СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ разработанного родительского собрания (обучающего интерактива для родителей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ разработанного родительского собрания (обучающего интерактива для родителей)»

Самоанализ разработанного родительского собрания

(обучающего интерактива для родителей)

Особое внимание при подготовке родительского собрания, я считаю, необходимо уделить подготовительному этапу, сообщая родителям и детям заранее тему, цель, задачи, подключив обязательно родительский комитет к выполнению определённой работы по выбранной теме, чтобы заинтересовать родителей непосредственным его участием и тем самым повысить явку родителей на собрание. Это является одним из главнейших условий результативности проводимого мероприятия. Мною была разработана следующая структура подготовки родительского собрания. Определить цель собрания. Изучить научно-методическую литературу. Провести микроисследования. Определить вид, форму и этапы собрания, способы и приемы работы его участников. Придумать форму приглашения родителей. Разработать решение собрания, его рекомендации, листы опроса родителей, анкеты и различные упражнения. Оборудовать и оформить помещение для собрания. С опорой на эту структуру была построена подготовительная работа. Была определена цель собрания в соответствии с его тематикой.

Тема собрания – «Как воспитывать самостоятельность». С проблемой воспитания самостоятельности сталкиваются практически все родители: у кого-то дети не в меру самостоятельные, а кто-то устал контролировать каждый их шаг. Особенно важны поднятые проблемы в наше время - время быстрых перемен и отхода от коллективной ответственности за содеянное. Все получили больше возможностей, но не все научились понимать, что за свой выбор и отвечать придется самим. И чем раньше мы задумаемся над этим, чем скорее начнем воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, тем более успешным будет подрастающее поколение. Форма проведения стал обмен мнениями, традиционная форма проведения родительского собрания. Цель собрания: формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка. Задачи родительского собрания: ознакомить родителей с последствиями снятия ответственности с детей и чрезмерной опеки; дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности; провести тренинг по правильному построению т. н. «Я - высказываний»; формирование психологической грамотности родителей; формирование понятий «ответственность» и методов воспитания ответственности детей в семье; создание условий для осознания родителями возможных ошибок в воспитании и их последствий в дальнейшей жизни; профилактика неблагополучия учащихся в школе и детско-родительских взаимоотношений. Для подготовки к собранию была изучена соответствующая научно-методическая литература по теме собрания, имели место консультации с классным руководителем. Надо отметить, что проблема формы приглашения родителей была решена следующим образом. Были оформлены индивидуальные приглашения папам и мамам для участия в родительском собрании. Оформление - компьютерный вариант. Главным в таких приглашениях на родительское собрание явилось то, что родители получили их заранее, за неделю до собрания. В приглашении было полностью указано имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Я считаю, что такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой. Завершающим этапом подготовки родительского собрания явилось оформление классного помещения, в котором оно проводилось. Родителей должен встречать элегантный приветливый педагог в проветренном, чисто убранном классе. Я считаю, что этот момент меняет в лучшую сторону настрой родителей.

Актуальность проблемы развития самостоятельности у младших школьников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих. Вместе с тем, развитая самостоятельность и инициативность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у младших школьников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.

На пути воспитания самостоятельности у детей родители иногда допускают ошибки. Так, при рождении малыша всецело подчиняют свою жизнь одной-единственной цели: сделать так, чтобы их сын или дочка росли и воспитывались в самых лучших условиях. И неудивительно, что ребенок, привыкнув к такому устройству своей жизни, перестает что-либо решать самостоятельно и, следовательно, нести ответственность за свои поступки и решения. Еще одна ошибка, которую допускают родители. Часто они сами отказываются от воспитания в ребенке самостоятельности, т. к. это для них проще, удобнее. Не надо беспокоиться о том, что сын или дочка сделают что-то без их ведома и, возможно, наделают глупостей. Мама с папой будут уверены, что дети обязательно спросят их разрешения, оставят решение задачи до прихода родителей, не проявят инициативы в покупке продуктов (значит, не купят черствый хлеб), в приготовлении обеда (значит, ничего не сгорит на плите). Ребенок будет следовать указаниям родителей, и им не надо будет искать новых способов и форм взаимодействия с ним. Но, не сделав этого, не расширив полномочий ребенка, невозможно будет изменить его образ мыслей. Несмотря на все усилия, наказания, он будет по-прежнему надеяться на вашу опеку.

Чтобы решение проблемы сдвинулось с мертвой точки, необходимо начать с себя. В психологии есть очень важное правило: если хочешь изменить поведение кого-либо, надо в первую очередь изменить свое поведение. Прежде всего посмотрите на ребенка своими глазами (забудьте, что говорят о нем соседи, учителя и т. д.). Вы лучше знаете его. На какие качества, которые вам нравятся в нем, вы могли бы опереться? Перечислите их. А теперь напишите, что бы вы хотели изменить в нем. Как положительные качества характера могут повлиять на решение проблем? Измените свое отношение, поведение, речь, используя эту «соломинку». Например, вы знаете о своем ребенке, что он очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребенка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если бы ты сегодня пришел пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы». Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания». «Ты-высказывания» - такие фразы, где, как вы могли уже догадаться, встречаются местоимения «ты», причем они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека: «Ты всегда оставляешь в комнате грязь». В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается. «Я-высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. «Я очень устала и огорчена, что ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу. Как бы ты мог быстро решить эту проблему?» Этот способ решать проблемы менее конфликтен. В своей жизни ребенок постоянно принимает решения, которые вы не можете предвидеть и которые могут удивлять вас: решения о том, с кем дружить, что предпочитать из еды, о чем думать и пр. Научитесь видеть ребенка. Для этого выполняйте следующие правила повседневного общения:

• измените некоторые ваши мысли и убеждения относительно вашего ребенка, т. е. постарайтесь избегать суждений о своем ребенке, принятых от других людей;

• замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться, избавляться от нее;

• научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.

Последние два положения, возможно, окажутся особенно трудными и, возможно, вызовут протест. Когда отдано на воспитание ребенка столько сил, времени и средств, страшно потерять достигнутое в случае неудачи. Например, ваш ребенок, занимаясь несколько лет в музыкальной школе, вдруг услышал от друга о каком-то интересном кружке, спортивной секции. Он обращается к вам с вопросом, может ли он ходить вместо музыкальной школы в эту секцию. Обычно вы принимаете решение за него. В данной ситуации вы опасаетесь, что ребенок не проявит способностей в новом деле и бросит его, придется поставить условия, при которых он мог бы попробовать себя в новом качестве. Пересильте себя. Дайте ребенку шанс. Пусть он примет решение сам. Это право вашего ребенка. Снимите с себя ответственность за принятие решения. Пусть решает он, но тогда и отвечать за последствия также придется ему. Можно ответить на вопрос примерно так: «Я доверяю тебе решить, попробовать ли тебе заниматься этим, не будешь ли ты об этом решении жалеть. Но давай договоримся сразу - если ты бросишь и это занятие, нам придется наверстывать упущенное в музыкальной школе. Если ты согласен на это условие, то все остальное ты в состоянии решить самостоятельно». Попытайтесь перенести эти приемы на все сферы вашего взаимодействия с ребенком. Очень скоро вы заметите, что можете доверять своему ребенку. А он, к вашему удивлению, сможет сам решать многие вопросы, которые раньше решали за него вы. Степень самостоятельности детей в младшем школьном возрасте зависит и от их личностных качеств. Нельзя сравнивать способности своего ребенка с достижениями других детей. Некоторым достаточно, чтобы взрослые контролировали результаты их деятельности, а другим необходим контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, другим требуется неусыпное внимание взрослого. Если все-таки ребенок привык к постоянному контролю со стороны родных, если каждому его шагу предшествует напоминание, окрик, понукание, то бесполезно ждать, что все изменится за неделю или месяц. Надо набраться терпения и начинать исправлять свои собственные ошибки. Договоритесь о сотрудничестве с учителями. Воспитание самостоятельности, передача ответственности ребенку в этом случае должна быть постепенной.

На родительском собрании учитывались возрастные особенности целевой аудитории, были использованы упражнения «Уровни ответственности» и «Определение ответственности». Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно-воспитательного и организационного характера. Анализируя данное родительское собрание можно сказать, что была использована традиционная форма проведения родительских собраний - выступление классного руководителя с последующим обсуждением родителей и выполнением упражнений.

Подведение итогов собрания, т.к. было необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно было и выяснить отношение родителей к проведенному собранию, для этого заранее были подготовлены необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии явилось предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать: явка родителей, причины отсутствия; персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу; вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов. Классный руководитель в заключительном слове еще раз сказала о важности обсуждаемой проблемы, о том, что обсуждение темы самостоятельности не закончена, т.к. актуальность проблемы присутствует. Необходимо предложить родителям обращаться за помощью и к классному руководителю, и к учителям-предметникам, к школьному психологу. Родители получили памятки и анкеты для заполнения по теме родительского собрания. Классное собрание содержало полезную информация для родителей, достигло поставленных целей. Тема собрания актуальна для данного школьного возраста и поэтому была интересна для родителей. На собрании использованы разнообразные приемы и формы работы. Классным руководителем должны быть проведена предварительная подготовка: анкетирование и обработка анкет детей, подбор материала и создание презентации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!