Самоанализ открытого урока по физической культуре
Урок проводился в 9 классе. Присутствовало, согласно списочному составу, 4 человека. Из них: 3 юноши и 1 девушка. Их физическая и психологическая подготовка соответствует возрасту. Они владеют необходимой терминологией, к началу урока были в спортивной форме.
Весь необходимый спортивный инвентарь в наличии. Зал проветрен. Температура и освещение соответствуют требованиям СанПИНа.
Данный урок относиться к разделу «Спортивные игры» (волейбол).
При его планировании были учтены медицинские группы обучающихся (основная), их физическое, психо-эмоциональное состояние и индивидуальные способности.
По типу урок комбинированный. (По Ю. А. Конаржевскому, урок можно считать синтетическим, т.к. изучение нового материала (подвижные игры на базе техники игры в волейбол) органически объединяется с его закреплением, повторение ранее пройденного (технические приемы), опирается на известные учащимся знания и умения и проводится в форме разнообразной работы обучающихся).
Технологическая карта урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям данного возраста.
Урок начался во время с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока.
Цель занятия: Совершенствовать технику передачи и приема мяча сверху, снизу двумя руками через игровые упражнения.
Задачи:
Предметные:
Закрепить навыки обучающихся в технике приема и передач мяча сверху и снизу двумя руками через игровые упражнения;
Способствовать развитию координационных качеств, быстроты реакции и ловкости при выполнении технических приемов в волейболе.
Метапредметные:
Личностные:
Воспитывать дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность, силу воли, взаимовыручку, чувство коллективизма.
В структуре урока можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свою целевую установку:
1. Вводно – подготовительный этап. Цель: обеспечение психологической и морфофункциональной готовность обучающихся к решению задач основной части занятия. Эта часть урока длилась 13 минут. Используемые в разминке общеразвивающие упражнения проводились в движении. В процессе их выполнения были задействованы все основные группы мышц. Далее, обучающиеся работали с набивными мячами, что способствовало развитию координационных способностей и укреплению мышечно-связочного аппарата кистей и пальцев рук. При переходе к основной части урока были использованы дыхательные упражнения, которые способствовали восстановлению дыхания и одновременно решали немаловажную оздоровительную задачу - развитие дыхательной мускулатуры.
2. Основная часть урока. Цель: обеспечение активной учебной работы обучающихся. Эта часть урока продолжалась 28 минут. Началась она с просмотра видеофрагмента технически правильного выполнения верхней и нижней передач с целью обеспечения мотивации принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений. Обучающиеся работали с волейбольными мячами группой, индивидуально и в парах, выполняя разнообразные игровые задания.
3. Заключительная часть урока. Цель: постепенное снижение функциональной активности организма, приведение его в относительно спокойное состояние. Длительность этой части урока - 2 минут. На этом этапе: был проведен разбор игровых заданий; отмечены обучающиеся, демонстрирующие лучшие технико-тактические умения и указаны допущенные ими ошибки; выставлены оценки; проведена рефлексия. Обучающимися было получено домашнее задание.
Время, отведенное на каждый из этапов урока, было распределено рационально. Соблюдалась логичность между частями урока.
На уроке применялись современные образовательные технологии:
здоровьесберегающая технология стимулирующего (адекватные физические нагрузки) и защитно-профилактического (соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований, страховка и самостраховка) направлений, игрового моделирования, уровневой дифференциации, личностно-ориентированного и проблемного обучения, обучения в сотрудничестве.
На уроке использовались следующие методы: наглядного восприятия (показ, демонстрация), практический, частично-регламентированный (выполнение игровых заданий), метод стимулирования и мотивации и др.
Предлагались разнообразные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
В процессе проведения урока были применены основные принципы организации обучения: деятельностного подхода (активное обучение, проявление инициативы); опоры на индивидуальные особенности каждого ученика; саморазвития; гуманных отношений (доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в решении поставленной задачи) и др.
Использовались следующие средства обучения: демонстрационное оборудование, учебно-наглядные пособия (технологическая карта урока, видеоролики), спортивный инвентарь (мячи волейбольные, набивные, сетка, свисток, секундомер).
В процессе урока наблюдалась мотивация обучающихся на занятие: им нравится волейбол, они хорошо освоили технические и тактические действия, умело используют полученные умения и навыки, с желанием включаются в учебный процесс с целью их дальнейшего совершенствования. Контроль над выполнением заданий на протяжении всего урока осуществлялся в основном путем поощрений. Стиль общения с обучающимися - доверительный, построен на взаимном уважении. Обучающиеся продемонстрировали умение взаимодействовать в группах.
Разнообразие форм и методов построения уроков повышает у обучающихся интерес к дальнейшим занятиям волейболом. Несколько человек из этого класса входят в состав сборной команды школы по волейболу.
Считаю, что активность обучающихся на уроке была на достаточно высоком уровне. Это, на мой взгляд, обусловлено тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось – выполнено в полном объеме. Результаты, на мой взгляд, оптимальны. Считаю, что урок поставленной цели достиг, задачи решены, и они работают на перспективу, так как полученные технико-тактические навыки могут быть использованы в дальнейшей соревновательной деятельности