Самоанализ урока формирования
функциональной
(читательской)
грамотности обучающихся
Предмет: русский язык
Класс: 5В
Тема урока: Функционально-смысловые типы речи. Повествование. Рассказ
Ссылка на видео:
№ п/п урока в структуре курса/ темы : 21/5
Тип урока по ФГОС: урок – практикум.
Технологии: кейс – технология,ИКТ
Цель: описать методику формирования лингвистического понятия на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста и формулировать гипотезу.
Задачи:
1) проанализировать методическое затруднение;
2) выявить особенности лингвистического понятия «текст»;
3) определить этапы построения понятия;
4) определить приемы включения заданий по читательской грамотности в
контекст урока.
Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих
предметных результатов:
понимание прочитанного художественного текста, формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности);
проведение смыслового анализа текста;
проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися
универсальными учебными познавательными действиями:
базовыми логическими действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
базовыми исследовательскими действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися
универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися
универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
При формировании функциональной (читательской) грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы актуально использование методических кейсов. Материал выстраиваю с учётом изменений образовательной парадигмы и в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
Кейсы носят практико-ориентированный характер: они направлены на формирование приёмов аналитической деятельности обучающихся, отработку навыка смыслового чтения, что позволяет проектировать самостоятельную читательскую деятельность школьников. Приёмы работы с информацией, умение выявлять детали, существенные для понимания смысла, приёмы работы с таблицами, приёмы работы с составлением алгоритмов решения поставленной задачи и позволяют обучающимся в дальнейшем стать профессионально успешной личностью.
Урок-практикум по формированию читательской грамотности по теме «Функционально-смысловые типы речи. Повествование. Рассказ» был проведен в 5В классе, количество обучающихся в нем – 31 человек. Класс отличается высоким уровнем способностей по предмету, у пяти обучающихся наблюдаются затруднения в усвоении материала по предмету. Обучающиеся показывают хороший уровень умений работать самостоятельно, доброжелательны по отношению друг к другу и учителю. При подготовке к уроку мной были учтены возрастные и психологические особенности пятиклассников.
В ходе урока учащимся были предложены 6 текстов, объединенных одной темой, но представляющих собой разные типы речи и отличающихся стилевой принадлежностью.
К текстам предлагались 14 заданий. Задание «Составить констатирующие вопросы» (к текстам 1-5) предполагает обучение диалогу с текстом. Цель этого задания – научить обучающихся задавать вопросы (кто? что? сколько?). Вопросы задаются по отношению к содержанию текста, главному герою: кто он, что делает и т.п. Для рассказов уместны вопросы: что произошло, что было дальше и т.п. Обучающимся предлагается самим сформулировать такие вопросы, но в случае затруднения учитель может предложить свои варианты.
Задания 1, 3, 5, 7, 9 – на определение темы текста, предполагают выбор
правильного ответа из списка; задания 2, 4, 6, 8, 10 – с выбором ответа, позволяют
сформулировать цель автора; задание 11 – с развёрнутым ответом; задания 12-13
формируют умения обобщать и делать выводы; задание 14 – по теоретическому
тексту 6 сложное, оно позволяет сделать вывод из проделанной работы и построить
понятие. Для выполнения подобных заданий необходимы умения сопоставлять
тексты, анализировать данные, полученные в заданиях 1-13, сопоставлять сведения
из теоретического текста 6 со своими выводами по текстам 1-5, обобщать
информацию и делать вывод.
Ожидаемые результаты:
в ходе проделанной работы обучающиеся сформировали не только читательскую, но и естественно – научную грамотность;
сформировали представление о коммуникативно – обусловленных типах речи;
научились отличать типы речи друг от друга;
научились определять сферу общения, тему речи и её назначение.
Выводы: цель урока достигнута, вести урок было легко, обучающиеся включились в продуктивную работу, были активны. Домашнее задание не вызвало затруднения. Обучающиеся получили только положительные отметки.