СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
исследовательская работа содержит теоретический, практический материал по самоконтролю и самооценке учащихся.
1 | Тема исследования | Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной компетенции учащихся школы искусств. |
2 | Актуальность темы | Значимость самообразования как необходимого условия развития творческой личности, отсутствие педагогических конструктов, обеспечивающих формирование мотивации самообразования у учащихся школы искусств |
3 | Объект исследования | Самообразовательная деятельность учащихся школы искусств |
4 | Предмет исследования | Формирование самооценки и самоконтроля у учащихся школы искусств |
5 | Цель исследования | Обосновать процесс формирования самообразовательной компетенции учащихся школы искусств |
6 | Гипотеза | Поскольку самообразование учащихся в значительной мере базируется на их творческой, мотивированной и самостоятельно осуществляемой учебно-практической деятельности, то его эффективность предполагает формирование у учащихся самообразовательной компетенции, особой личностной позиции – позиции активного субъекта образовательного процесса. |
7 | Задачи |
|
8 | Методы | - теоретический (изучение и анализ философских, социологических, психологических, педагогических трудов по по проблеме формирования самообразовательной компетенции) - эмпирический (наблюдение, анкетирование, беседы, изучение документации и результатов деятельности учащихся; опытно-экспериментальная работа с учащимися) - статистический (методы обработки результатов эксперимента) |
9 | База | Учащиеся школы искусств Акимата Шемонаихинского района |
10 | Руководитель | Худякова С.Ю., преподаватель школы искусств |
11 | Сроки и этапы | 1 этап – (2013 – 2014) – включал теоретическое изучение формирования самоконтроля и самооценки учащихся, определялись гипотеза, цель, задачи исследования. 2 этап (2014 – 2015) – проводилась диагностика на владение умениями учащимися контролировать и оценивать себя, разрабатывались методические рекомендации по формированию самообразовательной компетенции. 3 этап (2015 - 2016)– осуществлялась разработка модели формирования самообразовательной компетенции, проводился анализ результатов исследования, формировались выводы. |
12 | Научная новизна | Уточнены основные мотивы самообразовательной деятельности учащихся; спроектирована модель процесса самообразования; разработаны практические советы по самообразованию учащихся. |
13 | Теоретическая, практическая ценность | Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что исследование вносит определенный вклад в развитие теории личностно-ориентированного образования. Полученные выводы могут служить научной базой для дальнейшей разработки требований к самообразовательной деятельности учащихся; совершенствования модели самообразования в системе дополнительного образования. Практическая ценность результатов исследования заключается в следующем: -проанализирован и обобщен опыт работы по организации самостоятельной деятельности учащихся; - предложены и апробированы методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся; -определены критерии и уровень мотивации учащихся к самостоятельной деятельности. - выпущено методическое издание исследовательской работы |
Демократизация и гуманизация системы образования в Казахстане позволяют рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие. Оно потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей и реализации интересов детей.
С переходом Казахстана к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, способной к самосовершенствованию и постоянному самообразованию. Об этом говориться в Законе РК «Об образовании» от 27.07.2007г; «Концепции воспитания в системе непрерывного образования РК» от 16.11.2009г; проекте «Государственной программы развития образования РК на 2011 – 2020гг».
В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации и знаний представляется невозможным передать учащимся в течение ограниченного промежутка времени обучения все знания, умения, навыки, которыми он будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Следовательно, преподавателям необходимо в процессе обучения развить у учеников мотивацию к накоплению знаний, и, соответственно, к последующему непрерывному процессу самообразования. Таким образом, одной из задач школы искусств является формирование личности ученика, способного к самовоспитанию, самоорганизации, самоконтролю, самооценки, самообучению в сфере непрерывного образования.
Специальные исследования показали, что процесс стихийного формирования знаний и умений мало эффективен, протекает медленно и непродуктивно, что для этого необходимо целенаправленное, специально организованное обучение. Успешно решить комплекс вопросов самообразования в школе искусств можно при одном условии: проблема должна решаться в практике обучения не попутно, не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически.
Ориентация общества на рыночную экономику, основанную на конкуренции, предпринимательстве, разнообразных формах собственности, требует отхода от привычного, стереотипного в подготовке специалистов. Необходимо сформировать у них соответствующую систему ценностей, знаний и умений, личностных качеств, таких, как инициативность, предприимчивость, творчество, способность принимать решения, брать на себя ответственность. Нельзя ждать предприимчивости там, где нет самостоятельности.
Есть все основания полагать, что в новой социально-экономической ситуации все более будет проявляться тенденция, связанная с нежеланием частного производства отрывать людей на длительное время от работы. В таких условиях возможность долгосрочного профессионального обучения становится все более проблематичной. В настоящее время наблюдается тенденция развития краткосрочного целенаправленного обучения. Это делает обучение более мобильным, приспособленным к запросам современного производства. Но с другой стороны, создается угроза снижения качества подготовки и переподготовки, поскольку требования к специалисту постоянно растут. В этих условиях особое значение приобретает способность обучаемых к самообразовательной деятельности.
Решение проблемы формирования самообразовательной компетенции заставляет преподавателей снова и снова возвращаться к вопросам организации самостоятельной работы учащихся, ее совершенствованию и систематизации. Ведь формирование самообразовательной компетенции может осуществляться только непосредственно в процессе самостоятельной работы учеников. Самостоятельная работа представляет собой неотъемлемую часть педагогического процесса и она многофункциональна. Такой вид работы развивает личность, формирует ее познавательные интересы и потребности, способствует формированию перспектив и устремлений учеников.
А.И.Зимняя определяет самостоятельную работу как целенаправленную внутренне мотивированную структуированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет обучаемому удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Важно отметить, что в настоящее время растет интерес ученых и педагогов проблеме «самости» учащихся. Для обозначения и раскрытия данного понятия в педагогической литературе используются такие термины, как самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самообразовательная деятельность, самообразование, самовоспитание, самоорганизация, самоконтроль, самооценка.
Самоконтроль, как психическое явление давно привлекает внимание исследователей во многих областях науки о человеке – педагогике (Е.П.Бочарова, Н.В.Кузьмина, А.А.Реан ), психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.Б.Ительсон, В.В.Краевский, А.С.Лында, Г.С.Никифоров), социологии (Ю.И.Тарский).
Самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы и сформированной самообразовательной компетенции. А.В.Петровский определяет «самоконтроль» как осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Преподавателям нужно помнить, что самоконтроль является для них важным источником информации о потребностях и ожиданиях учащихся, отношению к процессу обучения.
Изучение музыки невозможно без осуществления самооценки, так как чтобы изучить что-либо, необходимо вначале оценить уже имеющиеся знания и понять, как можно их обогатить.
Г.Ю.Ксензова понимает самооценку как один из компонентов деятельности. Самооценка по ее мнению связана не с выставлением себе оценок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллом. При выставлении отметки преподаватель выражает свое субъективное мнение о знаниях обучаемых, а при самооценке ученик дает самому себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, производит анализ своих достоинств и недостатков и пытается найти пути их устранения.
Проблеме самообразования посвящено ряд исследований (В.Ф.Афанасьев, А.П.Авдеев, Я.И.Анапкин, И.Ф.Герасименко, А.К.Громцев, Н.Н.Демидов, Л.А.Земскова, Л.Г.Ковтун, Б.Ф.Райский, М.И.Скаткин, Ф.К.Финарен, М.Е.Чулкова, Г.И.Школьник). Исследователи (Я.И.Анапкина, А.К.Громцева, Г.С.Закиров, Б.Ф.Райский, И.А.Редковец) пришли к выводу, что школа недостаточно готовит своих выпускников к систематическому образованию. Проведенный краткий анализ литературы свидетельствует о значительном внимании, которое уделяется учеными рассматриваемой проблеме. Вместе с тем следует отметить, что проблема самообразования в педагогической литературе недостаточно разработана. Одной из причин такого положения дел является, как подчеркивает Н.Ю.Посталюк, то, что саморегуляция, самоорганизация и другие самопроцессы в психологической литературе пока что не заняли своего места, поэтому педагогам не на что опираться в практической работе.
Таким образом, объективные предпосылки исследования опираются на следующие противоречия между:
- признанием ценности целостного развития личности и теоретической и практической неразработанностью вопросов самообразования.
- значимостью самообразования как необходимого условия развития творческой личности и отсутствием педагогических конструктов, обеспечивающих формирование мотивации самообразования у учащихся школы;
- важностью умения контролировать и оценивать себя и неумением применять их в практической деятельности;
Исходя из этого я определила тему исследования «Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной компетенции».
Объект исследования – самообразовательная деятельность учащихся школы искусств.
Предмет исследования – процесс формирования самооценки и самоконтроля у учащихся школы искусств.
Цель исследования – обосновать процесс формирования самообразовательной компетенции учащихся школы искусств.
Определение цели позволило сформулировать следующие основные задачи исследования:
Уточнить сущность понятий «самооценка», «самоконтроль», «самообразование».
Выяснить мотивы самообразования учащихся.
Спроектировать модель процесса самообразования учащихся.
Разработать методические рекомендации по организации самообразовательной деятельности учащихся.
Гипотеза – поскольку самообразование учащихся в значительной мере базируется на их творческой, мотивированной и самостоятельно осуществляемой учебно-практической деятельности, то его эффективность предполагает формирование у учащихся самообразовательной компетенции, особой личностной позиции – позиции активного субъекта образовательного процесса. Это возможно при условии, если:
- у учащихся сформирован в сознании смысл и ценность самообразования для их будущей деятельности;
- разработана методика совершенствования умений и навыков самообразовательной деятельности;
- самообразовательная деятельность учащихся строится на основе модели этого процесса;
- учащиеся умеют контролировать и оценивать свою работу.
В соответствии с характером поставленных задач в работе использован комплекс методов исследования:
- теоретический (изучение и анализ философских, социологических, психологических, педагогических трудов по проблеме формирования самообразовательной компетенции)
- эмпирический (наблюдение, анкетирование, беседы, изучение документации и результатов деятельности учащихся; опытно-экспериментальная работа с учащимися)
- статистический (методы обработки результатов эксперимента)
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных научно-теоретических позиций, целостным подходом к решению проблемы; достаточным объемом выборки в проведении диагностирующего эксперимента; частичным использованием математических методов в обработке результатов исследования.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что уточнены основные мотивы самообразовательной деятельности учащихся; спроектирована модель процесса самообразования; разработаны практические советы по самообразованию учащихся.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что исследование вносит определенный вклад в развитие теории личностно-ориентированного образования. Полученные выводы могут служить научной базой для дальнейшей разработки требований к самообразовательной деятельности учащихся; совершенствования модели самообразования в системе дополнительного образования.
Практическая ценность результатов исследования заключается в следующем:
-проанализирован и обобщен опыт работы по организации самостоятельной деятельности учащихся;
- предложены и апробированы методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
-определены критерии и уровни мотивации учащихся к самостоятельной деятельности.
Апробация результатов исследования в практику осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы и нашли свое отражение в выступлении на заседании методического объединения отделения и школы.
Базой исследования являлись учащиеся КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района».
Этапы исследования:
1 этап – (2013 – 2014) – включал анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме, определялись гипотеза, цель, задачи исследования.
2 этап (2014 – 2015) – проводилась диагностика на владение умениями учащимися контролировать и оценивать себя, разрабатывались методические рекомендации по формированию самообразовательной компетенции.
3 этап (2015 – 2016)– осуществлялась разработка модели формирования самообразовательной компетенции, проводился анализ результатов исследования, формировались выводы.
Научные основы самообразовательной деятельности учащихся.
Проблемы развития самостоятельности учащихся в процессе обучения всегда были актуальными проблемами развития научного познания. Современные представления о развитии и формировании самообразовательной деятельности прошли длинный и сложный путь развития. Своими корнями они уходят в глубокую древность, когда в человеке, выделившемся из мира животных, появилась и стала все более развиваться потребность обмениваться своим опытом и знаниями, сообщать свои мысли другим людям, рассуждать и обосновывать свои выводы. Но люди тогда, разумеется, не знали законов и форм мышления, правил выводов и умозаключения, не владели теорией доказательства. Все это накапливалось человеком постепенно в ходе практических действий и многовекового развития познавательной и мыслительной деятельности. Отдельные стороны этой проблемы рассматривались еще древнегреческими и древнекитайскими мудрецами, а в дальнейшем разрабатывались такими выдающимися мыслителями и педагогами, как Я.И.Коменский, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, И.Г.Песталоцци, Адольф Дистервег. Однако, решение этих вопросов исследователи обычно связывали с усовершенствованием отдельных сторон процесса обучения, которые часто рассматривались изолированно.
Народные просветители (Н.А.Рубакин, Е.Н.Медынский, В.И.Чарнолуский, И.В.Владиславлев и др.) ориентировались на народное самообразование. Среди народных просветителей видное место занимал Н.А.Рубакин – русский писатель, ученый-библиограф, популяризатор научных знаний, методист по самообразованию. Н.А.Рубакин разрабатывал теоретические и прикладные аспекты самообразования на уровне развития современных ему научных представлений о самообразовании. Он определил сущность, цели и задачи, дал ценные методические советы, как выбирать и читать книги, систематизировать прочитанное.
В настоящее время отдельные вопросы подготовки школьника к самообразованию освещены в работах А.К.Громцевой, М.А.Данилова, Б.П.Есипова, П.И.Пидкасистого, Н.Г.Ковалевской, И.Т.Огородникова, Б.Ф.Райского, З.И.Равкина, И.А.Редковец, М.Н.Скаткина, Ю.А.Самарина, В.И.Селиванова и др. Вопросы истории становления и развития самообразования рассматриваются в исследованиях А.К.Громцевой, Г.С Закирова, Н.Д.Ивановой, И.И.Колбаско, М.г.Кузьминой. Выявлены социальные аспекты проблемы самообразования школьника (А.М.Арсеньев, А.К.громцева, А.И.Маркушевич, Б.Ф.Райский, И.А.Редковец). Исследователи с новых современных позиций подошли к выявлению сущности самообразования, его важнейших признаков; разработали некоторые критерии сформированности стремления к самообразованию, хотя при этом наблюдаются разночтения. Изучаются в определенной мере и вопросы формирования у учащихся стремления к самообразованию, содержания, проблемных методов и других средств процесса обучения. Разрабатываются критерии сдвигов в развитии у школьников готовности к самообразованию. Это позволяет опираться на позитивный опыт исследования при разработки вопросов формирования самообразовательной компетенции у учащихся.
Самообразование – это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Самообразование – часть систематического обучения, способствующего углублению, расширению и более прочному усвоению знаний, тесно связано с самовоспитанием. Основным средством самообразования является самостоятельное изучение научной, научно-популярной, политической, художественной и другой литературы. Источниками служат также газеты, телевидение, Интернет, посещение музеев, выставок, кино, театров, общение с образованными людьми, специалистами в различных областях знаний и практической деятельности. Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа. Навыки вырабатываются в процессе самостоятельной работы учащихся, предусмотренных школьными программами. Учителя на уроках показывают способы решения различных познавательных задач, с которыми приходится встречаться в жизни, учат их выбору необходимой для работы литературы, пользоваться справочниками, словарями, таблицами, компьютером и т.д. Способствуют самообразованию доклады, рефераты, сообщения, исследовательские проекты.
Основными характеристиками самообразования выступают: внутреннее осознание необходимости самообразования, внутренняя свобода личности, целенаправленность, самореализация. Самообразование в современных условиях должно ориентироваться на формирование профессиональной гибкости и мобильности и такого уровня профессионального образования, который позволил бы адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, а также на создание условий для успешной самореализации личности.
Самостоятельная работа представляет собой неотъемлемую составную часть педагогического процесса школы, и она многофункциональна. Такой вид работы развивает личность, формирует ее познавательные интересы и потребности, способствует формированию субъектных перспектив и устремлений учащихся.
Важно сформировать готовность обучаемых к данной работе с самого начала образовательного процесса, чтобы сделать ее максимально эффективной.
Эффективность формирования самообразовательной компетенции и результативность самостоятельной работы учащихся определяется использованием различных видов ее контроля, таких как: входной контроль знаний, умений и навыков обучаемых при знакомстве с изучаемой дисциплиной; текущий контроль уровня усвоения материала, которые проводится в течение курса изучения той или иной дисциплины; промежуточный контроль по окончанию тематического раздела дисциплины; самоконтроль, осуществляемый обучаемыми во время изучения курса, а также при подготовке к итоговым работам; итоговый контроль, представленный в виде зачета или экзамена по дисциплине; контроль остаточных знаний, умений и навыков, проводимый через определенное время после завершения изучения курса.
Можно сказать, что самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы и сформированной самообразовательной компетенции. А.В. Петровский определяет самоконтроль как «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции».
Во время формирования самоконтроля происходит изменение позиции учеников в ходе становления новых способов образовательной деятельности, увеличение доли его самостоятельности в процессе овладения знаниями по дисциплине; изменение форм сотрудничества преподавателя с обучаемым, что связано с переходом от совместной деятельности преподавателя и ученика к полностью саморегулируемой. На разных этапах процесса обучения учащиеся контролируют себя в разной форме: постепенно внешний контроль заменяется внутренним и превращается в самоконтроль.
Обучение и формирование самоконтроля у обучаемых в свою очередь будет способствовать становлению у учащихся адекватной самооценки своей учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка, являясь компонентами учебной деятельности, тесно связаны друг с другом, так как самоконтроль представляется нам составной частью самооценки.
Понятие «самооценки» рассматривается в научной литературе с различных точек зрения. Так, например, с педагогической точки зрения «самооценка» подразумевается как эмоционально насыщенная оценка себя как личности, собственных способностей, поступков, качеств; а также как важный регулятор поведения индивида.
При выставление отметки преподаватель выражает свое субъективное мнение о знаниях обучаемых или о чем-нибудь в наименее информативной форме, а при самооценке ученик дает самому себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, производит анализ своих достоинств и недостатков и пытается найти пути их устранения.
Необходимо помнить, что без самоконтроля и самооценки самостоятельная работа представляется нам малоэффективной, ведь она представляет собой лишь умение учащихся отсортировать нужные данные, ориентируясь на свои знания, задания и требования преподавателя. А для планирования, организации и подведения итогов проделанной работы, для сравнения полученного результата с планируемым необходимы самоконтроль и самооценка.
Становление самоконтроля происходит при соблюдении трех основных условий: мотивировании учеников к самоконтролю со стороны преподавателя; косвенном развитии самоконтроля и непосредственном развитии самоконтроля. В процессе побуждения обучаемых к самоконтролю преподаватель формирует у учащихся потребность в самоконтроле, объясняет им сущность приемов самоконтроля, а также дает им необходимые инструкции по проведению самоконтроля. Преподавателю важно привить обучаемым устойчивый интерес к самоконтролю.
Косвенное развитие самоконтроля заключается в проверке преподавателем самостоятельной деятельности учащихся, организации взаимопроверок обучаемых, а также такого вида работы, как контроль обучаемыми деятельности преподавателя.
На этапе непосредственного развития самоконтроля учениками осуществляется самопроверка собственной учебной деятельности, происходит выявление причин допущенных ошибок, а также процесс по предупреждению ошибок.
Все вышеперечисленные действия в совокупности позволяют организовать эффективнее процесс формирования адекватного самоконтроля и самооценки.
Действие самоконтроля неразрывно связано с действиями самооценки, так как, контролируя свою учебную деятельность, ученик оценивает ее и на базе полученной оценки решает, необходимо ли ему вносить коррективы в свой образовательный процесс.
Это еще раз доказывает, что самоконтроль и самооценка являются важным направлением самосовершенствования в учебном процессе и в процессе изучения. Без наличия сформированной самообразовательной компетенции, способности ученика к самостоятельной работе, самоконтролю и самооценке, невозможно получить высококвалифицированного специалиста, способного на должном высоком уровне поддерживать и развивать свои знания, умения и навыки.
Нами отмечается и целесообразность использования тестовых заданий в самостоятельной работе учащихся. Это во многом связано с тем, что постепенно усложняющийся учебный процесс ведет к усиленному накоплению знаний, что сказывается на самосознании и повышении самоконтроля. В интеллектуальной сфере обучаемых на продвинутом этапе отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Многие ученики склонны преувеличивать реальный уровень своих знаний и умственных возможностей. Очевидна необходимость формирования способности к рефлексии своей учебной деятельности на данном этапе обучения. Несмотря на установку на самоконтроль, нельзя говорить о сформированности самообразовательной компетенции учащихся, которая является необходимым условием формирования образованной, творческой и профессионально мобильной личности. В контексте самостоятельной учебной деятельности обучаемых контроль необходим преподавателю для управления ею, обучаемым – для определения пробелов в усвоении учебного материала и принятия мер к их устранению. Самоконтроль в свою очередь является важным и мобильным элементом процесса обучения. Он подстраивается под изменяющиеся условия образовательного процесса.
Правильно организованный самоконтроль способствует формированию самообразовательной компетенции, необходимой для профессионального становления личности.
До настоящего времени проблема развития контрольно-оценочных умений у учащихся в процессе их самостоятельной работы не получила достаточного теоретического и эмпирического обоснования.
Взаимосвязь самоконтроля и самооценки определяется самой сущностью самооценки как феномена, который занимает важнейшее место в формировании самосознания, в становлении его регулирующей функции и в структуре учебной деятельности.
Исходя из этого, под «контрольно-оценочными умениями» мы понимаем вид умений, дающих человеку возможность своевременно обнаружить и оценить положительные и отрицательные результаты своей деятельности с перспективой дальнейшего ее улучшения. Контрольно-оценочные умения являются стимулом для постановки новых учебных задач и продолжения учения, дают возможность человеку реализовать свои способности, интересы, создать условия для личностного развития и повышения социального статуса в обществе.
Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся делает обучение посильным, обеспечивает активную позицию субъекта учения, процесс овладения знаниями становится интересным, что способствует формированию личности, готовой самостоятельно управлять своей деятельностью.
Формирование у учащихся контрольно-оценочных умений рационально осуществлять в процессе их самостоятельной работы, используя разные формы взаимопроверки, задания на рефлексию своей деятельности, а потому педагог должен разработать определенный механизм, который бы влиял на развитие данных умений.
Самостоятельная работа в школе - это деятельность, в которой ученик может проявить свою активность, и от того, как она будет организована, зависит формирование контрольно-оценочных умений учащихся и результат их профессиональной подготовки.
Формирование контрольно-оценочных умений учащихся школы искусств.
Одним из видов работы формирования контрольно-оценочных умений учащихся школы искусств используются представление самостоятельно выученного произведения и самооценка своей деятельности. Остановимся на самостоятельно выученном произведении. Этот вид деятельности осуществляется дважды в год – в сентябре и в мае. Задача ученика состоит в том, чтобы не только самостоятельно разобрать, выучить и исполнить произведение, но и рассказать о нем, о композиторе, жанре и т.д. Анализ показал, что в мае учащиеся выступают с самостоятельно выученным произведением лучше, чем в сентябре.
2013 – 2014г
| сентябрь | май | ||
игра | анализ | игра | анализ | |
2 класс | 67 | 100 | 67 | 67 |
3 класс | 48 | 65 | 56 | 56 |
4 класс | 57 | 71 | 58 | 58 |
5 класс | 45 | 63 | 43 | 71 |
6 класс | 67 | 83 | 67 | 100 |
2014 – 2015г
| сентябрь | май | ||
игра | анализ | игра | анализ | |
3 класс | 50 | 75 | 80 | 90 |
4 класс | 48 | 43 | 53 | 67 |
5 класс | 67 | 78 | 100 | 100 |
6 класс | 42 | 57 | 100 | 67 |
7 класс | 50 | 67 | 100 | 100 |
На отделении казахских народных инструментов исполнение произведения было лучше, чем анализ. После того, как учащимся объяснили алгоритм анализа произведения, представили конкретные вопросы, на какие необходимо ответить в анализе, сразу наметилось улучшение.
В процессе разучивания произведения учитель может проанализировать, какие существуют пробелы в знаниях у ученика, наметить пути устранения недостатков. В приложении №1 представлен список вопросов, на которые ученик отвечает во время анализа произведения. Этот список может варьироваться преподавателем, быть представлен в разной форме (таблица). Ученик выбирает форму представления произведения (реферат, рисунок, исследовательская работа).
Необходимо, чтобы такой вид познавательной деятельности, как самостоятельно выученное произведение имел подкрепление в форме положительных эмоциональных переживаний, сначала от достигнутых успехов, а в дальнейшем и от самого познавательного процесса. Поэтому произведения должны быть легче, чем обычно играет ученик, чтобы оно было ему по силам. Успешное выполнение этой работы, да еще снискавшее похвалу учителя и одобрение товарищей, вызывает положительные интеллектуальные чувства. Повторяющиеся переживания удовлетворения становится устойчивой потребностью в знании, имеющий характер самодвижения и саморазвития. Эта потребность и выступает специфической силой самообразования.
Еще один вид деятельности по развитию самооценки учащихся – это самооценка личностного роста и достижений развития учащихся (приложение №2). Карта заполняется в конце каждого полугодия, хранится в портфолио ученика. Заполняя эту карту, ученик, а не учитель анализирует, каких знаний у него не хватает, где необходимо подтянуться, в какой области обратить внимание на подготовку (теоретическую или практическую).
Следующий вид - оценка за урок. Проставляется две оценки – учителя и ученика. Обычно учащиеся адекватно оценивают себя, могут занизить оценку. Для развития самоконтроля домашние задания записываются под диктовку ученика. Для роста положительной самооценки ведется дневник достижений (приложение №3)
Очень много информации для ученика и преподавателя дает заполнение карты «Самооценка уровня функциональной грамотности». На основе этой карты учитель может строить не только учебную, но и воспитательную работу, направлять самообразовательную деятельность ученика (приложение №4).
Выявление преобладающих мотивов самообразовательной деятельности.
Мотивы – это то, что является внутренней причиной той или иной деятельности, поведения или поступка, что непосредственно вызывает их и «оправдывает». Мотив – это побудительная причина действия, повод к действию, движущая сила учения. Стремление к самообразованию складывается у учащихся на основе различных мотивов. Самообразовательная деятельность может иметь различную мотивацию как социально, так и личностно ориентированную. И задачей педагога является ее поддержание, развитие и направление на конкретную цель. Одним из характерных признаков самообразования является проявление значительных волевых усилий со стороны личности для достижения желаемого результата. Самообразовательная деятельность должна также определяться социально значимыми мотивами, связанными с определением своего места в жизни, с осознанием значения знаний, общественной потребности в широком образовании, стремлением личности к самоусовершенствованию. В качестве стимулов для появления мотивов учения, как правило, выступают внешние действия или причины. Т.А.Ильина выделяет следующие группы мотивов учения: 1) мотивы непосредственно побуждающие (любовь к учителю, интересное ведение учителем уроков, новые наглядные пособия и др.). 2) мотивы перспективно побуждающие (желание заниматься каким-либо предметом, интерес к определенной деятельности, желание заслужить одобрение коллектива). Могут быть и отрицательные мотивы, такие, как: страх перед учителем, нежелание иметь плохие оценки. 3) Мотивы интеллектуального побуждения (стремление найти ответ на волнующий вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от процесса мыслительной деятельности и др.). 4) мотивы социальные (сознание долга ответственности).
Иногда бывает достаточно одного сильного мотива, который оказывает решающее воздействие и пробуждает познавательную активность ученика. Г.И.Щукина выделяет группы мотивов, активизирующие познавательную деятельность учащихся: социальные мотивы; познавательные мотивы; моральные мотивы (долг, ответственность, честь); мотивы общения; мотивы самовоспитания (учение развивает мысль, волю); мотивы престижного характера. И.П.Подласый выделяет социальные и познавательные мотивы, а по видам делит на: 1) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус. 2) узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд). 3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе). 4) широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность является ведущей сферой его деятельности. 5) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов. 6) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
В школе проводилось анкетирование учащихся на выявление преобладающих мотивов (приложение № 5). Были получены следующие результаты. Преобладающими мотивами самообразовательной деятельности являются коммуникативные и организационные. Самые низкие результаты получил мотивационный компонент. Таким образом, зная ведущий компонент в мотивации для занятия самообразованием, преподаватель может направлять работу ученика.
Развитие мотивов самообразования обусловлено как внешними стимулами, так и индивидуальными особенностями личности, возраста учащихся. Стимулы, вносимые учителем в образовательный процесс, успешно корректируют самообразование: изменяют при необходимости мотивацию самообразования, его содержание и широту, повышает познавательную активность, способствует выбору источников познания. Стимулы, применяемые учителем, могут выходить за рамки самого учебного процесса. Таковыми являются подчеркивание важности самообразования в наши дни, его необходимости для человека, фиксация внимания на примере успехов людей, занимающихся самообразованием. Некоторые из стимулов заложены в содержании материалов урока: привлечение новейших достижений науки, обзор литературы по теме, показ практической значимости материала. Некоторые методы и формы организации ученой деятельности учеников также могут содержать в себе стимулы к самообразованию. К ним относятся решение проблем, требующих широкой ориентировки в предмете, задавание вопросов на уроке, выполнение самостоятельных работ, сравнение материалов темы по нескольким источникам, дополнение учащимися материала на уроке сведениями из прочитанной литературы. Следует стремиться к тому, чтобы влияние учителя гармонировало со сложившейся у ученика структурой мотивов самообразования.
Выводы.
Самообразование – добровольный вид работы, в нем особенно ясно просматривается мотивационная сфера.
Необходимо развивать организационные умения в самообразовании: наметить цель, определить пути ее реализации, спланировать процесс работы, проконтролировать результат, наметить ход дальнейшей самообразовательной деятельности.
Приучая учащегося с первых уроков к самооценке и самоконтролю, преподаватель стимулирует ученика к постоянному саморазвитию и самообразованию.
Список литературы
Анапкин Я.А. «Организация оценочной деятельности студентов как условие формирования их познавательной мотивации»
Барышева Т.В. «Самообразовательная деятельность учащихся как одно из условий формирования мотивации к учебной деятельности и фактор повышения качества образования»
Закон «Об образовании» РК
«Концепция воспитания в системе непрерывного образования»
Литовкина С.В. «Формирование контрольно-оценочных умений у студентов»
Пидкастый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении»
Проект «Государственной программы развития образования РК на 2011 – 2020гг»
Резниченко М.А. «Влияние формирования способов учебной работы на самооценку старших школьников»
Семина В.В. «Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной иноязычной компетенции студентов языкового вуза»
Сахариева С.Г. «Методологические основы педагогического исследования».
Приложение №1
Примерные вопросы к анализу самостоятельно выученного музыкального произведения:
Композитор
Характер музыки
Тональность
Музыкальная форма
Исполнительские штрихи, для чего они нужны
Динамические оттенки, их смысл
Отметить в нотах музыкальные фразы
Что такое «грамотный разбор нотного текста»
Для чего нужна правильная аппликатура
Определить кульминацию в произведении
Итальянские термины, встречающиеся в пьесе, что они обозначают
Какие трудности (технического и музыкального порядка) встречаются и как над ними работать.
Какие случаи из твоей жизни напоминает это произведение
Если возможно, нарисуй рисунок или подбери картину, отражающую характер пьесы
Приложение №2
Индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка. (по 10-бальной системе)
Фамилия, имя ученика____________________________________________
Возраст ________________________________________________________
ФИО педагога ___________________________________________________
Дата начала наблюдения __________________________________________
| 1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
а) терпение б) воля в)самоконтроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) самооценка б) интерес к занятиям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) конфликтность б) тип сотрудничества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальная карточка учета результатов обучения учащихся
Фамилия, имя ученика____________________________________________
Возраст ________________________________________________________
ФИО педагога ___________________________________________________
Дата начала наблюдения __________________________________________
| 1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
Теоретическая подготовка ученика. Владение специальной терминологией |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практические умения, навыки, предусмотренные программой: А) гаммы, упражнения Б) этюды В) чтение с листа, транспонирование Г) подбор, вариации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность (самостоятельная пьеса) 2. умение слушать и слышать педагога 3. умение выступать перед аудиторией (концертная выдержка) 4. умение организовать свое рабочее место |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Достижения ученика:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №3
Дневник достижений ученика ________________. 201 – 201 г
| Начало года | Конец года |
Что мне больше всего нравится в себе |
|
|
Я хотел бы в себе изменить |
|
|
Лучше всего я умею |
|
|
Я не очень хорошо умею |
|
|
Я хочу научиться |
|
|
Приложение №4
Самооценка уровня функциональной грамотности.
Оцени свои умения: 0 – не владею, 1 – владею слабо, 2 – владею, 3 – владею хорошо, 4 – владею в совершенстве.
№ | Функциональные умения | Баллы | |
ЧЕЛОВЕК. | |||
1 | Я умею убеждать людей |
| |
2 | Я умею поддерживать беседу |
| |
3 | Я умею организовывать людей (своих ровесников или ребят помладше) |
| |
4 | Я могу владеть собой в любых ситуациях, регулировать свое поведение |
| |
5 | Я умею отвечать на вопросы |
| |
6 | Я соблюдаю правила поведения, принятые в обществе |
| |
7 | Я умею занимать маленьких детей |
| |
8 | Я умею ухаживать за людьми (больными, старыми) |
| |
9 | Я умею оказывать первую медицинскую помощь себе и другим при переломе, порезе, остановке дыхания, обмороке и т.п. |
| |
10 | Я умею формулировать вопросы |
| |
ПРИРОДА | |||
1 | Я умею ухаживать за домашними животными |
| |
2 | Я умею ориентироваться в лесу |
| |
3 | Я умею ухаживать за садом и огородом |
| |
4 | Я умею собирать грибы и лесные ягоды |
| |
5 | Я умею ловить рыбу |
| |
6 | Я умею воспитывать домашних животных (кошку, собаку) |
| |
7 | Я знаю и при необходимости могу использовать правила обращения с дикими животными, встречающимися в лесах моего проживания (волк, заяц, лось, змея и т.д.) |
| |
8 | Я могу объяснить явления природы (смену дня и ночи, осадки, грозу и т.д.) с научной точки зрения |
| |
9 | Я знаю и соблюдаю правила экологического поведения |
| |
10 | Я знаю и учитываю в жизни народные приметы, связанные с прогнозом погоды |
| |
ОБЩЕСТВО | |||
1 | Я умею решать прикладные математические задачи, связанные: - с расчетом стоимости товара и его оплатой; - с расчетом доходов банковских вкладов; - с расчетом семейного бюджета; - с расчетом материалов (например на уроке) |
| |
2 | Я могу вести диалог на деловую тему |
| |
3 | Я умею выбирать и дарить подарки |
| |
4 | Я умею принимать гостей: - моих друзей у себя дома; - гостей моих родителей у себя дома; - официальных гостей в нашей школе |
| |
5 | Я умею сервировать стол |
| |
6 | Я знаю, понимаю и соблюдаю правила законопослушного поведения |
| |
7 | Я понимаю законы микроэкономики, ориентируюсь в мире потребительских ценностей |
| |
8 | Я ориентируюсь в политическом устройстве страны, региональных и муниципальных органах управления |
| |
9 | Я знаю и умею соблюдать нормы и правила нравственного поведения |
| |
10 | Я соблюдаю правила поведения в транспорте, магазине и других общественных местах |
| |
КУЛЬТУРА | |||
1 | Я умею рисовать |
| |
2 | Я умею танцевать |
| |
3 | Я умею играть на музыкальном инструменте |
| |
4 | Я умею играть в спортивные игры |
| |
5 | Я умею пользоваться библиотекой (открытым доступом, каталогом) |
| |
6 | Я умею правильно вести себя в театре |
| |
7 | Я знаю и соблюдаю правила поведения на экскурсии |
| |
8 | Я ориентируюсь в ценностях мировой и отечественной культуры |
| |
9 | Я могу оценить произведение искусства с эстетической точки зрения (то есть отличить произведение искусства от произведения псевдоискусства) |
| |
10 | Я умею различать разные жанры (в литературе, живописи, музыке) |
| |
ГОРОД | |||
1 | Я не создаю аварийных ситуаций на улице |
| |
2 | Я умею пользоваться общественным городским транспортом |
| |
3 | Я могу провести экскурсию по своему району |
| |
4 | Я могу по карте города найти нужную улицу |
| |
5 | Я знаю, где находятся крупные музеи и театры в моем городе, и могу до них доехать от моего дома самостоятельно |
| |
6 | Я ориентируюсь в исторических памятниках моего города |
| |
7 | Я умею читать информацию по дорожным знакам |
| |
8 | Я ориентируюсь в крупных магазинах моего города |
| |
9 | Я могу отвечать на вопрос гостей города «Как пройти?» или «Как проехать?» |
| |
10 | Я знаю и соблюдаю правила безопасного поведения (в темное время суток, на воде, при встрече с собакой и т.д.) |
| |
ОРГАНИЗАЦИЯ | |||
1 | Я знаю, где находится администрация моего района |
| |
2 | Я знаю, где находится жилищное управление, паспортный стол, отделение милиции, поликлиника моего района |
| |
3 | Я знаю и при необходимости могу воспользоваться телефонами экстренной помощи (милиции, пожарной, скорой помощи) |
| |
4 | Я умею составлять простые деловые документы: - написать заявление; - заполнить анкету; - заполнить бланк на оплату услуг в сберкассе; - снять показания с электросчетчика |
| |
5 | Я готов к диалогу в незнакомой официальной ситуации |
| |
6 | Я могу обратиться в любое бюро по оказанию услуг и четко сформулировать причину обращения (например, вызов водопроводчика, ремонт замка входной двери, мелкий ремонт и т.п.) |
| |
7 | Я умею писать письма (деловые, личные) |
| |
8 | Я знаю и при необходимости умею обращаться в административные структуры для защиты своих прав (например, прав покупателя) |
| |
9 | Я могу извлечь нужную для меня информацию из рекламных объявлений |
| |
10 | Я знаю и соблюдаю правила поведения с незнакомыми людьми |
| |
ШКОЛА | |||
1 | Я умею планировать свою учебную и самообразовательную деятельность |
| |
2 | Я могу давать самооценку учебной и самообразовательной деятельности |
| |
3 | Я владею основными видами учебного чтения: - быстро читаю незнакомый текст; - анализирую текст с целью получения необходимой информации; - выразительно читаю художественные тексты |
| |
4 | Я умею быстро читать (15 и более слов в минуту) и понимать текст |
| |
5 | Я умею самостоятельно изучать несложные учебные темы |
| |
6 | Я умею передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации |
| |
7 | Я могу самостоятельно подготовиться к зачету или экзамену |
| |
8 | Я умею писать реферат |
| |
9 | Я могу самостоятельно составить текст доклада в виде: развернутого плана; тезисов; полного текста и выступить с ним перед одноклассниками |
| |
10 | Я умею работать с источником информации (книги, радио, телевидение, реклама, газеты, журналы, Интернет и т.д.) |
| |
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ | |||
1 | Я умею работать на компьютере на уровне пользователя |
| |
2 | Я умею обращаться с современными бытовыми электроприборами |
| |
3 | Я использую инструкцию при изучении работы нового электроприбора |
| |
4 | Я умею водить машину |
| |
5 | Я умею шить, вязать |
| |
6 | Я умею фотографировать |
| |
7 | Я умею разговаривать по телефону, соблюдая правила приличия |
| |
8 | Я могу при необходимости пользоваться современными средствами связи (факс, сотовый телефон, электронная почта) |
| |
9 | Я умею управлять лодкой |
| |
10 | Я могу установить причину неполадки бытового электроприбора и знаю, в какую организацию необходимо обратиться для ее устранения |
| |
Я САМ | |||
1 | Я умею регулировать свое физическое состояние с помощью специальных физических упражнений |
| |
2 | Я знаю и соблюдаю санитарно-гигиенические нормы и правила |
| |
3 | Я знаю и соблюдаю нормы здорового образа жизни |
| |
4 | Я ориентируюсь в мире профессий, системе профессионального образования, своих профессиональных возможностях |
| |
5 | Я умею стирать, гладить, чинить одежду |
| |
6 | Я умею мыть посуду |
| |
7 | Я умею готовить еду (не менее 3 блюд) |
| |
8 | Я умею убирать свое жилище |
| |
9 | Я умею утеплять свое жилище на зиму |
| |
10 | Я умею создавать интерьер своего жилища (комнаты, квартиры) |
|
Приложение №5
Почему я занимаюсь самообразованием. (по 9-бальной системе)
необходимо постоянно учиться.
мне интересно постоянно учиться.
я ответственный(ая)
я любознательный(ая)
хочу, чтобы меня похвалили за самостоятельную работу.
хочу узнать все о себе.
место самостоятельной работы среди 9-и видов деятельности.
я уверен(а) в своих силах. __________________________________________________________
отношение к процессу самообразования.
критичность.
самостоятельность.
целеустремленность.
воля.
трудоспособность.
умение доводить начатое до конца.
смелость.
самокритичность.
_________________________________________________
умею ставить и разрешать задачи.
быстро думаю.
наблюдательный(ая).
умею анализировать свою работу.
умею обобщать, строить таблицы.
люблю творческие задания.
хорошая память.
получаю удовольствие от самостоятельной работы.
умею читать в разном темпе.
умею слушать.
умею выделять главное.
умею доказывать.
умею классифицировать.
вижу проблемы.
умею применять знания на практике.
могу отказаться от устоявшихся идей
я независим(а)
_____________________________________________________________
умею планировать свою работу.
умею планировать свое время.
могу перестроить свою работу.
могу работать в библиотеке.
умею пользоваться компьютером.
_____________________________________________________________
самооценка самостоятельной работы.
умею делать выводы.
организованный(ая)
самоконтроль.
трудолюбие
умею использовать опыт работы друзей, одноклассников.
умею сотрудничать.
умею организовать работу других.
умею отстаивать свою точку зрения.
избегаю конфликты в совместной работе.
Обработка результатов теста.
По каждому из 6 факторов подсчитать общее количество баллов.
Компонент | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Мотивационный | 35 | 36 – 54 | 55 и более |
Нравственно-волевой | 35 | 36 – 54 | 55 и более |
Гностический | 67 | 68 – 108 | 109 и более |
Организационный | 19 | 20 – 30 | 31 и более |
Способность к самоуправлению | 19 | 20 – 30 | 31 и более |
Коммуникативный | 19 | 20 – 30 | 31 и более |
Модель самообразовательной деятельности учащихся.
Ученик Учитель