СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики



Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

ГБОУ СПО ЛНР «Стахановский политехнический колледж»







МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

« САМОАНАЛИЗ УРОКА»











Подготовила

Мастер п/о Е.А.Кравченко











г. Стаханов









АНОТАЦИЯ

Для чего анализируется урок?

Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что преподавателя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность преподавателя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признака, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Для такого выбора схемы анализа урока достаточно знать современные критерии качества образованности обучающихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройка содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания обучающихся, как основу их личностной самоорганизации.

Большинство преподавателей сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако, под основными механизмами, помогающими достигать все более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний. И это — совершенно верно. Если иметь в виду, что со времен Я.А. Коменского в педагогике никаких изменений не произошло.

Так что же дает анализ урока для преподавателя, остающегося пока что на традиционных педагогических позициях? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.

В ходе анализа преподаватель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными обучающимися. Это - рефлексия позволяющая оценить свои сильные я слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель - ученики" обусловленные спецификой учебного предмета.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у преподавателя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

С.Л Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".

Оценка профессионального мастерства преподавателя - один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения. своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма - урок, то каждому руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта - из разряда "вечных": время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.

При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации учащихся, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья..

Наряду с анализом урока администрацией крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих заведениях это не практикуется, а напрасно: самоанализ - это показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

Педагогический аспект урока 

1.Организация урока:

а) тип урока; б) структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели; в) подготовленность класса к уроку; г) организация обучающихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы; д.) плотность урока; рациональное использование времени.


2Содержание урока:

а) научность материала; б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности обучающихся; в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает преподаватель; г) воспитательная направленность урока; д) связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение обучающихся применению своих знаний на практике; е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения; ж) межпредметные связи; з) речь преподавателя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; и) качество знаний обучающихся, их умений и навыков; к) речь обучающихся.

3 . Методика проведения урока:

а) оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока; б) методы и приемы, применяемые преподавателя на каждом этапе урока; в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов; г) постановка перед обучающимися цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими; е) владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке; ж) система оценки знаний, ее педагогическая ценность.


4. Общение на уроке:

т он, стиль отношений, манера общения с группой и отдельными обучающимися.

5. Работа и поведение обучающихся на уроке:

а) активность группы и отдельных обучающихся; б) заинтересованность обучающихся материалом урока; отношение к уроку; в) отношение к преподавателю; г) дисциплинированность и организованность; д) речь обучающихся, их вопросы


6. Общие выводы по уроку

Методический аспект анализа урока

Общими требованиями к уроку являются следующие:

1. Определенность, ясность, четкость и реальность основной дидактической цели урока.

2. Изучение содержания учебного материала на правильной психолого–дидактической основе.

3. Педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и каждого его структурного элемента.

4. Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы обучающихся в зависимости от общей дидактической и частных целей урока.

Методический анализ урока (когнитивной направленности)

1. Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена преподавателем самостоятельно):

а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно); б) достижение цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, на продуктивном уровне).

2 . Сопутствующие учебные цели:

а) правомерность их постановки; б) соотнесение с основной целью; в) достижение сопутствующих целей.

3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:

а) правомерность их постановки; б) соотнесение с их основной целью; в) степень и уровень достижений.

4 . Методическая логика урока:

а) структура урока (назвать структурные звенья), 6) обоснованность структуры урока; в) хронометрирование урока (его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени; г) целесообразность и характер проверки домашнего задания; д) характер постановки целя для обучающихся и мотивирование обучающихся (скрытые, открытые, даются преподавателю или выводятся обучающимися, записываются на доске или в тетради для обучающихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью); е) характер представления нового материала со стороны преподавателя и характер его восприятия и осмысления обучающихся (исходит ли инициатива от преподавателя или обучающихся; или является переменной, степень самостоятельности обучающихся); ж) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала); з) результативность урока, оценочная деятельность преподавателя и самооценка обучающихся, организация домашней работы.

5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых, содержательных, вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):

а) адекватность использованных средств основной цели урока; б) правомерность использования средств на данном этапе урока на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки; г) эффективность использования средств в данном классе: д) грамотное использование и сочетание р азличных средств.

6. Использование различных методических приемов:

а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам; б) обоснованность места использования данного приема; в) эффективность использования приема.

7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.

Целевой анализ урока:

Форм, средств или методов обучения

1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока.

2. Общая характеристика анализируемой формы (средства или методы обучения). Использование для всех учащихся или для определенного контингента.

3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям урока.

4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу урока.

5. Учет преподавателем индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.

6. Учет содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.

7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами (методом) обучения.

8. Степень проявления индивидуального стиля учителем при использовании данного метода (форм и средств) 

О бщая схема комплексного анализа урока.

Основными опорными пунктами анализа урока являются:

1. Общая организация урока и стиль его проведения преподавателем, соответствие их целям урока и особенностям учебного предмета.

2. Организация познавательной деятельности обучающихся, формирование знаний, умений, навыков.

3. Опора на эмоциональную сферу обучающихся, стимулирование положительных переживаний, связанных с процессом и результатами учебной деятельности.

4. Стимулирование самостоятельной учебной работы обучающихся, побуждение их к самосовершенствованию.

5. Учет возрастных особенностей обучающихся

6. Связь преподаваемого материала с практикой, опора на реалии жизни.

Организация урока

1 . Подготовленность аудитории к уроку:

а) санитарно-гигиеническое состояние классного помещения; б) подготовленность дидактического материала: наглядные пособия, ТСО и т. д.

2. Мобилизующее начало урока, влияние его основных компонентов на общую организацию учебной деятельности обучающихся.

3. Установление и поддерживание психологического контакта с группой, организация групповой деятельности, действенность прямой и обратной связи (сила, оперативность, надежность).

4. Приёмы поддерживания дисциплины на уроке, обшей организованности обучающихся.

5.Гибкость управления деятельностью обучающихся в ходе урока, разнообразие методов и приемов учебной деятельности, меры по предупреждению пере­утомления, оптимальность темпа работы, плотности урока и ритма познавательней деятельности.

6. Учет сложившейся дифференциации обучающихся в группе как социальной группе (лидеры, активные, пассивные, отверженные), соотношение организации групповой и индивидуальной учебной деятельности, дифференцированность учебных занятий.

7. Постановка учебной задачи урока: а) четкость и доступность формулирования целей урока; б) создание ориентировочной основы учебных действий; в) степень побуждения обучающихся на этом этапе к активной деятельности.

8. Структура, логическая и композиционная стройность, целостность урока, его завершенность, установление межпредметных и внутрипредметных связей.

9. Рациональность использования учебного времени на уроке, четкость дозировки учебного труда в каждом звене урока, предупреждение нерабочих пауз.

С тиль урока

1. Самоорганизация преподавателя:

а) подготовленность преподавателя к уроку; б) рабочее самочувствие преподавателя в начале урока и в процессе его проведения (собранность, сонастроенность с темой и целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимальный подход ко всему происходящему, педагогическая находчивость и т.д. в) Коммуникативные возможности преподавателя: стиль общения, педагогический такт, экспрессивные реакции, уровень самообладания, контроля собственного поведения, умения воспринимать психические состояния обучающихся и адекватно реагировать на них, влияние на поддержание соответствующего психологического климата класса ( поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, целевой контакт и т.д.)

2. Содержание и структура урока, его соответствие принципам обучения.

3. Контрольно-оценочная деятельность преподавателя и обучающихся:

а) подвижность, степень формализации системы контроля знаний, умений и навыков обучающихся; б) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности обучающихся взаимные критические оценки, контроль и самоконтроль обучающихся; в) соотношение побуждения обучающихся деятельности (актуализация мотивов, комментарии, исправленное воздействие на чувства и т.п.) и волевого давления (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.д. г) используемые на уроке виды работы преподавателя, практика ее формализации в виде отметки; д) система поощрений познавательных усилий обучающихся, поддержание познавательной активности и интереса к учебному труду.

О рганизация познавательной деятельности обучающихся на уроке

1. Обеспечение условий для продуктивной познавательной работы:

а) обеспечение избирательности, осмысленности, целостности восприятия изучаемых предметов и явлений, формирование ориентировочной основы умственных действий; б) способы управления вниманием обучающихся; в) формы актуализации в памяти ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнение по повторению и т. д.); г) формирование научных понятий: учет прошлого опыта обучающихся, имеющихся знании, житейских понятий; д) соблюдение требований к устной и письменной речи, приемы их развития.

2.Организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока:

а) уровень формирования знаний учащихся (наглядно-образный, аналитико-синтетический, этический, усвоение понятий, обобщающие образы, "открытие", выведение формул и т.д.);

б) способы активизации мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристическое решение задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.);

в) руководство со стороны учителя пониманием учащимися преподаваемого материала, его уровни (описа­тельный, сравнительный, объяснительный, обобщающий, оценочный, проблемный);

г) используемые на уроке виды творческой работы учащихся, степень включения в учебную деятельность воображения: активизация воссоздающего воображения (чтение чертежей, схем, описание образов предметов и явлений и др.); активизация творческого воображения (агглютинации, аналогии, схематизации, гиперболизации и т.д.).

3 . Организация запоминания изучаемого материала: а) чередование различных видов работы (теоретических, практических, исследовательских); б) рациональность использования классной доски, наглядных пособий, ТСО; в) систематизация материала, актуализация опорных знаний; г) образование ассоциативных связей (по смежности, по контрасту, по сходству).

4. Формированы умений и навыков: а) последовательность формирования навыков (анализ, синтез, автоматизация); б) закрепление результатов работы, использование упражнений; в) обучение переносу ранее сформированных навыков в новые условия работы; г) способы и приемы интеграции знаний и навыков, закрепление умений; д) контроль, коррекция и оценка навыков и умений.

5. Опора на эмоциональную сферу при организации мыслительной деятельности:

а) увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т. п.); б) вызов удивления, восхищения; в) вызов заинтересованности в изучении предмета; г) эстетическое оформление классной комнаты; д) состояние технических средств, оборудования, используемого на уроке инвентаря; е) собранность преподавателя, речь, четкость и понятность изложения материала и т.д.; ж) стимулирование положительных переживаний за результаты учебной деятельности конкретных обучающихся в группе в целом (похвала, одобрительный кивок, подмечаемая положительная тенденция и т.д.); з) использование игр игровых приемов; и) яркие приемы, «активные приемы», уместность и этика шуток, произвольное переключение внимания и т.п.; к) использование функциональное (учет возраста обучающихся, соответствие темы занятия, яркость дополнения раскрываемого материала, умеренность дозировки, влияние на формирование нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств и т.п.)

Примерная схема комплексного анализа

( Используется и для самоанализа)

Готовность преподавателя и обучающихся к уроку (внешняя);

 внутренняя психологическая готовность обучающихся к уроку;

 организационные действия преподавателя (при необходимости);

планирование преподавателем и сообщении обучающимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

актуализация знаний и способов деятельности обучающихся;

какие методы проблемного обучения использовались преподавателем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение и т.д.);

 соотношение деятельности преподавателя и деятельности обучающихся (объем деятельности преподавателя и обучающихся на уроке данного типа должен быть равным);

объем и характер самостоятельных работ обучающихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ (объем продуктивных работ должен преобладать);

 учет преподавателем уровней актуального развития обучающихся и зоны их ближайшего развития (в отличие от традиционного обучение, здесь равнение идет на «сильного» обучающегося, а не на среднего);

подходы к повышению у обучающихся положительной мотивации учения; постановка преподавателями проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

владение преподавателем способами создания проблемных ситуаций; соблюдение правил постановки учебной проблемы;

использование учебника, соотношение репродуктивной и частичнопоисковой работы с ним; соответствие подбора наглядных пособий требованиям проблемного обучения; 

формирование специальных и общих учебных умений обучающихся; наличие у обучающихся по­знавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения; умения обучающихся осуществлять, логические операции;

 развитие познавательных способностей обучающихся на каждом этапе урока;

затруднения, возникшие у обучающихся всей группы, у отдельных обучающихся, их причины, как они были устроены; 

 учет преподавателем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности обучающихся и предложение дифференцированных заданий; что дал урок для развития у обучающихся воли, интеллекта.

П амятка – алгоритм для самоанализа урока.

1. Каков был замысел, плана урока и почему?

  1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как связан с предыдущими, на что в них опирается? Как работает на последующие уроки, темы, разделы? Как были учтены особенности урока, его специфика? Как был определен тип урока и почему?

  2. Какие особенности обучающихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

  3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

  4. Почему была избрана именно такая структура урока?

  5. Обоснование хода урока, деятельность преподавателя и обучающихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? Как осуществляется дифференцированный подход к обучающимся на уроке? Как осуществлялось управление учебной деятельностью обучающихся (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?

  6. Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально – психологические, гигиенические, эстетические, временные). Как осуществлялась экономия времени?


2. Были ли отклонения от этого плана в ходе урока, если да, то почему?

3. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки обучающихся? Самооценка урока.

4. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?

5. Какие выводы из результатов урока необходимо делать на будущее?

Схема анализа урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?

2. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся данной группы? Какие особенности обучающихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умении.

3. Какие задачи я решаю или решила на уроке: а) общеобразовательные; б) воспитательные; в) развивающие (что)? Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп обучающихся?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделенное время для опроса изученного нового материала закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потярялись в объеме второстепенного.

6. Какое сочетание методов обучения выбрано дня раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к обучающимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?

8. Как был организован контроль усвоения знании, умений, навыков обучающихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?

9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой? Как преподаватель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе обучающимся) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?

13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!