Самоанализ урока учителя начальных классов МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа» Мелентьевой О.Н.
Курс: Русский язык (2класс)
Учебно-методическое обеспечение: Л.Ф.Климанова «Русский язык» учебник и «Рабочая тетрадь» 2 класс, Просвещение, 2012 г
Образовательное учреждение: МБОУ «Бесединская СОШ»
Время реализации занятия (45 минут)
Авторский медиапродукт – презентация (среда Power Point)
Тема урока: «Части речи. Обобщение изученного»
Цели: повторить, обобщить, систематизировать знания и умения по теме;
формировать умение согласовывать части речи в словосочетаниях и предложениях;
обогащать словарный запас при подборе разных частей речи о частях речи; формировать представления об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов; развивать орфографические навыки; способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся систематизируют умение различать слова разных частей речи по вопросу; выявлять общие грамматические признаки у слов каждой части речи.
Метапредметные:
Регулятивные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Данный тип урока имеет целью выработку умений применять знания в комплексе, в новых условиях, находится в системе уроков методологической направленности, которые являются надпредметными. Уроки данного типа проводятся, как вне рамок предмета, так и в конце изучения определённых разделов, глав, в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
При определении целей и задач ориентировалась на общее развитие младшего школьника, которое обеспечивает, согласно новой цели образования, высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина, готового к активному взаимодействию с окружающим миром.
Во время урока формировала общеучебные навыки, УУД.
Использовала реподуктивный метод, частично-поисковый, проблемно- диалогическое обучение, личностно-ориентированную технологию обучения.
Применила следующие формы работы:
- фронтальная;
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Структура урока соответствует структуре урока комплексного применения знаний.
Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап урока предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Целью этого этапа урока ставила включение обучающихся в деятельность, был дан положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность, что способствовало формированию коммуникативных УУД: уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, познавательных УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.
На этапе «Актуализация опорных знаний» учащимся предлагались задания, требующие повторения теоретических знаний, т.е. воспроизведения вслух определений известных понятий или алгоритмов.
Самоопределение к деятельности.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Эта работа направлена на формирование коммуникативных УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, познавательных УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Следующий этап «Постановка учебной задачи » - под руководством учителя дети выявляют место затруднения, проговаривают причину затруднения. Эта работа направлена на формирование коммуникативных УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, познавательных УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.
На этапе Решение учебной задачи обсуждались различные варианты, предложенные учащимися, и выбирался оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости знаний и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, подбирала задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа использовала индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняли задания и осуществляли их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Формировались познавательные УУД (выполнение задания, работа в парах), коммуникативные (возможность сотрудничества регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению; осознанию качества и уровня усвоения темы урока).
Результатом этого этапа стал самоконтроль и самооценка, каждый для себя сделал вывод, что он уже умеет.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
В конце урока организовала рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. На данном этапе формировались регулятивные УУД (соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы).
У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение, с этой целью использовала ИКТ.
Применение ИКТ даёт возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала. Это позволяет:
делает уроки интересными;
увлекательными;
яркими;
эмоционально насыщенными;
позволяют уйти от рутинной работы;
повышают мотивацию обучения;
вступить в диалог с компьютерной программой;
легко пользоваться справочным материалом;
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Во время урока следила за здоровьесберегающими технологиями: старалась организовать целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности, при необходимости корректировала осанку детей, провела физкультминутки.
Для поддержания психофизиологического, психического и нравственного здоровья обучающихся создала необходимые условия для запоминания и припоминания учебного материала старалась демонстрировать уверенность в способностях всех обучающихся, создать положительную, доброжелательную атмосферу.
Поставленных целей достигла, у детей отсутствовали внешние признаки страха, стресса, не наблюдалось признаков значительной утомлённости, нашла с учащимися психологический и эмоциональный контакт.