Самоанализ урока русского языка в 4 классе
по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе».
Представляю самоанализ проведенного урока. Данный урок является не первым при изучении безударных падежных окончаний имён существительных.
Поэтому цель данного урока состояла в том, чтобы, опираясь на знания учащихся, полученные ранее, закрепить навык правописания окончаний имён существительных и заострить внимание на правописании гласных И и Е в безударных падежных окончаниях имён существительных в Р.Д.П. падежах.
Для достижения цели были определены следующие задачи урока:
Образовательная:отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся познавательных умений; логического мышления, внимания и памяти.
Воспитательные: способствовать развитию у учащихся личностных, коммуникативных умений; способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Планируемый результат:
Предметные: учить правильно писать окончания имен существительных во всех падежах, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Метапредметные:
Регулятивные: умение определять и формулировать тему, цель и задачи урока с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки (оценки уже выполненной работы), планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, умение работать в группе.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Цель и поставленные учебные задачи соответствовали теме урока. Были направлены на сотворчество с учащимися. На достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Оборудование учебного занятия: компьютер, проектор, презентация, учебник, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Он включал в себя 6 этапов:
Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 – 2 мин)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в задании (2 – 3 мин)
II. Постановка проблемы (3 – 4 мин)
III. а) Решение проблемы. (4 – 5 мин)
б) Первичное закрепление с проговариванием (10– 11мин)
Физкультминутка(2 мин)
IV. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (3- 4 мин)
V. Включение в систему знаний и повторение (3 – 4 мин)
V. Рефлексия учебной деятельности (3 – 4 мин)
VI. Домашнее задание (1 - 2 мин)
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС:
ИКТ – на всех этапах урока;
здоровьесберегающая (смена видов деятельности на всех этапах, физкультминутка);
технология продуктивного чтения - на этапах: мотивация (загадки - вопрсы), актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в задании; первичное закрепление с проговариванием (сравнение «своего» алгоритма и комментированное чтение способов проверки в учебнике);
проблемно – диалогическое обучение (развитие исследовательских навыков) на этапе - постановка проблемы;
деятельностный подход – этап - постановка проблемы - формулирование темы и учебной задачи, составление плана урока; этап - решение проблемы – наблюдают, делают выводы, сравнивают; первичное закрепление с проговариванием - выбирают рациональный способ, составляют план действий, проводят самопроверку;
развитие парной деятельности, дифференцированного обучения на этапах: первичное закрепление с проговариванием, самостоятельная работа с проверкой по эталону, выбор домашнего задания;
технология формирующего оценивания на этапах - рефлексия учебной деятельности;
проектирование - проектирование выполнения домашнего задания, создающее обоснованный выбор и осознанное выполнение и коррекцию знаний на основании формирующего самооценивания.
На уроке были реализованы дидактические принципы наглядности, научности, доступности, принцип деятельности (ребенок не получает готовые знания, а добывает их в результате собственной деятельности), принцип целостности (изучать явления неразрозненно, а во взаимной связи), принцип психологической комфортности.
Структура урока соответствует данному типу урока. Содержание учебного материала учитывает возрастные особенности учащихся и уровень обученности.
Чтобы добиться цели урока, я подбирала задания, вопросы, соответствующие возрастным особенностям детей. Материал урока интересен для учащихся, имеет высокую степень трудности для изучения, рассмотрение темы опирается на уже сформированные умения: выделять окончания, определять безударную гласную, знание падежей и склонения.
Считаю, что технологии выбраны мною верно, т.к. учитывала возраст, особенности класса и их потребности.
В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся.
Использовала разные виды контроля: ученик-ученик (при групповой работе), самоконтроль, соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: были применены диалоговая форма общения, создание проблемной ситуации, осуществлена обратная связь, самостоятельная работа.
Для повышения эффективности урока использовала мультимедийную презентацию.
На уроке осуществлялась межпредметная связь урока русского языка и литературы
Темп урока быстрый, динамичный, что исходит из возможностей класса.
Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени.
Учащиеся включались в работу активно. На уроке был создан благоприятный климат, доброжелательный тон, позитивный настрой позволили детям комфортно чувствовать себя на уроке.
Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. У учащихся возникало чувство удовлетворения после каждого верно решённого задания, что повышало их познавательную активность. Предложенные разнообразные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. У ребят создалась положительная мотивация к учению, уважению друг друга.
Результаты урока совпадают с целью урока.
Домашнее задание имеет оптимальный объем с предоставлением права выбора, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
Так, первый этап урока – мотивационный. Дидактическая задача этого этапа, подготовить учащихся к работе на уроке, создать положительный эмоциональный настрой, что было осуществлено путём эмоциональной беседы, напутствия на плодотворную работу.
Следующий этап - актуализация знаний: дидактической задачей которого является проверить знания учащихся по пройденной теме, что проводилось в виде блиц-опроса, а также работа у доски с карточками, определением склонения.
После этого шла подготовка к определению ребятами темы и задач урока, что было достигнуто при помощи поставленной проблемы. Благодаря этой работе ребята самостоятельно определили тему урока, поставили задачи урока.
На этапе изучения локализации индивидуальных затруднений учащиеся путём наблюдения, анализа, коррекции закрепляли полученные знания, был сделан вывод. Применялась знаково-символическая модель в виде схемы.
На этапе закрепления, учащимся была предложена самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, где учащиеся самостоятельно выполняли задания, осуществляли их самопроверку, сравнивая с образцом, выявляли и корректировали допущенные ошибки.
На этапе рефлексии организован анализ учебной деятельности и оценивание учащимися собственной работы, что также было организовано по прохождению каждого этапа урока, проводилась самооценка деятельности учащихся, ученики самостоятельно определяли уровень усвоения материала, определяли значимость данного урока.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При выполнении заданий старалась давать положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Психологическая атмосфера на уроке была спокойная, стиль общения дружественный.
Вывод самоанализа: учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, запланированной цели и поставленных задач урок достиг, планируемые результаты достигнуты.