Самоанализ открытого урока по русскому языку
УМК «Школа России»
Учитель: Сутупова Татьяна Александровна, МКОУ СОШ с. Лохово
Класс: 3
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс. М.: Просвещение, 2013 г.
Тема: Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
В 3 классе обучается 6 человек, из них 2 девочки и 4 мальчика. Класс по уровню обучаемости и обученности средний. 2 обучающихся с высоким уровнем, 3 со средним и 1 с низким уровнем. Поэтому уроки приходиться выстраивать, используя психологические особенности всех учеников. Необходимо, чтобы дети с высоким уровнем не потеряли интерес, а дети с более низким уровнем заинтересовались.
Цель урока: Дать общее представление о правописание слов с орфограммами в значимых частях слова.
Планируемые результаты: Научиться определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм; находить и отмечать в словах орфограммы, обсуждать алгоритм действия для решения орфографических задач; группировать слова по типу орфограмм; осуществлять взаимоконтроль. Оценивать результаты.
На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовывалась через следующие задачи урока:
Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять словарный запас, развивать умение работать по алгоритму; развивать у обучающихся память, мышление, внимание, речь.
Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.
Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять
санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные УУД: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; уважительно относиться к мнению других ребят.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, умение выделять и осознавать то, что уже знают о составе слова.
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; умение работать в группах.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы в парах, группе.
Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности: в парах, групповая, дифференцированная, фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка.
На уроке использовались следующие методы обучения:
1. Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности.
2. Практический.
3. Словесный - обучающиеся высказывают свои идеи решения поставленной проблемы.
4. Иллюстративный (с использованием мультимедиа).
5. По аспекту мышления: продуктивный ( самостоятельные умозаключения).
Тип урока: урок открытия новых знаний. В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
1.Организационный момент. Психологический настрой. (1 мин)
2. Минутка чистописания (3 мин)
3. Актуализация знаний.(4 мин)
4. Постановка учебных задач.(4 мин)
5. Физминутка. (2 мин)
6. «Открытие » учащимися нового знания.(10 мин)
7. Побуждение к плану проверки. Исправь ошибки. (4 мин)
8. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 мин)
9. Словарная работа. (3 мин)
10. Домашнее задание. (2 мин)
11. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
Новая тема сообщалась на основе практической работы с орфограммами. Обучающиеся сами делали вывод. Работа в группах предусматривала организацию совместной деятельности с целью распознавания орфограмм в частях слова. С целью здоровьесбережения использованы: физминутка, двигательная активность при работе в группах, а также смена видов деятельности. Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки. В процессе урока наблюдалось конструктивное сотрудничество обучающихся между собой и с учителем.
Реализованы этапы целеполагания и рефлексии урока. Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты.
Реализация принципов обучения:
- принцип научности содержания учебного материала – содержание обучения знакомило обучающихся с орфограммами в частях слова;
- принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала – опора на прочно освоенные знания о составе слова;
- принцип доступности обучения заключался в том, что для учащихся для начала предлагались несложные задания;
- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее задание, соответствующие уровню их учебных возможностей, задания в группах;
- принцип наглядности.
Общие результаты урока:
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных задач урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед обучающимися посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На уроке использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей. На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.