Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Е. Н. Ивлевой
Орлов, 2024г.
Урок соответствует требованиям ФГОС, учебной программе и учебно-тематическому планированию по географии для 7 класса.
№ п/п | Этапы анализа | Пояснения |
1. | Место данного урока в теме. | Данный урок является продолжением изучения раздела 3 «Материки и страны», Тема 2. «Северные материки». |
Углубляет знания об особенностях географического положения, истории исследования и открытия материков. |
2. | Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку. | Урок проводился в 7 классе, состав класса 8 обучающихся. Наши воспитанники – это дети и подростки с девиантным поведением, имеющие педагогическую запущенность, низкую учебную мотивацию, у них слабо развиты навыки самообразования, внимание отличается неустойчивостью, познавательные интересы ниже среднего. Уровень успеваемости обучающихся данного класса средний. На уроках ребята занимаются с интересом, с желанием включаются в работу и работают на протяжении всего урока, но только при условии постановки перед ними новых, интересных задач, требующих от них особого внимания, сосредоточенности и напряжения. Обучающиеся относятся друг к другу доброжелательно, умеют работать в группах, в парах, фронтально. При планировании урока были учтены реальные учебные возможности, психологические особенности, индивидуальные способности учащихся. |
3. | Соответствие целей теме и типу урока. | Урок полностью соответствует поставленным целям и задачам. Цель урока: формирование у учащихся представление о физико – географическом положении Северной Америки и истории открытия материка. Образовательные: - познакомить обучающихся с физико-географическим положением Северной Америки и историей открытия и исследования материка. Развивающие: - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи через работу с текстом учебника, картами атласа; - развивать умение анализировать и обобщать полученные знания через формулировку выводов; - развивать коммуникативные навыки учащихся посредством совместной деятельности. Воспитательные: - формировать интерес к предмету посредством использования нетрадиционной формы урока (игра-экспедиция) |
И тема, и цели урока определялись и согласовывались в обсуждении с обучающимися. |
Содержание данного урока соответствовало его типу. Тип урока | Целевое назначение | Урок усвоения новых знаний | Первичное усвоение новых предметных ЗУНов | |
4. | Содержание урока в соответствии с поставленной целью. | Содержание урока полностью соответствует поставленным целям и задачам. |
Наполнение урока учебным материалом подобрано согласно поставленным целям и результатам обучения |
5. | Организационное начало урока | Количество времени, затраченное на организационное начало урока, соответствовало запланированному. |
На уроке присутствовало 8 человек из 8. |
И кабинет, и обучающиеся к уроку были подготовлены. |
6. | Мотивация | Мотивация соответствовала 3-му уровню: эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом); содержательная (интересные формы, нестандартные приёмы); социальная (обучающиеся осознавали, насколько важен для них учебный материал). |
7. | Структура урока | Структура урока соответствует его типу, целевому назначению. |
Связи между этапами урока были выстроены логично, с опорой на план урока. |
Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению цели урока. Разнообразие видов деятельности, и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Все этапы урока продуманы, логично связаны друг с другом, соответствуют типу урока и работают на достижение цели. От этапа к этапу возрастала трудность, и повышалась степень самостоятельности учащихся в работе при выполнении ими разных тренировочных заданий. |
8. | Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала. | Методы обучения соответствовали целям урока. Объяснительно-иллюстративный (беседа, работа с книгой, инструктирование); Репродуктивный (самостоятельная работа, тестирование, устный опрос); Частично – поисковый (самостоятельная работа, тестирование) -умение находить и анализировать в разных источниках географическую информацию. |
9. | Формы обучения, выбранные педагогом | Фронтальная (организационный этап, этап актуализации, этап определения темы и целей урока, этап мотивации); Индивидуальная (этап первичной проверки понимания); Парная (изучение нового материала, первичное закрепление, анализ работы обучающихся). |
10. | Средства обучения, выбранные педагогом | Средства обучения: Учебник географии, географический атлас; ТСО: интерактивная доска, презентация, планшеты; Раздаточный материал: маршрутные листы, контурные карты. |
11. | Отражение на уроке основных дидактических принципов | Дидактические принципы, используемые на уроке: - научности; - последовательности и систематичности; - доступности; - прочности; - сознательности и активности; - наглядности; - связи теории и практики; - учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей обучающихсся; - принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности; |
12. | Педагогические технологии, применяемые на занятии | Урок строился с использованием приёмов следующих технологий: Информационно-коммуникативные технологии: компьютерная презентация, возможности интерактивной доски, работа с планшетами (LearningApps). Игровые технологии: использование приёмов «Определи местоположение», «Работаем в паре», «Игра -экспедиция». |
13. | Как педагог стимулирует интерес к учению. | Отбор содержания, форм и методов обучения проведён в соответствии с целью урока. Стимулирование интереса к процессу обучения происходило посредством эмоционального настроя в начале урока, практической направленности и самостоятельной работы обучающихся (работа с контурной картой, географическим атласом, работы с планшетом), работа с настенной картой (показ географических объектов), совместной работы в парах. В ходе урока использовались планшеты и электронные ресурсы сети интернет (применение программы https://earth.google.com), а также использование нетрадиционной формы урока (игра-экспедиция). Это позволило активизировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать к самостоятельным выводам и развитию интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний. Время на уроке было распределено рационально. Связки между этапами логичны. Перед каждым этапом и видом деятельности ставилась цель и затем оценивался результат. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий осуществлялся в соответствии с целями. Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся проводился на каждом этапе урока. Использовался самоконтроль и взаимоконтроль. |
14. | Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока | В процессе выстраивания работы с обучающимися по данной теме планировалось сформировать следующие УУД. Личностные: - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; - установка на активное участие в решении практических задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; Метапредметные УУД: Познавательные: - выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; - оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; - систематизировать географическую информацию в разных формах. Коммуникативные УУД: - формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; - публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. Регулятивные УУД: - принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - владеть способами самоконтроля и рефлексии; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; Предметные УУД: - описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы отдельных территорий; - представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. |
15. | Проверка усвоения учебного материала | Проверка усвоения учебного материала осуществлялась в форме ответов на вопросы, работы с настенной картой, так и в форме самостоятельной работы с планшетом при выполнении тестов из сети интернет с помощью планшета https://learningapps.org в и взаимоконтроля. |
Применялись: работа с географическими картами, выполнение тестов, ответы на вопросы, самостоятельная работа (нанесение географических объектов на контурную карту), самоконтроль, взаимоконтроль. |
16. | Работа с классом | Во время работы с классом применялась диалоговая форма общения, фронтальная беседа, индивидуальная беседа, была организована парная и самостоятельная работы. |
Осуществление обратной связи проходило на всех этапах урока. - Обратная связь на уровне контроля (Я спрашиваю – ученики отвечают). - Инициатива исходит от учителя (постановка проблемы при определении географического положения материка и географических объектов), но обучающиеся самостоятельно определяли способ решения проблемы. Осуществлялась рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности. |
Сочетание фронтальной, индивидуальной, парной работы |
Презентация, раздаточный материал использовались в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, работоспособности, для решения обучающих задач. |
Навыки самоконтроля и самооценки формировались на всех этапах урока. |
| | Учебные задания носили репродуктивный характер (выполнение заданий для самостоятельной работы, с использованием маршрутных листов). |
Выставлено отметок 8, из них 3 – «5», 2 - «4»- за работу на уроке, за самостоятельную работу при заполнении контурной карты и работы в маршрутных листах 5 – «5», 4 – «3». |
Активность класса была на среднем уровне. |
Дисциплина учащихся на уроке была отличная. |
На уроке проходило развитие логического мышления, внимания, памяти, речи. |
17. | Психологические основы урока | Использованы разнообразие видов учебной деятельности. |
Была продумана и реализована работа, способствующая эмоциональному настрою урока. |
Физкультминутка не запланирована, но внимание уделено здоровьесберегающему аспекту через организацию доброжелательной творческой атмосферы на уроке, высокой работоспособности учащихся, поддержания внимания и интереса обучающихся, рационального использования и чередования форм, методов, приемов и способов обучения, что позволило обучающимся легче перености учебную нагрузку на уроке. |
Результативность соответствует типу урока. Тип урока | Результативность | Урок усвоения новых знаний | Воспроизведение, выполнение действий по образцу, алгоритму. Знать: -географическое положение материка; - географическую номенклатуру; - историю исследования материка. | |
18. | Результативность урока | 2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем. - Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками, что совпадает с результатами самостоятельной работы. |
В конце урока прошла работа по повторению изученного материала, через выполнение самостоятельной работы с тестовым материалом. |
19. | Подведение итогов деятельности | Рефлексия организована через игровую форму: ребята прикрепляли кораблики к тем островам, название которых соответствовало результату деятельности на уроке и дали оценку своей работы на уроке. |
|