Самоанализ урока математики
Проведенный урок математики в 1-в классе на тему «Обобщение и закрепление по теме «Прибавить и вычесть число 2» входит в систему уроков по программе УМК «Школа России» авторов В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений
Цель: закрепить знания детей по изученной теме
Задачи:
закрепить навыки сложения и вычитания в случаях вида + 2, - 2.
продолжать формировать умение обучающихся составлять и решать задачи;
способствовать развитию познавательных процессов;
способствовать формированию универсальных учебных действий: анализа и синтеза; способов учебного сотрудничества; ориентации в словарях; установлению связей между учебной деятельностью и мотивом; самооценки; самоконтроля выполняемой деятельности.
У учащихся формировались следующие УУД
Познавательные: уметь выполнять сложение и вычитание вида + 2 и – 2; уметь анализировать математические тексты, находить среди них задачи, решать их; развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Регулятивные:
учиться определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы.
Личностные:
проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения; формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли.
Урок носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Урок был построен в соответствии со стандартами второго поколения. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
На уроке систематизации и обобщения был использован системно-деятельностный подход, который я реализовала через проблемно-диалогическое обучение.
Для мобилизации внимания обучающихся и настроя на серьезную успешную работу урок был начат с девиза. Психологическая атмосфера создавалась на основе выработки положительного отношения к знаниям, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата.
На этапе мотивации и актуализации знаний обучающимся было предложено вспомнить приближающийся всеми любимый праздник Новый год и открыть привезённое оленем письмо от Деда Мороза. Для этого дети выполнили ряд устных заданий, направленных на формирование навыков счёта. Детям было предложено отправиться в путешествие, в начале которого с опорой на слайд и с применением подводящего диалога детьми была сформулирована тема и цель урока. На этапе первичного закрепления дети вспомнили написание цифры 2. На этапе воспроизведения знаний, выработки умений у ребят формировались умения планировать свои действия и контролировать их выполнение в ходе парной работы (регулятивные УУД), умение слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли (коммуникативные УУД). На этом этапе при выполнении и проверке заданий я сочетала фронтальную и индивидуальную работу на местах и у доски. А также ребята имели возможность работать в парах.
Познавательный интерес учащихся к уроку, эмоциональный настрой подкреплялся желанием оказать помощь Деду Морозу в поиске ёлочки для детей из детского сада. Чтобы сохранить целостность всего урока и формировать чувство взаимовыручки и сотрудничества, задания были связаны общей идеей, все учащиеся чувствовали себя единым целым – дружным коллективом, преодолевающим различные трудности.
Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения:
-методы организации учебно - познавательной деятельности: словесный, проблемно – диалогический, наглядный, практический, частично – поисковый,
- методы предъявления учебных требований,
- методы стимулирования и мотивации,
- методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
На уроке применялись личностно-ориентированная, игровая технологии, информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация с использованием интерактивного режима),
- здоровьесберегающая технология (организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала). Для проведения физкультминутки подобраны упражнения на улучшение кровообращения головного мозга, формирование осанки и общеукрепляющие упражнения.
Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
На уроке царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «учитель-ученик», «ученик-ученик». На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, высказывали своё мнение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.
Каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Контроль на уроке осуществлялся через учителя, взаимоконтроль и самоконтроль.
Обеспечить работоспособность учащихся мне позволило и использование на данном уроке мультимедийной презентации, которая была нацелена на разные виды восприятия, активизировала познавательную деятельность ребят. Элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемые в презентации, воздействовали на учащихся намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.
На этапе рефлексии ребята имели возможность сами оценить свою деятельность на уроке, поделиться тем, что получилось, в чём испытывали затруднения, что узнали новое, чему удивились и в чём затруднялись. К сожалению, по результатам рефлексии не всем ребятам было на уроке легко и не у всех всё получилось сделать правильно.
Таким образом, на уроке поставленные цели были реализованы, удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся, учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся, использованы разнообразные методы и формы работы для развития УУД, необходимые для дальнейшего успешного обучения.
Основные характеристики современного урока
Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.
В связи с этим меняется и анализ урока.
Образец схемы анализа урока по ФГОС
Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.
В карте эксперта указывается ФИО учителя, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.
Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.
| Этапы анализа |
1 | Основная цель: закрепить знания детей по изученной теме. Была достигнута. Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? |
2 | Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений. Урок был построен в соответствии со стандартами второго поколения. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. |
3 | Для мобилизации внимания обучающихся и настроя на серьезную успешную работу урок был начат с девиза. Психологическая атмосфера создавалась на основе выработки положительного отношения к знаниям, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата. Какие способы мотивации применяет педагог? |
4 | Урок был построен в соответствии со стандартами второго поколения. Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? Ориентированность на стандарты нового поколения. Развитие УУД (универсальных учебных действий). Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. |
5 | Содержание урока Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. |
6 | Методика проведения урока Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? Использование диалога в качестве формы общения. Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. Наличие обратной связи между учеником и учителем. Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. |
7 | Психологические моменты в организации урока Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности? Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению? |
Примечание
В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.
В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:
Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.
Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.
Анализ урока
Проведён Артюховой Юлией Валерьевной в 1-в классе по предмету математика на тему «Обобщение и закрепление по теме «Прибавить и вычесть число 2». Данный урок входит в систему уроков по программе УМК «Школа России» авторов В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др. Дата посещения:
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений
Цель: закрепить знания детей по изученной теме
Задачи:
закрепить навыки сложения и вычитания в случаях вида + 2, - 2.
продолжать формировать умение обучающихся составлять и решать задачи;
способствовать развитию познавательных процессов;
способствовать формированию универсальных учебных действий: анализа и синтеза; способов учебного сотрудничества; ориентации в словарях; установлению связей между учебной деятельностью и мотивом; самооценки; самоконтроля выполняемой деятельности.
У учащихся формировались следующие УУД
Познавательные: уметь выполнять сложение и вычитание вида + 2 и – 2; уметь анализировать математические тексты, находить среди них задачи, решать их; развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Регулятивные:
учиться определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы. Личностные:
проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные:
воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения; формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли. Урок носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Был построен в соответствии со стандартами второго поколения. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой. На уроке систематизации и обобщения был использован системно-деятельностный подход, который учитель реализовал через проблемно-диалогическое обучение.
Для мобилизации внимания обучающихся и настроя на серьезную успешную работу урок был начат с девиза. Психологическая атмосфера создавалась на основе выработки положительного отношения к знаниям, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата.
На этапе мотивации и актуализации знаний обучающимся было предложено вспомнить приближающийся всеми любимый праздник Новый год и открыть привезённое оленем письмо от Деда Мороза. Для этого дети выполнили ряд устных заданий, направленных на формирование навыков счёта. Детям было предложено отправиться в путешествие, в начале которого с опорой на слайд и с применением подводящего диалога детьми была сформулирована тема и цель урока. На этапе первичного закрепления дети вспомнили написание цифры 2. На этапе воспроизведения знаний, выработки умений у ребят формировались умения планировать свои действия и контролировать их выполнение в ходе парной работы (регулятивные УУД), умение слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли (коммуникативные УУД). На этом этапе при выполнении и проверке заданий я сочетала фронтальную и индивидуальную работу на местах и у доски. А также ребята имели возможность работать в парах.
Познавательный интерес учащихся к уроку, эмоциональный настрой подкреплялся желанием оказать помощь Деду Морозу в поиске ёлочки для детей из детского сада. Чтобы сохранить целостность всего урока и формировать чувство взаимовыручки и сотрудничества, задания были связаны общей идеей, все учащиеся чувствовали себя единым целым – дружным коллективом, преодолевающим различные трудности.
Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения:
-методы организации учебно - познавательной деятельности: словесный, проблемно – диалогический, наглядный, практический, частично – поисковый,
- методы предъявления учебных требований,
- методы стимулирования и мотивации,
- методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
На уроке применялись личностно-ориентированная, игровая технологии, информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация с использованием интерактивного режима), здоровьесберегающая технология (организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала). Для проведения физкультминутки подобраны упражнения на улучшение кровообращения головного мозга, формирование осанки и общеукрепляющие упражнения.
Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
На уроке царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «учитель-ученик», «ученик-ученик». На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, высказывали своё мнение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.
Каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Контроль на уроке осуществлялся через учителя, взаимоконтроль и самоконтроль.
Обеспечить работоспособность учащихся позволило и использование на данном уроке мультимедийной презентации, которая была нацелена на разные виды восприятия, активизировала познавательную деятельность ребят. Элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемые в презентации, воздействовали на учащихся намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.
На этапе рефлексии ребята имели возможность сами оценить свою деятельность на уроке, поделиться тем, что получилось, в чём испытывали затруднения, что узнали новое, чему удивились и в чём затруднялись. К сожалению, по результатам рефлексии не всем ребятам было на уроке легко и не у всех всё получилось сделать правильно.
Таким образом, на уроке поставленные цели были реализованы, удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся, учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся, использованы разнообразные методы и формы работы для развития УУД, необходимые для дальнейшего успешного обучения.
Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.
В карте эксперта указывается ФИО учителя, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.
Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.
| Этапы анализа |
1 | Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? |
2 | Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. |
3 | Какие способы мотивации применяет педагог? |
4 | Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? Ориентированность на стандарты нового поколения. Развитие УУД (универсальных учебных действий). Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. |
5 | Содержание урока Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. |
6 | Методика проведения урока Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? Использование диалога в качестве формы общения. Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. Наличие обратной связи между учеником и учителем. Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. |
7 | Психологические моменты в организации урока Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности? Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению? |
Примечание
В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.
В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:
Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.
Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.