СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование."Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Самообразование."Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка- детский сад «Марьино»








План по самообразованию

воспитателя второй младшей группы


Панфиловой Елены Викторовны


Тема:

«Детское экспериментирование —

путь к познанию окружающего мира»













п.Марьино 2023-2024г.г






ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира


Цель

Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности


Задачи

  • изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

  • развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;

  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.


Предполагаемый результат

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

  • освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;

  • совершенствование учебно-методического сопровождения;

  • внедрение современных технологий в образовательный процесс;

  • разработка и внедрение дидактических материалов;

  • разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.

Форма отчета по проделанной работе


  • организация открытых мероприятий для педагогов ДОУ;

  • организация мастер-классов на базе ДОУ.

Тема: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира»


Актуальность темы:

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе - игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.

Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.

Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира»



Цель:

  • создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

  • развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;

  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.


Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.


Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.


Форма самообразования: индивидуальная


Возрастная группа: вторая младшая группа


Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 года

Срок реализации: 1 год (2023-2024учебный год)


Предполагаемый результат:

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

  • освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;

  • совершенствование учебно-методического сопровождения;

  • внедрение современных технологий в образовательный процесс;

  • разработка и внедрение дидактических материалов;

  • разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.


Этапы создания системы работы:


Подготовительный этап.

  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

  • Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.


Аналитико-диагностический.

  • Проведение диагностирования по проблеме (дети, родители)


Основной этап.

  • Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

  • Создать картотеку опытов и экспериментов.

  • Оформить и провести консультации для родителей по данной теме.

  • Оформить папки-передвижки в родительский уголок.

  • Условия реализации.


Обобщающий (итоговый) этап.

  • Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.



Перспективный план занятий на год по следующим разделам:

  • Свойства воды;

  • Удивительный песок

  • Воздух и его свойства;

  • Твердое тело: камень;

  • Свойства бумаги.

Перспективный план:


Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические выходы


Работа с детьми



2023- 2024г.


Разработать перспективное планирование по теме «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира»

Цикл занятий, игр

Картотека игр, опытов


Работа с родителями





Сентябрь




Октябрь






Декабрь






Февраль






Март

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования


«Горячая вода – это опасно»

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»


«Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста»

«Эксперименты на кухне»


«Опытно-экспериментальная деятельность»

«Нам интересно все, что неизвестно»


«Опыты, которые можно провести с детьми дома»

«Игры с водой и песком. Это интересно!»

Беседы с родителями




Беседа по безопасности


Консультация


Папка-передвижка



Консультация


Анкетирование родителей


Фотовыставка


Индивидуальные беседы


Консультация



Работа с педагогами







Ноябрь



Февраль



Апрель

«Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»


«Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»


«Экспериментирование в младшей группе»

Консультация




Семинар-практикум



Презентация


Перспективный план работы с детьми


Занятия

Наблюдения

Игровая деятельность

Экспериментальная деятельность

Материал


Сентябрь – адаптационный период

На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой, показать как он «оживает», когда его надевают на руку.На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет».


Октябрь.Тема: «Вода»


«Водичка-водичка»


Цель:Закрепление первоначальных представлений о воде, вода может литься, а может брызгать.



«Дождик»


Цель:Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность.

Подвижные игры:

«Птички и дождик»,

«Солнышко и дождик»


Чтение стихотворения П.Синявского «Дождик».

«Вода прозрачная»


Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества.


Лейка, пульверизатор

«Напоим кукол»


Цель:Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

«Лужи»


Цель:Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи).

Дидактическая игра


«Времена года»


«Побродим по лужам».

«Купание куклы Кати»


Цель:продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной.

Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце







Ноябрь.Тема: «Песок»


«Песочек»


Цель: Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

«Чудесные фигурки»


Цель:Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки.

Дидактическая игра


«Отпечатки»,

«Я пеку, пеку, пеку»

«Следы»


Цель:Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Емкость с песком, кувшин с водой


«Песчинки»


Цель: Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

«Сыпучий песок»


Цель:Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком.

Дидактическая игра


«Фрукты из песка».

«Песочные часы»


Показать детям, что сухой песок сыплется.

Емкость с сухим песком, лист бумаги


Декабрь.Тема:«Воздух»


«Поймаем воздух»


Цель:Дать представление о том, что воздух не виден.


«Ветер»


Цель:Способство-

вать умению детей определять теплый и холодный воздух.

Подвижные игры


«Ветер дует нам в лицо»;


«Снежинки и ветер»


Речевое упражнение «Ветерок».

«Утопим игрушки»


Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.


Пакет, емкость с водой, резиновые игрушки


«Мой веселый звонкий мяч?


Цель:Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.

«Кораблик плывет по воде»


Цель:Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Игры с вертушками, мячами, шарами;


Подвижная игра «Красный и синий мячик».




«Сделаем ветерок»


Цель: Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха.

Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с нитками, шары, вертушки


«Буря в стакане»


Цель:Дать представление о том, что воздух легче воды.












«Наблюдение за ветками деревьев»


Цель:Формировать умение определять скорость ветра.


«Игры с соломинкой»


Цель:

Формировать представление о том, что человек дышит воздухом;


Хоровод «Раздувайся пузырь»

Цель:Способствовать двигательной активности детей.

«Выдувание мыльных пузырей»


Цель:Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри.


Стаканы с водой, трубочки для коктейля


Январь.Тема: «Снег»


«Заморозим»


Цель:Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.

«Снег»


Цель:Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый).

Подвижные игры

«Дед мороз»,


«Берегись, заморожу»


«Снежинки и ветер».

«Плавает-тонет»


Цель:Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью.

Небольшие формочки с водой


«Легкий-тяжелый»


Цель:Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.


«Снегопад»


Цель:Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок.

Дидактические игры


«Собери картинку»,


«Какой» (игра с предметами).

«Твердый-мягкий»


Цель:Дать представления о том, что камни твердые.

Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона


Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед.


Февраль.Тема: «Лед»


«Тайны снега и льда»


Цель:Расширять представления детей о свойствах снега и льда.

«Тает льдинка»


Цель:Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

Подвижная игра


«Снежинки».

«Лед-вода»


Цель:Развивать наблюдательность.

Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав


«Цветные бусы»


Цель:Познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета.

«Лед»


Цель:Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой t).

Подвижная игра


«Снег кружится».

«Украшение елочки на участке»


Цель:Создать радостное настроение.

Формочки для замораживания воды


Март.Тема «Бумага»


«Бумажные листочки»


Цель:Дать представления о том, что бумага легкая.


Лото «Игрушки»


Цель:Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина).


«Порвем бумагу»


Цель:Дать представление о том, что бумага может рваться.

Лист бумаги, емкость с водой


«Лодочка, плыви»


Цель:Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.


Подвижные игры


Бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками.

«Сделаем ветерок»


Цель:Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха.

Таз с водой, бумажные лодочки


Апрель.Тема: «Температура»


«Горячо-холодно»


Цель:Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов.






«Снежная баба»


Цель:Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь (из мокрого снега можно лепить, и, наоборот, в тепле снег тает, в холоде замерзает).


Подвижные игры


«Снег кружится»,


«Мишка, мишка, что ты долго спишь?»










Вода бывает теплой, холодной, горячей»


Цель: Определить температуру воды.










2 тазика с водой теплой и холодной














«Чудесный мешочек»


Цель: Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее).

«Наблюдение за состоянием погоды»


Цель: Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года.

Дидактические игры


«Части суток»,


«Времена года».

«Опыт с металлами и деревом»


Цель: Определить температуру воды.

Мешочек с предметами из металла и дерева


Май.Тема: «Свет»


«Солнечные зайчики»


Цель: Расширять представления о свете.








«Солнечные зайчики»


Цель:Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте





Подвижная игра

«Солнышко-ведрышко»,


Упражнение

«Где солнечный зайчик?»


Чтение стихотворения А.Бродского

«Солнечные зайчики»

«Солнечный зайчик»


Цель: Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении





Зеркала, мольберт, кисти, бумага












«Что в коробке»


Цель:Формировать познавательную сферу ребенка.

«Тень»


Цель:Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Дидактические игры


«Волшебная коробочка»,


«Части суток»

«Гуляем в темноте»


Цель:Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте.

Волшебная коробочка
























Изучение методической литературы

  • «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В.Нищева 2013г.

  • «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И.Одинцова 2013г, методическое пособие.

  • Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.

  • Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2005г.

  • Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.

  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева

  • Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В.Нищева