СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование учителя и реализация полученной информации в учебном процессе.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья  была использована при обобщениии опыта по теме: «Способы повышения мотивации учащихся в процессе обучения немецкому языку»

Просмотр содержимого документа
«Самообразование учителя и реализация полученной информации в учебном процессе.»

Самообразование учителя и реализация полученной информации в учебном процессе.



Итак, целенаправленные мероприятия и технологии учителя могут быть эффективными только внутри контекста, который побуждает учащегося к готовности действовать для достижения поставленной цели. И, прежде всего, способствовать этому будет непринуждённая, свободная от стресса обстановка, благоприятный микроклимат, стиль ведения урока, доброжелательные межличностные отношения учащихся. Участвуя в образовательном проекте Гёте института « Летняя школа для учителей немецкого языка» в 2009 году, нам был предложен список «8 смертных грехов учителя»:

1. Шарлатан

2. Игнорант

3. Егоист

4. Карьерист

5. Дармоед

6. Манипулятор

7. Циник

8. Лентяй

Учитель не должен также возвышать или унижать учащихся в глазах его одноклассников. Важно также поведение самого учителя во время урока (жестикуляция, интонация, выражения)

Даже самый примитивный приём – лекция на уроке немецкого языка может повысить мотивацию учащихся, если она понятна и интересна им, не говоря уже о современном арсенале методов и приёмов, находящихся в методической копилке каждого учителя. При этом следует принять во внимание тот факт, что разнообразие методов и приёмов не может существовать само по себе. Для повышения мотивации его следует включить в общий контекст обучения, согласно календарно-тематическому планированию. Поэтому дидактический материал, полученный в результате самообразования, необходимо адоптировать к каждому конкретному уроку, используя языковой материал изучаемой темы (см. приложение).

Мотивирующим условием для сплочения группы и слаженной работы является живой комбинированный урок с практико-ориентированным подходом. Для создания такого урока немецкий педагог Гильберт Майер предлагает следовать следующим критериям:

10 признаков хорошего урока

1. Чёткая, ясная структура урока. (Чёткая постановка целей, структура урока, ясность учебного материала)

2. Большая часть времени урока отводится под непосредственно речевые упражнения, а не под объяснения (хорошее распределение времени, пунктуальность, Сведение до минимума организационных вопросов)

3. Микроклимат урока направлен на изучение предмета. ( при взаимном уважении, воспитании чувства ответственности, справедливости и заботы)

4. Ясность содержания. (Ясность поставленных задач, правдоподобность коммуникативной ситуации, ясность и связанность изучаемого материала)

5. Усвоение учебного материала в процессе коммуникации

6.Разнообразие метод и приёмов ( Богатство и разнообразие способов презентации нового материала, многообразие речевых образцов и шаблонов, вариативность форм, баланс нагрузки )

7. Индивидуальный подход (свобода, терпение и время, внутренняя диффиренциация и интеграция в учебный процесс, дифференциация индивидуальных особенностей «трудных» и «одарённых» учащихся

8. « Умные упражнения». ( Осознание стратегий обучения, смысловое наполнение учебного материала, средства обучения)

9. Прогнозируемые результаты (согласно программным требованиям и нормативным документам)

10. Подготовленное и оснащённое помещение для проведения урока.

Участие в образовательных проектах, организованных Институтом имени Гёте, я получила практическое доказательство эффективности работы этих критериев. На практических семинарах слушатели получили также возможность применения и совершенствования своих лингвистических и методических навыков, учились сами групповой форме работы, kooperatives Lernen, знакомились с новинками немецкой учебной литературы по предмету, разрабатывали этапы уроков с учётом принципов деятельностно-ориентированного обучения по методике DaF

Что мне дала методика DaF для моей работы

- повышение уровня самообразования по немецкому языку

Летняя школа Гёте-института

Посещение семинаров в Бресте и Минске

Конгресс учителей в Минске

Курсы по страноведению в Германии, г. Любек

- всё это активизирует все ЗУН по нем. яз, идёт постоянная работа над собственным уровнем языковой подготовки.

- творческое развитие учителя, возникновение новых идей и внедрение их в жизнь с учётом требований школьной программы.

- повышение собственной самооценки как педагога, переосмысление своей деятельности. Очень часто мы не знаем самих себя. Мой принцип anders- bedeutet nicht falsch. Эти слова являются девизом в воспитании такого качества, как толерантность.- позволил мне посмотреть на моих учеников другими глазами Даже в самом слабом ученике важно разглядеть его достоинства и относится к нему уважительно, подчёркивая его положительные стороны.



Практико- ориентированный урок.

Урок должен быть как можно больше ориентирован на практическое применение ЗУН. Причём необходимо учащимся пояснить для каких целей они изучают данный материал. Практико – ориентированный урок должен давать возможность каждому ученику вступать в контакт с другими учениками в рамках заданий, полученных на уроке.

Язык нужно изучать не только рационально, но и эмоционально, т. е не только зубрить, но и чувствовать (развивать языковую интуицию)

Материал по темам, предусмотренных программой не должен ограничиваться учебником

Не надо требовать от школьников понимания всего аудиоматериала (например прогноз погоды или песня). Достаточно того, что ребёнок прослушал реальное сообщение, на иностранном языке, но делать это надо систематически. Таким образом, ухо ребёнка привыкает к немецкой речи и она не воспринимается им как нечто чужое и страшное. Очень полезно подключение спутникового и кабельного телевидения с немецкими каналами, можно дать электронные адреса немецкоязычных podcasts ( радиопередачи из интернета)

Так в третьем классе можно давать задание:

Прослушайте песенку и скажите, о каком животном песенка, маленькое животное или большое (на на закрепление суффиксов chen и lein.)

При прохождении любой темы очень полезно использовать компьютерные игры. Даже если они не понимают всего текста, то улавливают одно- два слова, а сделав несколько попыток, всё- таки приходят к правильному ответу, но не выключают при этом игру.

Активизация предыдущего материала. Необходимо подвести учащегося к новому материалу, опираясь на ЗУН на конкретный момент.

Тем самым, мы «убиваем двух зайцев»:

1) Напоминаем ему о том, что ему уже известно. Тем самым подготавливаем почву для введения и понимания задач данного этапа урока.

2) Способствуем развитию мотивации познания нового материала. Здесь важен приём постановки проблемного вопроса.



Введение новой лексики целыми структурами без объяснения грамматических явлений. Особенно хорошо усваивается в игре. Например. 3 класс. Предлагаю сыграть в Mamory, но при этом ставлю условие: раз игра немецкая, играть в неё надо используя немецкие слова и выражения. Ввожу:

-Du bist dran!

Du hast Pech!

Du hast Glück!

Passt das?

Ja, das passt. – Nein, das passt nicht.

Wer fängt an?



Изучение грамматики происходит через лексическую презентацию грамматического материала. Новые грамматические структуры даются на примерах уже известной лексики. Уже на начальном этапе использую формулы, схемы для грамматики.

Die → sie

Der → er

Das → es

Seh + en = sehen



Ein Teil + der + Plural

Ein Drittel der Deutschen

Über die Hälfte der Haushalte



Am + Tag bis zum + Datum

Am + Datum vom … bis(zum) + Daten

Um + Uhrzeit von … bis + Tage

Im + Monat von … bis + Uhrzeiten

Ab + Datum seit + Zeitangaben

Схемы:

Tom kommt aus Deutschland. Er wohnt in Berlin



Формулы облегчают ученикам запоминание и обеспечивают наиболее активное вхождение в мир иностранного языка.

Грамматика не выносится на передний план и не является предметом изучения, а лишь средством для правильного использования речевых образцов Практико-ориентированные учащиеся направлены на то, чтобы решить поставленную задачу, которая помогает им понять самим определённые грамматические структуры.

Надо сказать, что не каждую грамматическую структуру, грамматическое явление можно оставить без объяснения (Нужно иметь очень мотивированных, практико-ориентированных, т.е. идеальных учеников и добиваться сразу правильного употребления структур с помощью многочисленных разнообразных упражнений, а из-за ограниченного времени этого можно достигнуть при условии, что ребёнок много и увлечённо работает самостоятельно.

Благодаря практико-ориентированному содержанию можно разнообразить внеклассную работу или ролевые игры, проектную деятельность, что не только помогает тренировать аутентичные (реальные) ситуации и открывает ученикам двери в практическое применение немецкого языка, но и помогает приобретать социальный и практический опыт. Благодаря различным формам работы учащихся на уроке: работа в парах и в группах, ролевые игры, проектная работа и дневник обучаемого, учитель воспитывает у учащихся навыки самостоятельной работы, самодисциплины и ответственности.

Как показала практика, очень важно правильно поставить цель урока.

Необходима последовательность в обучении, связь пройденного материала с материалом урока. При подготовке к уроку мы обязательно должны поставить вопрос, а насколько хорошо усвоен материал предыдущего урока, что уже знает учащийся по этому материалу, какие его умения и навыки помогут ему понять и активно включиться в работу на следующем уроке. Западные дидакты предлагают нам ответить при подготовке к уроку на следующие вопросы:

Wo steht der Lernende zu Beginn des Unterrichts?

Was ist seine Ausgangslage?

Was soll er am Ende des Unterrichts können und wissen? Was ist das Lernziel?

Was soll der Lernende mit dem angestrebtem Lernziel nicht über- oder unterfordert?

Worauf sollen sich die Lernziele beziehen?



На что нужно опираться при постановке цели урока?

 Auf Kenntnisse (nach dem Unterricht sollen die Schüler wissen, was sie vorher nicht wussten)/На знания (после урока ученики должны знать то, что прежде не знали)

 Auf Fertigkeiten (nach dem Unterricht sollen die Schüler können, was sie vorher nicht konnten )/На умения и навыки( после урока ученики должны уметь то, что прежде не умели)

 Auf Haltungen ( nach dem Unterricht werden die Schüler etwas fühlen,finden oder wollen, was sie vorher nicht fühlten, fanden oder wollten/На отношения или выправку(после урока ученики будут что-то чувствовать, считать или хотеть, чего прежде они не чувствовали, не считали для себя приемлемым или не хотели)

 Цель должна быть сформулирована конкретно, и чётко прослеживаться в формулировке, например: Ученики в конце урока могут спросить по- немецки дорогу. Дети могут перевести данный текст на немецкий язык или Ученики могут понять важнейшую информацию из текста и идентифицировать 20 ключевых слов.

 Таким образом поменьше глобальных целей и побольше конкретики или другими словами, лучше меньше да лучше.

Итак, важной составляющей современного урока является использование компьютерных обучающих программ, основной функцией которых является передача знаний. Хотя сегодня еще нет программ, соответствующих тематическому планированию учебного материала каждого класса. Поэтому я использую обучающие компоненты существующих игровых программ (на данном уроке "Немецкий с Бабой Ягой" и «Lingua Land» для 3-х классов, « учите немецкий». Так при изучении различных разделов (фонетики, алфавита, лексики) дети имеют возможность услышать живую речь носителей языка с одновременной визуализацией изучаемого материала, что стимулирует интерес младшего школьника, способствует приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности. Для учащихся среднего и старшего звена активно использую интернет - ресурсы платформы Web2. Это увлекательно как для учащихся, так и для меня самой: не даёт застаиваться творческому началу-из старого учебного материала всегда есть возможность сделать что-то новое, увлекательное, способное повысить мотивацию к изучению немецкого языка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!