СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто на занятиях по развитию речи возникает одна и та же проблема – говорит в основном воспитатель, мало говорят дети, т.е отмечается низкая речевая активность. Словарный запас детей исключительно мал, примитивен, происходит оскуднение русского языка, исчезает его красота, образность.

Просмотр содержимого документа
«Самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»»

Самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость и актуальность. Работая с детьми, мы знаем, что с трудом дается вызвать речевую активность детей. В основном дети отвечают на вопросы, одним словом, а иногда и просто движением головы. Нелегко вызвать у детей фразовую речь. Для выражения своих мыслей малыши используют в основном существительные и глаголы, мало используют прилагательные, наречия, не всегда используют предлоги, местоимения.

Часто на занятиях по развитию речи возникает одна и та же проблема – говорит в основном воспитатель, мало говорят дети, т.е отмечается низкая речевая активность. Словарный запас детей исключительно мал, примитивен, происходит оскуднение русского языка, исчезает его красота, образность.

Работая над этой темой, поставила перед собой

Цель:

Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков речевой деятельности, интереса и любви к фольклору.

Знакомя детей с произведениями устного народного творчества, ставлю перед собой следующие

Задачи:

1.​ Вызвать интерес у детей к устному народному творчеству, эмоциональный отклик на произведение;

2.​ Научить детей рассказывать знакомые сказки, читать наизусть потешки;

3.​ Обогащать речь детей яркими образными выражениями из произведений русского народного фольклора.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые жанры фольклора (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками, взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

В своей работе использую разные методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

1. Заучивание потешек, прибауток, закличек.

2. Использование пословиц, загадок, поговорок.

3.​ Чтение художественной литературы.

4.​ Использование русских народных песен и танцев.

5. Проведение русских народных игр.

6. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

7. Применение игрушек и изделий народных промыслов.

8. Представление кукольного театра.

9. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Знакомство с потешками начинала с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значения слов, которые дети услышат в потешке.

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Водичка, водичка

Умой мое личико…»

«Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды…»

«Кран, откройся

Нос умойся…»

Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят…», «Спи, усни детя Ванюшенька…», «Бай, бай, бай, ты собачка не лай…»

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» учит заботиться о других.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Подвижные игры и считалки. Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.

Познание окружающего мира, правил жизни в большей степени дается в сказках. Цель сказки заключается в словах «В сказке ложь, да в ней намек –добрым молодцам урок.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок играют важнейшую роль в развитии речи детей.

Работу по развитию речи детей через устное народное творчество провожу в тесном контакте с родителями. Подготовила и провела для них консультацию «Значение устного народного творчества в развитии речи детей», родительское собрание «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста», папку-передвижку «Развитие речи: игры в кругу семьи»

Своим опытом работы делюсь с коллегами. Провела непосредственно-образовательную деятельность по развитию речи «Веселая ярмарка». Подготовила стендовый доклад на тему: «Фольклор как средство
духовно-нравственного развития детей» на республиканском
семинаре, провела консультацию «Влияние русского фольклора на развитие
речи детей»

Заключение:

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения

Систематическая организация работы способствует:

- развитию речи;

- умению внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок; поэтому имеется положительный результат в развитии речи детей. 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей