Модуль 2. Кадровое обеспечение образовательной деятельности.
Система организации работы предметных методических объединений | Роль предметных методических объединений в оценке профессиональной компетентности учителя. |
Формы стимулирования педагогов к активному участию в деятельности предметного объединения |
Проблемы работы методических объединений и пути их решения. |
Круглый стол «Роль методического объединия в самообразовании педагога»
(Бадалян М.С., учитель начальны классови руководитель МО начальны классов МКОУ СОШ 8 с. Тугулук)
Оборудование: презентация, карточки с заданиями
(Слайд 1)
Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать.
В.В.Путин
XXI век предъявляет сегодня человеку жесткие требования. Это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное — умение ориентироваться в большом потоке информации. Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.
- По – Вашему мнению, какими профессиональными компетенциями должен обладать учитель 21 века? Предлагаю Вам объединиться в группы по 5 человек и назвать 5 самых важных компетенций педагога. (Работа в группах) (Слайд 2)
(Защита работ)
- Методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
- А как Вы, уважаемые коллеги, относитесь к личному самообразованию? (Слайд 3) Предлагаю провести игру «Ассоциации» и выяснить ваше отношение к данному виду деятельности.
- Если самообразование - это цвет, то какой он? (1 группа)
- Если самообразование - это часть суток, то какая? (2 группа)
- Если самообразование - это время года, то какое?(3 группа)
- Если самообразование - это цветок, то какой? (4 группа)
2. Постановка проблемы круглого стола:
- Как же стать успешным педагогом?
- Как зажечь искорку интереса в глазах детей, сделать учение увлекательным?
- Этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все педагоги. Но именно он волнует меня как руководителя методического объединения. Уверена, что этот вопрос волнует и Вас.
(Слайд 4) Приглашаю к разговору о роли методического объединения в самообразовании педагога, предлагаю быть сегодня активными участниками нашего общения – каждому из Вас, предлагаю взять орех, орех – это наша сегодняшняя проблема, по окончании круглого стола каждый из Вас попытается найти своё решение.
3. Основная часть
(Слайд 5) Работа МО — нацелена на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, в конечном счете, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащихся.
Целью МО является развитие целостной личности учащихся и повышение творческого потенциала и квалификации учителя, конечным итогом будет повышение качества знаний.
- Но что же побуждает нас, педагогов, ежедневно повышать свой профессиональный уровень.
(Работа с аудиторией по поиску мотивов, побуждающих учителя к самообразованию) (Слайд 6 )
- Назовите мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией.
- Желание творчества.
- Стремительный рост современной науки.
- Конкуренция.
- Общественное мнение.
- Материальное стимулирование.
- Какую же работу следует проводить методическому объединению для повышения уровня самообразования учителей? Эффективным путем, первым шагом в практическом решении этой важной проблемы является составление учителем плана по самообразованию. Педагоги моего метод объединения осуществляют работу по самообразованию согласно определённому алгоритму.
Имитационная игра
- Уважаемые коллеги, вам сейчас предстоит восстановить алгоритм работы над темой по самообразованию. Для каждой группы разрезаны этапы работы над проблемой самообразования, распределите их по порядку. (Слайд 7)
1. Выбор направления и темы самообразования.
2.Формулирование цели и задач самообразования.
3.Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Работа в группах
1. Тематикой самообразования педагогов может являться
- одна из годовых задач ОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- проблема, которая вызывает у педагога интерес;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
2. Цель самообразования следует формулировать так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования. Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
3. (Слайд 8) В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту.
Источники самообразования представлены на слайде:
• Телевидение
• Газеты, журналы
•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Открытые уроки
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
Конкурсы профессионального мастерства
4. (Слайд 9) Выбор формы
Что касается выбора формы самообразования, то все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. При работе над темой наши педагоги сочетают две формы.
5. Составление плана самообразования
На основании выбранной темы, цели и задач наши педагоги разрабатывают личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Итак, мы подошли к составлению плана по самообразованию. В плане указываются: название темы; цели; задачи; но мы должны ещё учитывать, что существуют и этапы работы.
6. Результат самообразования (Слайд 10)
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результаты самообразования учителя - это итог его плодотворной работы. Это повышение качества преподавания предмета;
-разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
-разработка новых форм, методов и приемов обучения;
-доклады, выступления;
-разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание педагогических разработок;
- проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
По окончании работы над темой каждый учитель должен систематизировать и обобщить накопленный опыт. Формы представления могут быть различны: выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета, районные семинары, мастер – классы; открытые уроки; методические разработки, размещённые в сети Интернет.
Формы методической работы.
Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого потенциала.
Наше методическое объединение, работая над повышением профессиональной компетенции, использует следующие формы работы:(Слайд 11)
Заседания методического объединения.
На нем мы обсуждаем вопросы совершенствования структуры и содержания рабочих программ и тематических планов изучения предметов, методики проведения занятий, повышения эффективности и качества всех видов учебных занятий, совершенствования учебно-материальной базы, повышения квалификации, рассматриваются рукописи учебных пособий, тексты и задания контрольных работ, аттестационные и другие учебно-методические материалы.
2.Участие в конкурсах, фестивалях. Педагоги нашего МО принимают участие в конкурсах, в основном заочных, различного уровня. С интересом педагоги участвуют в различных дистанционных конкурсах и побеждают в них. Все это подтверждает высокий профессиональный уровень педагогов, их активную творческую позицию.
3. Обмен опытом и презентация собственных достижений.
4. Открытые уроки и мероприятия, мастер-классы.
5. Проведение предметных недель.
6. Целевые взаимные посещения уроков.
7. Творческие отчеты педагогов по самообразованию.
Все эти формы работы ведут развитию целостной личности учащихся и повышению качества знаний.
Результатом работы нашего методического объединения по теме самообразования является участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах профессионального мастерства.
4. Практическая часть – рефлексия – использование приёма «Корзина грецких орехов»
- Сегодня, я попыталась поделиться с Вами небольшим перечнем тех приёмов, которые мы используем в практике методического объединения учителей начальны классов МКОУ СОШ 8 с Тугулук в работе над темой по самообразованию.
- Предлагаю Вам, наполнить нашу корзину орехами, предложив свои изюминки в процессе Вашего самообразования. (Дискуссия) Считаю, что одной из ступенек к успешности педагога и является работа по самообразованию. В связи с этим, я думаю, что девизом каждого учителя должна стать пословица «Век живи - век учись», так как путь к успеху каждого учителя начинается с его знаний, ежедневного кропотливого труда над собой. (Слайд 24) И тому подтверждением является притча.
Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником.
- Скажи мне, спросил юноша учителя, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, у тебя богатый опыт, ты учился у великих эллинов. Как же так получилось, что столь многое тебе до сих пор неясно?
Философ начертил посохом на земле два круга - маленький и большой.
- Твои знания подобны маленькому кругу, мои - большому.
- Вне этих кругов - неизвестность.
- Чем шире круг познаний, тем с большей областью неизвестного он граничит.
- И чем больше человек узнает, тем больше вопросов у него появляется.
- Желаю Вам быть успешными всегда и во всем!