Самоанализ открытого урока английского языка в 9 классе по теме "Путешествие”
Момот Тамара Петровна,
учитель английского языка
МКОУ ШР «СОШ №12»
Открытый урок по теме: Путешествие. Класс по восприятию учебного материала средний. Уроков английского языка в этом классе – 3 часа в неделю. В группе 18 человек. Тема урока «Путешествие» рассчитана на 21ч. Данный урок является 6 уроком по счёту, уроком обобщения знаний. Основной чертой таких уроков является приобретение учащимися новых знаний на базе систематизации, обобщения и переосмысления имеющихся знаний.
Цели:
Практические:
Развитие коммуникативных умений в рамках предложенной темы
Совершенствовать навыки восприятия на слух иноязычного текста информационного характера
Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи через беседу по теме
Развитие умений использовать изученные лексические единицы и грамматические структуры для решения конкретных коммуникативных задач
Образовательные
Обобщение знаний учащихся о путешествиях.
Развитие познавательных способностей учащихся с помощью дополнительной информации из текстов
Формирование творческого и критического мышления учащихся через чтение, аудирование.
Расширение кругозора учащихся за счет получения новых знаний по теме
Развивающие
Развитие понятийных форм мышления через освоение особенностей «языкового сознания» при работе с лексическим материалом
Развитие навыков логичности в построении иноязычных высказываний в ходе решения речевых задач
Совершенствование умения строить высказывания различных типов: сообщение, описание, согласие, несогласие.
Воспитательные
Совершенствовать умение работать в группе: внимательно слушать собеседника, вежливо реагировать на просьбы и вопросы собеседника, вступать в общение.
Педагогическая технология: технология развития критического мышления
Оборудование: карточки для самоконтроля, компьютер, экран, проектор, доска, картинки «Транспорт»
рекламный ролик «Travel» http://www.youtube.com/watch?v=s_lLBfA9JKc
фильм «Путешествие» http://www.youtube.com/watch?v=sN76mCMlunw
листы для заполнения таблицы, дополнительные тексты http://www.memorysecrets.ru/teksty-na-angliiskom-iazyke/puteshestviia-travelling.htm, таблички с пословицами о Родине.
При планировании урока учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, формы заданий, видов работы, а также методических методов и приёмов. Это даёт возможность включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, интегрировать знания из разных предметных областей (истории, географии) и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социокультурных или межкультурных умений и навыков определяется новый уровень мотивации учащихся, который характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности.
Весь урок был выстроен в соответствии с технологией развития критического мышления. Большое значение придавалось цели предотвращения усталости школьников за счет смены видов деятельности: учебно-речевой на учебно-игровую или смены видов учебной речевой деятельности с целью (говорение сменяется чтением или письмом, и наоборот).
В воспитательном плане на уроке выдерживался стиль учебного сотрудничества в общении между учителем и учениками. Парные и групповые формы работы доминируют над фронтальными. Ученики в процессе обучения все время ставятся в ситуацию выбора (текстов, упражнений, последовательности работы и др.), проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в соответствии с потребностями и интересами учащихся, что придает процессу обучения иностранным языкам личностный смысл. У школьников развиваются рефлексивные умения — умения видеть себя со стороны, самостоятельно оценивать свои возможности и потребности при заполнении оценочного листа. Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» на уроке обучающиеся использовали возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм (уважения, равноправия, ответственности и т. д.).Содержание учебного материала представляет собой информацию о путешествии .
По моему плану учащиеся должны составить графический текст на основе аудирования, представить монологическое высказывание, составить диалог-обмен мнениями, чтобы систематизировать полученные знания и иметь их наглядные отображения.
При планировании урока я опиралась на следующие принципы:
Принцип коммуникативной направленности (вовлечь учащихся в устную коммуникацию (аудирование, говорение) на основе аутентичного звукового и печатного материала)
Принцип дифференцированного обучения (домашние задания разного уровня сложности)
Принцип сознательности (отбор содержательно- ценного для обучения материала, обеспечивающего развитие познавательных способностей учащихся)
Принцип активности (каждый ученик должен быть вовлечен в речевую деятельность)
Принцип наглядности (слуховая наглядность – диск; зрительная наглядность – схема на доске, фильм, таблички с пословицами.)
Принцип доступности и посильности
Учитывались реальные возможности группы, а именно средняя языковая база, высокая мотивация изучения иностранного языка только у отдельных обучающихся, хорошие творческие способности ребят. Основное место на уроке было отведено активным формам мыслительной деятельности: систематизация и обобщение знаний, сопоставительный анализ, формулирование выводов.
Домашнее задание носит творческий характер (написание рекламы для посещения нашего посёлка туристами), но исходя из принципа посильности (двум учащимся это задание выполнить сложно), было приготовлено отдельное задание, соответствующее уровню знаний учащихся.
На уроке использовались разнообразные методы обучения:
Частично-поисковый, который призван приобщить школьников к творческой деятельности; учит их самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у учащихся знания и умения.
Объяснительно-иллюстративный (использование наглядности на доске).
На уроке применялись следующие формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная работа ,парная и групповая.
Для успешного раскрытия темы и достижения поставленных задач, необходимым являлось повторение лексики, систематизация ранее полученных знаний, ознакомление с новой информацией по теме. В связи с этим урок был разбит на несколько этапов:
Орг. момент.
Вызов
Осмысление.
Рефлексия.
Подведение итогов работы.
Использовались методы и приёмы для реализации целей технологии развития критического мышления:
Мозговой штурм.
Кластер
Возвращение к кластеру.
Синквейн.
Восстановление логической цепочки
Рафт
Графическое изображение текста
На каждом из этапов преследовались конкретные цели и задачи. Например, при составлении схемы – обобщить имеющуюся информацию и представить ее в схематическом виде; развитие навыков логичности в построении иноязычных высказываний. При организации диалогической речи – развитие умений использовать изученные лексические единицы и грамматические единицы для решения конкретных коммуникативных задач. В процессе аудирования – умение извлекать дополнительную информацию при восприятии на слух иноязычного текста информационного характера; умение строить высказыванию различного типа; умение работать в команде.
Структура урока соответствовала замыслу его проведения. Ребята проявляли активность, психологический климат на уроке был хорошим, что положительно повлияло на конечный результат урока. Учащиеся показали высокий уровень усвоения лексики по теме, хорошее знание информации, хорошие навыки диалогической речи, умение обобщать информацию и формулировать выводы. Я считаю, что урок был плодотворным, познавательным, развивающим. Вместе с тем достигались цели технологии развития критического мышления:
-повышения эффективности восприятия информации;
-повышения интереса к изучаемому материалу и процессу обучения;
- развитие умения критически мыслить и работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников.