СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование как способ повышения компетентности педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным.

Просмотр содержимого документа
«Самообразование как способ повышения компетентности педагога»

Спажакина Елена Николаевна,

учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №10 имени Е.И.Зеленко»



Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога

Великий мыслитель Али Апшерони как-то сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. Его мудрые слова актуальны и до сегодняшнего дня, ведь качество образования начинается с учителя. Чем больше учитель работает над собой, тем выше результат у детей.

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю.

Деятельность современного учителя неразрывно связана с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно без осознания учителем своей высокой личной ответственности и без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.

С.И. Ожегов определяет самообразование как "приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя".

Главное в самообразовании – мотив!

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, занятию, классному часу, родительскому собранию, выступлению у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху техники негоже пользоваться телегой

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как “несовременного человека”, отставшего от жизни. Стоит задуматься, будет ли детям интересно с таким педагогом?

Конкуренция. Если педагог на хорошем счету у администрации, метод. совета, УО, он имеет больше прав в выборе программы, нагрузки и др.

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория, мнение аттестационной комиссии, премии, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда учить других, воспитывать, развивать?

Педагогический труд носит творческий, исследовательский характер, который рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. На протяжении 13 лет с каждым годом для меня раскрываются новые грани этой профессии, накапливается бесценный педагогический опыт.

Организуя процесс самообразования, я ставлю перед собой задачи:

  • изучать новинки печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;

  • изучать профессиональную литературу;

  • проходить очные, заочные и дистанционные курсы повышения квалификации;

  • принимать участие в вебинарах, которые предоставляют возможность не только обменяться опытом, поделиться своими наработками, творческими находками с коллегами, но и приобрести для себя новые знания и повысить свою профессиональную компетенцию;

  • посещать семинары, конференции и уроки коллег;

  • принимать участие в работе сетевых педагогических сообществах в Интернет;

  • посещать уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

  • проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;

  • разрабатывать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;

  • организовать внеурочную деятельность.

Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет достижений.

Результатами моего самообразования стали:

  • повышение качества преподавания предметов (рост результативного участия учащихся класса в школьных, городских, окружных и всероссийских конкурсах, дистанционных конкурсах);

  • транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности на муниципальном и региональном уровне. С 2013 года мы с коллегами нашей школы являемся активными участниками семинаров на базе школ города Смоленска и Москвы.

  • разработка авторских дидактических материалов, тестов в электронном виде;

  • разработка, систематизация и каталогизация комплекта электронных уроков;

  • разработка и проведение открытых уроков по собственным технологиям;

  • участие в методических неделях;

  • создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ, сетевых педагогических сообществах в Интернет (сайт учителей «Инфоурок», социальная сеть работников образования nsportal.ru, портал «Сеть творческих учителей», информационно-образовательный портал Rus Edu, .всероссийский профильный СМИ ««ЗАВУЧ.ИНФО», «Педсовет / Pedsovet.org», проект "Открытый класс», фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Методисты- Профессиональное сообщество педагогов» и др.);

  • создание и использование в повседневной учебной деятельности собственного личного сайта;

  • активное участие в Проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»:

- Фестиваль школьной науки Ассоциированных школ ЮНЕСКО и клубов друзей ЮНЕСКО «Школьник в современном мире» (исследовательская работа «Английский язык – урок в моем расписании»);

- Конкурс ПАШЮ«Интерактивная открытка ко Дню матери»;

- Международный Форум АШ ЮНЕСКО «В будущее – с наследием!» (презентация);

- Международный дистанционный конкурс интерактивных плакатов на изучаемом иностранном языке «наследие ЮНЕСКО: взгляд молодых», посвященный 70-летию ЮНЕСКО;

- Международный конкурс «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» (проект «Экологические проблемы города Курска») .

При подготовке к участию в Пятигорской юниорской модели ЮНЕСКО, где мои обучающиеся представляли Великобританию, я вместе с ними должна была изучить доклад эксперта по сохранению объектов нематериальных и культурных ценностей в современных условиях глобализации. Для того чтобы достойно представить город Курск и нашу школу на этом мероприятии, мы с детьми изучали устные традиции и языки Великобритании, обычаи, обряды и праздники, знания и обычаи, связанные с природой и многое другое.

Из этого следует, что каждая форма нематериального культурного наследия предполагает свой подход к изучению, сохранению и популяризации среди населения. В рамках работы в проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в плане сохранения нематериального культурного наследия, в том числе и России, самообразование учителя играет ключевую роль.


- участие в конкурсах разного уровня, что является возможностью получить оценку своей педагогической деятельности, стимулом для дальнейшего роста и самосовершенствования в профессиональном плане, насыщение новыми знаниями и идеями, обмен опытом работы и, конечно, ступенька к самосовершенствованию.

В 2014 году принимала участие в конкурсе «Самый классный классный», в 2014 году участвовала в проекте «Губернаторская тысяча».

В период с октября 2014 г. по апрель 2015 г. являлась членом рабочей группы по разработке инновационного образовательного проекта в номинации «Инновационная модель образовательного учреждения «школа-центр духовно-нравственного становления патриота и гражданина Отечества» в рамках регионального конкурса на грантовую поддержку проектов создания и распространения инновационных моделей образовательных учреждений, способствующих эффективной реализации комплекса мер по модернизации системы образования города Курска и Курской области.

- активное участие в спортивных соревнованиях, смотре художественной самодеятельности, туристическом слете, в межрегиональном педагогическом фестивале «Алый парус».

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботиться о своем авторитете. Только самообразование может позволить каждому педагогу оставаться актуальным в современных условиях. Выражение «Не идти вперед - значит идти назад» должно быть ключевым для каждого современного педагога.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!