Самоанализ урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»
Учитель: Жарова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ Суторминской ОШ
Дата проведения: 08.04.2021г.
Автор УМК (программного курса): А.А. Плешаков «Окружающий мир»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: сформулировать одно из важнейших правил поведения в природе – соблюдения тишины в лесу; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; содействовать воспитанию чувства ответственности и долга за состояние природы; оценивать свой вклад в ее благосостояние, ценить ее красоту.
Задачи урока:
учить слушать звуки природы;
учить анализировать и оценивать поведение человека в природе;
учить формулировать правила поведения в лесу;
учить формулировать задачи урока;
учить самостоятельной мыслительной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выдвигать предположения и доказывать их;
объяснять (с опорой на учебник), почему в лесу нужно соблюдать тишину;
формулировать правила поведения в природе;
работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Личностные:
формирование личного отношения к окружающему миру;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование уважительного отношения к иному мнению;
оценивание своего поведения в лесу и поведения других людей;
Метапредметные:
Регулятивные:
подготовка своего рабочего места под руководством учителя;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
принимать и сохранять цель учебной деятельности;
осваивать начальные формы личностной и познавательной рефлексии;
оценивать результат своих действий.
Познавательные:
понимать содержание текста, интерпретировать его смысл;
анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков;
строить речевые высказывания в устной форме о разнообразии лесных звуков.
Коммуникативные:
понимать и принимать задачу совместной работы;
обмениваться мнениями, слушать друг друга;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
строить речевые фразы, отвечать на поставленный вопрос;
работать в группе, учитывая позицию собеседника.
Образовательные ресурсы и оборудование: учебник «Окружающий мир» для 1 класса А.А. Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса А.А. Плешаков, презентация на тему «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?», музыкальный файл «Звуки леса»; запрещающие знаки в природе.
Методы и формы обучения: частично - поисковый; фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему и зачем?». Предыдущая тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?», следующая тема урока «Зачем мы спим ночью?».
Планирование урока было построено на основе личностно-ориентированного подхода, а также я ориентировалась на основные принципы обучения: сознательности и активности, наглядности, доступности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, коммуникативной направленности, для комплексной реализации целей, таких, как образовательная, развивающая, воспитывающая.
Тема урока, на мой взгляд, является очень важной темой в системе уроков окружающего мира. Так как проблема экологии очень актуальна в наше время. Надо воспитывать в детях любовь к природе, чувство ответственности и долга за состояние природы; формировать ответственность и бережное отношение к ней.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
На этапе организационного момента, была проведена эмоциональная и психологическая мотивация обучающихся, создан положительный настрой.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Обучающимся необходима мотивация, которая побуждает их к деятельности. Учитывая это, при формулировании темы урока и постановке учебных задач мною была создана проблемная ситуация, использован метод стимулирования и мотивации учащихся.
Для того, чтобы обучающиеся смогли сформулировать важное правило поведения в лесу, была проведена беседа, которая позволяла достигнуть личностных планируемых результатов, когда ученики формулировали личное отношение к природе, оценивали поведение в лесу других людей. Также были достигнуты и предметные планируемые результаты, когда ученики выдвигали свои предположения о том, к каким последствиям может привести шум в лесу.
Использование аудиозаписей со звуками природы позволило разнообразить урок и сделать его еще интереснее, а также, чтобы в последующем дети смогли сами воспроизвести звуки природы, и это было осуществлено в виде игры «Лесной хор», когда ученики оживляли картинку. Здесь формировались предметные планируемые результаты, познавательные универсальные учебные действия, когда дети анализировали объекты окружающего мира, в данной ситуации обитателей леса, строили речевые высказывания в устной форме о разнообразии лесных звуков.
Нельзя не уделить внимание здоровьесберегающим технологиям, так как это первоклассники, они быстро утомляются. В первой части урока была проведена релаксация с использованием звукового файла, что способствовало снятию умственного и физического напряжения, вызвало положительные эмоции, хорошее настроение, улучшило усвоение нового материала. Во второй части урока была проведена физкультминутка, при выполнении работы в группе дети много двигались.
На этапе закрепления изученного материала было выполнено задание творческого характера - в тетради на печатной основе дети рисовали условный знак. Работа в группе была организована в виде творческой мастерской, где дети совместными усилиями собрали правила друзей природы – что позволило достичь предметных планируемых результатов, которые заключались в формулировании правил поведения в природе, когда ученики объясняли правила, которые обозначают запрещающие знаки. Здесь реализовывались коммуникативные универсальные учебные действия – ученики принимали задачу совместной работы, высказывали свои предположения, обменивались информацией, строили речевые высказывания, отвечали на поставленные вопросы.
В целом урок прошел продуктивно, динамично, дети активно включались в здеятельность, отвечали на вопросы и выполняли задания. Помимо ИКТ (презентации) я использовала иллюстративный материал, загадки, немаловажную роль отвела учебнику и тетради на печатной основе – всё это позволило мне сделать урок разнообразным и интересным.
Все этапы урока были соблюдены, учебное время использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Дети работали активно и дружно. Это позволяет мне сделать вывод о том, что планируемые результаты урока были достигнуты.