СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Самое синее в мире море - Черное». Тайны и загадки моря в искусстве

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети, как и взрослые, обожают море, ведь для большинства оно связано с летним отдыхом, яркими впечатлениями, незабываемой радостью. Каждый человек на земле ощущает «душу природы». Но более тонко и глубоко проникаются этим  чувством творческие люди - поэты, художники и композиторы. Читая стихотворения о море, можно вспомнить подходящие по теме и  настроению картины Айвазовского, Левитана.

Просмотр содержимого документа
««Самое синее в мире море - Черное». Тайны и загадки моря в искусстве»


Тема работы: «Самое синее в мире море - Черное».

Тайны и загадки моря в искусстве.

Проект по литературе ученицы 8 класса.


Содержание.

1.Введение………………………………………………………………………………6

2. Тайны и загадки моря ………………………………………………………………6

3. Образ моря в художественных произведениях…………………………………….10

А) Образ моря в элегии В.А. Жуковского «Море»………………………………….11

Б) Образ моря в стихотворении А.С.Пушкина «К морю»……………………………12

В) Фёдор Иванович Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»……………………12

Г) Море в изображении М.Горького……………………………………………………13

3. Образ моря в произведениях живописи……………………………………………..13

А) Образ моря в полотнах мариниста Айвазовского И. К……………………………13

Б) Образа моря в творчестве А.И.Латкина…………………………………………….15

6. Заключение……………………………………………………………………………16

7. Использованная литература………………………………………………………….27

II. Практическая работа

1. Приложение 1.…………………………………………………………………………16

2. Приложение 2………………………………………………………………………….18







«Самое синее в мире – Черное море».

Тайны и загадки моря в искусстве.

Цель: проследить связи между лирическими и живописными произведениями, посвящёнными морю, пережить радость открытия красоты моря; раскрыть и показать образ моря в художественной литературе как образ живой и одушевлённый

Задачи:

1. Сравнить между собой стихотворения Жуковского, Пушкина и Тютчева о море. Найти общее и различное в произведениях.

2. Проанализировать проблематику тематически близких лирических произведений, какие краски, звуки создают образ моря в произведениях на морскую тематику.

3. Познакомиться с творчеством художников - Айвозовского И. К., Латкина А.И.

4. Проследить, как переплетается образ моря в творчестве поэтов, писателей и художников.

5. Пропаганда произведений живописи и художественной литературы среди моих современников.

Методы исследования: метод анкетирования, метод наблюдения, теоретический анализ, метод изучения литературы (реферирование, аннотирование, цитирование), интервью.

Проблема:

Произведения художественной литературы и живописи недостаточно глубоко понимаются учащимися и не всегда находят эмоциональный отклик в их душах современной молодежи, с появлением художественного фото и интернета живопись, словесное искусство в человеческом сознании отходит на второй план.

Этапы работы над проектом:

- знакомство с проектом (вводная презентация), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте;

- работа по поиску материалов к проекту, обработка информации;

- обсуждение результатов проекта;

- оформление результатов исследования в форме презентации, Вики-статьи, публикации.

В связи с этим нами была выдвинута гипотеза: море – одно из самых удивительных чудес природы, образ моря - образ живой и одушевлённый

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в целях дальнейшего изучения вопроса, формирования читательского интереса, эстетического вкуса; при проведении уроков, внеклассных мероприятий, а также в возможности использования результатов исследования при проведении уроков, внеклассных мероприятий

Результатом исследования является составленная таблица по анкетированию, выявление их сходства и различий в разных произведениях, осознание важности образа моря в художественных произведениях.


















Введение.

Тема моего исследования «Самое синее в мире - Черное море».

Дети, как и взрослые, обожают море, ведь для большинства оно связано с летним отдыхом, яркими впечатлениями, незабываемой радостью

В чем актуальность темы?

Мне хотелось поразмышлять о тайнах природы, познакомиться с творчеством многих поэтов, писателей, которые в своих произведениях изображали таинственный мир моря и мастерски сумели передать его красоту, очарование и его совершенство. В своих рассказах и стихотворениях они писали о море, этот образ радовал, волновал, и в нас, читателях, раскрывались лучшие стороны человеческого характера. В своей работе мне удалось открыть для себя много интересного о море как живом образе.

Я предполагаю, что собранная информация о мере покажет значимость произведений, в которых море является одним из самых удивительных и интересных образов, так как оно (море) может разговаривать, дарить минуты радости.

Наверное, каждый человек на земле ощущает «душу природы». Но более тонко и глубоко проникаются этим чувством творческие люди - поэты, художники и композиторы. Читая стихотворения о море, можно вспомнить подходящие по теме и настроению картины Айвазовского, Левитана.

Так как данная тема освещается в науке, мне хотелось провести исследование в этой области. В изображении моря сошлись два вида искусства: литература и живопись.

2. Тайны и загадки моря в искусстве

Сегодня мы вместе с поэтами, писателями и художниками отправимся в путешествие по морю, чтобы пережить радость открытия его красоты.

Вот начальные строки стихотворения Ф.И.Тютчева «Черное море»:

Пятнадцать лет с тех пор минуло,

Прошел событий целый ряд,

Но вера нас не обманула –

И севастопольского гула

Последний слышим мы раскат...

Наверное, стихотворение сложно понять без обращения к истории страны. В этих строках – отклик поэта на события обороны Севастополя 1854–1855 годов во время Крымской войны.

И вот: свободная стихия, –

Сказал бы наш поэт родной, –

Шумишь ты, как во дни былые,

И катишь волны голубые,

И блещешь гордою красой!..

Вы заметили, как эти строки перекликаются со стихотворением А.С.Пушкина «К морю»:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

У каждого поэта, написавшего о Черном море, оно свое.

Я сама была на Черном море, в г. Геленджике.

Я думаю, что каждый человек в жизни плавал в море, любовался на закат и загорал на солнце. А кто еще не был там, но обязательно будет, то для него первое впечатление останется в памяти его надолго!

Когда мы уезжали из этого прекрасного места, мне стало немного грустно. Ведь я получила там незабываемые впечатления! Я решила обязательно вернуться туда еще.

Для меня море - это ощущение СВОБОДЫ. Это наслаждение и умиротворение, и конечно море - это чарующая красота природы.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему море вроде синее, а называется Черным?

До сих пор нет единого мнения о происхождении названия Черного моря.

Существует несколько версий. Наиболее распространены следующие:

1. Во время сильного шторма вода в море приобретает черный цвет. Очень достоверно, но это все же не уникальное явление – в любом море вода темнеет при сильном волнении.

2. Металлические предметы, оказавшиеся на дне моря, становятся очень темными в результате взаимодействия с газом сероводородом, растворенным в воде. Это более достоверно, поскольку уникальность Черного моря и заключается в том, что оно содержит большое количество сероводорода.

3. Турки прозвали наше море Карадениз – Черное, потому что встречали у побережья Кавказа серьезное сопротивление местных племен. Возможно, история наиболее убедительно объясняет происхождение названия. И есть версии еще, они тоже исторические.

Наиболее интересна та, что связана с греками, наладившими торговые пути через море и назвавшими его Понт Эвксинский, что означает «Море гостеприимное».

Это название упоминает в своих стихах Александр Городницкий:

Унесет теченье в реках

Этот день и этот час.

Миф останется от греков –

Радиация от нас.

Но надежда брезжит искрой,

Что всегда – теперь и впредь

Будет вечный Понт Эвксинский

Медью солнечной звенеть.

Что же мы знаем о Черном море, прекрасном и удивительном месте нашей страны?

О нем много уже написано до нас, и я думаю, будет написано – нами.

В уникальном лингвострановедческом словаре «Россия» собраны слова, словосочетания и фразы, которые вошли в русский язык как общеизвестные названия значимых для каждого русского человека предметов, явлений, событий, личностей, например: изба, День Победы, Новый год, Александр Невский, «В лесу родилась елочка» и многих других.

Есть статья, которая посвящена Черному морю. Каждый из нас уже был или непременно побывает на побережье Черного моря. Именно там, в Сочи, прошли зимние Олимпийские игры в 2014 году, а Олимпийская деревня была расположена прямо на берегу самого теплого моря в России.

Если взглянуть на карту мира – ни одно море не называется синим. Зато тут есть и Чёрное море, и Белое море, и Жёлтое, и даже Красное. Но спроси у кого не будь : «Какого цвета морская вода?». Они в один голос скажут:

«И в Желтом море – синяя , и в Черном – синяя...»

На планете из всех морей всего 4 цветных моря: Черное, Красное,

Синий цвет моря, как и синева неба, объясняется свойствами, присущими солнечному лучу. Когда солнечный луч проникает в воду, самые короткие лучи солнечного спектра - синие - рассеиваются во всех направлениях, придавая воде синий оттенок. Цвет воды зависит от направления и яркости солнечного луча.

Вдали море имеет цвет, близкий к цвету неба, в пасмурную погоду - серый, в ясную погоду - голубой. Во время захода солнца ярко-синяя вода медленно становится золотой, так как солнце находится под значительно меньшим углом к горизонту..

В «цветовой гамме» Черного моря много интересного. Во всем остальном удивительного и занимательного – вообще не счесть...

Чёрное море - красивое, ласковое, синее.

Но таким оно бывает не всегда даже летом. А уж зимой! Как начнут дуть холодные ветры, как станут разгуливать по широкому морскому простору свинцово-серые волны-великаны - оно насупится, потемнеет. Название - Чёрное, "суровое", "грозное", "опасное" себя оправдывает.

3.Образ моря в художественных произведениях.

Образ моря - "стихии вечной, свободной и могущественной" - играл значительную роль в искусстве и поэзии романтизма. К морю с вдохновенными строфами обращался молодой Пушкин, о море писали Байрон, Гюго, темы моря занимали и живописцев первой половины XIX века. Бурное море стало излюбленным мотивом пейзажа романтиков.

Как вы думаете, почему так созвучны стихи Тютчева, Жуковского, Пушкина? Все три поэта – романтики. Что такое романтизм? Что характерно для романтического мироощущения?

Типичный романтический пейзаж - море, горы, небо.

Море! Сколько в этом слове романтики, свежести и чистоты! Сколько радости и умиротворения! Поэтому вовсе неудивительно, что именно морю посвящены многие стихотворные шедевры и классиков, и современников русской и зарубежной литературы, для которых море – это, прежде всего, неиссякаемый источник вдохновения.

Стихи о море могут быть радостными и грустными, веселыми и печальными, но все они отличаются искренностью, пробуждая в воображении образ синего бескрайнего моря, и не важно, каким оно будет – спокойным или штормовым, главное, что шум морских волн поднимет настроение или просто успокоит.

Описывая в стихотворениях море, поэты, художники передают тем самым свое настроение.

Вдыхая полной грудью свежий воздух, ты будто вдыхаешь жизненные силы, тебе хочется творить, писать, причем делать это хочется здесь и сейчас. Я думаю, так рассуждали все творческие люди.

Море учит детей любить и понимать богатства, дарованные нам природой, море учит бороться со своими страхами, радоваться каждой минуте, каждому живому существу.

На море летишь, как на свидание, боясь потерять даром каждую секунду, а вот расставаться с морем всегда тяжело (такое ощущение, будто теряешь самого верного друга). Но, кидая взор на удаляющийся морской пейзаж, сердце и душу согревает лишь мысль о том, что скоро вы снова встретитесь, как будто расстались всего пять минут назад.

Море волнует каждого человека, многие великие люди поэты и художники, писатели и композиторы связывали своё творчество с образом моря, посвящая свободной стихии свои произведения. В этой работе мы ставили перед собой цель - сравнить образ моря в творчестве разных поэтов, писателей и художников маринистов.

Поэзия недостаточно глубоко понимается учащимися и не всегда находит эмоциональный отклик в их душах молодого поколения, с появлением художественного фото живопись в человеческом сознании отходит на второй план.

Так почему же наши ровесники не любят и не понимают поэзию? Может «не умеют читать между строк», не понимают связь произведений искусства со временем?

Я постарались открыть красоту и своеобразие поэзии известных лириков В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, на примере произведений, связанных с образом моря. Художники слова, описывая красоту моря, не жалели самых разнообразных художественно-изобразительных средств: эпитетов, сравнений, метафор, перифраз…

Давайте рассмотрим пейзажные зарисовки моря в творчестве разных писателей, чтобы почувствовать море и насладиться им.

А) Образ моря в элегии В.А. Жуковского «Море.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

В стихотворении В.А.Жуковского море изображается как свободная стихия, бескрайний простор, который не подчиняется никаким законам. Образ живого моря воплощается с помощью олицетворений: «ты дышишь», «горишь», «ласкаешь», «дрожишь», «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...»

Б) Образ моря в стихотворении А.С.Пушкина «К морю»

В стихотворении А.С.Пушкина море— символ любой природной и человеческой стихии. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Итак, море в стихотворении Пушкина предстает тоже как живое существо.

Обратите внимание на картину «Прощание Пушкина с морем». Это совместная работа двух художников – Перов изобразил Пушкина, Айвазовский – море. Картина о море и стихотворение А.Пушкина дополняют друг друга в этом творческом дуэте. Не правда ли?

В) Фёдор Иванович Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»

Море не бывает некрасивым. Оно источник вдохновения для художников и поэтов. Его любят все. За что?

В стихотворении Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» поэт также наделяет море «живой душой». Эта элегия начинается с обращения к ночному морю, и следующие три строфы посвящены его описанию. Поэт представляет море живым: «ходит, и дышит» оно величаво и свободно «на вольном просторе», оно сильно в «грохоте и громе». Оно не знает грусти, печали, им любуются «чужие звезды». Эти метафоры и эпитеты рисуют картину прекрасного, не знающего человеческого горя и страдания моря.

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

Если бы я была художником, то нарисовала бы такой пейзаж: по чисто голубому небу медленно «плывут» чайки, на фоне неба утес с крутым обрывом. На самой вершине его человек, смотрящий на чистую гладь лазурного моря. В свою очередь, волны нежно выбегают, обгоняя друг дружку, омывают берег и ласково возвращаются в море.



Г) Море в изображении М.Горького.

В рассказе М.Горького «Мальва» море живое, оно воплощает в себе признаки живого существа. Это можно подтвердить примерами олицетворений, которые писатель использует в данном рассказе: «море смеялось», «вздрагивало», «улыбалось», «море было счастливо», «дремотно вздыхая».

В рассказе М.Горького – «Челкаш» также раскрывается фантастический образ моря. Горький, описывая сцену кражи «товара» с парохода, изображает море свидетелем происходящего. Можно сказать, действующим лицом. «Ночь была темная... море было спокойно, черно и густо, как масло». Также море обладает всеми признаками, которые присущи живым существам: «Оно [море] дышало влажным, солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-чёрном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

В произведении Горького море не только является живым существом («дышало», «звучало», «плескаясь», «покачивая», «спало»), но оно также было для него чем-то большим, море заменило главному герою дом, семью. Этот человек не только любуется водной гладью моря, но и хочет, чтобы оно (море) «открыло глубокую тайну» свою. Но я думаю, что нам никогда не удастся узнать всю тайну до конца…

Мы видим мир природы не так как поэты или писатели. Но благодаря их произведениям, мы начинаем видеть в природе прекрасное, разгадывать тайны.

Если подумать: на что похож этот бескрайний морской простор, каждый может дать свой ответ.

По-моему, море - тайна, которую всегда хочется отгадывать, это душа без конца и края, которой движет любовь к жизни, к прекрасному.


4. Образ моря в живописи.

А) Образ моря в полотнах мариниста Айвазовского Ивана Константиновича.

Только человеку, глубоко равнодушному к природе, море может показаться однообразным. Жюль Верн.

- Какой образ является одним из самых излюбленных в романтической поэзии? (Образ моря). Этот образ вдохновлял не только поэтов, но и художников – живописцев.

Море прекрасно и загадочно на полотнах художников. Вспомним Айвазовского. Вы знаете, что его знаменитая картина «Девятый вал» вошла в список 100 лучших картин.

А какое впечатление производит на вас эта картина? Какие чувства вызывает?

В рамках нашего проекта мы познакомились с творчеством мариниста Айвазовского, и увидели, что многие его картины являются яркой иллюстрацией лирических стихов поэтов – романтиков о море.

Море с детства вошло в жизнь Ованеса Гайвазовского, родившегося в Феодосии в семье небогатого армянского торговца. Оно всегда манило мальчика, завораживало бескрайней ширью и неразгаданными тайнами, буйными переливами красок и вечным движением.

Айвазовский был маринистом - морским живописцем. Он всю жизнь писал море. Айвазовский рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать. Даже строгий Иванов признавал, что никто так хорошо не пишет воду, как Айвазовский.

В большинстве его картин главным героем является море: штормовое или замершее в ожидании бури, с яркими солнечными бликами на волнах или с золотистой лунной дорожкой, ведущей куда-то вдаль.

До И. Айвазовского море редко изображалось русскими художниками, а его ранние произведения отличаются пленительной тишиной. Восход или закат солнца, штиль, сияющая над морем луна - все изображалось художником с тонкой поэзией.

В настоящее время Феодосийская коллекция произведений мариниста насчитывает 417 работ. Она составлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого пути мастера.

О самом же мастере можно сказать словами поэта: «Он был, о море, твой певец». Ведь сам Пушкин – известный русский поэт – дал благословение ученику академии на первой выставке картин. 27 сентября 1863 года в Академии художеств открылась выставка. На открытие собрался весь Петербург. Сюда же прибыл Пушкин. Сбылась заветная мечта молодого Айвазовского увидеть Пушкина. Юноша подвёл поэта к своим картинам. Александр Сергеевич выразил признательность начинающему художнику: «Вы разбудили во мне воспоминания о счастливейших днях моей юности». На прощание Пушкин крепко пожал руку Айвазовскому. Так будущий маринист получил благословение великого русского поэта. Айвазовский на всю жизнь запомнил наставление Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво».

Пушкина Айвазовский боготворил: в его поэзии воспета природа Крыма, родное Чёрное море.

Да, да! Вот именно гордую красу моря он намеревается изобразить. Всю жизнь он любил море, восторгался им. В полную меру познал, что красота делает человека счастливым, сильным, добрым…

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим…

Иван Константинович говорил: «Сюжет слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моею кистью».

Мастер-маринист прожил прекрасную творческую жизнь, стал основателем русского романтического направления в морской пейзажной живописи, воспитал талантливых учеников, открыл в Феодосии школу живописи, был любим и почитаем народом. Даже смерть не разлучила его с морем. Бронзовый художник с палитрой и кистью в руках устремил взгляд в морскую даль. На пьедестале короткая надпись: «Феодосия Айвазовскому». И сегодня, вглядываясь в картины Айвазовского, мы погружаемся в прекрасный и волнующий мир моря.

И ответом ему – наше восхищение перед его полотнами, наша благодарная память.

Б) Образ моря в творчестве А.И.Латкина

Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя важное место изображению моря в своих картинах. Среди художников моего города Нефтекамск Александр Иванович Латкин, преподаватель художественной школы искусств, посетил родину Айвазовского, красивейшие места на Крымском побережье (Феодосия, Коктебель и др.) и создал много произведений (картин и этюдов) живописи о море.

Родился 13.09.1952 года в п. Амзя Краснокамского района БАССР. Живет и работает в п. Амзя Краснокамского района РБ. Специальное образование: ХГФ БГПИ (1999). Член СХ РФ с 1997 года. Член ТГ «Мирас» с 1997 года. С 1991 года — участник республиканских и региональной выставок. Местонахождение произведений в собраниях музеев и картинных галерей: БГХМ им. М.В. Нестерова (Уфа), Амзинская КГ (с. Амзя г. Нефтекамска РБ).

У него большой талант художника-мариниста. Море на полотнах Латкина А.И. разное: спокойное, бурное, горящее, лазурное…

Мне бы очень хотелось, чтобы и вы научились смотреть на лазурную синеву моря, на облака, на звезды.

А теперь я попрошу вас закрыть глаза и послушать, как шумит море (аудиозапись)


Заключение.

Мы видим мир природы не так как поэты или писатели. Но благодаря их произведениям, мы начинаем видеть в природе прекрасное, разгадывать тайны.

Что отличает человека, восхищающегося морем, небом и звездами, от других людей?

Человеку, способному восхищаться морем, небом и звездами, свойственно стремление к высокому, романтическому, обращенность к своему внутреннему миру, к душе. Люди связывают с морем свои лучшие мечты, желания и устремления. Жизнь, наполненная высоким смыслом – вот что свойственно и поэтам-романистам, и герою рассказа М.Горького. Мы видим мир природы не так как поэты или писатели. Но благодаря их произведениям, мы начинаем видеть в природе прекрасное, разгадывать тайны.

В своей работе мне удалось открыть для себя много интересного о море. Море можно и нужно любить за то, что оно несет нам ощущения, а ощущения дают переживания, без которых мир бы стал серым.

К сожалению, большинство людей смотрят на море, не замечают, сколько тайны оно скрывает в себе. Надо чаще любоваться морем, отдыхать у моря и тогда оно исцелит нас от душевных ран, научит жалеть, сострадать и прощать.

«Небо хочет быть прекрасным, море хочет быть – как небо!» – поэтически сказал об этом В.Брюсов.

Свое выступление хочется закончить следующими строками:

Никакое оно не синее,

Никакое оно не черное,

Просто очень, очень красивое,

А вода изумрудно-зеленая.

Таким образом, тема моря по-разному раскрывается в произведениях Жуковского, Пушкина, Тютчева и Горького. У Жуковского море изображается как бескрайний простор, который не подчиняется никаким законам. У Пушкина образ моря это и романтический идеал свободы, и символ жизненного пути человека.

У Тютчева море – живое существо, которым поэт любуется, удивляется его великой морской стихии, которое способно очаровать и загипнотизировать человека.

У Горького море - это символ чего-то прекрасного в жизни людей, в которой много некрасивого, мучительного и даже страшного, а также это символ вольной стихии.

Богатый красками образ моря меняется от поэта к писателю, отражая своеобразие их творчества. Но все они едины во мнении, что море – это живое существо, способное чувствовать, понимать, думать, любить, неистовствовать

Выводы:

  1. Море – одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, а бывает грозным, опасным. В стихотворениях море предстает как «свободная стихия», подчеркивается его «непокорный» характер, безбрежность голубых волн.

  2. Проведя данное исследование, мы выяснили, что тема моря по-разному раскрывается в произведениях Жуковского, Пушкина, Тютчева и Горького.

  3. Черное море находит отражение в поэзии и прозе, оно связано с судьбой многих русских поэтов и писателей, среди которых, например, Валентин Катаев, Михаил Булгаков, Хемингуэй и др

  4. Черное море стало источником вдохновения и для художника-мариниста Ивана Айвазовского, и для художника Латкина А.И.

  5. Среди многих фильмов, в которых использовалась удивительная и неповторимая красота Черного моря, можно назвать фильмы «Алые паруса», «Человек-амфибия»,«Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Асса».

  6. Море всегда считалось частью человеческой жизни.

Мы доказали предполагаемую гипотезу, что образ моря в художественной литературе – это образ живой и одушевлённый.




Список литературы

  1. Вершинин А. Жизнь Черного Моря. Москва: "МакЦентр", 2003; Второе издание - Москва,.

  2. Ионина Н.А. Сто великих картин. Москва, «Вече№, 2001.- 502с

  3. Эмили Бомон, Кати Франко и другие. Энциклопедия знатока. Голубая планета. Москва: «Махаон», 2011.

  4. Драйер Ева-Мария, Армгарт Вартенау. Тайны живой природы. Москва: «Планета детства» «издательство астрель», 2000.

Интернет – ресурсы

http://blacksea-education.ru/10.shtml

http://blacksea-education.ru/2-1.shtm

Приложение 1.

Результаты исследования:

Мы провели опрос в 7, 8, 9, 11 классах

Вопросы

Ответы

1.Сколько морей вам известно?


7-15

2.Вы были на море? На каком?


Черное, Средиземное

3.Какие произведения о море вы читали?

Хемингуэй «Старик и море», А.С.Пушкин «К морю», «Сказка о золотой рыбке», Д.Лондон «Мартин Иден», «Трое в лодке, не считая собаки», «Робинзон Крузо», Лермонтов «Парус», «Остров сокровищ», «Сказка о царе Салтане»

4.Кто рисовал море? Назовите художников.

Айвазовский, Боголюбов, Алисов Михаил

5.Какие фильмы о море известны?


«Полосатый рейс», «Человек-амфибия», «Одиссея», «Пираты Карибского моря», «Титаник», « В поисках Немо», «Алые паруса», «Петр первый», «Жизнь Пи», «Челюсти», «Корабль-призрак», «Голубая лагуна», «Атлантида», «Три уровня над уровнем неба», «Русалочка», «Затерянный мир», «Морские дьяволы»

6.Какие песни на морскую тематику знаете?

Ю.Антонов «Море» «Морячка», «А на море белый песок», «Качка», «Ветер с моря дул»

7. Какого цвета Черное море?

Без цвета, синее, лазурное, изумрудное, небесное, зеленое, черное

8. Значение моря в жизни человека.

Известный торговый путь, место отдыха, курорт, источник пищи, место обитания редких рыб и животных, экспедиция

9. Чем знамениты моря в мировой литературе?

Место важного сражения, пираты, экспедиция, волшебные существа, источник пищи, Кораблекрушение


В опросе приняли участие обучающиеся 7-11 классов.

1.Обучающиеся 7-11 классов знают произведения о морях больше по фильмам, нежели по книгам.

2. Художников, к сожалению, знают 20% обучающихся.

3. Море открывало перед человечеством множество возможностей (вопрос 5-6)

-море кормит (рыба, моллюски, водоросли, морская соль);

- море лечит (йод, морская соль, свежий воздух);

- море дает нефть (бензин, пластик и другие нефтепродукты);

- море открывает новые горизонты перед мореплавателями и торговцами; - море УЧИТ быстро принимать серьезные решения, быть сильными и выносливыми!!!


Мнения обучающихся 7-11 классов.


«МОРЕ – это…»

это свобода, тишина, красота, спокойствие, наслаждение, небо, радуга, шум прибоя, простор, вдохновение, отдых, радость, мечта, умиротворенность, опасность, жизнь, одиночество, бесконечность. Море – это лето, жара, солнце, счастье, радость, шум прибоя, сказка


«Море – живой образ, потому что ….»

Море шумит, качается, волнует, успокаивает, бьется о скалы, завораживает, манит, бушует, кипит, поет, плывет, танцует, радует, кормит, убивает, переливается, разговаривает, играет, спит, влечет, лечит




«Я хочу на море…»


1. Встречать рассвет на берегу Карибского моря.

2. Море всегда меня влекло, оно прекрасно. Можно вечно смотреть на это морское чудо.

3.Бегаешь по берегу, ныряешь в пучину, качаешься на волнах – это, наверное, классно.

6.Море помогает расслабиться, подумать о жизни.

7.Хочу увидеть море. Почувствовать морской ветер – какой он?

8.Можно заняться серфингом – это доставляет большую радость.

9.Выйти вечером к берегу моря, впасть в раздумья.

10.Я хочу найти Атлантиду под водой или любой затонувший город

11.Я хочу не просто побывать на море, я хочу увидеть внутренний мир моря, его красоту.

12.Я хочу на море, поплавать вместе с редкими рыбками и просто отдохнуть от городской суеты

13.Я хочу вернуться к морю



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!