СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование как залог успеха педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самообразование как залог успеха педагога»

Модуль 2. Кадровое обеспечение образовательной деятельности.


Система организации работы предметных методических объединений

Роль предметных методических объединений в оценке профессиональной компетентности учителя.

Формы стимулирования педагогов к активному участию в деятельности предметного объединения

Проблемы работы методических объединений и пути их решения.



Круглый стол «Роль методического объединия в самообразовании педагога»

(Бадалян М.С., учитель начальны классови руководитель МО начальны классов МКОУ СОШ 8 с. Тугулук)

Оборудование: презентация, карточки с заданиями

(Слайд 1)

Залогом профессионального успеха уже не могут

служить полученные один раз в жизни знания.

На первый план выходит способность людей

ориентироваться в огромном информационном

поле, умение самостоятельно находить решения

и их успешно реализовывать.

В.В.Путин

XXI век предъявляет сегодня человеку жесткие требования. Это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное — умение ориентироваться в большом потоке информации. Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

- По – Вашему мнению, какими профессиональными компетенциями должен обладать учитель 21 века? Предлагаю Вам объединиться в группы по 5 человек и назвать 5 самых важных компетенций педагога. (Работа в группах) (Слайд 2)

(Защита работ)

- Методическая компетентность;

- исследовательская компетентность;

- управленческая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- образовательная компетентность.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

- А как Вы, уважаемые коллеги, относитесь к личному самообразованию? (Слайд 3) Предлагаю провести игру «Ассоциации» и выяснить ваше отношение к данному виду деятельности.

- Если самообразование - это цвет, то какой он? (1 группа)

- Если самообразование - это часть суток, то какая? (2 группа)

- Если самообразование - это время года, то какое?(3 группа)

- Если самообразование - это цветок, то какой? (4 группа)

2. Постановка проблемы круглого стола:

- Как же стать успешным педагогом?

- Как зажечь  искорку интереса в глазах детей, сделать учение увлекательным?

- Этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все педагоги. Но именно он волнует меня как руководителя методического объединения. Уверена, что этот вопрос волнует и Вас.

(Слайд 4) Приглашаю к разговору о роли методического объединения в самообразовании педагога, предлагаю быть сегодня активными участниками нашего общения – каждому из Вас, предлагаю взять орех, орех – это наша сегодняшняя проблема, по окончании круглого стола каждый из Вас попытается найти своё решение.

3. Основная часть

(Слайд 5) Работа МО — нацелена на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, в конечном счете, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащихся.

Целью МО является развитие целостной личности учащихся и повышение творческого потенциала и квалификации учителя, конечным итогом будет повышение качества знаний.

- Но что же побуждает нас, педагогов, ежедневно повышать свой профессиональный уровень.

(Работа с аудиторией по поиску мотивов, побуждающих учителя к самообразованию) (Слайд 6 )

- Назовите мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

- Ежедневная работа с информацией.

- Желание творчества.

- Стремительный рост современной науки.

- Конкуренция.

- Общественное мнение. 

- Материальное стимулирование.

- Какую же работу следует проводить методическому объединению для повышения уровня самообразования учителей? Эффективным путем, первым шагом в практическом решении этой важной проблемы является составление учителем плана по самообразованию. Педагоги моего метод объединения осуществляют работу по самообразованию согласно определённому алгоритму.

Имитационная игра

- Уважаемые коллеги, вам сейчас предстоит восстановить алгоритм работы над темой по самообразованию. Для каждой группы разрезаны этапы работы над проблемой самообразования, распределите их по порядку. (Слайд 7)

1. Выбор направления и темы самообразования.

2.Формулирование цели и задач самообразования.

3.Определение круга источников информации.

4. Выбор формы самообразования.

5. Составление плана самообразования.

6. Определение результата самообразования.

7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Работа в группах

1. Тематикой самообразования педагогов может являться

- одна из годовых задач ОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- проблема, которая вызывает у педагога интерес;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

2. Цель самообразования следует формулировать так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования. Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

3. (Слайд 8) В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту.

Источники самообразования представлены на слайде:

• Телевидение

• Газеты, журналы

•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Открытые уроки

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

Конкурсы профессионального мастерства

4. (Слайд 9) Выбор формы

Что касается выбора формы самообразования, то все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. При работе над темой наши педагоги сочетают две формы.

5. Составление плана самообразования

На основании выбранной темы, цели и задач наши педагоги разрабатывают личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Итак, мы подошли к составлению плана по самообразованию. В плане указываются: название темы; цели; задачи; но мы должны ещё учитывать, что существуют и этапы работы.

6. Результат самообразования (Слайд 10)

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результаты самообразования учителя - это итог его плодотворной работы. Это повышение качества преподавания предмета;

-разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

-разработка новых форм, методов и приемов обучения;

-доклады, выступления;

-разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- создание педагогических разработок;

- проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

По окончании работы над темой каждый учитель должен систематизировать и обобщить накопленный опыт. Формы представления могут быть различны: выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета, районные семинары, мастер – классы; открытые уроки; методические разработки, размещённые в сети Интернет.

Формы методической работы.

Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого потенциала.

Наше методическое объединение, работая над повышением профессиональной компетенции, использует следующие формы работы:(Слайд 11)

  1. Заседания методического объединения.

На нем мы обсуждаем вопросы совершенствования структуры и содержания рабочих программ и тематических планов изучения предметов, методики проведения занятий, повышения эффективности и качества всех видов учебных занятий, совершенствования учебно-материальной базы, повышения квалификации, рассматриваются рукописи учебных пособий, тексты и задания контрольных работ, аттестационные и другие учебно-методические материалы.

2.Участие в конкурсах, фестивалях. Педагоги нашего МО принимают участие в конкурсах, в основном заочных, различного уровня. С интересом педагоги участвуют в различных дистанционных конкурсах и побеждают в них. Все это подтверждает высокий профессиональный уровень педагогов, их активную творческую позицию.

3. Обмен опытом и презентация собственных достижений.

4. Открытые уроки и мероприятия, мастер-классы.

5. Проведение предметных недель.

6. Целевые взаимные посещения уроков.

7. Творческие отчеты педагогов по самообразованию.

Все эти формы работы ведут развитию целостной личности учащихся и повышению качества знаний. 

Результатом работы нашего методического объединения по теме самообразования является участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах профессионального мастерства.

4. Практическая часть – рефлексия – использование приёма «Корзина грецких орехов»

- Сегодня, я попыталась поделиться с Вами небольшим перечнем тех приёмов, которые мы используем в практике методического объединения учителей начальны классов МКОУ СОШ 8 с Тугулук в работе над темой по самообразованию.

- Предлагаю Вам, наполнить нашу корзину орехами, предложив свои изюминки в процессе Вашего самообразования. (Дискуссия) Считаю, что одной из ступенек к успешности педагога и является работа по самообразованию. В связи с этим, я думаю, что девизом каждого учителя должна стать пословица «Век живи - век учись», так как путь к успеху каждого учителя начинается с его знаний, ежедневного кропотливого труда над собой. (Слайд 24) И тому подтверждением является притча.

Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником.

-  Скажи мне, спросил юноша учителя, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, у тебя богатый опыт, ты учился у великих эллинов. Как же так получилось, что столь многое тебе до сих пор неясно?

Философ начертил посохом на земле два круга - маленький и большой.

-  Твои знания подобны маленькому кругу, мои - большому.

-  Вне этих кругов - неизвестность.

- Чем шире круг познаний, тем с большей областью неизвестного он граничит.

-  И чем больше человек узнает, тем больше вопросов у него появляется.

- Желаю Вам быть успешными всегда и во всем!