Урок-размышление "Размышляя над прочитанным…" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
Цель урока: осмыслить страницы романа, ответить на бессмертные вопросы, сформулированные в нем.
Задачи:
обобщить знания учащихся, полученные при изучении романа;
выяснить, в чем секрет бессмертных вопросов, сформулированных в нем;
совершенствовать речевую практику учащихся;
развивать критическое мышление и память;
воспитывать интерес к художественному слову.
Это заключительное занятие в системе уроков по роману Достоевского. Обоснована постановка целей урока с учетом особенностей учебного материала и места урока в системе уроков. Цели урока были обозначены в начале урока. И как результат достигнуты.
Все уч-ся разделены на 2 группы, что способствовало дальнейшей продуктивной работе. Форма обсуждения вопросов групповая и фронтальная, что формировало у уч-ся чувство ответственности за выполнение данной работы, а так же способствовало включению эмоциональной сферы личности учащихся.
Работа в группе:
• «мозговой штурм»: каждый по очереди высказывает свою мысль.
• сбор лучших ответов.
• построение ответа.
• выслушивание ответа и его корректировка.
• выбор ученика, отвечающего за всю группу.
Класс работал активно. Любые ответы выслушивались, свои мнения высказывали все, кто хотел. Другие группы не просто слушают ответ, а дополняют их или спорят, если не согласны.
Работа в группе требует от учащихся умения прислушиваться друг к другу, принимать нужную точку зрения, строить высказывания так, чтобы слушателям все было понятно. На протяжении всего урока была представлена презентация, фрагмент фильма.
Структура урока соответствовала поставленным целям.
В начале урока был дан позитивный эмоциональный настрой. Затем была обозначена тема и цели урока.
Проверка домашнего задания была осуществлена при помощи обучающей структуры СИНГЛ РАУНД РОБИН, в ходе которой учащиеся проговаривали высказывания по кругу один раз.
Используя структуру ТОКИН МЭТ, я ставила следующую цель- научить учеников:
- генерировать новые идеи,
- создавать взаимосвязи и формулировать вопросы, находить необходимые цитаты в тексте,
- анализировать ответы и делать выводы.
Поскольку командам были даны разные темы для обсуждения (оба образа важны для раскрытия идейной концепции), группы не переходили от стола к столу , не искали взаимосвязи в другой теме.
Просмотр фрагмента из кинофильма позволил учащимся увидеть героев в диалоге и дополнить ТОКИН МЭТ.
ТАЙМД РАУНД РОБИН позволил каждому высказать свои мысли за определенное время по высказыванию и подвести учащихся к следующему этапу.
С целью изучения темы с разных точек зрения, аргументирования причин выбора и определения проблемных зон была использована структура ТАГ - ОФ - ВО
На каждом этапе урока ученики делали выводы.
В конце урока дала домашнее задание творческого характера, оценила работу учащихся.
Хотелось бы отметить, что наилучшее обучение происходит в группах при сотрудничестве.
В ходе урока были задействованы различные типы мышления:
- построение объяснений и интерпретаций,
- аргументированное рассуждение,
- связь новых знаний с предыдущими,
- раскрытие сущности темы,
- определение главной мысли и формирование выводов.
Использованные методы позволили раскрыть универсальные учебные действия.
Учащиеся продемонстрировали следующие умения:
умение работать в группах;
- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
Работоспособность достигалась путем особой организации урока, эмоциональным настроем учеников и учителя. На уроке была создана психологическая атмосфера. Я думаю, задачи, поставленные на уроке, я реализовала полностью.