно участвуют в них. Остальные учащиеся также были вовлечены в полезную деятельность в классе, у каждого ребёнка были свои общественные поручения, они с удовольствием и добросовестно их выполняли. Выполнение общественных поручений учащимися класса позволило развивать чувство ответственности, формировались организаторские, лидерские качества. Совместная работа детей в классе способствовала сплочению коллектива, осознанию причастности каждого ребёнка к одному общему делу.
Классные и общешкольные конкурсы - одна из основных форм работы с детьми.
Были проведены мероприятия среди учеников начальной школы, открытые классные часы (с использованием компьютера, показ презентаций): «День народного единства», «День матери», «Прощание с масленицей» «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День смеха» «День космонавтики», «Светлый праздник Пасхи». Все эти конкурсы, мероприятия способствовали развитию познавательного интереса. Ребята учились применять свои знания в нестандартной ситуации, работать с текстом. Участие в подобных мероприятиях имеет и воспитательный эффект – у ребят воспитывается ответственность, формируется самооценка.
Обучение и воспитание – неразрывные процессы в школе. Главной задачей своей воспитательной работы считаю: создание коллектива, атмосферы жизнедеятельности в нем, а это способствует развитию образованной, воспитанной личности. Для оценки уровня психологической атмосферы в классе использую разнообразные методы: наблюдение, беседы, анкетирование, рисуночные тесты. Отслеживаю уровень тревожности, адаптации, мотивации и т п. Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Дети неконфликтны. Они всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях. С целью сплочения коллектива провожу различные мероприятия, пробуждающие интерес ребёнка к самому себе, формирую самоуважение, уважение к другим.
План воспитательной работы строился в соответствии с планом работы школы. В нем нашли отражения муниципальные и общешкольные мероприятия, календарные даты года, интересы детей.
С учащимися проводилась ежедневная работа по формированию у них нравственных качеств: они учились заботиться о больном однокласснике, оказывать знаки внимания детям в их день рождения, уважительно относиться друг к другу.
Проводились с детьми игровые упражнения:
- игра-викторина «Умники и умницы», «Математический ринг», литературная викторина по сказкам, «Разработка кодекса дружбы класса», беседы: «Природа – наш дом», «Нам нужен мир», «Как принять правильное решение», «Мои права и обязанности», «Труд кормит, а лень портит», «Сто народов – одна семья», «Урок доброты и толерантности», посредством которых школьники учились разбираться в плохих и хороших поступках, проявлять доброжелательность, отзывчивость, уважение.
Кроме того, проводились занятия по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей: «Водители и пешеходы», «Чтобы не было беды», «Безопасность на дороге», «Если возник пожар», «Огонь-друг, огонь-враг», «Мы против террора», систематически проводились инструктажи по формированию безопасного поведения, а также тренировки по эвакуации из здания на случай возникновения пожара.
В процессе обучения важную роль играет внеурочная деятельность. Каждый учебный год проводятся предметные недели в школе. Дети моего класса принимают активное участие в этом мероприятии. Интересны и разнообразны их формы проведения: конкурсы стихов, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, выпуск стенгазет.
За прошедшее время были проведены классные родительские собрания по плану: «Особенности обучения в 7 классе», «Роль семьи и школы в формировании интереса к чтению», «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Поговорим о дружбе». Родительские собрания провожу один раз в четверть. Большинство родителей посетили все собрания, на которых, помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, трудности в выполнении домашнего задания.
Также провожу с родителями индивидуальные беседы, консультации, Помимо родительских собраний проводилось анкетирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми», «Мое мнение как родителя о классе», посредством которого выяснялись волнующие родителей вопросы, а также уровень удовлетворенности родителей организацией учебного процесса.
Цели и задачи, которые ставлю перед собой, стараюсь выполнять в полном объеме.