Самоанализ воспитательного занятия на тему:
«В гости к Марье-искуснице»
Тема: В гости к Марье-искуснице. Русская народная Матрешка.
Данная тема в общей системе коррекционной работы спланирована на ноябрь 2022 года, Года народного творчества и культурного наследия.
Занятие проведено в младшей школьной возрастной группе (2-3 класс).
Форма занятия: игра-путешествие в гости к Марье-искуснице, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавательной сферы необходимо организовывать игровую деятельность, особенно в начальной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), где каждый сюжетный этап формирует определенный познавательный процесс.
Целью данного занятия является: формирование у воспитанников любви и уважения к своей Родине, интереса к её историческому прошлому, народному творчеству, искусству и культурному наследию.
В ходе занятия решались следующие задачи:
Образовательные:
- Познакомить воспитанников с историей матрёшки, как народного промысла и одного из символов России;
-Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления;
- Познакомить учащихся с алгоритмом изготовления русской народной матрешки;
- Повторять и закреплять счет предметов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать воображение, зрительную память, чувство цвета, эстетическое и эмоциональное восприятие;
- Развивать понимание обращенной речи; общую, мелкую моторику;
- Развивать умение корригировать свое творчество.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской матрёшки;
- Воспитывать умение слушать педагога и выполнять инструкцию.
Воспитательное занятие имеет четкую структуру:
Организационный момент. Психологический настрой.
Было организовано коллективное приветствие. Упражнение «Улыбка другу» способствовало общему эмоциональному настрою на работу.
Вступительная беседа.
Нацелила ребят на динамичную игру и желание познакомиться с секретами Марьи-искусницы и самой русской народной куклы Матрешки.
Основная часть.
В Мастерской хозяйки ребята познакомились со способом изготовления матрешки, сами выступили в роли мастеров народного промысла, используя нетрадиционную технику рисования (рисование ватными палочками). В данный этап включены игры для поддержания интереса к теме (пазлы, «Найди маму»), речевая разминка, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Итог. Рефлексия.
В данный этап включен сюрпризный момент – появление живой Матрешки, которая и подвела итог занятию, рефлексию деятельности.
Все этапы занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме, связаны друг с другом. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей: познавательное развитие (ознакомление с историей возникновения матрёшки); социально-коммуникативное развитие (ритуал приветствия в организационной части, участие в общей беседе, не перебивая товарища); художественно-эстетическое развитие (виды матрешек, роспись); физическое развитие (двигательная активность во время физминутки и переходов из одной зоны терема Марьи-искусницы в другую). При посещении мастерской дети узнали об этапах изготовления матрешки и сами ощутили себя мастерами, тем самым была проведена работа по ознакомлению с азами профессий столяра и художника.
На занятии использованы разнообразные виды деятельности: отгадывание загадки, беседа, двигательная активность, самостоятельная изодеятельность детей, что обеспечило стабильность учебно-познавательной сферы.
Для решения задач, поставленных к занятию, были использованы следующие методы: наглядный (приёмы: демонстрация иллюстраций, демонстрация и обследование образца, показ способа действия); словесный (приёмы: рассказ педагога (указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка).
В ходе занятия были использованы следующие виды организации деятельности детей: работа в парах, подгруппой, индивидуальная работа. Разнообразные виды задания обеспечили занятость всех детей с учетом их умений и способностей.
Дети охотно вступали в диалог, отвечали на поставленные вопросы. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, старалась закрепить ситуацию успеха. Стиль общения преобладал демократический.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, формулировала вопросы, побуждающие к совместному диалогу, к творчеству. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей.
В занятии использовались наглядные пособия, которые были эстетически оформлены, соответствовали принципу научности. Старалась своей речью и поведением служить примером для воспитанников.
Во время занятия ненавязчиво корректировала деятельность детей. Занятие было динамичное, включало приемы, которые предусматривали смену деятельности и поз, что позволило избежать утомляемости детей. Во время выполнения практической части следила за правильной посадкой за столом и сохранением осанки.
Материал занятия усвоен детьми, закреплен с опорой на продуктивную деятельность. Итог занятия был организован в виде игровой ситуации «Появление живой Матрешки со сладкими подарками» с целью создания сюрпризного момента и высокого эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Анализируя проведенное занятие, могу сказать, что содержание соответствовало теме занятия, поставленные задачи были выполнены.
2