САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
«Несклоняемые имена существительные»
учителя русского языка и литературы
Литвяк Екатерины Александровны
Урок проведен в соответствии с рабочей программой учебного курса по русскому языку в 6в классе. УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / М.Т. Баранов и др. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020.
Дата проведения: 26.01.2022г.
Тема урока: Несклоняемые имена существительные
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока:
Предметные (образовательные):
1) Познакомить учащихся с группой несклоняемых имён существительных.
2) Учиться отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых.
3) Учиться толковать значения несклоняемых имён существительных.
4) Учиться правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.
Дидактические цели:
5) Способствовать формированию навыка самооценки учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности.
6) Создавать условия для эффективного усвоения учебного материала.
7) Обогатить опыт учащихся во фронтальной, индивидуальной и парной работе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- повторить склонение имен существительных, разносклоняемые существительные, особую группу существительных;
-познакомиться с группами несклоняемых имён существительных;
- уметь отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых;
- учиться исправлять грамматические ошибки при употреблении несклоняемых имён существительных;
- уметь толковать лексическое значение несклоняемых имён существительных (с помощью словаря);
- объединять несклоняемые имена существительные в тематические группы;
- употреблять несклоняемые имена существительные в своей языковой практике;
- правильно писать несклоняемые существительные.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, орфографический словарь);
- определять степень успешности выполнения своей работы;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности на уроке.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (понимать, что нужны дополнительные знания для решения учебной задачи);
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах (текст, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу на уроке;
- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);
- договариваться с людьми.
Личностные:
- формировать личную ответственность за результаты деятельности на уроке;
определять и высказывать самые простые, общие для всех людей, правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): УМК «Русский язык» под ред.М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, презентация к уроку, доска, мультимедийный проектор, компьютер, орфографические и толковые словари, лист эффективности достижений, раздаточный материал, карточки с заданиями (в том числе карточки для слабых учеников).
При разработке урока я учитывала требования новых образовательных стандартов: постановка проблемы перед классом, самостоятельная работа учащихся, использование ИКТ (презентация), мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, рефлексия.
Организация образовательного пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Образовательные технологии: технология деятельностного метода, технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения (постановка темы урока), технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), здоровьесберегающие технологии.
Анализ контингента обучающихся:
В 6в классе обучается 22 ученика: 10 мальчиков и 12 девочек. Обучающиеся на моих уроках внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Сильным данный класс назвать нельзя. Учатся на «отлично» - 1 человек, на «4» и «5»-6 человек.
В классе обучаются дети, имеющие различные способности к обучению. При планировании урока учитывала индивидуальные особенности учащихся, поэтому на уроке использовались разнообразные формы деятельности и задания.
План урока:
Урок я начала с этапа психологической установки. Попросила поднять желтые кружочки ребят, которые настроились на урок, готовы получать новые знания. Синие кружочки должны были поднять дети, которые не настроились на урок, которые имеют плохое настроение. Опрос показал, что 99% класса были готовы к работе, имели положительный настрой.
На этапе актуализации знаний я провела орфоэпическую и орфографическую разминку. С ребятами мы вспомнили пройденный материал по разделу «Имя существительное», который был необходим для изучения новой темы. У доски три ученика показывали на практике усвоенные знания. Далее анализировали предложенные мной таблицы, ребята находили общее и различие.
На этапе мотивации учебной деятельности учащихся создала проблемную ситуацию. Ребята самостоятельно определили тему урока и его цели. В течение всего урока ученики оценивали себя в листе эффективности достижений. Далее приступили к изучению нового материала. Ребята дали определение несклоняемым именам существительным, работали с теорией по учебнику, работали с презентацией, записали основные выводы по теме. Обязательным элементом урока была физминутка.
На этапе первичного усвоения новых знаний познакомила учеников с шутливым стихотворением, в котором просклоняли несклоняемые имена существительные. Это вызвало улыбки на лицах ребят. Они еще раз убедились в том, что несклоняемые имена существительные во всех падежах имеют одну и ту же форму, а склонение таких слов приведёт к грамматическим ошибкам.
Далее мы обратились к несклоняемым именам существительным из стихотворения, значения которых ребята не знали. Чтобы заполнить пробелы в знаниях, обратились к толковому словарю и зачитали толкования таких слов. Ребята пополнили свой словарный запас, а также запомнили правописание таких слов.
На этапе применения нового знания ученики работали по учебнику: выполнили письменно упражнение. Очень понравилось школьникам задание «Узнай по фотографии». На интерактивной доске показала ученикам ряд фотографий. Ребята должны были догадаться, какие несклоняемые имена существительные указаны, и хором произнести зашифрованное слово. Также ученики с радостью выполнили задание «Знаю/ Не знаю». В своих тетрадях они начертили таблицу. Первая колонка называется «Знаю значение слова», вторая колонка - «Не знаю значение слова». В каждую колонку нужно было записать 3-5 несклоняемых сущ. Для этого обратились к орфографическому словарю, который находился у каждого на парте. Ребята записывали слова и ставили ударение. После выполнения задания были зачитаны некоторые слова из первой и второй колонок. Дома ребята должны были найти толкование тех слов, которые они записали в колонку «Не знаю значение слова».
На этапе первичной проверки полученного знания ребята распределяли фотографии животных на 2 группы: склоняемые и несклоняемые. У доски на ватман крепили несклоняемые существительные, за его пределы – склоняемые. Работа шла очень активно. Почти каждый побывал у доски. Далее ребята работали с таблицей «Убери лишнее» (мной учитывались сильные и слабые ученики), производили взаимопроверку, аргументировали свои ответы. Шестиклассники с радостью сыграли в «Топай и хлопай», отгадывали загадки.
На этапе подведения итогов, рефлексии ученики сформировали конечный результат своей работы на уроке, ответили на заданные мной вопросы, соотнесли цель и результат. Каждый провел рефлексию в своих листах. После этого озвучила ребятам домашнее задание, которое они записали в дневники. По окончании урока мной были выставлены отметки.
Полагаю, что занятие проведено в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Цель урока была достигнута. Реализации поставленной цели способствовало решение личностных, метапредметных и предметных задач.
Заранее продуманная структура занятия оправдала себя. Рационально было распределено время для теоретической и практической части.
Структура урока соответствует цели занятия и типу. Этапы взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного к другому осуществляется логично. Темп занятия выбран верно, более сложные задания чередовались с легкими. Постановку целей и задач обучающиеся осуществили самостоятельно по наводящим вопросам. Практическая работа выполнена ребятами с незначительной помощью. Была организована работа индивидуальная и в парах, созданы условия для актуализации опыта детей. Правильность выполнения задания обучающиеся проверяли с помощью самоконтроля и взаимоконтроля.
Позиции и роли учащихся на уроке были следующими:
Слушатели (на этапе мотивации к учебной деятельности);
Мыслители (выполнение заданий, дополнение предложений);
Чтецы (информация на интерактивной доске);
Информаторы (выводы учащихся, ответы во время фронтального опроса, дополнения ответов одноклассников).
Позиция учителя на уроке:
На уроке создавались условия для развития познавательной активности (повторение имеющихся знаний, их обобщение), социальной (поведение во время учебной деятельности), коммуникативной (выражение собственных мыслей, постановка вопроса, умение слушать).
К числу достоинств в содержании урока, на мой взгляд, относится строго структурированное изложение материала, подбор дидактического материала, имеющего познавательную ценность.
Во время урока использовала общие принципы и правила коррекционной работы:
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами).
Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи.
Индивидуальный подход к каждому ученику.
В ходе занятия были использованы средства ИКТ, которые позволяют сделать занятие современным, увеличивают возможность шире представить обучающимся необходимую информацию, что, в свою очередь, помогает усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка. Стиль общения с детьми – демократический, что позволяет увеличить общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. На занятии преобладало поощрение и побуждение учеников к самостоятельности. У ребят преобладало состояние спокойствия, формировалась высокая самооценка.
На этапе рефлексии дети оценили свою работу положительно. Занятие понравилось. Атмосфера во время работы была комфортной.
Выводы:
Познавательную работу на данном уроке считаю успешной. Запланированные цель урока и планируемые результаты были полностью достигнуты.
Освоение новых знаний прошло с высокой активностью обучающихся.
Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объем работы выполнен.
Продуктивно использовались образовательные технологии: ИКТ, здоровьесбережение, коммуникативные.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность.
Урок прошел в доброжелательной атмосфере.