СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока по формированию функциональной(читательской) грамотности по теме "Функционально-смысловые типы речи.Повествование.Рассказ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих

предметных результатов:

понимание прочитанного художественного текста, формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;

формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;

проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности);

проведение смыслового анализа текста;

проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока по формированию функциональной(читательской) грамотности по теме "Функционально-смысловые типы речи.Повествование.Рассказ"»

Самоанализ урока формирования

функциональной

(читательской)

грамотности обучающихся

Предмет: русский язык

Класс: 5В

Тема урока: Функционально-смысловые типы речи. Повествование. Рассказ

Ссылка на видео:

п/п урока в структуре курса/ темы : 21/5

Тип урока по ФГОС: урок – практикум.

Технологии: кейс – технология,ИКТ

Цель: описать методику формирования лингвистического понятия на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста и формулировать гипотезу.

Задачи:

1) проанализировать методическое затруднение;

2) выявить особенности лингвистического понятия «текст»;

3) определить этапы построения понятия;

4) определить приемы включения заданий по читательской грамотности в

контекст урока.

Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих

предметных результатов:

понимание прочитанного художественного текста, формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;

формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;

проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности);

проведение смыслового анализа текста;

проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев.

Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися

универсальными учебными познавательными действиями:

базовыми логическими действиями:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для

обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать

несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);

базовыми исследовательскими действиями:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений

других.

Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися

универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с

целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися

универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

При формировании функциональной (читательской) грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы актуально использование методических кейсов. Материал выстраиваю с учётом изменений образовательной парадигмы и в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

Кейсы носят практико-ориентированный характер: они направлены на формирование приёмов аналитической деятельности обучающихся, отработку навыка смыслового чтения, что позволяет проектировать самостоятельную читательскую деятельность школьников. Приёмы работы с информацией, умение выявлять детали, существенные для понимания смысла, приёмы работы с таблицами, приёмы работы с составлением алгоритмов решения поставленной задачи и позволяют обучающимся в дальнейшем стать профессионально успешной личностью.

Урок-практикум по формированию читательской грамотности по теме «Функционально-смысловые типы речи. Повествование. Рассказ» был проведен в 5В классе, количество обучающихся в нем – 31 человек. Класс отличается высоким уровнем способностей по предмету, у пяти обучающихся наблюдаются затруднения в усвоении материала по предмету. Обучающиеся показывают хороший уровень умений работать самостоятельно, доброжелательны по отношению друг к другу и учителю. При подготовке к уроку мной были учтены возрастные и психологические особенности пятиклассников.

В ходе урока учащимся были предложены 6 текстов, объединенных одной темой, но представляющих собой разные типы речи и отличающихся стилевой принадлежностью.

К текстам предлагались 14 заданий. Задание «Составить констатирующие вопросы» (к текстам 1-5) предполагает обучение диалогу с текстом. Цель этого задания – научить обучающихся задавать вопросы (кто? что? сколько?). Вопросы задаются по отношению к содержанию текста, главному герою: кто он, что делает и т.п. Для рассказов уместны вопросы: что произошло, что было дальше и т.п. Обучающимся предлагается самим сформулировать такие вопросы, но в случае затруднения учитель может предложить свои варианты.

Задания 1, 3, 5, 7, 9 – на определение темы текста, предполагают выбор

правильного ответа из списка; задания 2, 4, 6, 8, 10 – с выбором ответа, позволяют

сформулировать цель автора; задание 11 – с развёрнутым ответом; задания 12-13

формируют умения обобщать и делать выводы; задание 14 – по теоретическому

тексту 6 сложное, оно позволяет сделать вывод из проделанной работы и построить

понятие. Для выполнения подобных заданий необходимы умения сопоставлять

тексты, анализировать данные, полученные в заданиях 1-13, сопоставлять сведения

из теоретического текста 6 со своими выводами по текстам 1-5, обобщать

информацию и делать вывод.

Ожидаемые результаты:

в ходе проделанной работы обучающиеся сформировали не только читательскую, но и естественно – научную грамотность;

сформировали представление о коммуникативно – обусловленных типах речи;

научились отличать типы речи друг от друга;

научились определять сферу общения, тему речи и её назначение.

Выводы: цель урока достигнута, вести урок было легко, обучающиеся включились в продуктивную работу, были активны. Домашнее задание не вызвало затруднения. Обучающиеся получили только положительные отметки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!