СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: А. И. Куприн. Повесть  «Гранатовый браслет».

Тип учебного занятия: урок формирования новых знаний.

Вид учебного занятия: Комбинированный урок.

Цели урока:

Обучающая:

1) Сформировать представление у студентов о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна.

2) Познакомить студентов с историей создания рассказа «Гранатовый браслет» на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа.

3)Провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающая:

1) Совершенствовать навыки у студентов по анализу художественного произведения, развивать умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.

2) Развивать работу над анализом произведения, формировать у студентов собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

3) Развивать навыки исследования художественного текста.

Воспитательная:

1)Воспитывать лучшие человеческие качества на примере главного героя.

2)Воспитывать внимательное отношение к слову.

Методическая: Стимулировать  мотивацию интереса к учению, использование словесного метода.

ХОД УРОКА.

I. Организационный  момент.

Приветствие, выявление отсутствующих на уроке, проверка внешнего вида. Организация внимания и готовности, студентов к уроку

Метод стимулирования мотивации интереса к учению

II. Вводный этап урока.

-Сегодня, мы продолжаем с вами изучение творчества А. И. Куприна

А)   Актуализация.

Проверка домашнего задания

1.Что Вы знаете о жизни А.И. Куприна? В чем особенности судьбы писателя?

2. Какие произведения Куприна Вы знаете?

3. Что является главной темой произведений писателя?

4. В чем особенность творчества А. И. Куприна?

Александр Иванович был человеком удивительной судьбы. В нём жила огромная жажда жизни, стремление всё знать, всё уметь, всё испытать самому. Натура сильная, кипучая, он был добрым, отзывчивым, широкой души человеком. Огромная любовь к  России, которую писатель пронёс через всю свою жизнь, и   богатый жизненный опыт помогали ему в его творчестве. Александр Иванович  был очень талантливым писателем, признанным мастером короткого рассказа, автором замечательных повестей: “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь”, «Гамбринус». Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь может быть лучше, и мечтал, что настанет время, когда все люди будут счастливы. И эта мечта о счастье, о прекрасной любви стала главной темой его произведений.

Б) Мотивация.

На прошедшем уроке мы говорили  о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. На сегодняшнем же уроке наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Постараемся понять, в чем же загадка любви по Куприну? И может быть, разгадав загадку любви по Куприну, сможем избежать ошибок, сумеем сохранить светлое чувство, пронести его через всю жизнь.

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, «заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою».

III. Объяснение нового материала.

А) Запись в тетрадь темы урока: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Эпиграф.

О, будь счастливой в жизни без меня!

Борис Чичибабин.

 

Работа с эпиграфом.

1.     Кому бы вы могли сказать такие слова?

2.     В какой ситуации произнести их?

Метод стимулирования мотивации интереса к учению, словесный.

Методический прием: Создание проблемной ситуации познавательной новизны.

Б) Создание проблемной ситуации.       

-Ребята,  вы уже знакомы с произведением «Гранатовый браслет», прочитали само произведение,  многие смотрели фильм.

- Могла ли быть такая любовь в действительности?

- «Гранатовый браслет» – чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Послушайте, пожалуйста, подготовленные девочками сообщения, законспектируйте основные моменты.

Рассуждение об истории создания повести «Гранатовый браслет».

Сообщение ученика «История создания рассказа А. И. Куприна» (индивидуальная домашняя работа учащегося).

 1. «Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа  над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato». 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно  влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)». В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине» писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:

«В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков)  писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

  Вначале эти письма всех  забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста.  И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал  в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Но существует и другая версия:

2. «Людмила Ивановна Любимова (в девичестве Туган- Барановская) долгое время получала письма от человека с фамилией Жёлтый, который служил на телеграфе, Её семья относилась к письмам как к забавному анекдоту. Потом это занятие всем наскучило. Людмила Ивановна перестала читать эти письма. Неожиданный подарок Жёлтого — гранатовый браслет — все расценили как оскорбление.

Особенно негодовал брат Людмилы Ивановны, Михаил Иванович Туган- Барановский. Муж и брат Любимовой вернули браслет Жёлтому. Он обещал больше не писать. Известно, что этот человек застрелился».

Е. С. Добин. Светская дама и телеграфист.

Итак, остановимся на основных моментах:

-Работа над рассказом – осень 1910г.

- Куприн часто бывал в семье одесского врача Л.Я. Майзельса.

-История маленького телеграфного чиновника П.П. Жолтикова.

А) История завершилась благополучно.              

Б) Известно, что этот человек  застрелился.

- Но почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Примерный ответ: Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа «случай из жизни» и несколько изменив его.  Таким образом, он  отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни. 

 

- Давайте обратимся к теме нашего урока Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Талант

Любовь

Присущие от рождения                                                                                         определенные способности,

которые раскрываются

с приобретением навыка и опыта.

 

Одно из сильных переживаний в жизни человека. Каждый из нас воспринимает и переживает ее по своему, именно поэтому общего определения для этого чувства нет.                 

Талант в любви (любить нужно уметь)!!! Кого-то любовь окрыляет, вдохновляет, придает силы. У кого-то является камнем преткновения

-Теперь, давайте, познакомимся с героями рассказа, ответим  на вопрос в чем же загадка любви по Куприну? 

-Какие приемы изображения героев использует автор для их характеристики?

(портрет, характер, поступки, речевая характеристика)

Метод: Наглядно – демонстрационный

Методический прием: рассказ, использование средств ИКТ

В) Образы героев. Работа с текстом.

Работа по карточкам в группах (приложение 1).

 -Работая по карточкам, ваша задача, увидеть, как живут герои рассказа.

-Каковы законы общества, в котором живут эти люди!

(Музыкальное сопровождение соната Бетховена № 2).

-Итак, ребята, вы поработали над образом каждого персонажа, это поможет нам разобраться в загадках произведения.

-Какой прием в описании главных героев использует автор?

-Каким мы увидели это общество? (лицемерие, ложь, фальшь, наигранность).

Докажите это примерами из текста.

Например:

(Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста гл. VI). -Рассказ Аносова о своей истории любви, запомнившейся ему навсегда (гл. VII). «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» -говорит генерал.

 - Найдите примеры обыкновенных пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то»? (гл. VIII). -«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…» Две притчи о том, что есть не любовь, а «так… какая-то кислятина…» (гл. VIII). – В чем смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым?

- В чем причины несчастья во всех 3-х вставных новеллах? ( Для чувства любви необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви, а не унижать её ).

Вывод: но именно в этом обществе зарождается чистая, светлая любовь.

Г) История любви Желткова к Вере Николаевне.

-Сейчас мы более подробно остановимся на истории любви Желткова к Вере Николаевне.

Выразительное чтение письма Желткова к Вере Николаевне.

- Прочитайте письмо Желткова к Вере, обратите внимание, что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? (гл.V, конец).

- Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (гл.V, ).

 - Как изображается автором Желтков и его любовь?

- Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить?

Чтение диалога по ролям.

-Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к главе 10., эпизоду встречи двух светских людей с бедным служащим. Прочтем диалог князя Шеина, Николая Николаевича и Григория Желткова по ролям.

-При чтении диалога отметьте для себя, кто из троих участников разговора ведет себя с подменным чувством собственного достоинства, а кто нарочно высокомерно?

-Как это показывает Куприн? При помощи, каких художественных средств?

-Желтков дарит гранатовый браслет. Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали? (Это символ его безнадежной восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.)

Запись в тетрадь: Гранат- символ любовных чар, посланный в дар, становится безмолвным признанием в любви.

Справка.

Ярко-красные гранаты в старину назывались карбункулами («угольками»). На Руси гранаты имели название «червчатый яхонт». Прозрачный золотисто-зеленый гранат, который встречается на Урале, называют демантоидом («подобным алмазу») за цветные переливы. Часто все красные разновидности называют «гранатами», а все зеленые — «оливинами».

Считалось, что гранат веселит сердце, придает бодрость и оптимизм. Кто носит гранат — приобретает власть над людьми.

Гранат также считают камнем влюбленных. Подарок перстня с гранатом символизировал уверения в дружбе, любви, благодарности. Несовершеннолетним, а также взрослым при детях носить гранат не рекомендуют, так как он будит в человеке и вокруг него любовные страсти. Гранат врачует сердце, мозг и память.

-А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует? 

-Каково отношение к чистой любви в светском обществе?

-Именно в этом обществе живет Вера Николаевна!

-Могла ли, она полюбить Желткова?

-Обратимся еще раз к образу Веры Николаевны, но не просто будем говорить о ней, а через описание природы постараемся понять ее характер.

-Давайте вспомним, с чего начинается повесть? (С описания северного побережья черного моря).

Выразительное чтение 

-Какая атмосфера передается через описание природы? (уныние, тоска, умирание, опустошенность)

-Не перекликается ли пейзаж с состоянием души героев, с развитием сюжета?

 -Можно ли назвать этот пейзаж психологическим?

Ответ: Содержание ее готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».

-Как  осенний  пейзаж  помогает  понять  характер  Веры? (Мы видим  параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.)

Зачитать: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты ещё давали - в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни»

-Очень часто в тексте встречается определение холодный! Думаю, это не зря. Давайте поработаем над лексическим значением слова.

Работа с толковым словарем.

«Холодный - ая, ое; холоден, холодна, холодны.

  • 1.Имеющий низкую температуру. Не нагретый, не дающий  или не содержащий тепла. Холодный ветер
  • 2.полн.ф. Не знающий тепла, северный (о климате местности) Холодные страны
  • полн.ф. Не имеющий отопления  или  плохо сохраняющий тепло, плохо отапливаемый. Холодная дача.
  • 4. Мало греющий, дающий мало тепла. Холодное зимнее  солнце.
  • 5.полн.ф. Близкий к цвету воды, льда, воздуха. Холодные краски. Холодные тона (синий, серый, голубой).
  •  6. перен. Равнодушный бесстрастный. Холодное сердце.
  • 7.Строгий и недоброжелательный. Холодный взгляд
  • 8. полн.ф. производимый без помощи нагревания или при низких температурах. Холодная обработка металлов

-Определите значение слова ХОЛОДНЫЙ в данных отрывках:

1. «Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный  запах».

2. «Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».

3.Сатира князя Василия: «А я, - увы! — я знаю хладный свет и лицемерный свет!»

-Автор хочет показать, что душа Веры пребывает в состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна ... любезна, независима и царственно спокойна».

 -Как Вера Николаевна относится к Желткову?

Проблемный вопрос.

«…И что же это было: любовь или  сумасшествие…?»

Чтение последнего письма Желткова.

«Да святиться имя твое!» - пишет Желтков. – Каким настроением проникнут финал рассказа? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет).

-И что же это было: любовь или сумасшествие?

-Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

-Чтобы ответить на поставленный вопрос, найдите в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на этот вопрос  (гл. Х).

Каково Ваше мнение по данному вопросу?

Вывод: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире!

Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться…» - произносит генерал Аносов.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

-Как вы думаете, кто счастливее Желтков или Вера Николаевна?

-Кто у писателя вызывает больше сочувствия: княгиня Вера или Желтков?

-Трудно сказать, кого из них двоих больше жаль. Пожалуй, княгиню. Любивший ее человек испытал великие радости, был счастлив в несчастье. Любовь его очистила и подняла с земли. А она? Как всякая чистая, хорошая женщина, она, конечно, мечтала о великой святой любви. И вот пришла эта любовь, спустилась не заметно для нее, одной из миллионов, а она ее не заметила. Может ли быть что-нибудь обиднее!

Мы вновь вспоминаем слова генерала Аносова: « А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую  сказано - «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

-Можно ли сказать, что они пострадали одинаково? Аргументируйте свою точку зрения.

-Зачем  введен Куприным трагический финал в повести?

-Драматический финал придавал необычайную силу и весомость чувств Желткова. Его любовь побеждает смерть и предрассудки, она поднимает над суетным благополучием княгиню Веру Шеину, любовь звучит музыкой Бетховена.

-Как лучше, самому любить, или чтобы вас любили?

-Стихотворение австрийского поэта первой половины XIX века Николая Ленау, имеет связь с содержанием повести “Гранатовый браслет”.

Молчать и гибнуть…  Но милей, Чем жизнь, волшебные оковы! Свой лучший сон в очах у ней Искать, не проронив ни слова! Как свет застенчивый лампад Трепещет пред лицом Мадонны И, умирая, ловит взгляд, Небесный взгляд её бездонный!

-“Молчать и гибнуть”- вот духовный обет влюблённого телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, даёт ему силы переносить страдания любви. Любви страстной испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “ Да святится имя твоё”.

Домашнее задание:

-Напишите сочинение-рассуждение на одну из представленных тем:

  1. Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
  2. «… что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»).

 

 

 

 

 

Приложение 1

Василий Львович

1.Портрет.

2.Социальное положение

(положение в обществе)

3.Любовь в жизни. Отношение к жене.

Густав Иванович

 

Вера Николаевна

1.Портрет.

2.Характер.

3.Счастлива ли в браке?

4.Любовь к жизни. Отношение к мужу.

Анна Николаевна

 

Генерал Аносов

1.Портрет.

2.Личностные качества.

3.Любовь к жизни. Отношение к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет».»


Тема урока: А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет».

Тип учебного занятия: урок формирования новых знаний.

Вид учебного занятия: Комбинированный урок.

Цели урока:

Обучающая:

1) Сформировать представление у студентов о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна.

2) Познакомить студентов с историей создания рассказа «Гранатовый браслет» на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа.

3)Провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающая:

1) Совершенствовать навыки у студентов по анализу художественного произведения, развивать умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.

2) Развивать работу над анализом произведения, формировать у студентов собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

3) Развивать навыки исследования художественного текста.

Воспитательная:

1)Воспитывать лучшие человеческие качества на примере главного героя.

2)Воспитывать внимательное отношение к слову.

Методическая: Стимулировать мотивацию интереса к учению, использование словесного метода.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих на уроке, проверка внешнего вида. Организация внимания и готовности, студентов к уроку

Метод стимулирования мотивации интереса к учению

II. Вводный этап урока.

-Сегодня, мы продолжаем с вами изучение творчества А. И. Куприна

А) Актуализация.

Проверка домашнего задания

1.Что Вы знаете о жизни А.И. Куприна? В чем особенности судьбы писателя?

2. Какие произведения Куприна Вы знаете?

3. Что является главной темой произведений писателя?

4. В чем особенность творчества А. И. Куприна?

Александр Иванович был человеком удивительной судьбы. В нём жила огромная жажда жизни, стремление всё знать, всё уметь, всё испытать самому. Натура сильная, кипучая, он был добрым, отзывчивым, широкой души человеком. Огромная любовь к России, которую писатель пронёс через всю свою жизнь, и   богатый жизненный опыт помогали ему в его творчестве. Александр Иванович  был очень талантливым писателем, признанным мастером короткого рассказа, автором замечательных повестей: “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь”, «Гамбринус». Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь может быть лучше, и мечтал, что настанет время, когда все люди будут счастливы. И эта мечта о счастье, о прекрасной любви стала главной темой его произведений.

Б) Мотивация.

На прошедшем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. На сегодняшнем же уроке наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Постараемся понять, в чем же загадка любви по Куприну? И может быть, разгадав загадку любви по Куприну, сможем избежать ошибок, сумеем сохранить светлое чувство, пронести его через всю жизнь.

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, «заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою».

III. Объяснение нового материала.

А) Запись в тетрадь темы урока: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Эпиграф.

О, будь счастливой в жизни без меня!

Борис Чичибабин.


Работа с эпиграфом.

  1. Кому бы вы могли сказать такие слова?

  2. В какой ситуации произнести их?

Метод стимулирования мотивации интереса к учению, словесный.

Методический прием: Создание проблемной ситуации познавательной новизны.

Б) Создание проблемной ситуации.

-Ребята, вы уже знакомы с произведением «Гранатовый браслет», прочитали само произведение, многие смотрели фильм.

- Могла ли быть такая любовь в действительности?

- «Гранатовый браслет» – чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Послушайте, пожалуйста, подготовленные девочками сообщения, законспектируйте основные моменты.

Рассуждение об истории создания повести «Гранатовый браслет».

Сообщение ученика «История создания рассказа А. И. Куприна» (индивидуальная домашняя работа учащегося).

1. «Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato». 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)». В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине» писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:

«В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Но существует и другая версия:

2. «Людмила Ивановна Любимова (в девичестве Туган- Барановская) долгое время получала письма от человека с фамилией Жёлтый, который служил на телеграфе, Её семья относилась к письмам как к забавному анекдоту. Потом это занятие всем наскучило. Людмила Ивановна перестала читать эти письма. Неожиданный подарок Жёлтого — гранатовый браслет — все расценили как оскорбление.

Особенно негодовал брат Людмилы Ивановны, Михаил Иванович Туган- Барановский. Муж и брат Любимовой вернули браслет Жёлтому. Он обещал больше не писать. Известно, что этот человек застрелился».

Е. С. Добин. Светская дама и телеграфист.

Итак, остановимся на основных моментах:

-Работа над рассказом – осень 1910г.

- Куприн часто бывал в семье одесского врача Л.Я. Майзельса.

-История маленького телеграфного чиновника П.П. Жолтикова.

А) История завершилась благополучно.

Б) Известно, что этот человек застрелился.

- Но почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Примерный ответ: Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа «случай из жизни» и несколько изменив его. Таким образом, он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни.


- Давайте обратимся к теме нашего урока Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Талант

Любовь

Присущие от рождения определенные способности,

которые раскрываются

с приобретением навыка и опыта.


Одно из сильных переживаний в жизни человека. Каждый из нас воспринимает и переживает ее по своему, именно поэтому общего определения для этого чувства нет.

Талант в любви (любить нужно уметь)!!! Кого-то любовь окрыляет, вдохновляет, придает силы. У кого-то является камнем преткновения

-Теперь, давайте, познакомимся с героями рассказа, ответим на вопрос в чем же загадка любви по Куприну? 

-Какие приемы изображения героев использует автор для их характеристики?

(портрет, характер, поступки, речевая характеристика)

Метод: Наглядно – демонстрационный

Методический прием: рассказ, использование средств ИКТ

В) Образы героев. Работа с текстом.

Работа по карточкам в группах (приложение 1).

-Работая по карточкам, ваша задача, увидеть, как живут герои рассказа.

-Каковы законы общества, в котором живут эти люди!

(Музыкальное сопровождение соната Бетховена № 2).

-Итак, ребята, вы поработали над образом каждого персонажа, это поможет нам разобраться в загадках произведения.

-Какой прием в описании главных героев использует автор?

-Каким мы увидели это общество? (лицемерие, ложь, фальшь, наигранность).

Докажите это примерами из текста.

Например:

(Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста гл. VI).
-Рассказ Аносова о своей истории любви, запомнившейся ему навсегда (гл. VII). «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» -говорит генерал.

- Найдите примеры обыкновенных пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то»? (гл. VIII).
-«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…» Две притчи о том, что есть не любовь, а «так… какая-то кислятина…» (гл. VIII).
– В чем смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым?

- В чем причины несчастья во всех 3-х вставных новеллах? ( Для чувства любви необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви, а не унижать её ).

Вывод: но именно в этом обществе зарождается чистая, светлая любовь.

Г) История любви Желткова к Вере Николаевне.

-Сейчас мы более подробно остановимся на истории любви Желткова к Вере Николаевне.

Выразительное чтение письма Желткова к Вере Николаевне.

- Прочитайте письмо Желткова к Вере, обратите внимание, что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? (гл.V, конец).

- Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (гл.V, ).

 - Как изображается автором Желтков и его любовь?

- Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить?

Чтение диалога по ролям.

-Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к главе 10., эпизоду встречи двух светских людей с бедным служащим. Прочтем диалог князя Шеина, Николая Николаевича и Григория Желткова по ролям.

-При чтении диалога отметьте для себя, кто из троих участников разговора ведет себя с подменным чувством собственного достоинства, а кто нарочно высокомерно?

-Как это показывает Куприн? При помощи, каких художественных средств?

-Желтков дарит гранатовый браслет. Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали? (Это символ его безнадежной восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.)

Запись в тетрадь: Гранат- символ любовных чар, посланный в дар, становится безмолвным признанием в любви.

Справка.

Ярко-красные гранаты в старину назывались карбункулами («угольками»). На Руси гранаты имели название «червчатый яхонт». Прозрачный золотисто-зеленый гранат, который встречается на Урале, называют демантоидом («подобным алмазу») за цветные переливы. Часто все красные разновидности называют «гранатами», а все зеленые — «оливинами».

Считалось, что гранат веселит сердце, придает бодрость и оптимизм. Кто носит гранат — приобретает власть над людьми.

Гранат также считают камнем влюбленных. Подарок перстня с гранатом символизировал уверения в дружбе, любви, благодарности. Несовершеннолетним, а также взрослым при детях носить гранат не рекомендуют, так как он будит в человеке и вокруг него любовные страсти. Гранат врачует сердце, мозг и память.

-А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует? 

-Каково отношение к чистой любви в светском обществе?

-Именно в этом обществе живет Вера Николаевна!

-Могла ли, она полюбить Желткова?

-Обратимся еще раз к образу Веры Николаевны, но не просто будем говорить о ней, а через описание природы постараемся понять ее характер.

-Давайте вспомним, с чего начинается повесть? (С описания северного побережья черного моря).

Выразительное чтение

-Какая атмосфера передается через описание природы? (уныние, тоска, умирание, опустошенность)

-Не перекликается ли пейзаж с состоянием души героев, с развитием сюжета?

-Можно ли назвать этот пейзаж психологическим?

Ответ: Содержание ее готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».

-Как осенний пейзаж помогает понять характер Веры? (Мы видим параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.)

Зачитать: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты ещё давали - в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни»

-Очень часто в тексте встречается определение холодный! Думаю, это не зря. Давайте поработаем над лексическим значением слова.

Работа с толковым словарем.

«Холодный - ая, ое; холоден, холодна, холодны.

  • 1.Имеющий низкую температуру. Не нагретый, не дающий или не содержащий тепла. Холодный ветер

  • 2.полн.ф. Не знающий тепла, северный (о климате местности) Холодные страны

  • полн.ф. Не имеющий отопления или плохо сохраняющий тепло, плохо отапливаемый. Холодная дача.

  • 4. Мало греющий, дающий мало тепла. Холодное зимнее солнце.

  • 5.полн.ф. Близкий к цвету воды, льда, воздуха. Холодные краски. Холодные тона (синий, серый, голубой).

  • 6. перен. Равнодушный бесстрастный. Холодное сердце.

  • 7.Строгий и недоброжелательный. Холодный взгляд

  • 8. полн.ф. производимый без помощи нагревания или при низких температурах. Холодная обработка металлов

-Определите значение слова ХОЛОДНЫЙ в данных отрывках:

1. «Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».

2. «Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».

3.Сатира князя Василия: «А я, - увы! — я знаю хладный свет и лицемерный свет!»

-Автор хочет показать, что душа Веры пребывает в состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна ... любезна, независима и царственно спокойна».

-Как Вера Николаевна относится к Желткову?

Проблемный вопрос.

«…И что же это было:
любовь или
сумасшествие…?»

Чтение последнего письма Желткова.

«Да святиться имя твое!» - пишет Желтков.
– Каким настроением проникнут финал рассказа? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет).

-И что же это было: любовь или сумасшествие?

-Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

-Чтобы ответить на поставленный вопрос, найдите в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на этот вопрос (гл. Х).

Каково Ваше мнение по данному вопросу?

Вывод: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире!

Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться…» - произносит генерал Аносов.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

-Как вы думаете, кто счастливее Желтков или Вера Николаевна?

-Кто у писателя вызывает больше сочувствия: княгиня Вера или Желтков?

-Трудно сказать, кого из них двоих больше жаль. Пожалуй, княгиню. Любивший ее человек испытал великие радости, был счастлив в несчастье. Любовь его очистила и подняла с земли. А она? Как всякая чистая, хорошая женщина, она, конечно, мечтала о великой святой любви. И вот пришла эта любовь, спустилась не заметно для нее, одной из миллионов, а она ее не заметила. Может ли быть что-нибудь обиднее!

Мы вновь вспоминаем слова генерала Аносова: « А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

-Можно ли сказать, что они пострадали одинаково? Аргументируйте свою точку зрения.

-Зачем введен Куприным трагический финал в повести?

-Драматический финал придавал необычайную силу и весомость чувств Желткова. Его любовь побеждает смерть и предрассудки, она поднимает над суетным благополучием княгиню Веру Шеину, любовь звучит музыкой Бетховена.

-Как лучше, самому любить, или чтобы вас любили?

-Стихотворение австрийского поэта первой половины XIX века Николая Ленау, имеет связь с содержанием повести “Гранатовый браслет”.

Молчать и гибнуть… Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова!
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд её бездонный!

-“Молчать и гибнуть”- вот духовный обет влюблённого телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, даёт ему силы переносить страдания любви. Любви страстной испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “ Да святится имя твоё”.

Домашнее задание:

-Напишите сочинение-рассуждение на одну из представленных тем:

  1. Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

  2. «… что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»).











Приложение 1

Василий Львович

1.Портрет.

2.Социальное положение

(положение в обществе)

3.Любовь в жизни. Отношение к жене.

Густав Иванович



Вера Николаевна

1.Портрет.

2.Характер.

3.Счастлива ли в браке?

4.Любовь к жизни. Отношение к мужу.

Анна Николаевна



Генерал Аносов

1.Портрет.

2.Личностные качества.

3.Любовь к жизни. Отношение к ней.









































































17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!