СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самодеятельные музыкальные произведения бойцов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о частушках и саомдеятельных народных песнях времён Великой Отечественной войны. Уделено внимание также песням, которые были написаны с новым текстом на самые популярные мелодии песен из любимых всеми кинофильмов. довоенного и военного времени.

Просмотр содержимого документа
«Самодеятельные музыкальные произведения бойцов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.»

Е.С. Юрьева.

Самодеятельные музыкальные произведения

бойцов и тружеников тыла в годы Великой

Отечественной войны 1941-1945 годов.


75-летию Великой Победы

советского народа над

фашистской Германией посвящается.


В годы Великой Отечественной войны не только профессиональные композиторы писали классические произведения и сочиняли музыку к кинофильмам, вместе с известными литераторами создавали песни, которые помогали воевать, добывать Победу на фронте и в тылу, и которые звучат и сегодня. Сами участники войны, простые солдаты, труженики тыла тоже писали музыку и сочиняли стихи, в основном четверостишия, ставшие частушками и прибаутками. Но была и действительно народная, самодеятельная музыка. Известная песня «Огонек» так и по сей день не обрела музыкального авторства. Он от плоти и крови, от Души нашего народа.

Поэтому столько текстов сочинили на эту музыку сами бойцы Красной Армии. Их более 100, различных по содержанию, темам, но связанных единой мечтой о Победе.

Появление новых текстов известных песен стало началом целого направления музыки периода ВОВ — самодеятельного сочинительства новых песен и частушек. Сегодня им бы дали имя шансон. Но в годы войны солдаты, рабочие в цехах, колхозники на полях о том не думали. Они просто творили произведения от своего сердца, как отражение окружающей реальности.

Музыка есть форма индивидуального, субъективного отражения, определяющего реальность мира. Каждый человек по-своему видит и слышит этот мир. И по-своему отражает его, если Бог наделил его талантом. В музыке, стихах, картинах. Не важно, есть ли у человека специальное и профессиональное образование, главное другое. Есть ли у него тяга к творчеству. Именно желание творить помноженное на креативные возможности личности, создают настоящих творческих индивидов. И пусть в истории их имена потеряны, большинство созданных ими произведений безымянны. Но у этой безымянности есть великое имя - народ.

Самодеятельные песни , частушки были в годы Великой Отечественной войны широко распространены. Им принадлежала высокая, бесспорно важная и особая роль. Они складывались обо всем, что происходило на фронте, в тылу, что было важно, что согревало Душу, призывало к подвигу и Победе. В них говорилось о патриотизме, солдатской дружбе, о любви. Они поддерживали людей в трудные минуты, приносили утешение. Эти самодеятельные песни и частушки были необходимы им, как воздух, как лекарство от боли и черствости. Эти песни и частушки звучали в и окопах, и в госпиталях, и в заводских цехах, и на хлебных нивах. Они были как письма-треугольники, что ждали сами солдаты, и которые ждали в тылу их матери, жены и дети.

У каждой такой самодеятельной песни или частушки своя судьба. Они сохранены в памяти, другие утрачены. Но их роль должна быть нами вновь проанализирована, оценена и донесена до молодежи. Сохранение исторической памяти — основа нового постсоветского патриотизма. Обретая вновь гордость за свою страну, утраченную в 90-е годы, народ и власть вспоминают героев прошлого. Их подвиг, их победы, их личности формируют у сегодняшних людей чувство любви и ответственности за свою Родину — Российскую Федерацию. Постсоветский патриотизм, как и патриотизм в годы ВОВ — интернационален по своей сути. Он так же, как и тогда существует в разных формах, которые можно разделить на две группы: государственный патриотизм и народный (массовый) патриотизм.

Народный патриотизм не имеет таких идеологических контекстов, как государственный. Он не притязателен, но он искренен. Он по форме не такой конструктивный как государственный, его архитектоника, его архитектура проста, но прочна, ибо не придуманная, а выстраданная.

В России, в деревнях, не было раньше слова любить, было другое слово, выражающее это святое и чистое чувство, жалеть. Как у С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». Именно «не жалею», то есть не люблю уже. В народном патриотизме чувство к Родине тоже сконцентрировано не в красивой «обертке», а в глубочайшем содержании. Народ тоже жалеет (любит) свою Отчизну. Он жалеет свою семью, детей, родителей. Но это не плаксивая жалость, не поток слов, а порой грубоватые, даже социально наказуемые выражения на языке арго, в которых сконцентрированы все истинные чувства любви, самопожертвования, ненависти к врагу, уверенность в нашей скорой Победе.

Частушки у русского народа - самый известный и любимый жанр. Он живет по своим только ему известным законам и правилам. Частушки — это отражение жизни народа. Но отражение не лубочное, не плиточное, а молниеносная зарисовка того или иного события, отражения определенного отношения с друзьями, любимыми, ненависть к врагу. При этом ненависть к врагу часто имеет форму остроты. Юмор побеждает страх. Ведь над чем смеешься, того не боишься.

Человек по своей натуре творческая личность. У каждого есть свой талант, как теперь говорят — креативность. Частушки рождались из самой гущи жизни, прямо на ходу. Авторами частушек были и женщины, и мужчины, и молодые и уже в возрасте, с образованием и почти неграмотные.

Давно миновали годы войны, но мы сегодня вспоминаем тех, кто отдал свои жизни на полях сражений, умер в госпиталях, тех, кто своим трудом в тылу ковал Победу на фронтах, тех, кто после войны восстанавливал страну и чьими детьми и внуками мы являемся.

Отец моего мужа, фельдшер по образованию, воевал с декабря 1941 года. Свой фронтовой путь он начал под Москвой, а закончил в Кёнигсберге. Уже после его смерти, разбирая его бумаги, мы нашли маленький коричневый блокнотик из дерматина. В нем на каждой странице, разными чернилами, а то и химическим карандашом были записаны песни и частушки. Текст песен был отличен от закрепленных теперь текстов известных песен. Только «Синего платочка» было десять форматов, а еще несколько вариантов «Огонька», «Катюши», «Пути на Берлин». Много было, уже частью стертых временем частушек. Михаил Семенович был любителем попеть старинные песни и романсы. Военную тематику, как и все ,кто воевал не на бумаге, а в окопах, не любил. Тягостные воспоминания, кровь и смерть друзей, однополчан не давали ему возможности даже все рассказать. Помню, он лишь один или два раза рассказывал о событиях тех лет. Но, прочитав его записи в блокноте, увидев текст песен и частушек, я поняла, какой дух светлой любви к Родине, чувство патриотизма жило в этом немногословном человеке. Такими как он были, не побоюсь утверждать, и большинство Победителей.

Боевая частушка. Странная по форме. Она появилась с началом Великой Отечественной войны. Пограничники, принявшие первыми удар фашистских орд. Солдаты из окружения. Дерзкие, молодые, задиристые парни, мобилизованные на фронт. Они были авторами частушек, боевых частушек. Боевые частушки складывались в основном мужчинами..

«Моя финка пятый номер,

Позолоченный носок,

Если кто еще не помер,

Припасай на гроб досок.»

В этой боевой частушке, исполняемой под «Матаню», несмотря на явно жаргонное, хулиганское содержание, просматривалось твердое и суровое отражение фронтовой действительности. Но были и другие частушки, более социальные, было и ожидание смерти и необходимость ее для Победы:

«Нам не страшно умирать,

Только мало сделано,

Только жаль старушку- мать,

Да березу белую».

Слова как слезы. Слезы любви к Родине. Слезы не трусости, а патриотизма.

Помимо боевых частушек, были тыловые. Эти частушки шли от женщин, девушек, подростков, которые заменили в тылу, ушедших воевать мужчин. В свободные минуты времени они, собравшись вместе, пели эти частушки. Их содержание четко отражает те горести и радости, которые испытывали труженики тыла.

Частушки в тылу исполнялись под балалайку или под гармошку, а чаще вообще без музыкального сопровождения. Пелись они заунывно, по форме напоминали старинные рдения, особенно народные северные песни. Определенное влияние на тыловые частушки оказали песни из известных советских кинофильмов: «Волга-Волга», «Цирк», «Сердца четырех», «Щорс» и других.

«Зазвонили во соборе,

По России звон лился,

Ясноглазый ягодинка,

На войну отправился»

Или,

«Никогда я не забуду

Эту страшную войну

Как с коровами на пару

Мы таскали лебеду»



Или,

« Ой война, война, война,

Гитлером затеяна,

У залеёки моего

Ноженька потеряна».

И вместе с этой грустью, страданиями, необходимостью жить в новых условиях, с приходом долгожданной Победы зазвучали строки новых частушек:

«Вот и кончилась война!

Прошли бои великие.

Взяли, братцы мы Рейхстаг

Ждите бабы милые».

Военная частушка была частью необъятной стихии словесного народного творчества. Ее мелодия была простой, уже использованной ранее, а иногда по и форме, и музыкальному ритму, и по своей архитектонике повторяла народное творчество тех регионов Советского Союза, где была сочинена. Но во всех частушках: фронтовых, тыловых, городских, деревенских и т. п. присутствовал патриотизм, или особое чувство народной любви к своей малой и большой Родине. К сожалению, с годами, все меньше и меньше остается истинных частушек военных лет. Многие за время социализма были придержаны, из них исчез «привкус» недовольства большевизмом, а в частушках начала войны и прямое обвинение власти и, лично И.В. Сталина, в наших неудачах. Настоящие ветераны уже ушли из жизни. Сегодня, в основном, рассказ о войне ведут «дети войны», те ,кто ее не видел.

Помимо частушек, в период ВОВ было сложено много народных песен. Условно их принято делить на солдатские, рекрутские и лирические. С нашей стороны, как представляется, в число таких групп следует отнести песни на мотив «блатных», «жаргонных», «тюремных» песен, а также песни, повторяющие сюжет и музыку из наиболее известных кинофильмов тех лет. Включение в разделение песен на группы «жаргонно-тюремных» вытекает из того, что и среди бойцов и тружеников тыла 10% прошли через лагеря и репрессии. А кино оставалось в военные и предвоенные годы массовым средством информирования населения и воспитании у него чувства советского патриотизма.

Наряду с уже хорошо известными текстами самодеятельных песен, особый интерес представляют произведения, созданные в плену, на оккупированной территории, гражданами СССР, принудительно угнанными на работу в Германию. Вот строки из «Письма девушки из немецкого плена» (См. «В нашу гавань заходили корабли». Вып.5.М.: Стрекоза, 2001):

«Что может дать отвергнутой рабыне

Чугунная немецкая земля?

И, может ,на какой -нибудь осине

Уже готова для меня петля».

Песня исполнялась на мелодию «Марша танкистов» из фильма «Трактористы» (муз Дм. И Дан. Покрасс). И, возможно, на другие мелодии «Любимый город» или «Истребители».

Есть другой вариант этой же песни. Она называется «Песня фашистских невольниц» (См.: Песни узников/ Сост .Владимир Пентюхов, Красноярск. Офсет 1995 год (Песни композиторов собраны в основном от самих бывших политзаключённых в 1991 году во время экспедиции на борту дизель- электрохода «Латвия» по Енисею от Красноярска до Норильска, посвященной памяти жертв сталинских лагерей)

«А может мне валяться под откосом

С разбитой грудью у чужих дорог

И по моим по шелковистым косам

Пройдет немецкий кованный сапог».

Есть и третий вариант этой песни (из собрания материалов своей матери, Костровой Пелагеи Ивановны, Кострова Виктора Александровича)

«Пусть не убьют меня, не искалечат,

Пусть доживу до праздничного дня.

Но и тогда не выходи навстречу,

Ты не узнаешь всё равно меня».

Страшные строки трех вариантов песни наших советских женщин, угнанных в немецкую неволю. Там их ждала тяжелая работа, унижения, а может и смерть.

Еще более страшные песни, полные ужаса и тоски, были созданы в концлагерях. Вот строки одной из них. Писались они на мотив знаменитого танго «Брызги шампанского» (См.: Татьянин день: Песенник. Новосибирск: Мангазея , 2004)

«Новый год. Порядки новые.

Колючей проволокой концлагерь окружил

Со всех сторон глядят глаза суровые

И смерть голодная глядит со всех сторон».

С песнями невольников немецкого плена и заключенных концлагерей созвучны самодеятельные песни «Штрафных батальонов».

Немного предыстории этих песен. Когда началась ВОВ в лагерях ГУЛАГа провели «Общие собрания». Малосрочникам-уголовникам разрешено было подать заявление об отправке на фронт. Но были они отправлены не в обычные воинские части, а в штрафные роты. Были и случаи, когда в штрафные части , почти насильно записывали зеков из числа рецидивистов, убийц и, даже осужденных по политической «58» статье. В лагерях искали бывших командиров Красной Армии, казаков, царских офицеров, способных воевать. Они тоже направлялись в штрафные батальоны. Это история. Но в музыкальном самодеятельном песенном творчестве сохранилось несколько песен, сочиненных бойцами штрафных рот. Наиболее известная, имеющая множество вариантов, «Урка — Родине солдат». Песня исполнялась на мотив блатных песен и мелодий: «Вот уж год, как я пропал в тумане», «На заливе лёд весною тает» и др. (Русский шансон: тексты, ноты, история/ сост. Фомы Жиганца; напис. нот. текста О. А. Губенко — Ростов н/Д: Фенникс, 2005. с. 132-134).

«И теперь в окопе сером, длинном

К сердцу прижимаю автомат,

Вспоминаю о своей любимой,

Бывший урка — Родине солдат».

Из текстов других вариантов, запечатленных в фонограмме Бориса Колотова; CD “В нашу гавань заходили корабли» №5, «Восток» , 2001 г., можно привести такие строки:

«Я вернусь с победой громкой славы,

С орденами на блатной груди.

И тогда на улице, на главной

Ты меня с букетами не жди».

Были песни в осажденном, блокадном Ленинграде. Среди трупов мирных жителей, в окопах, в цехах Кировского завода, в госпиталях, в холоде и голоде звучала музыка. И это была не только 7-я «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича, но самодеятельные песни типа «Бидоны полные кефира», которая исполнялась на мотив песни из кинофильма «Два бойца» («Шаланды полные кефали») (Жили-были… разговоры с Бахтиным В. С./ сост. О. А. Комарова — Спб: Комозитор — Санкт-Питербург, 2006, с. 140-141)

«...Дистрофик Соня как-то в мае

На кухню к повару пошла...»

А сколько песен было создано солдатами на мелодию из кинофильма «Большая жизнь». В фильме песню шахтерского «Коногона» пел отрицательный герой в исполнении актера Лаврентия Масоха. Именно эта хулиганско-блатная песня вошла своей мелодией в фольклор Великой Отечественной войны. Музыка Н. Богословского стала мелодией и других военных песен. На мотив «Спят курганы темные» были созданы многие самодеятельные песни периода ВОВ. Держались в «репертуаре» застольных исполнителей эти песни и после ВОВ, интерпретируясь к окружающей обстановке.

Подведем краткий итог вышеизложенного. Самодеятельное творчество помогло выжить и солдатам, и пленным, и труженикам тыла. Слова авторских песенных текстов заменялись на более подходящие по времени и по обстановке. Фактически частушки и самодеятельные песни были эмоциональной реакцией на происходящие события. Как таковой (за исключением «Огонька») народной музыки к этим песням и частушкам создано не было. Люди ограничивались новыми текстами, более адаптированными к фронтовым, боевым условиям. В каждой социальной группе были и самодеятельные авторы и самодеятельные исполнители.

Следует также отметить бытование оригинальных, мелодичных вариантов известных песен. Это самостоятельные произведения, отличающие от одноименных сочинений профессиональных композиторов. В большинстве случаев авторов этих произведений установить не удалось. С другой стороны, на одну мелодию распевались различные тексты. Иногда создавались стихи для исполнения на мотив известной песни.

В заключении мне хотелось бы сказать об особенностях частушки и пародийных песен, созданных в годы ВОВ. Оценивая их художественное достоинство, необходимо учитывать то, что они создавались в трудной обстановке, в условиях горя кровопролитной борьбы. Эти обстоятельства отразились на этих сочинениях, наложили на них свою печать.

Фольклор Отечественной войны также многолик, как многолика была сама война. Фронтовой, окопный фольклор, фольклор советского тыла, оккупированных территорий, партизанское творчество, творчество военнопленных, заключенных фашистских лагерей, миллионов мужчин и женщин ,втянутых в огонь мирового горя, сражения за Победу. За годы войны народ создал огромное количество самых разных по темам, по жизненной основе, по мысли произведения, которые не только отразили будни войны, ее черные дни и редкие праздники. Эти частушки, самодеятельные песни помогали людям коллективно осмыслить происходящее, дать ему оценку и просто выжить.

Русская литература, в своем классическом состоянии. Русская музыка в своем классическом звучании. Это вершина айсберга творческих начал народа. Глубинные слои этого тела, народная мудрость, здравый смысл, любовь и патриотизм, так же как и духовность и соборность, вера в Бога и православие, создали невидимую доселе силу, о которую разбился фашизм. В 1941 году немцы фактически уничтожили Красную. Армию, путь к Москве был открыт. Но именно под столицей фашисты потерпели поражение. На смену разбитых частей пришли дивизии и бригады новой Советской Армии. Солдаты уже были уверены в Победе. Потребовалось без малого еще 4 года, чтобы уверенность стала реальностью. И все время войны, до и после разгрома фашистов под Москвой ,народ реагировал на события частушками, меморатами (устными рассказами очевидцев), песнями. По существу и боевые, и лирические сочинения народа в устном и музыкальном творчестве — это некий катарсис, апофеозом которого стала Победа.

75-летие Великой Победы новая Россия встречает через призму исторического наследия. За последние годы к народу вернулась гордость за свое многонациональное государство, вернулся патриотизм. По своему содержанию, идеологическому наполнению он формируется, как новый постсоветский патриотизм. Создается он и усилиями госпропаганды, и СМИ, работающими в контексте державности , и самим народом. Фольклор наших дней представлен анекдотами, частушками, шутками, песнями. Не удивительно, что сегодня народ в старом и новом шансоне слышит в песенной форме свои чаяния и отражения событий реальности. Всенародной любимой стало шоу «Три аккорда». Профессиональные певцы, известные артисты театра и кино не чураются народного сочинительства. И в этом правда фольклора. Он был отражением дней войны, он стал отражением дней сегодняшних. Он непобедим и его невозможно извратить , как и главные духовные ценности нашего народа, его креативное начало, воплощаемое в самодеятельном творчестве, искусстве.


10 мая 2021 г.


Источники:

1. Фольклор периода Великой Отечественной войны/ Электронный ресурс. Инфопедия httpg//infopedia.su/20ха 357. html.Дата обращения 7 апреля 2020 г.

2. Фронтовой фольклор// электронный ресурс. Библиотека имени Михаила Ульянова: http://www.studfilesru/preview/1621581/раде:32/ 4 мая 2015. дата обращения 3 апреля 2020.

3. Анинский Лев. Удар костылем. Блатной дед. Охрим из чистого переулка// «Наша улица», 2000 №1(http://nashaulita.narod.ru/anninskiy.htm)

4. Незабываемые годы. Русский песенный фольклор Великой Отечественной войны в записях К. Г. Свитовой — М.: Советский композитор1995, № с. 6998

5. Бахтин Владимир. Народ и война// Нева, 1995, №5. с. 186-193

6. «И поет мне гармонь»: Фольклор Великой Отечественной войны/ Борес Ю. Краткий курс истории ХХ века в анекдотах, частушках, байках, мемуарах по чужим воспоминаниям. - М.: 1995

7. Кирдин Б.П. Фольклор и массовое поэтическое творчество в годы Великой Отечественной войны// Проблемы литературы: Межвуз. сб. науч. трудов — М.: 2986. с. 3-14

8. Русский фольклор Великой Отечественной войны: Сб. статей/ отв. ред. Гусев В.Е. - М. П., 1964