Самоанализ урока физики в 8 классе
«Расчет количества теплоты при теплообмене»
Дата проведения: 28 сентября 2015г
Задачи урока:
Образовательные: закрепить понятие количества теплоты, удельной теплоемкости вещества, формулу на расчет количества теплоты при теплообмене;
Развивающие: способствовать развитию умения работать с расчетными формулами, таблицами, выводить искомую величину из формулы при решении расчетных задач, способствовать развитию речи (владение физическими понятиями, терминами), развитию познавательного интереса учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования научного мировоззрения, воспитанию устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям, способности выслушивать точку зрения сверстников.
На уроке были использованы следующие средства обучения: доска, дидактический материал (сборник задач В.И. Лукашик и карточки с задачами, таблица теплопроводности веществ).
В начале урока на доске записано: тема урока; домашнее задание.
Структура урока:
Организационный этап.
Этап актуализации знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление материала.
Подведение итогов.
При планировании урока были учтено то, что класс состоит из учеников разного уровня подготовки.
Урок «Расчет количество теплоты при теплообмене» включен в раздел «Тепловые явления» курса физики восьмого класса. Данный урок является одним из ключевых, т.к. на данном этапе ученики закрепляют знания о расчете количества теплоты. Данные знания необходимо при изучении дальнейших тем, при решении экзаменационных и олимпиадных заданий. Специфика урока заключается в том, что учащиеся сталкиваются с такими понятиями как изменение температуры и его обозначением, удельная теплоемкость веществ и ее физический смысл.
При решении поставленных задач, представленных выше, осуществлялась их взаимосвязь. Так, например, при решении устной задачи ученики еще раз повторили физический смысл удельной теплоемкости вещества, при этом развивают умение четко высказывать свою точку зрения, оперирую физическими понятиями. При решении расчетных задач ученики не только еще раз сталкиваются с формулой количества теплоты, но учатся выводить из нее искомую величину.
Поставленные задачи посильны ученикам разного уровня подготовки.
Время урока было распределено рационально. Основное время отводится на повторение изученного материала и решение задач у доски и на местах.
Главный акцент на уроке делается именно на формулу расчета количества теплоты, т.к. она выражает зависимость количества теплоты от массы тела, его удельной теплоемкости и изменении температуры этого тела. Так же стоит отметить понятие удельной теплоемкости вещества, т.к. это все еще новая величина для учеников.
Основным методом обучения был выбран репродуктивный метод, т.к. целью урока является закрепление формулы расчета количества теплоты при теплообмене и развитие навыков решения физических задач.
На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная при обобщении пройденного материала; индивидуальная форма работы учащихся при решении задач.
С целью проверки усвоения знаний проведен контроль. На этом этапе учащимся была предложена самостоятельная работа, которую они должны были выполнить. После проведения контроля знаний учителем была проведена коррекционная работа. Те вопросы, которые вызвали у учащихся наибольшее затруднение, были рассмотрены еще раз. В конце урока было сделано возвращение к целям, которые рассматривались в начале урока.
На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера за счет настроя учеников на освоение навыков решения задач.
Предупреждение перегрузки учеников обеспечивалось за счет смены их деятельности. На первых этапах урока проводилась беседа, затем индивидуальная работа.
Учитель физики