СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной компетенции учащихся школы искусств

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа содержит теоретический, практический материал по самоконтролю и самооценке учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной компетенции учащихся школы искусств»

1

Тема исследования

Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной компетенции учащихся школы искусств.

2

Актуальность темы

Значимость самообразования как необходимого условия развития творческой личности, отсутствие педагогических конструктов, обеспечивающих формирование мотивации самообразования у учащихся школы искусств

3

Объект исследования

Самообразовательная деятельность учащихся школы искусств

4

Предмет исследования

Формирование самооценки и самоконтроля у учащихся школы искусств

5

Цель исследования

Обосновать процесс формирования самообразовательной компетенции учащихся школы искусств

6

Гипотеза

Поскольку самообразование учащихся в значительной мере базируется на их творческой, мотивированной и самостоятельно осуществляемой учебно-практической деятельности, то его эффективность предполагает формирование у учащихся самообразовательной компетенции, особой личностной позиции – позиции активного субъекта образовательного процесса.

7

Задачи

  1. Уточнить сущность понятий «самооценка», «самоконтроль», «самообразование».

  2. Выяснить мотивы самообразования учащихся.

  3. Спроектировать модель процесса самообразования учащихся.

  4. Разработать методические рекомендации по организации самообразовательной деятельности учащихся.

8

Методы

- теоретический (изучение и анализ философских, социологических, психологических, педагогических трудов по по проблеме формирования самообразовательной компетенции)

- эмпирический (наблюдение, анкетирование, беседы, изучение документации и результатов деятельности учащихся; опытно-экспериментальная работа с учащимися)

- статистический (методы обработки результатов эксперимента)

9

База

Учащиеся школы искусств Акимата Шемонаихинского района

10

Руководитель

Худякова С.Ю., преподаватель школы искусств

11

Сроки и этапы

1 этап – (2013 – 2014) – включал теоретическое изучение формирования самоконтроля и самооценки учащихся, определялись гипотеза, цель, задачи исследования.

2 этап (2014 – 2015) – проводилась диагностика на владение умениями учащимися контролировать и оценивать себя, разрабатывались методические рекомендации по формированию самообразовательной компетенции.

3 этап (2015 - 2016)– осуществлялась разработка модели формирования самообразовательной компетенции, проводился анализ результатов исследования, формировались выводы.

12

Научная новизна

Уточнены основные мотивы самообразовательной деятельности учащихся; спроектирована модель процесса самообразования; разработаны практические советы по самообразованию учащихся.

13

Теоретическая, практическая ценность

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что исследование вносит определенный вклад в развитие теории личностно-ориентированного образования. Полученные выводы могут служить научной базой для дальнейшей разработки требований к самообразовательной деятельности учащихся; совершенствования модели самообразования в системе дополнительного образования.

Практическая ценность результатов исследования заключается в следующем:

-проанализирован и обобщен опыт работы по организации самостоятельной деятельности учащихся;

- предложены и апробированы методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;

-определены критерии и уровень мотивации учащихся к самостоятельной деятельности.

- выпущено методическое издание исследовательской работы



Демократизация и гуманизация системы образования в Казахстане позволяют рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие. Оно потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей и реализации интересов детей.

С переходом Казахстана к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, способной к самосовершенствованию и постоянному самообразованию. Об этом говориться в Законе РК «Об образовании» от 27.07.2007г; «Концепции воспитания в системе непрерывного образования РК» от 16.11.2009г; проекте «Государственной программы развития образования РК на 2011 – 2020гг».

В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации и знаний представляется невозможным передать учащимся в течение ограниченного промежутка времени обучения все знания, умения, навыки, которыми он будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Следовательно, преподавателям необходимо в процессе обучения развить у учеников мотивацию к накоплению знаний, и, соответственно, к последующему непрерывному процессу самообразования. Таким образом, одной из задач школы искусств является формирование личности ученика, способного к самовоспитанию, самоорганизации, самоконтролю, самооценки, самообучению в сфере непрерывного образования.

Специальные исследования показали, что процесс стихийного формирования знаний и умений мало эффективен, протекает медленно и непродуктивно, что для этого необходимо целенаправленное, специально организованное обучение. Успешно решить комплекс вопросов самообразования в школе искусств можно при одном условии: проблема должна решаться в практике обучения не попутно, не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически.

Ориентация общества на рыночную экономику, основанную на конкуренции, предпринимательстве, разнообразных формах собственности, требует отхода от привычного, стереотипного в подготовке специалистов. Необходимо сформировать у них соответствующую систему ценностей, знаний и умений, личностных качеств, таких, как инициативность, предприимчивость, творчество, способность принимать решения, брать на себя ответственность. Нельзя ждать предприимчивости там, где нет самостоятельности.

Есть все основания полагать, что в новой социально-экономической ситуации все более будет проявляться тенденция, связанная с нежеланием частного производства отрывать людей на длительное время от работы. В таких условиях возможность долгосрочного профессионального обучения становится все более проблематичной. В настоящее время наблюдается тенденция развития краткосрочного целенаправленного обучения. Это делает обучение более мобильным, приспособленным к запросам современного производства. Но с другой стороны, создается угроза снижения качества подготовки и переподготовки, поскольку требования к специалисту постоянно растут. В этих условиях особое значение приобретает способность обучаемых к самообразовательной деятельности.

Решение проблемы формирования самообразовательной компетенции заставляет преподавателей снова и снова возвращаться к вопросам организации самостоятельной работы учащихся, ее совершенствованию и систематизации. Ведь формирование самообразовательной компетенции может осуществляться только непосредственно в процессе самостоятельной работы учеников. Самостоятельная работа представляет собой неотъемлемую часть педагогического процесса и она многофункциональна. Такой вид работы развивает личность, формирует ее познавательные интересы и потребности, способствует формированию перспектив и устремлений учеников.

А.И.Зимняя определяет самостоятельную работу как целенаправленную внутренне мотивированную структуированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет обучаемому удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Важно отметить, что в настоящее время растет интерес ученых и педагогов проблеме «самости» учащихся. Для обозначения и раскрытия данного понятия в педагогической литературе используются такие термины, как самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самообразовательная деятельность, самообразование, самовоспитание, самоорганизация, самоконтроль, самооценка.

Самоконтроль, как психическое явление давно привлекает внимание исследователей во многих областях науки о человеке – педагогике (Е.П.Бочарова, Н.В.Кузьмина, А.А.Реан ), психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.Б.Ительсон, В.В.Краевский, А.С.Лында, Г.С.Никифоров), социологии (Ю.И.Тарский).

Самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы и сформированной самообразовательной компетенции. А.В.Петровский определяет «самоконтроль» как осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Преподавателям нужно помнить, что самоконтроль является для них важным источником информации о потребностях и ожиданиях учащихся, отношению к процессу обучения.

Изучение музыки невозможно без осуществления самооценки, так как чтобы изучить что-либо, необходимо вначале оценить уже имеющиеся знания и понять, как можно их обогатить.

Г.Ю.Ксензова понимает самооценку как один из компонентов деятельности. Самооценка по ее мнению связана не с выставлением себе оценок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллом. При выставлении отметки преподаватель выражает свое субъективное мнение о знаниях обучаемых, а при самооценке ученик дает самому себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, производит анализ своих достоинств и недостатков и пытается найти пути их устранения.

Проблеме самообразования посвящено ряд исследований (В.Ф.Афанасьев, А.П.Авдеев, Я.И.Анапкин, И.Ф.Герасименко, А.К.Громцев, Н.Н.Демидов, Л.А.Земскова, Л.Г.Ковтун, Б.Ф.Райский, М.И.Скаткин, Ф.К.Финарен, М.Е.Чулкова, Г.И.Школьник). Исследователи (Я.И.Анапкина, А.К.Громцева, Г.С.Закиров, Б.Ф.Райский, И.А.Редковец) пришли к выводу, что школа недостаточно готовит своих выпускников к систематическому образованию. Проведенный краткий анализ литературы свидетельствует о значительном внимании, которое уделяется учеными рассматриваемой проблеме. Вместе с тем следует отметить, что проблема самообразования в педагогической литературе недостаточно разработана. Одной из причин такого положения дел является, как подчеркивает Н.Ю.Посталюк, то, что саморегуляция, самоорганизация и другие самопроцессы в психологической литературе пока что не заняли своего места, поэтому педагогам не на что опираться в практической работе.

Таким образом, объективные предпосылки исследования опираются на следующие противоречия между:

- признанием ценности целостного развития личности и теоретической и практической неразработанностью вопросов самообразования.

- значимостью самообразования как необходимого условия развития творческой личности и отсутствием педагогических конструктов, обеспечивающих формирование мотивации самообразования у учащихся школы;

- важностью умения контролировать и оценивать себя и неумением применять их в практической деятельности;

Исходя из этого я определила тему исследования «Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной компетенции».

Объект исследования – самообразовательная деятельность учащихся школы искусств.

Предмет исследования – процесс формирования самооценки и самоконтроля у учащихся школы искусств.

Цель исследования – обосновать процесс формирования самообразовательной компетенции учащихся школы искусств.

Определение цели позволило сформулировать следующие основные задачи исследования:

  1. Уточнить сущность понятий «самооценка», «самоконтроль», «самообразование».

  2. Выяснить мотивы самообразования учащихся.

  3. Спроектировать модель процесса самообразования учащихся.

  4. Разработать методические рекомендации по организации самообразовательной деятельности учащихся.

Гипотеза – поскольку самообразование учащихся в значительной мере базируется на их творческой, мотивированной и самостоятельно осуществляемой учебно-практической деятельности, то его эффективность предполагает формирование у учащихся самообразовательной компетенции, особой личностной позиции – позиции активного субъекта образовательного процесса. Это возможно при условии, если:

- у учащихся сформирован в сознании смысл и ценность самообразования для их будущей деятельности;

- разработана методика совершенствования умений и навыков самообразовательной деятельности;

- самообразовательная деятельность учащихся строится на основе модели этого процесса;

- учащиеся умеют контролировать и оценивать свою работу.

В соответствии с характером поставленных задач в работе использован комплекс методов исследования:

- теоретический (изучение и анализ философских, социологических, психологических, педагогических трудов по проблеме формирования самообразовательной компетенции)

- эмпирический (наблюдение, анкетирование, беседы, изучение документации и результатов деятельности учащихся; опытно-экспериментальная работа с учащимися)

- статистический (методы обработки результатов эксперимента)

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных научно-теоретических позиций, целостным подходом к решению проблемы; достаточным объемом выборки в проведении диагностирующего эксперимента; частичным использованием математических методов в обработке результатов исследования.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что уточнены основные мотивы самообразовательной деятельности учащихся; спроектирована модель процесса самообразования; разработаны практические советы по самообразованию учащихся.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что исследование вносит определенный вклад в развитие теории личностно-ориентированного образования. Полученные выводы могут служить научной базой для дальнейшей разработки требований к самообразовательной деятельности учащихся; совершенствования модели самообразования в системе дополнительного образования.

Практическая ценность результатов исследования заключается в следующем:

-проанализирован и обобщен опыт работы по организации самостоятельной деятельности учащихся;

- предложены и апробированы методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;

-определены критерии и уровни мотивации учащихся к самостоятельной деятельности.

Апробация результатов исследования в практику осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы и нашли свое отражение в выступлении на заседании методического объединения отделения и школы.

Базой исследования являлись учащиеся КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района».

Этапы исследования:

1 этап – (2013 – 2014) – включал анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме, определялись гипотеза, цель, задачи исследования.

2 этап (2014 – 2015) – проводилась диагностика на владение умениями учащимися контролировать и оценивать себя, разрабатывались методические рекомендации по формированию самообразовательной компетенции.

3 этап (2015 – 2016)– осуществлялась разработка модели формирования самообразовательной компетенции, проводился анализ результатов исследования, формировались выводы.

Научные основы самообразовательной деятельности учащихся.

Проблемы развития самостоятельности учащихся в процессе обучения всегда были актуальными проблемами развития научного познания. Современные представления о развитии и формировании самообразовательной деятельности прошли длинный и сложный путь развития. Своими корнями они уходят в глубокую древность, когда в человеке, выделившемся из мира животных, появилась и стала все более развиваться потребность обмениваться своим опытом и знаниями, сообщать свои мысли другим людям, рассуждать и обосновывать свои выводы. Но люди тогда, разумеется, не знали законов и форм мышления, правил выводов и умозаключения, не владели теорией доказательства. Все это накапливалось человеком постепенно в ходе практических действий и многовекового развития познавательной и мыслительной деятельности. Отдельные стороны этой проблемы рассматривались еще древнегреческими и древнекитайскими мудрецами, а в дальнейшем разрабатывались такими выдающимися мыслителями и педагогами, как Я.И.Коменский, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, И.Г.Песталоцци, Адольф Дистервег. Однако, решение этих вопросов исследователи обычно связывали с усовершенствованием отдельных сторон процесса обучения, которые часто рассматривались изолированно.

Народные просветители (Н.А.Рубакин, Е.Н.Медынский, В.И.Чарнолуский, И.В.Владиславлев и др.) ориентировались на народное самообразование. Среди народных просветителей видное место занимал Н.А.Рубакин – русский писатель, ученый-библиограф, популяризатор научных знаний, методист по самообразованию. Н.А.Рубакин разрабатывал теоретические и прикладные аспекты самообразования на уровне развития современных ему научных представлений о самообразовании. Он определил сущность, цели и задачи, дал ценные методические советы, как выбирать и читать книги, систематизировать прочитанное.

В настоящее время отдельные вопросы подготовки школьника к самообразованию освещены в работах А.К.Громцевой, М.А.Данилова, Б.П.Есипова, П.И.Пидкасистого, Н.Г.Ковалевской, И.Т.Огородникова, Б.Ф.Райского, З.И.Равкина, И.А.Редковец, М.Н.Скаткина, Ю.А.Самарина, В.И.Селиванова и др. Вопросы истории становления и развития самообразования рассматриваются в исследованиях А.К.Громцевой, Г.С Закирова, Н.Д.Ивановой, И.И.Колбаско, М.г.Кузьминой. Выявлены социальные аспекты проблемы самообразования школьника (А.М.Арсеньев, А.К.громцева, А.И.Маркушевич, Б.Ф.Райский, И.А.Редковец). Исследователи с новых современных позиций подошли к выявлению сущности самообразования, его важнейших признаков; разработали некоторые критерии сформированности стремления к самообразованию, хотя при этом наблюдаются разночтения. Изучаются в определенной мере и вопросы формирования у учащихся стремления к самообразованию, содержания, проблемных методов и других средств процесса обучения. Разрабатываются критерии сдвигов в развитии у школьников готовности к самообразованию. Это позволяет опираться на позитивный опыт исследования при разработки вопросов формирования самообразовательной компетенции у учащихся.

Самообразование – это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Самообразование – часть систематического обучения, способствующего углублению, расширению и более прочному усвоению знаний, тесно связано с самовоспитанием. Основным средством самообразования является самостоятельное изучение научной, научно-популярной, политической, художественной и другой литературы. Источниками служат также газеты, телевидение, Интернет, посещение музеев, выставок, кино, театров, общение с образованными людьми, специалистами в различных областях знаний и практической деятельности. Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа. Навыки вырабатываются в процессе самостоятельной работы учащихся, предусмотренных школьными программами. Учителя на уроках показывают способы решения различных познавательных задач, с которыми приходится встречаться в жизни, учат их выбору необходимой для работы литературы, пользоваться справочниками, словарями, таблицами, компьютером и т.д. Способствуют самообразованию доклады, рефераты, сообщения, исследовательские проекты.

Основными характеристиками самообразования выступают: внутреннее осознание необходимости самообразования, внутренняя свобода личности, целенаправленность, самореализация. Самообразование в современных условиях должно ориентироваться на формирование профессиональной гибкости и мобильности и такого уровня профессионального образования, который позволил бы адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, а также на создание условий для успешной самореализации личности.

Самостоятельная работа представляет собой неотъемлемую составную часть педагогического процесса школы, и она многофункциональна. Такой вид работы развивает личность, формирует ее познавательные интересы и потребности, способствует формированию субъектных перспектив и устремлений учащихся.

Важно сформировать готовность обучаемых к данной работе с самого начала образовательного процесса, чтобы сделать ее максимально эффективной.

Эффективность формирования самообразовательной компетенции и результативность самостоятельной работы учащихся определяется использованием различных видов ее контроля, таких как: входной контроль знаний, умений и навыков обучаемых при знакомстве с изучаемой дисциплиной; текущий контроль уровня усвоения материала, которые проводится в течение курса изучения той или иной дисциплины; промежуточный контроль по окончанию тематического раздела дисциплины; самоконтроль, осуществляемый обучаемыми во время изучения курса, а также при подготовке к итоговым работам; итоговый контроль, представленный в виде зачета или экзамена по дисциплине; контроль остаточных знаний, умений и навыков, проводимый через определенное время после завершения изучения курса.

Можно сказать, что самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы и сформированной самообразовательной компетенции. А.В. Петровский определяет самоконтроль как «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции».

Во время формирования самоконтроля происходит изменение позиции учеников в ходе становления новых способов образовательной деятельности, увеличение доли его самостоятельности в процессе овладения знаниями по дисциплине; изменение форм сотрудничества преподавателя с обучаемым, что связано с переходом от совместной деятельности преподавателя и ученика к полностью саморегулируемой. На разных этапах процесса обучения учащиеся контролируют себя в разной форме: постепенно внешний контроль заменяется внутренним и превращается в самоконтроль.

Обучение и формирование самоконтроля у обучаемых в свою очередь будет способствовать становлению у учащихся адекватной самооценки своей учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка, являясь компонентами учебной деятельности, тесно связаны друг с другом, так как самоконтроль представляется нам составной частью самооценки.

Понятие «самооценки» рассматривается в научной литературе с различных точек зрения. Так, например, с педагогической точки зрения «самооценка» подразумевается как эмоционально насыщенная оценка себя как личности, собственных способностей, поступков, качеств; а также как важный регулятор поведения индивида.

При выставление отметки преподаватель выражает свое субъективное мнение о знаниях обучаемых или о чем-нибудь в наименее информативной форме, а при самооценке ученик дает самому себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, производит анализ своих достоинств и недостатков и пытается найти пути их устранения.

Необходимо помнить, что без самоконтроля и самооценки самостоятельная работа представляется нам малоэффективной, ведь она представляет собой лишь умение учащихся отсортировать нужные данные, ориентируясь на свои знания, задания и требования преподавателя. А для планирования, организации и подведения итогов проделанной работы, для сравнения полученного результата с планируемым необходимы самоконтроль и самооценка.

Становление самоконтроля происходит при соблюдении трех основных условий: мотивировании учеников к самоконтролю со стороны преподавателя; косвенном развитии самоконтроля и непосредственном развитии самоконтроля. В процессе побуждения обучаемых к самоконтролю преподаватель формирует у учащихся потребность в самоконтроле, объясняет им сущность приемов самоконтроля, а также дает им необходимые инструкции по проведению самоконтроля. Преподавателю важно привить обучаемым устойчивый интерес к самоконтролю.

Косвенное развитие самоконтроля заключается в проверке преподавателем самостоятельной деятельности учащихся, организации взаимопроверок обучаемых, а также такого вида работы, как контроль обучаемыми деятельности преподавателя.

На этапе непосредственного развития самоконтроля учениками осуществляется самопроверка собственной учебной деятельности, происходит выявление причин допущенных ошибок, а также процесс по предупреждению ошибок.

Все вышеперечисленные действия в совокупности позволяют организовать эффективнее процесс формирования адекватного самоконтроля и самооценки.

Действие самоконтроля неразрывно связано с действиями самооценки, так как, контролируя свою учебную деятельность, ученик оценивает ее и на базе полученной оценки решает, необходимо ли ему вносить коррективы в свой образовательный процесс.

Это еще раз доказывает, что самоконтроль и самооценка являются важным направлением самосовершенствования в учебном процессе и в процессе изучения. Без наличия сформированной самообразовательной компетенции, способности ученика к самостоятельной работе, самоконтролю и самооценке, невозможно получить высококвалифицированного специалиста, способного на должном высоком уровне поддерживать и развивать свои знания, умения и навыки.

Нами отмечается и целесообразность использования тестовых заданий в самостоятельной работе учащихся. Это во многом связано с тем, что постепенно усложняющийся учебный процесс ведет к усиленному накоплению знаний, что сказывается на самосознании и повышении самоконтроля. В интеллектуальной сфере обучаемых на продвинутом этапе отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Многие ученики склонны преувеличивать реальный уровень своих знаний и умственных возможностей. Очевидна необходимость формирования способности к рефлексии своей учебной деятельности на данном этапе обучения. Несмотря на установку на самоконтроль, нельзя говорить о сформированности самообразовательной компетенции учащихся, которая является необходимым условием формирования образованной, творческой и профессионально мобильной личности. В контексте самостоятельной учебной деятельности обучаемых контроль необходим преподавателю для управления ею, обучаемым – для определения пробелов в усвоении учебного материала и принятия мер к их устранению. Самоконтроль в свою очередь является важным и мобильным элементом процесса обучения. Он подстраивается под изменяющиеся условия образовательного процесса.

Правильно организованный самоконтроль способствует формированию самообразовательной компетенции, необходимой для профессионального становления личности.

До настоящего времени проблема развития контрольно-оценочных умений у учащихся в процессе их самостоятельной работы не получила достаточного теоретического и эмпирического обоснования.

Взаимосвязь самоконтроля и самооценки определяется самой сущностью самооценки как феномена, который занимает важнейшее место в формировании самосознания, в становлении его регулирующей функции и в структуре учебной деятельности.

Исходя из этого, под «контрольно-оценочными умениями» мы понимаем вид умений, дающих человеку возможность своевременно обнаружить и оценить положительные и отрицательные результаты своей деятельности с перспективой дальнейшего ее улучшения. Контрольно-оценочные умения являются стимулом для постановки новых учебных задач и продолжения учения, дают возможность человеку реализовать свои способности, интересы, создать условия для личностного развития и повышения социального статуса в обществе.

Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся делает обучение посильным, обеспечивает активную позицию субъекта учения, процесс овладения знаниями становится интересным, что способствует формированию личности, готовой самостоятельно управлять своей деятельностью.

Формирование у учащихся контрольно-оценочных умений рационально осуществлять в процессе их самостоятельной работы, используя разные формы взаимопроверки, задания на рефлексию своей деятельности, а потому педагог должен разработать определенный механизм, который бы влиял на развитие данных умений.

Самостоятельная работа в школе - это деятельность, в которой ученик может проявить свою активность, и от того, как она будет организована, зависит формирование контрольно-оценочных умений учащихся и результат их профессиональной подготовки.

Формирование контрольно-оценочных умений учащихся школы искусств.

Одним из видов работы формирования контрольно-оценочных умений учащихся школы искусств используются представление самостоятельно выученного произведения и самооценка своей деятельности. Остановимся на самостоятельно выученном произведении. Этот вид деятельности осуществляется дважды в год – в сентябре и в мае. Задача ученика состоит в том, чтобы не только самостоятельно разобрать, выучить и исполнить произведение, но и рассказать о нем, о композиторе, жанре и т.д. Анализ показал, что в мае учащиеся выступают с самостоятельно выученным произведением лучше, чем в сентябре.

2013 – 2014г


сентябрь

май

игра

анализ

игра

анализ

2 класс

67

100

67

67

3 класс

48

65

56

56

4 класс

57

71

58

58

5 класс

45

63

43

71

6 класс

67

83

67

100

2014 – 2015г


сентябрь

май

игра

анализ

игра

анализ

3 класс

50

75

80

90

4 класс

48

43

53

67

5 класс

67

78

100

100

6 класс

42

57

100

67

7 класс

50

67

100

100


На отделении казахских народных инструментов исполнение произведения было лучше, чем анализ. После того, как учащимся объяснили алгоритм анализа произведения, представили конкретные вопросы, на какие необходимо ответить в анализе, сразу наметилось улучшение.

В процессе разучивания произведения учитель может проанализировать, какие существуют пробелы в знаниях у ученика, наметить пути устранения недостатков. В приложении №1 представлен список вопросов, на которые ученик отвечает во время анализа произведения. Этот список может варьироваться преподавателем, быть представлен в разной форме (таблица). Ученик выбирает форму представления произведения (реферат, рисунок, исследовательская работа).

Необходимо, чтобы такой вид познавательной деятельности, как самостоятельно выученное произведение имел подкрепление в форме положительных эмоциональных переживаний, сначала от достигнутых успехов, а в дальнейшем и от самого познавательного процесса. Поэтому произведения должны быть легче, чем обычно играет ученик, чтобы оно было ему по силам. Успешное выполнение этой работы, да еще снискавшее похвалу учителя и одобрение товарищей, вызывает положительные интеллектуальные чувства. Повторяющиеся переживания удовлетворения становится устойчивой потребностью в знании, имеющий характер самодвижения и саморазвития. Эта потребность и выступает специфической силой самообразования.

Еще один вид деятельности по развитию самооценки учащихся – это самооценка личностного роста и достижений развития учащихся (приложение №2). Карта заполняется в конце каждого полугодия, хранится в портфолио ученика. Заполняя эту карту, ученик, а не учитель анализирует, каких знаний у него не хватает, где необходимо подтянуться, в какой области обратить внимание на подготовку (теоретическую или практическую).

Следующий вид - оценка за урок. Проставляется две оценки – учителя и ученика. Обычно учащиеся адекватно оценивают себя, могут занизить оценку. Для развития самоконтроля домашние задания записываются под диктовку ученика. Для роста положительной самооценки ведется дневник достижений (приложение №3)

Очень много информации для ученика и преподавателя дает заполнение карты «Самооценка уровня функциональной грамотности». На основе этой карты учитель может строить не только учебную, но и воспитательную работу, направлять самообразовательную деятельность ученика (приложение №4).

Выявление преобладающих мотивов самообразовательной деятельности.

Мотивы – это то, что является внутренней причиной той или иной деятельности, поведения или поступка, что непосредственно вызывает их и «оправдывает». Мотив – это побудительная причина действия, повод к действию, движущая сила учения. Стремление к самообразованию складывается у учащихся на основе различных мотивов. Самообразовательная деятельность может иметь различную мотивацию как социально, так и личностно ориентированную. И задачей педагога является ее поддержание, развитие и направление на конкретную цель. Одним из характерных признаков самообразования является проявление значительных волевых усилий со стороны личности для достижения желаемого результата. Самообразовательная деятельность должна также определяться социально значимыми мотивами, связанными с определением своего места в жизни, с осознанием значения знаний, общественной потребности в широком образовании, стремлением личности к самоусовершенствованию. В качестве стимулов для появления мотивов учения, как правило, выступают внешние действия или причины. Т.А.Ильина выделяет следующие группы мотивов учения: 1) мотивы непосредственно побуждающие (любовь к учителю, интересное ведение учителем уроков, новые наглядные пособия и др.). 2) мотивы перспективно побуждающие (желание заниматься каким-либо предметом, интерес к определенной деятельности, желание заслужить одобрение коллектива). Могут быть и отрицательные мотивы, такие, как: страх перед учителем, нежелание иметь плохие оценки. 3) Мотивы интеллектуального побуждения (стремление найти ответ на волнующий вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от процесса мыслительной деятельности и др.). 4) мотивы социальные (сознание долга ответственности).

Иногда бывает достаточно одного сильного мотива, который оказывает решающее воздействие и пробуждает познавательную активность ученика. Г.И.Щукина выделяет группы мотивов, активизирующие познавательную деятельность учащихся: социальные мотивы; познавательные мотивы; моральные мотивы (долг, ответственность, честь); мотивы общения; мотивы самовоспитания (учение развивает мысль, волю); мотивы престижного характера. И.П.Подласый выделяет социальные и познавательные мотивы, а по видам делит на: 1) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус. 2) узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд). 3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе). 4) широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность является ведущей сферой его деятельности. 5) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов. 6) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

В школе проводилось анкетирование учащихся на выявление преобладающих мотивов (приложение № 5). Были получены следующие результаты. Преобладающими мотивами самообразовательной деятельности являются коммуникативные и организационные. Самые низкие результаты получил мотивационный компонент. Таким образом, зная ведущий компонент в мотивации для занятия самообразованием, преподаватель может направлять работу ученика.

Развитие мотивов самообразования обусловлено как внешними стимулами, так и индивидуальными особенностями личности, возраста учащихся. Стимулы, вносимые учителем в образовательный процесс, успешно корректируют самообразование: изменяют при необходимости мотивацию самообразования, его содержание и широту, повышает познавательную активность, способствует выбору источников познания. Стимулы, применяемые учителем, могут выходить за рамки самого учебного процесса. Таковыми являются подчеркивание важности самообразования в наши дни, его необходимости для человека, фиксация внимания на примере успехов людей, занимающихся самообразованием. Некоторые из стимулов заложены в содержании материалов урока: привлечение новейших достижений науки, обзор литературы по теме, показ практической значимости материала. Некоторые методы и формы организации ученой деятельности учеников также могут содержать в себе стимулы к самообразованию. К ним относятся решение проблем, требующих широкой ориентировки в предмете, задавание вопросов на уроке, выполнение самостоятельных работ, сравнение материалов темы по нескольким источникам, дополнение учащимися материала на уроке сведениями из прочитанной литературы. Следует стремиться к тому, чтобы влияние учителя гармонировало со сложившейся у ученика структурой мотивов самообразования.

Выводы.

Самообразование – добровольный вид работы, в нем особенно ясно просматривается мотивационная сфера.

Необходимо развивать организационные умения в самообразовании: наметить цель, определить пути ее реализации, спланировать процесс работы, проконтролировать результат, наметить ход дальнейшей самообразовательной деятельности.

Приучая учащегося с первых уроков к самооценке и самоконтролю, преподаватель стимулирует ученика к постоянному саморазвитию и самообразованию.

Список литературы

  1. Анапкин Я.А. «Организация оценочной деятельности студентов как условие формирования их познавательной мотивации»

  2. Барышева Т.В. «Самообразовательная деятельность учащихся как одно из условий формирования мотивации к учебной деятельности и фактор повышения качества образования»

  3. Закон «Об образовании» РК

  4. «Концепция воспитания в системе непрерывного образования»

  5. Литовкина С.В. «Формирование контрольно-оценочных умений у студентов»

  6. Пидкастый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении»

  7. Проект «Государственной программы развития образования РК на 2011 – 2020гг»

  8. Резниченко М.А. «Влияние формирования способов учебной работы на самооценку старших школьников»

  9. Семина В.В. «Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной иноязычной компетенции студентов языкового вуза»

  10. Сахариева С.Г. «Методологические основы педагогического исследования».


Приложение №1

Примерные вопросы к анализу самостоятельно выученного музыкального произведения:

  1. Композитор

  2. Характер музыки

  3. Тональность

  4. Музыкальная форма

  5. Исполнительские штрихи, для чего они нужны

  6. Динамические оттенки, их смысл

  7. Отметить в нотах музыкальные фразы

  8. Что такое «грамотный разбор нотного текста»

  9. Для чего нужна правильная аппликатура

  10. Определить кульминацию в произведении

  11. Итальянские термины, встречающиеся в пьесе, что они обозначают

  12. Какие трудности (технического и музыкального порядка) встречаются и как над ними работать.

  13. Какие случаи из твоей жизни напоминает это произведение

  14. Если возможно, нарисуй рисунок или подбери картину, отражающую характер пьесы

Приложение №2

Индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка. (по 10-бальной системе)

Фамилия, имя ученика____________________________________________

Возраст ________________________________________________________

ФИО педагога ___________________________________________________

Дата начала наблюдения __________________________________________

Сроки диагностики показатели

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

  1. организационно – волевые качества

а) терпение

б) воля

в)самоконтроль











  1. ориентационные качества

а) самооценка

б) интерес к занятиям











  1. поведенческие качества

а) конфликтность

б) тип сотрудничества











Индивидуальная карточка учета результатов обучения учащихся

Фамилия, имя ученика____________________________________________

Возраст ________________________________________________________

ФИО педагога ___________________________________________________

Дата начала наблюдения __________________________________________

Сроки диагностики показатели

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Теоретическая подготовка ученика.

Владение специальной терминологией











Практические умения, навыки, предусмотренные программой:

А) гаммы, упражнения

Б) этюды

В) чтение с листа, транспонирование

Г) подбор, вариации











1. Умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность (самостоятельная пьеса)

2. умение слушать и слышать педагога

3. умение выступать перед аудиторией

(концертная выдержка)

4. умение организовать свое рабочее место











Достижения ученика:

  1. на уровне школы

  2. на уровне района, города

  3. на уровне области, республики,

  4. на международном уровне











Приложение №3

Дневник достижений ученика ________________. 201 – 201 г


Начало года

Конец года

Что мне больше всего

нравится в себе



Я хотел бы в себе изменить



Лучше всего я умею



Я не очень хорошо умею



Я хочу научиться



Приложение №4

Самооценка уровня функциональной грамотности.

Оцени свои умения: 0 – не владею, 1 – владею слабо, 2 – владею, 3 – владею хорошо, 4 – владею в совершенстве.

Функциональные умения

Баллы

ЧЕЛОВЕК.

1

Я умею убеждать людей


2

Я умею поддерживать беседу


3

Я умею организовывать людей (своих ровесников или ребят помладше)


4

Я могу владеть собой в любых ситуациях, регулировать свое поведение


5

Я умею отвечать на вопросы


6

Я соблюдаю правила поведения, принятые в обществе


7

Я умею занимать маленьких детей


8

Я умею ухаживать за людьми (больными, старыми)


9

Я умею оказывать первую медицинскую помощь себе и другим при переломе, порезе, остановке дыхания, обмороке и т.п.


10

Я умею формулировать вопросы


ПРИРОДА

1

Я умею ухаживать за домашними животными


2

Я умею ориентироваться в лесу


3

Я умею ухаживать за садом и огородом


4

Я умею собирать грибы и лесные ягоды


5

Я умею ловить рыбу


6

Я умею воспитывать домашних животных (кошку, собаку)


7

Я знаю и при необходимости могу использовать правила обращения с дикими животными, встречающимися в лесах моего проживания (волк, заяц, лось, змея и т.д.)


8

Я могу объяснить явления природы (смену дня и ночи, осадки, грозу и т.д.) с научной точки зрения


9

Я знаю и соблюдаю правила экологического поведения


10

Я знаю и учитываю в жизни народные приметы, связанные с прогнозом погоды


ОБЩЕСТВО

1

Я умею решать прикладные математические задачи, связанные:

- с расчетом стоимости товара и его оплатой;

- с расчетом доходов банковских вкладов;

- с расчетом семейного бюджета;

- с расчетом материалов (например на уроке)


2

Я могу вести диалог на деловую тему


3

Я умею выбирать и дарить подарки


4

Я умею принимать гостей:

- моих друзей у себя дома;

- гостей моих родителей у себя дома;

- официальных гостей в нашей школе


5

Я умею сервировать стол


6

Я знаю, понимаю и соблюдаю правила законопослушного поведения


7

Я понимаю законы микроэкономики, ориентируюсь в мире потребительских ценностей


8

Я ориентируюсь в политическом устройстве страны, региональных и муниципальных органах управления


9

Я знаю и умею соблюдать нормы и правила нравственного поведения


10

Я соблюдаю правила поведения в транспорте, магазине и других общественных местах


КУЛЬТУРА

1

Я умею рисовать


2

Я умею танцевать


3

Я умею играть на музыкальном инструменте


4

Я умею играть в спортивные игры


5

Я умею пользоваться библиотекой (открытым доступом, каталогом)


6

Я умею правильно вести себя в театре


7

Я знаю и соблюдаю правила поведения на экскурсии


8

Я ориентируюсь в ценностях мировой и отечественной культуры


9

Я могу оценить произведение искусства с эстетической точки зрения (то есть отличить произведение искусства от произведения псевдоискусства)


10

Я умею различать разные жанры (в литературе, живописи, музыке)


ГОРОД

1

Я не создаю аварийных ситуаций на улице


2

Я умею пользоваться общественным городским транспортом


3

Я могу провести экскурсию по своему району


4

Я могу по карте города найти нужную улицу


5

Я знаю, где находятся крупные музеи и театры в моем городе, и могу до них доехать от моего дома самостоятельно


6

Я ориентируюсь в исторических памятниках моего города


7

Я умею читать информацию по дорожным знакам


8

Я ориентируюсь в крупных магазинах моего города


9

Я могу отвечать на вопрос гостей города «Как пройти?» или «Как проехать?»


10

Я знаю и соблюдаю правила безопасного поведения (в темное время суток, на воде, при встрече с собакой и т.д.)


ОРГАНИЗАЦИЯ

1

Я знаю, где находится администрация моего района


2

Я знаю, где находится жилищное управление, паспортный стол, отделение милиции, поликлиника моего района


3

Я знаю и при необходимости могу воспользоваться телефонами экстренной помощи (милиции, пожарной, скорой помощи)


4

Я умею составлять простые деловые документы:

- написать заявление;

- заполнить анкету;

- заполнить бланк на оплату услуг в сберкассе;

- снять показания с электросчетчика


5

Я готов к диалогу в незнакомой официальной ситуации


6

Я могу обратиться в любое бюро по оказанию услуг и четко сформулировать причину обращения (например, вызов водопроводчика, ремонт замка входной двери, мелкий ремонт и т.п.)


7

Я умею писать письма (деловые, личные)


8

Я знаю и при необходимости умею обращаться в административные структуры для защиты своих прав (например, прав покупателя)


9

Я могу извлечь нужную для меня информацию из рекламных объявлений


10

Я знаю и соблюдаю правила поведения с незнакомыми людьми


ШКОЛА

1

Я умею планировать свою учебную и самообразовательную деятельность


2

Я могу давать самооценку учебной и самообразовательной деятельности


3

Я владею основными видами учебного чтения:

- быстро читаю незнакомый текст;

- анализирую текст с целью получения необходимой информации;

- выразительно читаю художественные тексты


4

Я умею быстро читать (15 и более слов в минуту) и понимать текст


5

Я умею самостоятельно изучать несложные учебные темы


6

Я умею передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации


7

Я могу самостоятельно подготовиться к зачету или экзамену


8

Я умею писать реферат


9

Я могу самостоятельно составить текст доклада в виде:

развернутого плана; тезисов; полного текста

и выступить с ним перед одноклассниками


10

Я умею работать с источником информации (книги, радио, телевидение, реклама, газеты, журналы, Интернет и т.д.)


ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

1

Я умею работать на компьютере на уровне пользователя


2

Я умею обращаться с современными бытовыми электроприборами


3

Я использую инструкцию при изучении работы нового электроприбора


4

Я умею водить машину


5

Я умею шить, вязать


6

Я умею фотографировать


7

Я умею разговаривать по телефону, соблюдая правила приличия


8

Я могу при необходимости пользоваться современными средствами связи (факс, сотовый телефон, электронная почта)


9

Я умею управлять лодкой


10

Я могу установить причину неполадки бытового электроприбора и знаю, в какую организацию необходимо обратиться для ее устранения


Я САМ

1

Я умею регулировать свое физическое состояние с помощью специальных физических упражнений


2

Я знаю и соблюдаю санитарно-гигиенические нормы и правила


3

Я знаю и соблюдаю нормы здорового образа жизни


4

Я ориентируюсь в мире профессий, системе профессионального образования, своих профессиональных возможностях


5

Я умею стирать, гладить, чинить одежду


6

Я умею мыть посуду


7

Я умею готовить еду (не менее 3 блюд)


8

Я умею убирать свое жилище


9

Я умею утеплять свое жилище на зиму


10

Я умею создавать интерьер своего жилища (комнаты, квартиры)


Приложение №5

Почему я занимаюсь самообразованием. (по 9-бальной системе)

  1. необходимо постоянно учиться.

  2. мне интересно постоянно учиться.

  3. я ответственный(ая)

  4. я любознательный(ая)

  5. хочу, чтобы меня похвалили за самостоятельную работу.

  6. хочу узнать все о себе.

  7. место самостоятельной работы среди 9-и видов деятельности.

  8. я уверен(а) в своих силах. __________________________________________________________

  1. отношение к процессу самообразования.

  2. критичность.

  3. самостоятельность.

  4. целеустремленность.

  5. воля.

  6. трудоспособность.

  7. умение доводить начатое до конца.

  8. смелость.

  9. самокритичность.

_________________________________________________

  1. умею ставить и разрешать задачи.

  2. быстро думаю.

  3. наблюдательный(ая).

  4. умею анализировать свою работу.

  5. умею обобщать, строить таблицы.

  6. люблю творческие задания.

  7. хорошая память.

  8. получаю удовольствие от самостоятельной работы.

  9. умею читать в разном темпе.

  10. умею слушать.

  11. умею выделять главное.

  12. умею доказывать.

  13. умею классифицировать.

  14. вижу проблемы.

  15. умею применять знания на практике.

  16. могу отказаться от устоявшихся идей

  17. я независим(а)

_____________________________________________________________

  1. умею планировать свою работу.

  2. умею планировать свое время.

  3. могу перестроить свою работу.

  4. могу работать в библиотеке.

  5. умею пользоваться компьютером.

_____________________________________________________________

  1. самооценка самостоятельной работы.

  2. умею делать выводы.

  3. организованный(ая)

  4. самоконтроль.

  5. трудолюбие

  1. умею использовать опыт работы друзей, одноклассников.

  2. умею сотрудничать.

  3. умею организовать работу других.

  4. умею отстаивать свою точку зрения.

  5. избегаю конфликты в совместной работе.

Обработка результатов теста.

По каждому из 6 факторов подсчитать общее количество баллов.

Компонент

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Мотивационный

35

36 – 54

55 и более

Нравственно-волевой

35

36 – 54

55 и более

Гностический

67

68 – 108

109 и более

Организационный

19

20 – 30

31 и более

Способность к самоуправлению

19

20 – 30

31 и более

Коммуникативный

19

20 – 30

31 и более






Модель самообразовательной деятельности учащихся.


Ученик Учитель