«Логоритмика – связь слова, музыки и движения»
В современном обществе одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которая связана с увеличением количества детей, имеющих тяжелые различные речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развития. Возможность использования этой технологии для развития детей в нужных для меня направлениях повлияла на выбор темы самообразования – «Логопедическая ритмика – связь слова, музыки и движения».
Цель самообразования: изучение оздоровительной технологии. «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с дошкольниками.
Задачи:
1. Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»
2. Разработка практического и методического материала для внедрения технологии в образовательный процесс.
3. Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
Направления работы:
• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
• развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.
Ожидаемый результат
Первого года обучения:
•зрительного восприятия, внимания и памяти;
•слухового внимания и памяти;
•статической координации движений;
•динамической координации движений рук;
•артикуляционной моторики;
Второго года обучения:
•темпо-ритмической организации речи;
•статической и динамической координации общих движений;
•восприятия отношений между предметами в пространстве;
•грамматического строя речи, активного и пассивного словаря.
Третьего года обучения:
•сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
•сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
•способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
•положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере;
•воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;
•сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами;
•сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Структура логоритмического занятия
Чаще всего занятие по логоритмике имеет следующие части:
1. Вводная часть:
- ритмическая разминка.
2. Основная часть:
- упражнения на регуляцию мышечного тонуса,
- упражнения на развитие общей моторики,
- упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры)
- упражнения на развитие мимических мышц,
- упражнения на развитие дыхания,
- упражнения на развитие чувства темпа и ритма,
- упражнения на развитие координации речи с движением,
- пение.
3. Заключительная часть:
- игра.
Начало работы по самообразованию «Логоритмика – связь слова, музыки и движения» 1 год (2022 -2023г), 2 год (2023-2024г), 3 год (2024-2025г).