СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока. Тема: «Северная Америка. Географическое положение История открытия и исследования материка»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока. Тема: «Северная Америка. Географическое положение История открытия и исследования материка»»

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»











Самоанализ

урока географии по теме

«Северная Америка.

Географическое положение.

История открытия

и исследования материка»







Подготовлено

учителем географии

Е. Н. Ивлевой











Орлов, 2024г.

Класс: 7 «А»

Предмет: география

Тема: «Северная Америка. Географическое положение История открытия и исследования материка»

Урок соответствует требованиям ФГОС, учебной программе и учебно-тематическому планированию по географии для 7 класса.

№ п/п

Этапы анализа

Пояснения

1.

Место данного урока в теме.

Данный урок является продолжением изучения раздела 3 «Материки и страны», Тема 2. «Северные материки».

Углубляет знания об особенностях географического положения, истории исследования и открытия материков.

2.

Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку.

Урок проводился в 7 классе, состав класса 8 обучающихся. Наши воспитанники – это дети и подростки с девиантным поведением, имеющие педагогическую запущенность, низкую учебную мотивацию, у них слабо развиты навыки самообразования, внимание отличается неустойчивостью, познавательные интересы ниже среднего.

Уровень успеваемости обучающихся данного класса средний. На уроках ребята занимаются с интересом, с желанием включаются в работу и работают на протяжении всего урока, но только при условии постановки перед ними новых, интересных задач, требующих от них особого внимания, сосредоточенности и напряжения.

Обучающиеся относятся друг к другу доброжелательно, умеют работать в группах, в парах, фронтально.

При планировании урока были учтены реальные учебные возможности, психологические особенности, индивидуальные способности учащихся.

3.

Соответствие целей теме и типу урока.

Урок полностью соответствует поставленным целям и задачам.

Цель урока: формирование у учащихся представление о физико – географическом положении Северной Америки и истории открытия материка.

Образовательные: 

- познакомить обучающихся с физико-географическим положением Северной Америки и историей открытия и исследования материка.

Развивающие: 

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи через работу с текстом учебника, картами атласа;

- развивать умение анализировать и обобщать полученные знания через формулировку выводов;

- развивать коммуникативные навыки учащихся посредством совместной деятельности.

Воспитательные: 

- формировать интерес к предмету посредством использования нетрадиционной формы урока (игра-экспедиция)

И тема, и цели урока определялись и согласовывались в обсуждении с обучающимися.

Содержание данного урока соответствовало его типу.

Тип урока

Целевое назначение

Урок усвоения новых знаний

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов


4.

Содержание урока в соответствии с поставленной целью.

Содержание урока полностью соответствует поставленным целям и задачам.

Наполнение урока учебным материалом подобрано согласно поставленным целям и результатам обучения

5.

Организационное начало урока

Количество времени, затраченное на организационное начало урока, соответствовало запланированному.

На уроке присутствовало 8 человек из 8.

И кабинет, и обучающиеся к уроку были подготовлены.

6.

Мотивация


Мотивация соответствовала 3-му уровню:

  1. эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом);

  2. содержательная (интересные формы, нестандартные приёмы);

  3. социальная (обучающиеся осознавали, насколько важен для них учебный материал).

7.

Структура урока







Структура урока соответствует его типу, целевому назначению.

Связи между этапами урока были выстроены логично, с опорой на план урока.

Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению цели урока. Разнообразие видов деятельности, и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Все этапы урока продуманы, логично связаны друг с другом, соответствуют типу урока и работают на достижение цели. От этапа к этапу возрастала трудность, и повышалась степень самостоятельности учащихся в работе при выполнении ими разных тренировочных заданий.


8.

Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала.


Методы обучения соответствовали целям урока.

Объяснительно-иллюстративный (беседа, работа с книгой, инструктирование);

Репродуктивный (самостоятельная работа, тестирование, устный опрос);

Частично – поисковый (самостоятельная работа, тестирование) -умение находить и анализировать в разных источниках географическую информацию.

9.

Формы обучения, выбранные педагогом

  1. Фронтальная (организационный этап, этап актуализации, этап определения темы и целей урока, этап мотивации);

  2. Индивидуальная (этап первичной проверки понимания);

  3. Парная (изучение нового материала, первичное закрепление, анализ работы обучающихся).

10.

Средства обучения, выбранные педагогом

Средства обучения:

Учебник географии, географический атлас;

ТСО: интерактивная доска, презентация, планшеты;

Раздаточный материал: маршрутные листы, контурные карты.

11.

Отражение на уроке основных дидактических принципов

Дидактические принципы, используемые на уроке:

- научности;

- последовательности и систематичности;

- доступности;

- прочности;

- сознательности и активности;

- наглядности;

- связи теории и практики;

- учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей обучающихсся;

- принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности;

12.

Педагогические технологии, применяемые на занятии

Урок строился с использованием приёмов следующих технологий:

Информационно-коммуникативные технологии: компьютерная презентация, возможности интерактивной доски, работа с планшетами (LearningApps).

Игровые технологии: использование приёмов «Определи местоположение», «Работаем в паре», «Игра -экспедиция».

13.

Как педагог стимулирует интерес к учению.

Отбор содержания, форм и методов обучения проведён в соответствии с целью урока. Стимулирование интереса к процессу обучения происходило посредством эмоционального настроя в начале урока, практической направленности и самостоятельной работы обучающихся (работа с контурной картой, географическим атласом, работы с планшетом), работа с настенной картой (показ географических объектов), совместной работы в парах. В ходе урока использовались планшеты и электронные ресурсы сети интернет (применение программы https://earth.google.com), а также использование нетрадиционной формы урока (игра-экспедиция). Это позволило активизировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать к самостоятельным выводам и развитию интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний.

Время на уроке было распределено рационально. Связки между этапами логичны. Перед каждым этапом и видом деятельности ставилась цель и затем оценивался результат.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий осуществлялся в соответствии с целями.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся проводился на каждом этапе урока. Использовался самоконтроль и взаимоконтроль.

14.

Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока

В процессе выстраивания работы с обучающимися по данной теме планировалось сформировать следующие УУД.

Личностные:

- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

- овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;

- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

- установка на активное участие в решении практических задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

- оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

- систематизировать географическую информацию в разных формах.

Коммуникативные УУД:

- формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

- публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Регулятивные УУД:

- принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- владеть способами самоконтроля и рефлексии;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

Предметные УУД:

- описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы отдельных территорий;

- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

15.

Проверка усвоения учебного материала

Проверка усвоения учебного материала осуществлялась в форме ответов на вопросы, работы с настенной картой, так и в форме самостоятельной работы с планшетом при выполнении тестов из сети интернет с помощью планшета https://learningapps.org в и взаимоконтроля.

Применялись: работа с географическими картами, выполнение тестов, ответы на вопросы, самостоятельная работа (нанесение географических объектов на контурную карту), самоконтроль, взаимоконтроль.

16.


Работа с классом

Во время работы с классом применялась диалоговая форма общения, фронтальная беседа, индивидуальная беседа, была организована парная и самостоятельная работы.

Осуществление обратной связи проходило на всех этапах урока.

- Обратная связь на уровне контроля (Я спрашиваю – ученики отвечают).

- Инициатива исходит от учителя (постановка проблемы при определении географического положения материка и географических объектов), но обучающиеся самостоятельно определяли способ решения проблемы.

Осуществлялась рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности.

Сочетание фронтальной, индивидуальной, парной работы

Презентация, раздаточный материал использовались в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, работоспособности, для решения обучающих задач.

Навыки самоконтроля и самооценки формировались на всех этапах урока.



Учебные задания носили репродуктивный характер (выполнение заданий для самостоятельной работы, с использованием маршрутных листов).

Выставлено отметок 8, из них 3 – «5», 2 - «4»- за работу на уроке, за самостоятельную работу при заполнении контурной карты и работы в маршрутных листах 5 – «5», 4 – «3».

Активность класса была на среднем уровне.

Дисциплина учащихся на уроке была отличная.

На уроке проходило развитие логического мышления, внимания, памяти, речи.

17.


Психологические основы урока

Использованы разнообразие видов учебной деятельности.

Была продумана и реализована работа, способствующая эмоциональному настрою урока.

Физкультминутка не запланирована, но внимание уделено здоровьесберегающему аспекту через организацию доброжелательной творческой атмосферы на уроке, высокой работоспособности учащихся, поддержания внимания и интереса обучающихся, рационального использования и чередования форм, методов, приемов и способов обучения, что позволило обучающимся легче перености учебную нагрузку на уроке.

Результативность соответствует типу урока.

Тип урока

Результативность

Урок усвоения новых знаний

Воспроизведение, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Знать:

-географическое положение материка;

- географическую номенклатуру;

- историю исследования материка.


18.

Результативность урока

2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем.

- Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками, что совпадает с результатами самостоятельной работы.

В конце урока прошла работа по повторению изученного материала, через выполнение самостоятельной работы с тестовым материалом.

19.

Подведение итогов деятельности

Рефлексия организована через игровую форму: ребята прикрепляли кораблики к тем островам, название которых соответствовало результату деятельности на уроке и дали оценку своей работы на уроке.