Самоанализ урока учителя начальных классов
ГБОУ СОШ № 1 им. Г.М. Шубникова
Ореховской Н.Н.
Предмет. Окружающий мир.
Класс 3
Тема урока. Царство грибов.
Цель урока: диагностика и коррекция знаний обучающихся по данной теме.
Задачи:
Образовательные: обобщить и повторить изученный материал по теме «Грибы», проверить объём и глубину знаний;
Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, межтемное обобщение, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;
Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
На уроке применялись различные формы учебной деятельности: фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, рефлексия.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.
В процессе обучения формировала следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение обучающихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
Использовалось следующее оборудование: Мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанным текстом на каждого ученика,
Урок состоит из 6 этапов:
Организационного, задача которого была подготовить обучающихся на уроке к восприятию темы ( использовалось музыкальное сопровождение, эмоциональный и психологический настрой.
Подготовка обучающихся к активному и сознательному обобщению знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы.
Обобщение и повторение изученного материала по теме «Грибы». На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, вычленение наиболее существенных признаков и обращение на них внимания обучающихся, использование приемов критического мышления, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов. Создавалась ситуация успеха ( самооценка).
Проверка знаний обучающихся (тест), задача которого- проверить знания учащихся, взаимопроверка.
Рефлексия. Задача этапа- осмысление деятельности ученика и учителя на уроке. Проведена в виде беседы и заполнения «Корзины успешности урока».
Урок окружающего мира был проведён в 3 классе по программе «Школа России» В данном классе обучается 24 человека. При подготовке к уроку учитывала уровень обученности и обучаемости моих детей. Приняла во внимание их индивидуально-психологические особенности: это ученики разного уровня подготовки; в основном дети левополушарные; 2/3 учащихся -визуалы (зрители) и кинестетики (деятели) и лишь треть - аудиалы (слушатели). Этим и объясняется тот факт, что у части детей недостаточно развито речевое, образное или абстрактное мышление. Но я хорошо понимаю, что для успешного обучения нужно развивать у учащихся все три канала восприятия, оба полушария, и стараюсь это делать. Уровень подготовки детей средний, но по окружающему миру качество знаний 75%. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.
Урок был построен в соответствии с программными требованиями. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении окружающего мира – наглядности. Урок содержит большой объем информации. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны обучающихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на хорошем уровне. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учеников, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом явлении.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третиклассников.
ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных . Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью школы, направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС.
Во время проведения урока, на мой взгляд, было неудачным то, что ____________________________________________________
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке.
По результатам само- и взаимооценки учащихся , качество знаний по итогам урока _________.
Считаю, что урок цели достиг.
По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что урок детям понравился, об этом говорит «Корзина успеха».
В заключение хотела бы поблагодарить всех присутствующих гостей.