Самоанализ открытого урока русского языка в 11е классе на тему «Подготовка к ГИА» 22 апреля 2019 года.
Учитель Доржиева Н.Н.
В классе два ученика: Хан – Цай Дмитрий, Павлов Ярослав. Оба старательные, целеустремленные. Оба часто болеют. Несмотря на серьезные диагнозы, мальчики учатся хорошо, успешно усваивают программу русского языка.
Тема: «Подготовка к ГИА».
Проблема подготовки учащихся к экзамену по русскому языку в данное время очень актуальна, так как 03.06.2019 года они будут сдавать ГВЭ по этому предмету - писать сочинение – рассуждение на свободную тему.
Тип урока: комбинированный: урок повторения пройденного материала и развития речи: совершенствование навыков написания сочинения – рассуждения.
Цель: подготовка к сочинению – рассуждению на свободную тему в формате ГВЭ.
Задачи урока:
Образовательные:
развивать навык написания сочинения-рассуждения;
умение выражать собственные мысли, мнение, позицию по предложенной теме;
развивать у обучающихся интеллектуальную, информационную, коммуникативную культуру;
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность суждения, умение делать порядочный, честный выбор;
воспитывать высокие нравственные качества: стремление к добру, красоте, совестливости;
создать атмосферу психологического комфорта, сохранения здоровья детей.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Регулятивные результаты: определение цели учебной деятельности, составление плана рассуждения, определение правильности выполненного задания.
Познавательные результаты: развитие учебно-познавательного интереса к предмету, к самостоятельной творческой работе.
Коммуникативные результаты: умение общаться, вести диалог, слушать и понимать других, аргументировать своё мнение.
Цели урока реализовывались:
Через различные виды заданий: создание проблемной ситуации в начале урока, работу над микротекстом, выполнение заданий на повторение норм русского языка в формате ЕГЭ, беседу, организацию творческой работы по подготовке к сочинению – рассуждению на свободную теме в формате ГВЭ.
Структурные компоненты урока: организационный момент, постановка цели в начале урока, анализ микротекста, выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ, закрепление знаний, умений и навыков по созданию сочинения – рассуждения, подведение итогов урока.
На уроке были использованы методы :
по виду источника информации:
Словесные (беседа при подготовке к активной познавательной деятельности, к созданию собственного текста сочинения);
Наглядные (презентация, работа на электронных досках «Твидла», «Paintbrush» );
Практические (работа с текстом, выполнение заданий, подобных заданиям ЕГЭ, работа по развитию речи над композицией сочинения – рассуждения на свободную тему).
по характеру познавательной деятельности учащихся:
репродуктивный (учащиеся воспроизводили раннее полученные знания).
частично - поисковый (знания не предлагались в готовом виде).
Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, самостоятельная творческая работа. Эти формы работы способствовали формированию коммуникативной, социальной компетенции учащихся.
На уроке были использованы приёмы: формулировка собственного мнения по проблеме сочинения, беседа, презентация, работа над композицией и аргументацией в сочинении - рассуждении.
На данном занятии использовались технологии: здоровьесберегающие, технологии сотрудничества, технологии личностно ориентированного подхода, элементы технологии критического мышления . Компьютерные технологии использовались с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания.
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка :
Текстоориентированный: монологический ответ, создание собственного текста, работа с текстом. Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи .
Интегрированный подход осуществлялся через связь с литературой, применяемой учащимися для аргументации в сочинении – рассуждении. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством анализа эпизодов прочитанных произведений, формирования собственного мнения.
Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я, как учитель, выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала, старалась, чтобы отношения: ученик – ученик, ученик – учитель - на уроке были основаны на взаимоуважении.
Считаю, что для работы на уроке был создан нужный психологический микроклимат, деловая рабочая обстановка и доброжелательный характер общения с учащимися.
Основная образовательная цель урока достигнута. Дети продумали и создали тезисы своих сочинений – рассуждений, подобрали литературу для аргументации, что и являлось основной целью урока. Подведены итоги урока, дано домашнее задание.