МБОУ «Шеморданский лицей «Рост» Сабинского муниципального района Республики Татарстан
Творческий проект
Изготовление радиоуправляемой самолета «Звёздный странник»
Выполнил: Алимов Ильшат Нагимович
Руководитель: Осипов Павел Валерьевич
Шемордан
2023
Содержание
Стр.
Обоснование выбора……………...……………………………..............3
Исследовательская часть…..…………………………………..………....4
2.1 Поиск альтернативных вариантов…………………………......………4
2.2 Обоснование выбора модели………………………………….....……. 4
-
Конструкторская часть…………………………………………………. 5
-
Общий вид модели и устройство…………………………………...6
-
Чертеж корпуса и надстройки…………………………………… 7
-
Выкройки шпангоутов и корпуса рубки………………...................8
-
Технологическая часть……………………………………………………..9
-
Описание технологии изготовления………..................…………..10
-
Экономический расчет…………………………………………………. 11
-
Рекламный проспект…………………………………………....……….12
-
Маркетинговые исследования……..………………………………….13
-
Экологическое обоснование……………………………………………13
-
Заключение.Анализ результатов………………………………………13
7.Литература………………………………………………………………….…15
8. Приложение. Фотоматериалы…………………………………………..16
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА
Я увлекаюсь моделированием. Занимаюсь в объединении дополнительного образования «Авиамоделирование». В связи с расширением возможностей БПЛА в различных целях я решил построить радиоуправляемый самолёт.
Цель проекта: Разработать и построить действующую модель радиоуправляемого самолета.
Задачи:
-
используя различные источники информации, выбрать подходящую модель радиоуправляемого самолета;
-
изучить конструкцию радиоуправляемого самолета, разработать чертежи;
-
подобрать материалы, подготовить необходимые инструменты и оборудование;
-
разработать технологический процесс изготовления радиоуправляемого самолета;
-
изготовить действующую модель радиоуправляемого самолета, провести его испытания;
Актуальность проекта: Создание модели, приспособленной к несению полезной нагрузки. Приобщение людей к ручному труду и настрой их интересов к разделам авиамоделирования.
Научная новизна: применение радиоаппаратуры в постройке модели самолета.
Требования, предъявляемые к изделию:
-
Модель должна быть радиоуправляемой, предназначена для движения свободных полетов.
-
Технология изготовления не должна содержать сложные виды работ.
-
Доступность конструкционных материалов и радиодеталей.
-
Для изготовления использовать не токсичные экологически-чистые материалы.
-
Прочность конструкции, практичность.
-
Эстетичный внешний вид.
Поиск альтернативных вариантов
Проанализируем возможные варианты конструкций моделей:
Рис. 1. Схема Летающее крыло
Рис. 2. Схема Утка
Рис.3. Классическая схема.
КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ
САМОДЕЛЬНАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА
Процесс создания предлагаемой вашему вниманию самодельной модели самолёта достаточно необычен.
Данный самолёт разрабатывался мною в качестве Парк – Флаера, то есть в качестве самолёта, способного летать в ограниченном пространстве. Также очень много внимания я уделил внешнему виду модели. Я спроектировал самолёт так, чтобы исключить расположение электроники на внешней стороне модели. Это и эстетично, и удобно в плане переноски. По этим причинам в его конструкции имеются некоторые технические особенности.
Говоря об особенностях, прежде всего стоит отметить необычное строение крыла. Крыло имеет вогнуто – выпуклый профиль, а также не содержит в своей конструкции нижней панели. Это сделано для уменьшения веса модели, поскольку она рассчитывалась в качестве самолёта, способного летать в ограниченном пространстве. Также уменьшению веса способствовало то, что я сделал модель трёхканальной. Я подвёл управление только на стабилизатор и киль.
Возвращаясь к крылу, стоит рассмотреть его крепление к фюзеляжу. Крепление я реализовал таким образом, чтобы исключить боковое смещение и проворачивание крыла, а также люфты. Боковыми ограничителями выступили отдельные нервюры на крыле. Практичность данного решения в том, что нервюры одновременно не дают сместиться крылу, а также поддерживают форму крыла. Элементами, ограничивающими проворот крыла вдоль оси, стали лонжероны, выполненные из бальзы и липы. При стыковке крыла с фюзеляжем, они садятся в специальные пазы, вырезанные в фюзеляже.
При проектировании модели большое внимание было уделено системе управления хвостом модели, поскольку всё управление было сосредоточено на нём. Управление стабилизатором и килем было сделано при помощи сервомашинок. Сервомашинки я расположил внутри модели, тяги на рули провёл сквозь хвостовую балку фюзеляжа.
В целом, процесс создания не занял довольно много времени. Основными частями самолёта являются фюзеляж, хвостовое управление и крыло. Они были сделаны пенополистирола. Моторама, различные усиления и лонжероны крыльев были сделаны из бальзы и липы, а также из фанеры.
Пришёл час испытаний. На ровном снегу без холмиков и мелких колдобин глиссер легко выходит на режим 45 км/ч, а в безветренную погоду разгоняется до 56 км/ч на максимуме. Оказалось, что простенькая модель в состоянии стать отличным тренажером и для опытного судомоделиста ! Единственное, что на большой скорости его практически невозможно повернуть. Это связано с тем, что на большой скорости глиссер как бы «обволакивает» ветром и отклонения руля направления просто недостаточно, чтобы преодолеть сопротивление ветра. Поэтому, чтобы развернуться , необходимо замедлиться как минимум до 20 км/ч. Угол отклонения руля составляет 25 градусов. Этого вполне достаточно, так как большее отклонение не принесёт пользы, а только усилит тормозящий эффект.
Теперь по мотору. Для продольной устойчивости можно склонить ось винта на радиоуправляемой модели вниз на 2°. А для компенсации момента от вращения винта направить ось не точно вперед, а сместить ее вправо на 2°. Точно подобрать эту величину лучше во время тренировочных заездов при нейтральном руле поворота.
Воздушный винт был выбран по характеристике мотора. Мотор на 3000 об/вольт номиналом 1808. Винт имеет размеры 5045 дюйма(5 это диаметр,4,5 шаг).
В заключение — несколько слов о моих ближайших планах. Первой стадией будет попытка реализовать сброс с аэроглиссера корма для рыбы и сброс поплавка на пруду во время ловли рыбы . Но это получится осуществить только летом во время рыбалки. А пока нужно сконструировать данную схему и собрать её.
Второй стадией экспериментов станет размещение впереди корпуса перевернутого самолетного предкрылка. Смысл нововведения будет ясен, если вспомнить: подобная профилированная пластина в условиях самолета дает большую подъёмную силу. А у нас она, наоборот, будет прижимать корпус к воде. Кроме того, воздушный поток разгоняется в щели между предкрылком и днищем корпуса, создавая эффект наддува.
Резкого нарастания подъемной силы на носу при его подбросе можно не бояться, так как увеличение «угла атаки» на подобной схеме приведет лишь к срыву обтекания.
Вот, собственно, те чертежи, на которые я опирался.
Рис.1 Конструкция модели (на плановой проекции крыло 4 и верхняя обшивка 33 условно не показаны)» 1 —двигатель МК-17 «Юниор», 2 —болты МЗ и лайки крепления моторамы, 3 —топливный бак емкостью 60 мл (белая жесть s0,3); 4 — крыло; 5 — рулевая машинка привода элеронов, 6 — тяга привода элеронов (дюралюминиевая спица 01,5); 7 — винт М5 крепления крыла, 8,9,11,17,30 — рамочные шпангоуты; 10,14 — стрингеры (пенопласт, рейка 5×5), 12 — киль (пенопласт, пластина s5); 13 — горизонтальное оперение; 15 — обшивка боковой поверхности фюзеляжа (пенопласт, пластина s3), 16 — тяга привода руля высоты (дюралюминиевая спица 2 мм); 18 — опора рулевой машинки (пенопласт); 19 — рулевая машинка привода руля высоты; 20 — рессора основного шасси (сталь, проволока ОВС 2,5); 21 — усиление носовой части (сосна, пластина s3); 22,27 —саидвичевые шпангоуты (выклеены из 1-мм фанеры и пенопластовой пластины s3), 23 — передняя стойка шасси (сталь, проволока ОВС 2,5), 24 — моторама (дюралюминий, тавр с полками s3), 25 —силовой шпангоут (выклейка из 5 слоев 1-мм фанеры); 26 — ложемент крыла (фанера s1), 28 — основание рулевой машинки (фанера s5); 29— винты-саморезы крепления рулевой машинки); 31,32— элементы рамки шпангоута (сосна, рейка 4×5); 33 — обшивка верхней поверхности фюзеляжа (пенопласт s3); 34,35 — прижимы рессоры
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Описание технологии изготовления
Корпус- наборный пенопластовый. Собирают его на полимерном клее. Монтаж — вверх килем на ровной доске-стапеле с закрепленным чертежом, имеющим разметку осевой линии и мест расположения шпангоутов с 1-го по 6-й.
Все составляющие детали каркаса предварительно размечают в соответствии с рисунками, вырезают и обрабатывают. Первый шаг — склейка узла, состоящего из 6-го шпангоута, косынки килевой балки и передней части палубы. Готовое соединение крепят булавками или маленькими гвоздиками на стапеле и к нему же приклеивают продольные стрингеры.
Затем устанавливают остальные шпангоуты (с 5-го по 1-й) и кормовую часть палубы. Палубные стрингеры пригибают к шпангоутам и заклеивают, фиксируя их с помощью булавок или гвоздиков. Основную и дополнительную килевые балки сгибают по обводу и склеивают.
Готовую деталь закрепляют в шпангоутах. Далее устанавливают скуловые стрингеры и кормовые усиления борта. Излишки стрингеров и килевой балки обрезают острым ножом и в корме монтируют транец. Затем каркас снимают со стапеля; стрингеры и килевой балки обрабатывают шкуркой (средней зернистости) до совпадения с контурами шпангоутов.
Размечают (по месту) и вырезают из пенопласта толщиной 3 мм детали днища корпуса, которые приклеивают к каркасу, закрепив его вновь на доске стапеля.
После этого корпус снимают со стапеля и аналогичным образом размечают заготовки бортов и палубы. В последней вырезают окно для доступа к деталям и узлам во внутренней части корпуса. Борта монтируют на каркасе. Устанавливают бобышки крепления руля и моторамы.
Носовую часть вырезают из пенопласта с небольшим припуском и приклеивают к 1-му шпангоуту. После этого устанавливают палубу. Нос модели обрабатывают до точных обводов. Далее шпаклюют все стыки деталей и неровности поверхности. После высыхания поверхность шлифуют мелкой шкуркой.
Перо руля вырезают из 3мм пенопласта. Место крепления подвижной части руля к неподвижной, усиливают полосой бальзы толщиной 3мм. В отверстие бобышки заделывают неподвижную часть руля. Далее монтируют: пол радиоблока , внутреннюю и заднюю стенки радиоблока. Деталью является флаг из скотча( 3-х цветов).
В качестве основы силовой установки лучше всего подойдет электромотор номиналом 1804 по 1808 на 3000-3500 об/вольт. Аккумулятор 2-х баночный литий – полимерный на 650 – 1000 mAh. Сервомашинка для управления аэрорулем имеет вес 3,7 грамма и силу в 900 грамм. Аппаратура радиоуправления служит для поворота руля и регулирования оборотов мотора. Цвета, в которые я окрасил глиссер: днище - жёлтый цвет, бока- красный, задняя часть- оранжевый, палуба(при виде сверху)- жёлтый с оранжевым. Для более приятного и привлекательного вида, а также чтобы разнообразить окраску модели и сделать её более оригинальной , было решено приклеить полосы чёрного скотча.
При балансировке модели, я подбирал положение аккумулятора как самого тяжелого элемента. Для защиты элементов аппаратуры управления от влаги использовался герметик, которым были промазаны все электрические соединения.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ
Расчёт себестоимости радиоуправляемой яхты:
| С = Мз + Эз + Ао + З + Н, где | | | |
| С – себестоимость, | | | | |
| Мз – материальные затраты, | | | |
| Эз – энергетические затраты, | | | |
| Ао – амортизационные отчисления, | | | |
| З – заработная плата, | | | | |
| Н – налоговые сборы. | | | Таблица 1 |
| | | Определение материальных затрат | |
№ | Материал | | Ед. изм. | Цена | Кол-во | Стоимость |
п/п | | | | (руб.) | | (руб.) |
1 | Цветной скотч | | п.м. | 150 | 3,3 | 6 |
2 | Краска | | кг | 250 | 0,3 | 75 |
3 | Пеноплекс | | шт. | 50 | 1 | 1,5 |
5 | Пластмассовые листы 4мм;3мм | | М2 | 0.25 | 0,9 | 0.62 |
6 | Фанера 3мм | | М2 | 1120 | 0,01 | 11,2 |
7 | Клей ТИТАН | | Кг. | 150 | 0,2 | 30 |
8 | Листы бальзы 3мм | | М2 | 350 | 0,01 | 3,5 |
9 | Детали | | Компл. | 3959 | 1 | 3959 |
| радиоуправления | | | | | |
| | | Итого: | | | 4000 |
Материальные затраты (Мз), с учетом приобретения всех материалов, составляют
4000 руб.
2. Энергетические затраты (Эз): 1кВт/ч– 3,28руб.
Освещение– 20 светодиодных ламп по 40Вт= 0, 8кВт
Время работы – 16 часов. 3,28 х 16 х 0,80 : 10 = 4,1 руб.-за освещение.
Работа шуруповёртом - 0,25часов,N= 0,4кВт. 0,25х0,4х3.28 =0,33руб. Работа паяльником -1ч.N = 0,6кВт.1х0,6х3,28=2руб.
Итого ( Эз ): 6,43руб.
3. Амортизационные отчисления (Ао) составляют1процент от цены изделия– 40 руб.
4. Повременная оплата труда (З)
Отчисления на зарплату производятся из расчета, что минимальная оплата работы в месяц составляет 16242 руб. 4848:6:24 = 112,6 руб. Время работы – 16
час. 112,6 х 16 =1801,6 руб.
5. Налоговые сборы
Налоговые отчисления взымаются от заработной платы и от цены изделия в размере
13% – 754,13 руб.
-
Себестоимость изделия
-
= Мз + Эз + Ао + З+Н = 4000+6,43+40+1801,6 +754,13= 6602,16 руб.
Себестоимость изделия равна 6602,16 руб.
7. Цена изделия, прибыль Цена изделия с учетом покупательских возможностей в нашем регионе: 8300руб.
Прибыль:П=Ц-С= 8300–6602,16 = 1697,84руб.
Рекламный проспект
Изготовление и реализация радиоуправляемых моделей
Предоставляем техническую документацию
Контакты: alimovilsat25@mail.ru
Фирма «Авиамоделист»
Изготовление и реализация радио
управляемых моделей !
У нас вы найдёте великолепный подарок для себя и своих детей !
Ждём вас по адресу:
Республика Татарстан, Сабинский район, МБОУ
« Шеморданский лицей «Рост»
Тел.: +7 927 480-87-28
Маркетинговые исследования
Учитывая, что аналогичные изделия в продаже имеются в ассортименте, стоимость которых от 5000 рублей и дороже (в зависимости от применяемых материалов и комплектующих радиоаппаратуры) приходим к выводу, что:
а) изготовление радиоуправляемой модели самостоятельно более выгодно;
б) производство модели экономически обосновано;
в) возможна реализация проекта и технологической документации.
В результате проведенной рекламной кампании и социологического опроса я выяснил, что многие мои знакомые хотели бы приобрести такую модель для себя или в качестве подарка для своих друзей.
Учитывая покупательский спрос в нашем регионе, я считаю возможным выставить цену на радиоуправляемую модель самолета не менее 6600 рублей.
Экологическая оценка проекта
Материалы, способы и технология изготовления изделия, при соблюдении санитарно-гигиенических требований, практически не оказывают влияния на окружающую среду. Отходы древесины (опилки, стружку) можно утилизировать или использовать в качестве утеплителя в строительстве или как удобрение на садовых участках. Пенопласт подлежит вторичной переработке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ результатов работы
При работе над проектом «Модель радиоуправляемого аэроглиссера» решены следующие задачи:
часов);
– модель самоходной радиоуправляемой яхты прошла испытания на воде и показала хорошие результаты;
Поэтому считаю, что цель моего проекта достигнута.
Положительные стороны проекта:
в ходе выполнения проекта я закрепил и расширил свои знания по технологии и смежным школьным дисциплинам;
усовершенствовал свои практические умения;
построил действующую радиоуправляемую модель аэроглиссера;
занял призовое место на школьном конкурсе по техническому творчеству.
В будущем планирую построить новую действующую модель с применением современных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
-
Тарадеев Б.В. Модели-копии самолетов. М.: Патриот, 1991.- 242 с.
-
Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров. М.: ДОСААФ СССР, 1972.
-
Вилле Р. Постройка летающих моделей-копий. М.: ДОСААФ СССР, 1986. .
-
Потапов В.И., Хухра Ю.С. Пилотажные радиоуправляемые модели самолетов. М.: ДОСААФ СССР, 1965.
-
Журнал «Библиотека авиамоделиста»
-
Журнал «Моделист-конструктор»