Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сузунского района
«Шайдуровская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Г.И. Выглазова»
Самоанализ работы учителя истории и обществознания
Гулидовой Евгении Михайловны
2017 год.
"Я должен двигать вперед не только моих учеников,
но и сам хочу идти тоже вперед. Мое движение
вперед нужно и детям, и мне" (Ш.А.Амонашвили).
В МКОУ «Шайдуровская СОШ имени Героя Советского Союза Г.И. Выглазова» работаю с сентября 2009 года учителем истории и обществознания. Стаж педагогической работы 7 лет, в данной должности 7 лет. Образование высшее. Закончила НГПУ в 2010 году по специальности « история».
В 2016 году прошла профессиональную переподготовку в ООО учебный центр « Профессионал» по программе « Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации».
Нагрузка на текущий учебный год- 21 час, квалификационной категории не имею. (соответствие занимаемой должности на 2011-2016гг., с 2016-по настоящее время)
Преподаю в 5-10 классах историю и обществознание, в 5-6 классах работаю по ФГОС. Являюсь классным руководителем 9 класса.
Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации образовательного процесса
Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентностного подхода, введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. А для этого учитель должен самосовершенствоваться каждый день, он не должен отставать от современных тенденций.
Для меня важным считается вопрос о сохранении положительной динамики уровня обученности и формирования чувства гордости за свою страну, народ и свое дело у каждого учащегося. Поэтому тема моего самообразования
« Воспитание патриотизма и активной гражданской позиции в рамках курса истории и обществознания»
Эта тема особо актуальна в современном мире, поскольку
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, воспитание патриотизма важно и потому, что
- поможет повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскрыть понимание истинного значения интернационализма;
- не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;
- проявится устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В –четвертых, гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе учреждений образования РФ.
Цели моей профессиональной деятельности:
1.воспитание человека – патриота своей страны,
2.сохранение и повышение качества знаний и уровня сформированности УУД у учащихся;
Задачи:
прививать уважение к национальным и общечеловеческим ценностям, чувство ответственного отношения к природе и необходимости защиты окружающей среды;
развивать мотивацию у учащихся на участие в конкурсах и олимпиадах
использовать различные способы и формы работы на уроке и внеурочной деятельности для повышения качества обучения.
В рамках достижения этих целей и задач:
- разрабатываю рабочие программы по предметам на основе примерных программ ФКГОС и ФГОС;
- организую работу творческих объединений « В гостях у богини Клио»,
для 5классников и « Ратные страницы истории», для учащихся 8 класса.
- осуществляю подготовку учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ;
-активно использую дополнительный материал;
- провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве классного руководителя;
- участвую в работе школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла, в работе районного методического объединения;
- организую предметные, творческие мероприятия уровня образовательного учреждения;
- использую в учебной деятельности современные педагогические технологии;
-формирую в сознании учащихся патриотические ценности и устойчивую гражданскую позицию через урочную и внеурочную деятельность;
- занимаюсь самообразованием.
Для решения поставленных целей и задач в нашей школе есть необходимая материально-техническая база: компьютер, интерактивная доска, выход в Интернет. Имеется необходимый картографический и наглядный материал, дополнительная литература для работы учащихся, методическая литература для учителя. Мною оформлены информационные стенды «Защитники Отечества», «Уголок Здоровья», «Уголок Безопасности», «Учись учиться», «Символы РФ», «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ», «Династия Романовых» и другие информационные стенды ( приложение 1 ).
Работу по истории, обществознанию организую по УМК издательства «Просвещения» и «Русское слово» (приложение 2). Для работы с УМК и творческих объединений мною составлены рабочие программы.
Данные УМКа, с моей точки зрения, развивают умение критически анализировать информацию, устанавливать причинно - следственные связи. Они написаны в едином ключе: методологическом, методическом, дидактическом и психологическом. Позволяют формировать умение эффективно организовать свою профессиональную деятельность и направить ее на обеспечение высокой мотивации у детей. В учебниках содержится большое количество цветных иллюстраций, высокое качество полиграфии, наличие словарей дат, понятий, личностей. Также входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, соответствуют содержанию ФГОС, стандартам первого поколения.
Русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат мудрые слова: «Ученик на уроке устает не от деятельности, а от ее однообразия
Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формулирования выводов, работа с текстом и др.
В работе мною используются различные формы и методы образовательного процесса.
Методы:
- наглядные ( фото, рисунки, видеофильмы, презентации, и т.п.)
-словесные (объяснение, чтение, рассказ и т.п.)
- практические (анализ документов, познавательные игры, составление
хронологических таблиц и т.п.)
- проблемные задачи
- метод анализа и сравнения (анализ схем, графиков, диаграмм и т.д. )
- метод обобщения (составление тестов, кроссвордов, написание эссе и т.д.)
- интерактивный (составление и защита презентаций, проектов и т.д.)
Формы организации учебного процесса: индивидуальные (сообщения, опрос, тестовые и контрольные работы, подготовка к олимпиадам, экзаменам, занятия с отстающими учениками и т.д.), организую работу в парах, группах- эти формы способствуют более успешному решению учебной задачи и освоению новых знаний( анализ документов, диаграмм, таблиц, защита проектов и т.д.).
Обучение на уроке организую в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания, уважения к мнению детей. Начиная с 5 класса, стараюсь заинтересовать предметом, «влюбить» детей в свой предмет. Для этого важно эмоциональное, образное восприятие, интонация голоса учителя, контакт с детьми. Создаю ситуации успешности, подбираю тщательно дополнительный материал.
Моя профессиональная деятельность основывается на системе развивающего обучения Л.В.Занкова, поскольку она позволяет формировать у учащихся познавательный интерес к предмету, гибкую структуру урока, интенсивную самостоятельную деятельность учащихся. Каждый учащийся имеет возможность высказывать собственное мнение при обсуждении проблемы, защищать свою точку зрения. Эта система позволяет органично использовать современные педагогические технологии, которые способствуют реализации заявленных задач деятельности: личностно-ориентированное обучение; системно-деятельностный подход; технология критического мышления,проектные методы обучения; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых,деловых и других видов обучающих игр; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Д.Г. Левитас справедливо утверждает: «Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить». Использование личностно-ориентированного обучения позволяет к каждому ученику подобрать свой образовательный маршрут, отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, способствует обеспечению комфортных, бесконфликтных условий её развития, доброжелательного микроклимата, выявить уровень мотивации, от которой зависит умственное развитие личности, качество запоминания учебного материала. У детей появляется вера в свои силы, в возможность достижения цели и собственную самостоятельность и как результат - стойкий интерес к предмету.
Актуальным становится использование в обучении методов и приемов проектной деятельности, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать информацию, делать выводы и умозаключения. На сегодняшний день современное общество нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности, поэтому целью современного подхода к обучению является становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, и главное, человека, который способен самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы и способной к саморазвитию. Метод проектов можно использовать для решения этой цели.
На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
С методом проектов я начала знакомство три года назад, на уроках частично использовались мини – проекты, как элемент урока или в течение одного часа
(приложение 3). Использование мини-проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома. Развивать умения работы в группе, искать информацию, осуществлять ее выбор, отстаивать, доказывать свою точку зрения и т.д.
В 2016 -2017 учебном году в соответствии с ООП ФГОС было выделено в учебном плане школы 0.5 часа на проектную деятельность в предметной области «общественно-научные предметы». Пришлось полностью погрузиться в знакомство с данной технологией.
Работа велась с шестиклассниками, в этом классе в основном мальчики. Они разные по темпераменту, уровню знаний, ответственности, поэтому сложно было разделить их на группы, затруднения у них вызвало выбор лидера группы.
За 2 четверти мы успели сделать 1 общий проект « Церковная жизнь в средние века. Средневековый монастырь».
Защита этого проекта состоялась в рамках стажировочной площадки участников проекта инклюзивного образования Маслянинского, Черепановского и Сузунского районов, в котором принимает участие наша школа (приложение 4)
Урок - защита включал и привлечение учащегося, занимающегося по программе для умственно отсталых детей из 8 класса (сыграл роль монаха и рассказал об их образе жизни). Изготовлением макета занимались дети, которые испытывают трудность в обучении. Остальные задачи ребята делали в парах. Каждая пара презентовала свою работу и в конце была проведена самооценка (что получилось, что узнали, с какими трудностями столкнулись)
В оставшиеся часы в полугодии занимались проектами в парах.
1 « Путешествия викингов» ( написано письмо на родину, где указывается цель плавания, длительность, опасность, способы с помощью чего викинги ориентировались на море).2. « Средневековая Деревня» (составлена схема средневековая деревня и сравнение с современной жизнью в деревне)3. «Средневековый замок» (презентация и модель Замка)4. «Средневековый город» (доклад с иллюстрациями, сравнительная таблица)5. « Крестовые походы» (образное сочинение « призыв Папы Римского»)6. « Жанна Дарк- жизнь и подвиг» (Сочинение ).
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.
2014-2015 учебном году, в связи с переходом на ФГОС стала знакомиться с технологиями и больше всего меня заинтересовала ТРКМ- технология развития критического мышления. Она позволит сформировать людей, которые нужны современному миру, а именно, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.
Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов. Попробую привести примеры тех, которыми пользуюсь на уроках(приложение 5).
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:
– находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
– анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
– сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
– выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
А эти умения и навыки сейчас особенно нужны, поскольку итоговая аттестация в форме ОГЭ и ЕГЭ, проверяет умения детей, их способности мыслить в нестандартных ситуациях. А поскольку обществознание стоит на первом месте среди предметов по выбору, то необходимо работать над развитием этих навыков.
Элементы игровой технологии внедряю как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления, контроля. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Элементы информационно-коммуникационной технологии являются моими помощниками. В 2013-2014 учебном году мною проведен в рамках ШМО открытый урок в истории в 5 классе по теме «Семь чудес света», на котором учащиеся защищали собственные презентации. Для закрепления знаний через многократное повторение и контроля, мною используются тесты- онлайн по базовым темам истории Отечества и обществознания. Кроме того, я использую готовые тренажеры серии «Подготовка к ЕГЭ», «Репетитор», «Готовимся к экзаменам». Так же большую помощь мне оказывают группы « учитель истории онлайн», « я учитель истории», «про 100 егэ история», «ЕГЭ обществознание» и др. в социальной сети ВКОНТАКТЕ.
Это позволяет разнообразить формы урока и мотивировать учеников.
Кроме этого, поскольку школа участвует в проекте инклюзивного образования, в моих классах занимаются ребята с разными способностями и возможностями, приходится выстраивать дифференцированное обучение.
Для формирования здорового образа жизни использую элементы здоровьесберегающей технологии. Они применяются во время урока в виде физминуток, смене видов деятельности, так же проводятся беседы, динамические паузы, экскурсии, спортивные праздники, дни здоровья. 100% детей моего класса питаются в школьной столовой - все это способствует укреплению здоровья, оформлены «Уголок Безопасности», « Уголок Здоровья».
В своей работе перечисленные технологии использую и по воспитанию патриотизма и формированию гражданственности как в урочной, так и внеурочной деятельности. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал : “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота ”.
Одной из форм повышения интереса к предмету, воспитания истинного гражданина является предметная неделя в школе. Особенно ярко прошла предметная неделя, приуроченная к году истории в РФ, в рамках которой для учащихся всех ступеней были организованы мероприятия: а) « Слава Родины нашей отважным сынам»( ко дню народного единства), б) «Святой Руси святые жены» (женщина в истории), в) « Чудское озеро и Александр Невский», г)«200 лет со встречи Кутузова и Наполеона», д) «Столыпин П.А. как личность и реформатор» (150 лет со дня рождения), е) « от Рюрика до Путина»( 1150 – летию российской государственности), ж) «День Петра Великого», з) «Через года –через века помните» (Сталинградская и Московская битвы).
В 2016-2017 учебном году мною была подготовлена и проведена неделя истории и обществознания( приложение 6)
Не менее интересно, в декабре 2013 года прошли различные мероприятия, посвященные 20-летию Конституции РФ. Дети младших классов были задействованы в классном часе на тему «Овеяны славою герб наш и флаг» ; ответили на вопросы викторины, решили кроссворды на знание прав и обязанностей гражданина РФ учащиеся 5-9 классов.( Использованы задания по уровню знаний).А старшеклассники выяснили полномочия Президента , Правительства и Федерального Собрания (создали журнал) .Проводился урок по избирательному праву для учащихся 10-11 класса( создали памятку для избирателя).
На уроках обществознания в 10 классе( 2015-2016 уч.год), после изучения тем по семейному праву провела круглый стол на тему «Плюсы и минусы семьи партнерского (демократического) типа». Кроме того с этим же классом ( 12 девочек и 1-мальчик), была обсуждена проблема смертной казни .
Формой, решающей проблему патриотизма, также считаю участие в районной « Академии умников» на тему « Он родился в Сибири, чтобы удивить весь мир», посвященной 100- летию со дня рождения А.И. Покрышкина. ( Юренков Андрей- 11 класс, Роголева Катя -10 класс).
Мероприятия, посвященные дням воинской славы, также повышают интерес. В январе 2014 года мною совместно с ребятами старших классов было проведено общешкольное мероприятие « 900 блокадных дней», здесь мы попытались, используя ИКТ, показать ту боль, то мужество и героизм блокадников.
Заочная викторина, проводившаяся областной библиотекой- «70 лет Сталинградской битвы» также вызвала интерес и как следствие участие в ней.
На тему Сталинградской битвы был проведен общешкольный классный час « Ни шагу назад» (приложение 7).
Оформление стендов в кабинете тоже помогает мне в процессе воспитания.
Посещение школьного музея дает возможность показать причастность и связь своего родного села и нашей страны, помогает уяснить эту неразрывную связь. (приложение 8)
В урочной деятельности, на уроках истории, а особенно Истории России и Сибири при изучении материала о военных столкновениях, неважно будь то Невская или Сталинградская битвы, стараюсь через эмоциональный рассказ о событии, привлечение, если это возможно, иллюстративного материала, краеведческого, аудио-видео записей, характеризующих ту эпоху и настроение. Учащиеся готовят доклад о подвигах и героях, стихи и т.д. Ведь именно уроки на такие темы дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви и гордости к Родине, ее героическому прошлому. Уроки обществознания дают также возможность почувствовать ребенку причастным к своей стране, узнать о своих правах и обязанностях, а для этого очень часто используем выдержки из Конвенции о правах ребенка, Конституции, Гражданского, Семейного и Уголовного кодексов, для того чтобы учащиеся сами могли познакомиться с правовыми нормами, записанными в них. Обсуждая их, дети высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы.
Отдельно хотелось бы остановиться на знаковом и важном событии для нашей школы. В феврале 2017 года произошло открытие памятной доски, посвященной Герою Советского Союза Г.И. Выглазову, уроженцу с.Шайдурово и праздничный концерт в рамках Дня Защитника Отечества,в рамках которого мною, совместно с учителем начальных классов, был театрализован «Последний бой Героя». ( приложение 9 ).
Выпускники школы ответственно исполняют государственный долг перед Родиной - служба в армии ( Юренков А., Любченко А., Шмидт В., Буйнов Т., Артамонов А., Овчинников Д., Попов А.) Поступают в высшие учебные заведения( студентами НГАВТ являются Калюжный В.,Роголева К.)
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. С этой целью мною ведется большая работа с родителями. Систематически провожу классные родительские собрания, привлекаю родителей к участию в классных и школьных мероприятиях. Совместно с социальным педагогом школы и администрацией проводим общешкольные собрания, беседы на тему воспитания, подготовки к итоговой аттестации.
Учащиеся моего класса с удовольствием участвуют в жизни школы: в ежегодной районной военно-патриотической игре «Зарница», днях здоровья, субботниках, праздниках, занимают призовые места конкурсах и иных внутришкольных мероприятиях, присутствовали на открытии Музейно-туристического комплекса « Завод Сузун»( приложение 10 ).
В нашей школе работает тимуровское (волонтерское) движение, проводится «декада инвалидов», мой класс и здесь не отстает.
Результаты освоения обучающимися образовательных программ
За последние три года я добилась следующих результатов.
Предмет год | история | обществознание |
качество | успеваем. | качество | Успеваем. |
2013-2014 | 53% | 98% | 60% | 100% |
Общее | Кач.57% успев. 97% |
2014-2015 | 52 | 100 % | 49% | 100% |
Общее | Кач. 51% успев. 100% |
2015-2016 | 53% | 97% | 57% | 100% |
Общее | Кач. 55% Успев.99% |
| | | | |
Наблюдается нестабильный уровень обученности школьников . Это объясняется следующими причинами:
- снижение мотивации к обучению у отдельных учеников;
- ослабление контроля со стороны родителей;
-преобладание внешкольных интересов
-контингент учащихся в классах разный, поэтому трудно с ними работать
Проанализировав результаты и выяснив причины, в дальнейшем планирую:
- повышать интерес к обучению через внеурочную деятельность;
- продолжать вести индивидуальную работу с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях и умениях;
- в сотрудничестве с родителями усилить контроль за детьми.
Выпускники нашей школы успешно сдают выпускные экзамены и поступают в вузы и ссузы. Массовым предметом по выбору является обществознание.
Результаты государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ.
Год | Кол-во выпускников | Средний балл по школе | Средний балл по району |
2013-2014 | 2человека | 45,5% | 52% |
2014-2015 | 4человека | 41,75% | 52% |
2015-2016 | 7 человек | 46,4% | 51,17% |
Средние баллы ниже районных объясняются тем, что
1.в 2013-2014 учебном году я еще не имела опыта подготовки к ЕГЭ
2. в 2014-2015 учебном году из 4 учащихся один не достиг минимального порога, поскольку выбрал предмет за компанию и отказывался прилагать усилия при подготовке. Роголева Екатерина набрала 62 балла.
3. в 2015 -2016 учебном году одна из учащихся 11 класса имела низкую мотивацию для сдачи экзамена, что непременно сказалось на результате.
Для устранения этих проблем, мне необходимо поработать над методами мотивации выпускников.
Результаты государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ.
год | Количество | «5» | «4» | «3» |
2015-2016 | 5 человек | 0 | 1 | 4 |
Выпускники 9 класса подтвердили свои знания по предмету.
Результаты ВПР
Кол-во учащихся в 5 классе | Дата проведения | Отметка «5» % | Отметка «4» | Отметка «3» | Отметка «2» |
13чел | 25.04.2017 | 3 \23% | 6\46% | 3\23 | 1\8% |
Мои учащиеся становятся победителями и призерами школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады по истории и обществознанию .
| Количество участников |
год | школьный этап | муниципальный этап | школьный этап | Муниципальный этап |
| история | Обществознание |
2015-2016 | 18человек | | 31 чел. | 2чел. 1 призер: Леснов А |
2016-2017 | 17человек 1победитель:Гулидов Виталий 4 призера: Сизова К., Стрельникова Л., Криницин Н, Леснов А. | 3 человека 1призер:Мочалов Никита | 24 чел. 2победителя: Гулидов Виталий, Козлова Лиля | 11 чел. |
Хотелось бы показать результаты внутришкольного мониторинга по истории и обществознанию в 5-6 классах (приложение 12)
Непрерывный профессиональный рост.
В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журналах «Преподавание истории и обществознания в школе», «Первое сентября», «Вестник образования». Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, актуальными и приемлемыми в работе. Активно использую интернет ресурсы с помощью которых изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику. Плюс ко всему общаюсь с коллегами из других школ района и области. Принимаю участие в методической работе школы, районного и межрайонного уровня. Два раза в год по плану РМО выезжаем для обобщения опыта в школы Сузунского района. В 2013 учебном году на базе нашей школы прошло заседание РМО , в рамках которого подготовила и провела урок в 5 классе на тему «Нашествие персов на Элладу».
В 2014 учебном году на базе школы проходил методический день для директоров и замдиректоров по УВР, где я представила вниманию присутствующих урок в 6 классе на тему «Восточные славяне».
В рамках ШМО ежегодно провожу уроки по методическим темам, сформулированным завучем.
В 2014 году выступила с докладом на общешкольном родительском собрании.
В мае 2017 года приняла участие в обсуждении проекта концепции по обществознанию на сайте НИПКРО.
Имею сертификаты за участие в районных научно - практических конференциях за 2015-2016 год на тему « Актуальные вопросы современного образования» и за 2016-2017 год «Развитие профессионально-личностной компетенции педагога и ее реализация в педагогической деятельности»( приложение 13 ).
В 2015-2016 учебном году являлась участником районного методического фестиваля педагогических идей « К вершинам профессионального мастерства»( приложение 14 ).
15 октября 2016 года приняла участие в научно- методическом семинаре для работников среднего образования по теме
« Изучение трудных страниц истории» в р.п Маслянино.( приложение 15 )
11 ноября 2016 года стала участником вебинаров, организованных издательством « Просвещение» на темы: 1.«Особенности подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию в 2017 году» 2. «Учимся проектной и исследовательской деятельности с тетрадями для проектов и творческих работ 5-6 класс»( 17.11.2016) 3. «Обновление содержания школьного курса обществознания в контексте реализации ФГОС и обсуждения проекта предметной Концепции».( 14.12.2016) (приложение 16 )
Неоднократно, являюсь организатором международного игрового конкурса «Золотое Руно» В этом учебном году учащиеся 5-6 класса, принявшие участие в конкурсе, показали очень хорошие результаты по району и региону (приложение 17).
В апреле 2017 года в составе группы педагогов района посетила открытые мероприятия в рамках межрайонного проекта
« Инклюзивное пространство для детей с ОВЗ».
За период с 2013 по 2017 год прошла курсы:
1.С 10.06.2015 по 20 .06.2015 года в ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО по программе « Деятельность учителя –предметника при реализации основной образовательной программы основного общего образования» в объеме 36 часов.
2.В августе 2016 года прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе « Актуальные проблемы преподавания истории в школе в аспекте ФГОС с приемами критического мышления» в объеме 72 часа в ЧУДПО СИПППиСР( ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ).
В перспективе планирую работать над следующими задачами:
-продолжить урочную и внеурочную работу в рамках гражданско-патриотического направления
- совершенствовать подготовку к итоговой аттестации в формах ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию и истории, (которая с 2020 становится обязательный предмет для сдачи ЕГЭ)
- достичь стабильных результатов, работая по стандартам второго поколения
- совершенствовать личностные качества для роста профессиональной компетентности путем самообразования
- повысить мотивацию по истории и обществознанию
Еще хотела бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности. Одна из наиболее существенных- содержание курсов по новой и новейшей истории перегружено и зачастую не адаптировано для возраста школьников, особенно это касается учебников по Всеобщей истории для 7, 8, 9 классов. Еще одной проблемой является нехватка учебных часов в преподавании истории в 6-11 классах слишком большой исторический материал невозможно полностью уложить в 2 часа учебного времени. Количество часов на изучение обществознания в 8-9 классах целесообразным считаю увеличить, в связи с массовостью выбора выпускниками этого предмета. Проблематичной является работа с подростками, для которых даже родительского авторитета не существует, что говорить об учительском. Для них на первом месте совсем другие интересы.
Сильными сторонами своей деятельности считаю: эффективное использование современных образовательных технологий и методик; умелое применение их в практической деятельности, а также целеустремленность, добросовестность и ответственность.
Приложение
В 5 классе, во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках.
Так же на уроке самостоятельно составляли и иллюстрировали сводную таблицу, применяемых в Древнем мире систем счета и фиксирования цифр.
После изучения разделов учащиеся составляют кроссворд на эту тему. Исторический кроссворд можно модернизировать, например, путем применения комбинированных вопросов и способов кодирования информации, когда часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки.
Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому правильнее ее организовать в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.
Более сложной формой задания является составление отрывков из «утерянных» летописей и записей древних историков на определенную тему, например, неизвестный источник по истории греко-персидских войн, воспоминания ветерана Цезаря, письмо Александра Македонского Аристотелю из Восточного похода и т.д.
В конце года в 5 классе проводился урок – защита проектов на тему «Семь Чудес света», на котором учащиеся представляли презентации, макеты, рисунки.
Пятиклассники с большим интересом работали над проектами и лучше усваивали соответствующий учебный материал.
В 6-м классе привлекала учащихся к решению более сложных задач.
Например, после изучения разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов учащимся предлагается творческое задание на дом: придумать и написать свою "Историю рыцаря. Придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения.
На уроках обществознания в 5 классе проекты делали на темы « Мой Класс», « Моя Россия», « Права и Обязанности», « Мы Разные- но мы вместе»
В 6 классе « Глядя на свою фотографию», «Что человеку нужно», «Групповые нормы и санкции».
В 7 классе « Умей противостоять вредным привычкам!», «Правоохранительные органы РФ» «Ищу работу - резюме», «Защитим природу вместе»
Приложение
Цель проекта была – изготовление макета монастыря и знакомство с ролью церкви в средние века.
Реализация цели шла через ряд задач:
- узнать, какие постройки были в монастыре
- выяснить, какие изменения произошли в христианстве
- сравнить католичество и православие
-исследовать, какие монастыри сохранились до наших дней
- сделать макет «Средневековый монастырь»
Приложение
На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.
Одним из универсальных приемов, используемых на стадии вызова и рефлексии, является “Кластер”, в центре доски пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.
Пример: В 6 классе на уроке истории со словом “Рыцарь” у школьников возникают следующие ассоциации: воин, дама сердца (прекрасная дама), честь, отвага, замок (крепость), конь, меч, доспехи, смелый, благородный человек, Европа.
На уроке обществознания в 8 классе по теме: “Что такое общество”.
ОБЩЕСТВО – Люди, Богатые, Бедные, Страна ,Футбольная
Команда, Класс, Русское общество, древнегреческое
Общество, французы, Общество защиты природы, Дворянское.
На уроке «Зарождение демократии в Афинах» в 5 классе
справедливый суд

выборы принятие решений
народом, т.е. большинством
голосование
уважение прав меньшинства
свобода личности выборность власти
Следующий прием «Фишбоун» используется при обсуждении проблем, поиске решений, работе с текстом. Лучше всего, если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу. В процессе чтения учащиеся работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты.
Пример: Тема «Феодальная раздробленность на Руси
Причины распада Древней Руси (голова)
Различия территорий по природным и хозяйственным условиям
Натуральное хозяйство
Усиление экономической мощи отдельных земель ( Верхние кости)
Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами
Раздробленность на Руси была неизбежна (Хвост)
Не был определен порядок наследования киевского престола
Междоусобные войны и борьба за киевский престол
Рост и развитие городов ( Нижние кости)
Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности
Еще один метод , используемый мной «ЗХУ» применяется с использованием одноименной таблицы:
Например: на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом
Что знаем | Что хотим узнать | Узнали |
Фараоны – правители Египта Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства | В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы? Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте? Легко ли жилось египетскому воину? | |
В 5 классе при изучении темы Персидская держава «царя царей» ставится 2 утверждения : 1. Маленькое мидийское племя персов смогло подчинить себе всю Переднюю Азию и создать Персидскую державу, которую называли «Царство стран», а ее цари носили титул «царь царей».
2. Государства, созданные с помощью оружия, не могут существовать долго. А Персидская держава просуществовала долго.
Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы синквейна. Синквейн является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.
первая строка- слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь;
- во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта;
- третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта;
- четвертая строка- фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.
- в пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.
Синквейн можно писать индивидуально, в парах, группах.
Вот ,например, такие синквейны получились у ребят по теме «Восточные славяне»( урок в рамках РМО) 2014 год
Славяне
Сильные, трудолюбивые
Воюют, сеют, пашут.
Восточные славяне – мои предки.
Русичи.
Славяне
Древние, могучие.
Расселяются, сеют, поклоняются идолам.
Они создали Киевскую Русь.
Предки.
Приложение
ПЛАН НЕДЕЛИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Понедельник 12.12. 2016
1-4 класс конкурс « Наши права в рисунках» 1-4 класс
заочная викторина « Веселая Экономика
5-11 класс заочная викторина « Я с экономикой на Ты»
5-7 класс заочная викторина « Игротека»
9-11 класс познавательная викторина « Начало Начал»
Вторник 13.12.2016
3-4 класс интеллектуальная игра «День Конституции»
7-8 класс- Звездный час
Среда 14.12.2016
8 класс - «Счастливый случай по обществознанию»
10 класс - интеллектуальная игра « Русское государство в VIII-XV «
Четверг 15.12.2016
5 класс – Слабое звено на тему « Древний Восток»
6 класс - Своя игра «Средневековье».
Пятница 15.12.2016
5-11 класс «75 летие Московской битвы»
Подведение итогов
Приложение №
Год издания | издательство | название | класс | Авторы\редакция |
2015 | «Просвещение» | История Древнего мира | 5 класс | Вигасин А,А.,Годер Г.И. |
2015 | «Просвещение» | Обществознание | 5 класс | Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф. |
2016 | «Просвещение» | История России в 2 частях | 6 класс | Торкунов А.В |
2015 | «Просвещение» | История средних Веков | 6 класс | Агибалова Е.В., Донской Г.М |
2015 | «Просвещение» | Обществознание | 6 класс | Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф. |
2014 | «Просвещение» | История России | 7 класс | Данилов А.А., Косулина Л.Г. |
2014 | «Просвещение» | Новая история. 1500-1800. | 7 класс | Юдовская А.Я., Баранов А.А. |
2014 | «Просвещение» | Обществознание | 7 класс | Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф |
2013 | «Просвещение» | Новая история. 1800-1900 | 8 класс | Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. |
2014 | «Просвещение» | История России.XIX век | 8 класс | Данилов А.А., Косулина Л.Г. |
2016 | «Просвещение» | Обществознание | 8 класс | Боголюбов Л.Н. Лазебникова А.Ю. Городецкая Н.И |
2013 | «Просвещение» | Новейшая История | 9 класс | Сороко-ЦюпаО.С .Сороко-Цюпа А.О |
2013 | «Просвещение» | История России.XX –нач.XXI века | 9 класс | Данилов А.А. Косулина Л,Г. Брант М.Ю. |
2010(последний год) | «Русское слово | Обществознание | 9 класс | Кравченко А.И. Певцова Е.А |
2014 | «Русское Слово | История с древнейших времен до конца XIX века | 10 класс | Сахаров А.Н Загладин Н.В. |
2014 | «Просвещение» | Обществознание | 10 класс | Боголюбов Л.Н. Лазебникова А.Ю.Телюкина М.Ю |












