СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование по оригами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы обусловленна большой значемостью ручного труда в развитии творческих способностей детей.

Просмотр содержимого документа
«Самообразование по оригами»

План работы по самообразованию

Воспитатель МБДОУ «Д.С.№8 К.В.

г. Бокситогорск»: Глазовская Елена Юрьевна.






Тема: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»










2018-2019г.


САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:

«Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»



ЦЕЛЬ РАБОТЫ: развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами бумажной пластики и оригами.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  • Формировать умения следовать устным инструкциям.

  • Обучать различным приемам работы с бумагой.

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.

  • Расширять коммуникативные способностей детей.

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.



Пояснительная записка.

С самого раннего детства нужно приучать детей ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем — в окружающей природе, в звуке, в цвете.

Е.  И.  Рерих. Письма (Т. 2, 1938).



Актуальность выбранной темы

Оригами- искусство складывания бумажных фигурок - может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги. Родина оригами- Япония. Искусство  складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад.

Современные педагоги не без основания применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно на развитие интеллекта в целом. Не перечесть всех достоинств оригами: доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает ребенка, .они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как многократное складывание, сгибание, надрезание, склеивание. Еще оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями ( угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д)

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. Складывание фигурок может сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

Кроме того дети знакомятся с традициями Японии. При изготовлении некоторых классических фигурок, дошкольники узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Таким образом, занятия оригами несут в себе и культурологические сведения.

При складывании фигурок педагог может сообщить информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных.

Систематические занятия с ребенком оригами- гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.



Принципы последовательности работы.

  1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

  2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

  3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

  4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

  5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.






Общий план занятий



Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).

  2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

  • повторение названия базовой формы;

  • повторение действий прошлого занятия;

  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

  1. Введение в новую тему:

  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

  • показ образца;

  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

  • повторение правил складывания.

  1. Практическая часть:

  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

  • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).





Ожидаемый результат

В результате обучения дети:

  • Научатся различным приемам работы с бумагой;

  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;

  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

  • Познакомятся с искусством оригами;

  • Овладеют навыками культуры труда;

  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.



Общие правила при обучении технике оригами

  1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

  3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

  6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.



Материалы и оборудование

    1. Бумага:

Непосредственно рабочая: цветная из набора.

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

    1. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

    2. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

    3. Салфетки: бумажная, тканевая.

    4. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.

    5. Кисти.


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Знакомство с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами: «дверь», «книжка», «треугольник», «блинчик», «воздушный змей», «дом» изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы.

Задачи:

  1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

  2. Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.

  3. Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «дом»

  4. Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.

  5. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

  6. Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.

  7. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.

  8. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

К концу первого года обучения дети могут:

  • самостоятельно изготовить и знать некоторые базовые формы;

  • по образцу изготавливать несложные поделки;

  • знать и называть геометрические фигуры;

  • ориентироваться на листе бумаги;

  • уметь намечать линии;

  • тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

  • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);

  • добиваться конечного результата;

  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников



ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ


В процессе занятий используются различные формы:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры.


Методы, используемые на занятиях по оригами:

  • словесный - устное изложение, беседа, рассказ, сказка;

  • наглядный - иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;

  • практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам, в основе которых лежит уровень деятельности детей;

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;


Вместе с детьми готовится рабочее место, где (по необходимости) обязательно должны находиться следующие материалы:

  • бумага для поделки;

  • ножницы с тупыми концами;

  • салфетки для аппликации;

  • клеящий карандаш;

  • гелиевые цветные ручки или цветные карандаши.

Для разминки, в начале занятия, используются пальчиковые упражнения. Они могут быть как со словами, так и без речевого сопровождения. В результате постоянного включения в занятия пальчиковых игр кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Для изготовления фигурок в стиле оригами квадрат можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки, называются базовыми формами.




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!