«Напоим кукол» Цель:Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. | «Лужи» Цель:Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи). | Дидактическая игра «Времена года» «Побродим по лужам». | «Купание куклы Кати» Цель:продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной. | Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце | |
Ноябрь.Тема: «Песок» | |
«Песочек» Цель: Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. | «Чудесные фигурки» Цель:Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки. | Дидактическая игра «Отпечатки», «Я пеку, пеку, пеку» | «Следы» Цель:Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | Емкость с песком, кувшин с водой | |
«Песчинки» Цель: Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. | «Сыпучий песок» Цель:Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком. | Дидактическая игра «Фрукты из песка». | «Песочные часы» Показать детям, что сухой песок сыплется. | Емкость с сухим песком, лист бумаги | |
Декабрь.Тема:«Воздух» | |
«Поймаем воздух» Цель:Дать представление о том, что воздух не виден. | «Ветер» Цель:Способство- вать умению детей определять теплый и холодный воздух. | Подвижные игры «Ветер дует нам в лицо»; «Снежинки и ветер» Речевое упражнение «Ветерок». | «Утопим игрушки» Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды. | Пакет, емкость с водой, резиновые игрушки | |
«Мой веселый звонкий мяч? Цель:Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха. | «Кораблик плывет по воде» Цель:Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | Игры с вертушками, мячами, шарами; Подвижная игра «Красный и синий мячик». | «Сделаем ветерок» Цель: Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха. | Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с нитками, шары, вертушки | |
«Буря в стакане» Цель:Дать представление о том, что воздух легче воды. | «Наблюдение за ветками деревьев» Цель:Формировать умение определять скорость ветра. | «Игры с соломинкой» Цель: Формировать представление о том, что человек дышит воздухом; Хоровод «Раздувайся пузырь» Цель:Способствовать двигательной активности детей. | «Выдувание мыльных пузырей» Цель:Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри. | Стаканы с водой, трубочки для коктейля | |
Январь.Тема: «Снег» | |
«Заморозим» Цель:Дать представление о том, что вода может превращаться в лед. | «Снег» Цель:Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый). | Подвижные игры «Дед мороз», «Берегись, заморожу» «Снежинки и ветер». | «Плавает-тонет» Цель:Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью. | Небольшие формочки с водой | |
«Легкий-тяжелый» Цель:Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие. | «Снегопад» Цель:Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок. | Дидактические игры «Собери картинку», «Какой» (игра с предметами). | «Твердый-мягкий» Цель:Дать представления о том, что камни твердые. | Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона | |
Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед. | |
Февраль.Тема: «Лед» | |
«Тайны снега и льда» Цель:Расширять представления детей о свойствах снега и льда. | «Тает льдинка» Цель:Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле. | Подвижная игра «Снежинки». | «Лед-вода» Цель:Развивать наблюдательность. | Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав | |
«Цветные бусы» Цель:Познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета. | «Лед» Цель:Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой t). | Подвижная игра «Снег кружится». | «Украшение елочки на участке» Цель:Создать радостное настроение. | Формочки для замораживания воды | |
Март.Тема «Бумага» | |
«Бумажные листочки» Цель:Дать представления о том, что бумага легкая. | | Лото «Игрушки» Цель:Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина). | «Порвем бумагу» Цель:Дать представление о том, что бумага может рваться. | Лист бумаги, емкость с водой | |
«Лодочка, плыви» Цель:Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | | Подвижные игры Бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками. | «Сделаем ветерок» Цель:Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха. | Таз с водой, бумажные лодочки | |
Апрель.Тема: «Температура» | |
«Горячо-холодно» Цель:Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов. | «Снежная баба» Цель:Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь (из мокрого снега можно лепить, и, наоборот, в тепле снег тает, в холоде замерзает). | Подвижные игры «Снег кружится», «Мишка, мишка, что ты долго спишь?» | Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель: Определить температуру воды. | 2 тазика с водой теплой и холодной | |
«Чудесный мешочек» Цель: Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее). | «Наблюдение за состоянием погоды» Цель: Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года. | Дидактические игры «Части суток», «Времена года». | «Опыт с металлами и деревом» Цель: Определить температуру воды. | Мешочек с предметами из металла и дерева | |
Май.Тема: «Свет» | |
«Солнечные зайчики» Цель: Расширять представления о свете. | «Солнечные зайчики» Цель:Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте | Подвижная игра «Солнышко-ведрышко», Упражнение «Где солнечный зайчик?» Чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики» | «Солнечный зайчик» Цель: Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении | Зеркала, мольберт, кисти, бумага | |
«Что в коробке» Цель:Формировать познавательную сферу ребенка. | «Тень» Цель:Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. | Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Части суток» | «Гуляем в темноте» Цель:Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте. | Волшебная коробочка | |