Самоанализ урока математики в 6а классе по ФГОС учителя математики МБОУ Мечетинской СОШ Банкиной Светланы Николаевны.
Тема урока: Множества. Понятие множества, элемента множества, конечного, бесконечного и пустого множества.
Дата проведения урока: 29.11.2017
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний и способов действий
Цель урока: ввести понятие «числового множества», «элемента множества», «конечного множества», «бесконечного множества», «пустого множества»;
сформировать умения задавать характеристические свойства множества, по характеристическим свойствам называть элементы множества, приводить примеры множеств;
воспитывать культуру математической речи.
Формировать УУД:
Личностные : способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные : умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану ;планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя);добывать новые знания(находить ответы на вопросы ,используя учебник. свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные :умения оформлять свои мысли в устной форме ;слушать и понимать речь других
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Научиться определять понятие «числового множества», «элемента множества», «конечного множества», «бесконечного множества», «пустого множества».
Метапредметные:
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану ;планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания(находить ответы на вопросы ,использую учебник. свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. осуществлять контроль ,коррекцию ,оценку своих действий и действий партнера.
Основные понятия: понятие «числового множества», «элемента множества», «конечного множества», «бесконечного множества», «пустого множества»
Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 6 класс (авторы Муравин Г.К. и МуравинаО.В)
Этап урока | Деятельность учителя | Учебная деятельность учащихся Формирование метапредметных УУД |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1.Организационный этап Мотивация изучения темы | Вступительное слово учителя Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Девиз урока Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.Д.Пойа(слайд №1) | Слушают учителя. Высказывают свои мнения | Обучающиеся предлагают свои варианты ответа и высказывают свои мнения | Выражают свои мнения в устной форме |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Ребята, а задумывался ли каждый из вас над тем с какой целью он пришел сегодня на урок?Я вам постараюсь помочь найти свою цель. На экране вы видите список личностных целей (слайд 2) кто-то из учеников зачитывает все цели. Выберите из этого списка для себя цель, запишите ее номер в тетради и попытайтесь достичь ее в течении урока. В конце урока мы проанализируем, достигли вы ее или нет, и почему. | Учащиеся выбирают личностную цель | | Осуществляют контроль |
3. Введение темы урока | Темой сегодняшнего урока будет …..«Множества»…(слайд 3) | Учащиеся выражают свои мнения в устной форме, предлагают тему урока | Обучающиеся предлагают свои варианты ответа и высказывают свои мнения | Учатся внимательно слушать товарища и с уважением принимать его точку зрения |
4. Актуализация опорных знаний Математический диктант | Сделаем разминку повторяя составные и простые числа (слайд №4) | Учащиеся учатся контролировать свои действия Учатся адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации действий | Учащиеся выполняют задания, проверяют правильность ответов | Осуществляют контроль Оценивают одноклассников |
5.Первичное усвоение новых знаний. Работа с новыми понятиями | (слайд №5) Выполнение устных заданий по картинкам. | Учатся основам самоорганизации своей деятельности | Дети должны самостоятельно найти ответы на поставленные учителем вопросы. | Учатся внимательно слушать товарища и с уважением принимать его точку зрения |
5. Первичное закрепление изученного Работа с новыми понятиями | Выполнение упражнений из книги №322 (слайд №6) | Учатся работать с учебником.Учатся адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации действий Высказывают свои мнения. принимают решения на основе переговоров с учителем | Возвращаются к мотивационной задаче Ребята рассуждают предлагают ответы | Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Выражают свои мнения в устной форме |
6. Первичная проверка понимания нового материала по теме «Множества. Понятие множества, элемента множества, конечного, бесконечного и пустого множества.» | Выполнение упражнений из книги №323 (а) | Учатся делать вывод из полученной информации на основе ранее полученных знаний Учатся делать вывод из полученной информации на основе ранее полученных знаний | Ребята рассуждают , предлагают ответы Дети должны самостоятельно найти ответы на поставленные учителем вопросы. Учащиеся вспоминают .отвечают Учащиеся должны сделать перевод текста в математическую запись. Учащиеся должны записывать в символической форме элементы множеств | Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Выражают свои мнения в устной форме Оценивают одноклассников Выражают свои мнения в устной форме |
7. Первичное закрепление | Выполнение упражнений из книги №323 (в, е) | Анализируют пути решения задания Учатся адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации действий | Учатся работать с книгой | Выражают свои мнения в письменной форме |
8.Информация о домашнем задании Физкультминутка. | (слайд 7) (слайд8) Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я. | Ученики записывают задания в дневник | Учатся работать с книгой | Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
9.Выработка умения применять новые знания, формирования УУД | Самостоятельная работа | Самостоятельно анализируют пути решения задания. Реализуют пути достижения целей урока. Принимают решения в проблемной ситуации | Возвращаются к определениям изученных понятий | Выражают свои мнения в письменной форме |
10. Рефлексия деятельности. Итог урока | Ребята, в начале урока вы поставили личностную цель. Покажите зеленую карточку, если вы ее достигли, и красную, если нет. Кто хочет поделиться своими выводами вслух. (Если желающих не будет – то это нормально.) Ребята, сегодня первый урок изучения новой темы, поэтому в журнал я выставлю только отличные и хорошие отметки. На следующем уроке мы продолжим работу. | Умение подвести итог изученного материала | Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке | Выражают свои мнения в устной форме Оценивают одноклассников |
Общие сведения :Урок математики проведен в 6а классе на тему: «Множества. Понятие множества, элемента множества, конечного, бесконечного и пустого множества.». По программе на изучение темы «Множества» отведено 6 часов .Данный урок был проведен первым.
Класс общеобразовательный, с низким уровнем интеллекта. На уроке присутствовало … из 25 человек. Из них 15 % с достаточным уровнем учебной мотивации, 10% - с высоким, 75% - с низким.
Тип и структура урока:
Тип урока: комбинированный (урок получения новых знаний по теме «Множества. Понятие множества, элемента множества, конечного, бесконечного и пустого множества.»., диагностики знаний, умений и навыков)
Для достижения целей весь материал был представлен в виде презентации с набором задач для объяснения и закрепления.
Знания подлежат прочному усвоению, их объем заложен в программе и они должны быть усвоены каждым учеником.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся
Постановка цели и задач урока.. Введение темы урока
Актуализация опорных знаний. Математический диктант. Проблема
Первичное усвоение новых знаний. Работа с новыми понятиями
Первичное закрепление изученного. Работа с новыми понятиями
Первичная проверка понимания нового материала по теме «Множества. Понятие множества, элемента множества, конечного, бесконечного и пустого множества»
Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Физкультминутка.
Выработка умения применять новые знания, формирования УУД. Мониторинг
Рефлексия (подведение итогов )
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку;
На втором этапе постановка личностных целей позволила быстрее включиться в деловой ритм урока.
На третьем этапе используя математический диктант (устный счет) были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся
На четвертом ,пятом и шестом этапах обучающиеся активно включились в урок, потому что применялся активный метод обучения с применением презентации, у обучающихся возникло желание мыслить ,развивать внимание. Даже самые пассивные из учащихся включились в урок с огромным желанием .Сами задания не вызывали затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.
В процессе урока примеры и задачи решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они выражали суть выполняемых заданий
На седьмом и восьмых этапах обучающиеся смогли выразить свое отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока, а также выработали умения применять новые знания ,а также были сформированы УУД. Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала. Физкультминутка дала возможность отдохнуть .
Этап самостоятельной работы показал, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решение .Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться что программный материал им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки Результат самостоятельной работы:«5»- , «4»- , «3»- .Качество знаний %
На этапе итога урока обучающие которые активно участвовали в работе урока получили высокую оценку. И это стимулировало их для дальнейшей активной работы на последующих уроках.
Домашнее задание соответствует нормативным требованиям.
Методы обучения
соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- словесные (рассказ, эвристическая беседа);
- наглядные (демонстрация);
- практические (решение заданий)
по уровню самостоятельности учащихся:
репродуктивные, проблемно – поисковые
по аспекту мышления:
продуктивные ( самостоятельное решение заданий),
по логическому аспекту:
- дедуктивные.
Общие результаты урока:
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определялись, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с искорки, побуждающей к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания из жизни подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Домашнее задание было объяснено. Итог урока подведен. План урока выполнен, цели реализованы: обучающиеся повторили и обобщили основные знания по теме «Составные и простые числа», изучили , закрепили и провели контроль по новой теме. Были отработаны умения вычислять устно. Получили знания и умения применять правила. Большую роль в активизации мыслительной деятельности учеников, в организации их практической деятельности сыграло использование средств информационно-коммуникативной технологии. Презентация к уроку. Результативность урока хорошо прослеживалась и на этапе рефлексии. Дети смогли выразить свое отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока.
Недостатком проведения урока, считаю:
- надо было больше включить заданий по теме «элементы множеств». Так как именно в этом задании у обучающихся были допущены ошибки;
Положительно оцениваю то, что:
- полностью удалось реализовать поставленные задачи. Качество знаний урока - %
- каждый за урок получил оценку.