СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование. Формирование певческих навыков посредством музыкальных игр и упражнений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самообразование. Формирование певческих навыков посредством музыкальных игр и упражнений.»

ПРЕДПРИЯТИЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

«ПРЕДПРИЯТИЕ ЭРДЭНЭТ»

ДЕТСКИЙ САД №12











ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2022 – 2023 учебный год:


ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.






Составила:

Музыкальный

руководитель

Воеводина А. В.

















2022 – 2023 уч. год


Музыка не только фактор облагораживающий и

воспитательный. Музыка – целитель здоровья.

В.М.Бехтерев


Тема: «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений».

Цель: Развитие вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста через организацию певческой деятельности на основе музыкальных игр и вокальных упражнений.

Задачи:

На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности детского певческого голоса.

Обследовать уровень развития певческих умений детей дошкольного возраста.

Формирование певческой установки.

Научить детей техникам пения легато и стаккато.

Формирование дикции.

Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Песня в жизни детей», «Особенности детского голоса».

Отчет о проделанной работе.

Ожидаемые результаты:

Сформировавшие знания детей о певческой установке, основных техниках пения.

Самореализация ребенка в вокально-хоровом пении.

Успешное исполнение произведений детьми в жизни, на празднике, конкурсе.

Формируется интерес к вокально-исполнительской деятельности.


Введение.

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач дошкольного учреждения, в котором педагоги, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии присутствуют во все образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Музыка». Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить и с пользой для здоровья.

Трудно переоценить для здоровья детей значение пения. Пение –самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни. Со времен древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых или воспроизводимых человеком. Умело подобранная музыка оказывает положительное влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической настройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Пение следует рассматривать как средство укрепления организма дошкольников, которое формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое, и психическое здоровье, и звучание его голоса – показатель этого здоровья.

Пение является профилактикой простудных заболеваний - это отличная тренировка и вентиляция легких, что очень важно для растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением, увеличивается жизненная емкость легких, что добавляет организму запас прочности. Были случаи  не только прекращения у больных детей приступов бронхиальной астмы, но и полного излечения этого заболевания.

Таким образом, пение является основным средством здоровьесберегающих технологий  музыкального воспитания.

Актуальность выбранной темы.

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:

эмоциональная отзывчивость на музыку;

ладовое чувство;

музыкально – слуховые представления;

чувство ритма;

кроме того, дети получают различные сведения о музыке.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания, улучшает детскую речь, развивает координацию голоса и слуха. В процессе пения активизируются умственные способности детей.

Наблюдая за детьми во время занятий, я сделала для себя несколько выводов:

при исполнении произведения, дети поют либо вяло, либо крикливо;

весёлые песни исполняют тяжело;

с песней, которая должна исполняться чуть подвижнее, дети не справляются, мало развита дикция;

некоторые дети не слушают сидящих рядом и поют не дружно.


В связи с чем, я определилась с приоритетами в работе по данному направлению.


Основные аспекты, на которые я буду обращать внимание в работе по формированию певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Певческие возможности дошкольников невелики. И всё же, начиная с подпевания, дети постепенно овладевают навыками петь в полный голос, правильно интонировать и качественно выражать свои чувства.

Песенный репертуар включает в себя:

-упражнения для развития певческого голоса и слуха;

-детские песни для различных видов музыкальной деятельности (слушания, хорового и сольного пения, пения с движениями, игры на музыкальных инструментах с пением, музыкальной грамоты и песенного творчества).

На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен мы проводим  работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к пению. На своих занятиях я использую артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, валеологические песенки - распевки и фонопедические упражнения.

Для тренировки мышц речевого аппарата, развития чувства ритма используется артикуляционная гимнастика, которая включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», и др., а также ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками и под музыку. Упражнения выполняются с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении.

Обязательное условие на занятиях – движение рук одновременно с пением. Дирижирование, активные и широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психическое и физическое здоровье детей.

Один из важнейших компонентов пения - дыхание.  От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Голос звучит беспрепятственно, объёмно и ровно только при физиологически правильном  дыхании. Использование дыхательной гимнастики, успешно решает задачи, поставленные нами для профилактики заболеваний органов дыхания:

Повышение общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости и устойчивости организма к простудным заболеваниям;

Развитие дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляции и кровообращения в лёгких.

Детям нравится выполнять дыхательные упражнения, они проходят в игровой форме и вместе с тем приносят неоценимую пользу для укрепления здоровья в целом. Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

«Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);

«Насос» — надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);

«Ветер» — передавать своим дыханием разные образы ветра (с порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);

 «Задуваем свечи на торте».


В начале музыкальной НОД  нами успешно применяются валеологические песенки-распевки (например: « Доброе утро»).

Цель таких распевок не только подготовка голосовых связок к пению, но и развитие звуковысотного и ритмического слуха. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Для того чтобы развить и укрепить голосовой аппарат воспитанников я систематически использую фонопедические упражнения  по методике Емельянова В.В. «Фонопедический метод развития голоса»  – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод для приведения голосовой функции в норму. Это упражнения шумового характера и с участием голоса. Например, «Машина» – вибрация губами (Имитация вращения руля), «Дыхание дракона» - согреваем ладошки своим горячим дыханием. « Кукушечка» - звучание в головном и грудном резонаторах . Эти упражнения необычны,  нравятся детям, содержат в себе оздоровительный эффект и способствуют формированию самоконтроля и уверенности в себе.


Заключение.

Необходимо помнить о психологическом комфорте детей во время пения:

-Не заставляйте ребенка петь!

-Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво!

Ведь правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой ребенка в себя.

- Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

- Пойте!  Говорите ребенку, что петь – это замечательно.

Музыка прочно вошла в жизнь  дошкольников. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые активно помогают и организовывают самостоятельное музицирование детей в группе. В течение всего дня педагоги нашего дошкольного учреждения используют музыку в качестве фона для занятий, свободной деятельности и в режимных моментах.

Результатом использования здоровьесберегающих технологий при организации детского пения стало качественное освоение детьми музыкального материала, наблюдается позитивная динамика к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели общего физического развития дошкольников.

Воспитанники нашего дошкольного учреждения поют не только в детском саду и дома, но и принимают активное участие в концертной деятельности, в городских конкурсах и фестивалях, что свидетельствует о качественной работе над развитием певческих навыков. Достижения и результаты певческой деятельности детей отмечены дипломами различных степеней и благодарственными письмами.

Эмоциональное благополучие, физическое развитие и укрепление здоровья наших детей средствами музыки может быть успешно достигнуто. Успех решения данной проблемы напрямую зависит от слаженности усилий педагогов, родителей и самих детей. «Поющий» человек – счастливый человек! Счастливый человек – здоровый человек!

Позвольте себе быть счастливыми, здоровыми и пойте на здоровье!


Перспективный план работы на 2022 – 2023 учебный год.



Сроки



Работа с детьми


Работа с воспитателями


Работа с родителями


Литература



Сентябрь

Диагностическое обследование детей, выявление проблем в пении.

Консультация «Особенности детского голоса».

Информация в родительский уголок «Охрана детского голоса».

Пособие Т.М.Орловой, С. И. Бекеной «Учите детей петь»



Октябрь

Занятие «Путешествие язычка» (по развитию артикуляционного аппарата).

Практикум «Первые шаги от речи к пению».

Рекомендации родителям по развитию артикуляции детей «Путешествие язычка».

О.Карцер «Игровая методика обучения детей пению».





Ноябрь

Занятие с использованием речевых игр «Встреча со Снежной королевой».

Практическое занятие «Речевые упражнения».

Информация в родительский уголок «Вокально - речевая игра «Рано утром на рассвете».

О.Карцер «Упражнения, игры для доречевой подготовки голосового аппарата» (Ж. Музыкальная палитра; №5 – 07г., №6 – 06г.).




Декабрь

Игровое занятие «Учимся дышать».

Рекомендации «Работа с детьми над правильным певческим дыханием. Распределение дыхания на музыкальную фразу».

Родительская мастерская: изготовление с детьми осенних листочков, снежинок

О.Карцер «Игровая методика обучения пению».




Январь

Разучивание с детьми песенок – приветствий.

Консультация «Песни для соловушек».

Информация в родительский уголок «Песни – хороводы, песни- инсценировки для обыгрывания в домашних условиях»

И. Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду».



Февраль

Занятие «Распевки с элементами игры для развития певческого голоса»

Консультация «Использование распевок с элементами игры в жизни детей»

Памятка в родительский уголок «Стихи- диалоги для детей 5-7 лет»

журнал. Музыкальная палитра, №4, 13г.




Март

Распевание весенних закличек, припевок, песен.

Разучивание с детьми репертуара из народного фольклора: масленичных закличек, припевок, песен.

Родительский клуб: «Беседа «Начинай с колыбели».

М. Б. Зацепина, Т.В.Антонова «Народные праздники в детском саду».



Апрель

Концертный марафон «Мои любимые песни».

Лекционный срез «Роль воспитателя в развитии вокально - хоровых навыков».

Информация в родительский уголок «Мелодия, услышанная до рождения».







журнал Музыкальная палитра, №4, 14г




Май

Диагностическое обследования навыков детей в пении.

Семинар «Наши достижения в вокально- хоровом искусстве» (для воспитателей всех групп о результатах работы).

Концерт «Мои любимые песни».















6