«Активизация познавательной деятельности обучающихся в технике системно-деятельностного подхода через использование электронных образовательных и Интернет-ресурсов на уроках информатики и во внеурочной деятельности»
План
Условия формирования опыта
Актуальность и перспективность
Педагогическая идея, цель и задачи опыта
Теоретическая база опыта
Новизна опыта
Технология опыта
Результативность опыта
Адресная направленность
Литература
Приложения
Материалы IV региональной научно-практической конференции Владимирского института развития образования имени Л. И. Новиковой «Системно-деятельностный подход к обучению как основа реализации компетентностно-ориентированной модели образования»:
Материалы районного семинара-практикума «Особенности работы с одаренными учащимися в условиях общеобразовательной школы» для заместителей директора по учебно-воспитательной работе школ Александровского района:
программа семинара-практикума;
конспект урока-практикума «Исследование биологической модели человека» в технике системно-деятельностного подхода (10 класс, информационно-технологический профиль), 2012 г.
Материалы муниципальной научно-практической конференции «Образовательные технологии в современной школе»:
Выступление на районном семинаре учителей информатики «Использование электронных образовательных ресурсов при изучении информатики в профильных классах. УМК К.Ю. Полякова», 2016 г.
Материалы муниципального конкурса «Современный урок: метапредметный подход»:
Выступление на школьной конференции на тему «Деятельность учителя и инновации в школе», 2013 г.
Разработка урока-практикума в технике системно-деятельностного подхода с применением электронных образовательных ресурсов: «Элли в городе информационных моделей», 7 класс, 2013 г.
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информационные компьютерные технологии: профессия оператор ЭВМ» , 10 класс, 2013 г.
Разработки внеклассных мероприятий по информатике:
игра-соревнование «Мы будущее поколение», 7 класс, 2015г.
конкурс «Поездка в страну «Информатика», 8 класс, 2014 г.
Дидактический материал: уровневые задания (контрольные, практические работы, тесты, задания для тренажеров).
Список и режимы доступа к электронным образовательным ресурсам по теме «Компьютерная графика и анимация», используемые на уроках информатики, 11 класс, информационно-технологический профиль.
Материалы Всероссийской акции «Час кода в России», 2014-2015 и 2015-2016 учебные годы.
Дипломы обучающихся – победителей Всероссийского конкурса «Инфознайка» (2013 г.; 2014 г.; 2015 г.)
Почетные грамоты и дипломы учащихся за творческие работы, представленные на конкурс «Лучший программист, пользователь» (2012 г.; 2013 г.; 2014 г.)
15. Почетные грамоты управления образования администрации Александровского района за подготовку победителей и призёров районных конкурсов (2012 г.; 2013 г.; 2014 г.; 2015 г.)
Условия формирования опыта.
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
Президентом РФ в феврале 2011 года была утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Одной из целей данной программы является обеспечение инновационного характера образования как на базовом, так и на профильном уровне. Российское образование поднимается на новую ступень развития. Учитель становится партнером ученика, создаёт условия для повышения его познавательной активности и обеспечивает достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося.
В стратегии модернизации Российского образования также подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения. Широкое распространение получают технологии, которые отвечают потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации, формируют практические навыки и стимулируют самостоятельную работу учащихся при получении знаний. Одной из них является технология системно-деятельностного подхода, когда постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют сами ученики.
В новых условиях изменилась задача учителя. Она состоит в том, чтобы направить деятельность учащихся на приобретение опыта активности в решения задач, встающих перед школьниками. Особый акцент при этом делается на самостоятельное изучение материала с оценкой результата, ориентацию на индивидуализацию пути освоения материала, исследовательскую работу, использование межпредметных связей. Знания, добытые самостоятельно, намного более значимы для ученика, ведь он, кроме некоторого объема знаний, должен выносить из школы еще и умение учиться. В связи с этим особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая овладение способами учебной работы, умение самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия не заданные непосредственным обучением.
В связи с этим главная задача обучения информатике трактуется следующим образом - обеспечить овладение обучающимися прочными и сознательными навыками работы с компьютером, требующимися как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности. ИКТ компетентность обучающихся должна быть достаточной для изучения смежных дисциплин, ведь методами информатики моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Применение же технологии системно-деятельностного подхода немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрыть педагогическую и дидактическую функцию этого метода.
В рамках проекта «Информатизация системы образования» разработаны и продолжают внедряться в практику преподавания инновационные учебно-методические материалы: электронные учебные модули и Интернет-ресурсы. Вся эта работа направлена на то, чтобы сделать учебный процесс интересным, привлекательным и современным. Учебники обогащаются цифровыми дополнениями, создаются коллекции цифровых образовательных ресурсов.
В настоящее время появились новые профессии и виды деятельности, которые предполагают высокий уровень образования человека. Это существенно повышает требования к информационной культуре выпускника школы, но это же и является потребностью самого человека, желающего реализовать свой внутренний потенциал. Процесс же становления личности продуктивен только в ходе деятельности, которая стимулирует творческие возможности обучающегося и повышает уровень его познавательной активности. От убеждений педагога, его жизненной позиции и заинтересованности зависит развитие личности ребенка. Педагог должен стараться вооружить ученика всем имеющимся потенциалом, который предлагают сегодня инновационные технологии и средства обучения. От этого зависит мотивация обучения и результативность процесса обучения ребенка.
Актуальность и перспективность.
Современный мир нуждается в гражданах, способных быстро ориентироваться в обстановке, самостоятельно мыслить и свободные от стереотипов. Реализация этого заказа возложена, прежде всего, на школу. На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, готовых стать успешными в современных условиях, сталкивается с противоречиями, обусловленными традиционными приемами и методами обучения:
получение теоретических знаний по предмету и невозможность применения их на практике;
ориентация нового содержания на развитие личностных и метапредметных универсальных учебных действий и падение мотивации учащихся к обучению;
стремление к творческому развитию учащихся и отсутствие опыта самостоятельной добычи новых знаний;
высокие требования к уровню образованности выпускников и отсутствие ресурса времени у учителя.
Использование же компьютеров на уроках информатики в технике «один ученик – один компьютер» снимает многие противоречия. Центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных особенностей и интересов, может самостоятельно выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель выступает лишь в роли помощника и консультанта, поощряет оригинальные находки учащегося, стимулирует его познавательную активность, инициативу и самостоятельность.
В то же время доступная информационная среда создает новые противоречия. Имея неограниченный доступ к ресурсам Сети, ученик нерационально тратит свободное время. Он «скачивает» готовые решения заданий с Интернета или играет. Ребенок проводит за компьютером гораздо больше времени, чем учитель, поэтому его ИКТ-компетентность выше.
Следовательно, актуальность выбора моей работы над данной темой обусловлено потребностями практики и позволяет найти возможные пути решения возникающих противоречий.
Перспективность опыта состоит в возможности реализации следующих задач:
повышение познавательной активности, стимулирующей более легкое и прочное освоение знаний;
выявление взаимосвязи ИКТ и предметных дисциплин;
организация самостоятельной работы на уроке через использование электронных образовательных и Интернет-ресурсов, тренажеров и т.д.;
знакомство с достижениями в области информатизации общества;
формирование новой информационной культуры учащихся.
Использование программных продуктов в рамках уроков информатики и во внеурочной деятельности позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире, активизирует познавательную деятельность обучающихся и способствует повышению мотивации их к получению новых знаний.
Педагогическая идея, цель и задачи опыта.
Новые педагогические технологии предоставляют огромные возможности в организации обучения. Системно-деятельностный подход позволяет превратить процесс учения в процесс со-творчества учителя и ученика, повысить познавательную активность и организовать на уроке продуктивную учебную деятельность. В последние годы ИКТ-технологии получили большую популярность и распространение в учебном процессе. Это стало возможным в связи с глобальной информатизацией общества, подключением школ к Интернету, обновлением парка компьютерной техники в школе. Использование ЭОР и Интернет-технологий является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащегося, потому что успешность в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.
Цель моего опыта: активизация познавательной деятельности обучающихся в технике системно-деятельностного подхода через использование электронных образовательных и Интернет-ресурсов в урочной и внеурочной работе учителя.
Задачи опыта:
апробировать педагогические приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся в рамках внедрения в практику преподавания технологии системно-деятельностного подхода в обучении;
создать подборку видеороликов, электронных образовательных и Интернет-ресурсов, заданий для тренажеров, тестов, программных продуктов с целью использования их в процессе преподавания базового и профильного курса информатики;
выявить эффективность и целесообразность использования данных ресурсов на различных этапах урока.
Теоретическая база опыта.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались сблизить позиции внутри отечественной психологической науки между системным подходом классиков отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.).
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, и в первую очередь учебной.
«ЗУНовский» подход не отрицается, но вместе с ним действует еще одна формула: компетенция – деятельность – компетентность. Компетенция – это объективная характеристика реальности. Она должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью. Таким образом, компетентность – это знание в действии. Компетентностный подход не противостоит деятельностному, а дополняется им. Системно-деятельностный подход к результатам образования означает, что изменяется представление о содержании образования. Оно определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, которая отражает систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах (индивидуальной или совместной) ее организации.
Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:
представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
К числу планируемых результатов освоения школьной «Образовательной программы» отнесены:
личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения «Образовательной программы» и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов познавательной деятельности.
Деятельностная форма результатов образования предполагает ряд существенных изменений в образовании. Они касаются и системы оценки достижения планируемых результатов освоения «Образовательной программы», и деятельности педагога по проектированию образовательного процесса с точки зрения его направленности на достижение требований Стандарта к результатам, в том числе и использование современных технологий деятельностного типа. К ним можно отнести технологии, основанные на уровневой дифференциации, на создании учебных ситуаций, использовании ЭОРов (электронных учебных модулей, электронных учебников, тренажеров, компьютерных тестов и практических работ, программных продуктов), на реализации проектной и исследовательской деятельности, на кооперации в обучении.
Главным компонентом учебной деятельности при использовании технологии системно-деятельностного подхода является учебная задача. Для её решения учащиеся должны располагать совокупностью средств, которые привлекаются из информационно-коммуникационной образовательной среды. Можно выделять три класса средств:
материальные (компьютеры, инструменты, лабораторное оборудование и т.д.);
материализованные (тексты, схемы, формулы, программные продукты, ЭОРы);
идеальные (знания, привлекаемые для решения задачи).
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы. Минимальной структурной единицей ОМС является тематический элемент, для каждого тематического элемента имеются три типа электронных учебных модулей:
И-тип - модуль получения информации;
П-тип - модуль практического занятия;
К-тип - модуль контроля знания или навыков.
Каждый ЭУМ автономен. Он представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт.
Сегодня в распоряжении учителя огромное количество образовательных ресурсов, созданных солидными организациями или энтузиастами-учителями и сосредоточенных на образовательных порталах, классифицированных по типам, по предметам и т.д.
Новизна опыта.
В системе образования в последние годы происходят существенные изменения: информатизация общества и школы, введение ОГЭ И ЕГЭ, новые ФГОСы. Их цель – коренное изменение качества образования и приближение его к европейским стандартам. Компьютер на уроке должен способствовать «открытию нового знания», развивать компетентности обучающихся, их творческий потенциал и познавательную активность.
Новизной данного опыта работы считаю интеграцию ЭОРов с технологией системно-деятельностного подхода к обучению, адаптацию существующих Интернет-ресурсов к преподаванию информатики на базовом и профильном уровнях, а также высвобождение ресурса времени учителя и ученика.
Технология опыта.
Системно-деятельностный подход на своих уроках и во внеурочной работе осуществляю через использование электронных образовательных ресурсов, предоставляющих возможность обучающимся формировать коммуникативную и информативную компетенции. ЭОРы нового поколения – мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам должен управлять происходящим, а не являться пассивным зрителем или слушателем. Как можно сравнить, например, эффективность двух типов заданий: получить из книги описание компьютеров первого поколения или совершить путешествие в виртуальный компьютерный музей?
При подготовке к проведению каждого урока решаю комплексную проблему: как наиболее эффективно использовать учебное время, чтобы школьник был максимально занят, а процесс обучения приносил ему удовлетворение.
Пройдя курсы по использованию ЭОР в обучении, посетив вебинары по работе с электронными учебниками, воспользовавшись опытом коллег и проанализировав свой личный опыт, я пришла к выводу, что использование ЭОРов позволяет разнообразить теоретический материал, сделать его более интересным и увлекательным, а так же даёт возможность работать каждому ученику на доступном, максимально посильном для него уровне.
Практика работы в данном направлении констатирует: использование ЭОРов на уроке позволяет получить новые образовательные результаты:
ответственность за выбор режима учебной деятельности, информационного взаимодействия с источником учебной информации;
формирование компетенций различных аспектов учебной деятельности и знаний, необходимых для продвижения в учении;
повышение уровня самостоятельности и познавательной активности учеников.
В своей работе широко использую анимационные ролики, презентации и демонстрации, тренажеры, онлайн-тесты, интерактивные задания и практические работы. Их загружаю из «Единой коллекции ЦОР», со страничек «Авторской мастерской» авторов учебника, а также разрабатываю самостоятельно или с привлечением учащихся.
Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который в силу его специфики немыслимо представить без использования ЭОР: каждый учащийся класса имеет свое АРМ, снабженное необходимым аппаратным и программным обеспечением.
Подготовку к уроку обычно начинаю с анализа темы, методов преподнесения материала, возможных проблемных моментов конкретного занятия и путей их решения. ЭОР обеспечивают все компоненты образовательного процесса: получение новой информации, практическое применение знаний, контроль учебных достижений. В связи с этим приходится тщательно продумывать план проведения урока, отбирать подходящие к цели занятия ЭОРы и решать, какие именно практические задания и тесты использовать на различных этапах учебной деятельности. Также необходимо своевременно решить, в каком соотношении между традиционными и электронными учебными пособиями организовать подачу материала и как выстроить структуру ИКТ-урока, чтобы не нарушать санитарно-гигиенические нормы. В этих вопросах я придерживаюсь следующего правила: не стоит перегружать урок, достаточно использовать два (максимум три) ЭОРа общей продолжительностью в 20-25 минут. После того, как ресурсы отобраны, собираю воедино весь материал к уроку в компьютере и записываю его на АРМ каждого ученика.
При проведении уроков с использованием Интернет-ресурсов или программных компьютерных продуктов появляется организационная проблема: как успеть подать новый материал, закрепить его и провести опрос, если каждый ученик работает в индивидуальном темпе? В данном случае мне помогает пакет программного обеспечения TeamViewer (тимвьюер), предназначенный для удалённого контроля компьютеров, обмена файлами между управляющей и управляемой машинами, видеосвязи и веб-конференции.
На различных этапах урока в технике системно-деятельностного подхода ЭОРы применяю по-разному.
Объяснение нового материала сопровождаю показом презентации, видеофрагмента, ЭОРом информационного типа, другим медиаобъектом, который отвлекает детей от трудностей, «пленяет» своей необычностью, а при записи на АРМ учеников позволяет им работать в индивидуальном темпе. Чаще всего используется авторский список ЭОРов из федерального центра информационно-образовательных ресурсов, размещенный в конце каждой главы в учебниках информатики.
Видеоматериал подбирается мною к каждому уроку. Работая с ним фронтально, неоднократно приостанавливаю показ, чтобы обратить внимание на детали, на конкретные фрагменты, осуществить первичное закрепление нового материала. В итоге урок становится содержательнее, теоретический материал подкрепляется визуально, а дети учатся наблюдать и делать выводы. Уроки же с использованием презентаций становятся более насыщенными.
Таким образом, использование проектора и экрана дает возможность:
ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
обсудить просмотренный материал с учащимися;
принять совместное решение по предлагаемым заданиям
Уроки закрепления изученного материала регулярно проводится мною с помощью программ-тренажеров, тренировочных тестов, ЭОРов практического типа или практических заданий. Алгоритм подготовки и проведения таких занятий включает:
подборку нескольких практических ЭОРов и заданий;
консультирование учащихся об уровне сложности каждого ресурса перед началом работы;
самостоятельный выбор обучающимися ресурса для закрепления материала в зависимости от уровня подготовки.
При закреплении изученного обязательным является использование программ-тренажеров. Они помогают школьникам отработать конкретные знания, учитывают индивидуальный темп работы обучающихся, позволяют им управлять учебным процессом, увеличивая или сокращая количество тренировочных заданий, повышают мотивацию познавательной деятельности.
Из практики моей работы в ключе системно-деятельностного подхода особенно удачными явились следующие уроки:
«Устройства ввода информации» (10 класс). При использовании тренажера Stamina на занятии в результате работы с ним учащиеся получают навыки машинописного печатания.
«Логические основы компьютера» (9 класс). Используется бесплатная программа-тренажер «Логика». Школьники в игровой форме знакомятся с действием логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ». Правила игры таковы:
используя выключатели (кнопки) в левой части окна, нужно сбрасывать кристалл строго на 1 «этаж» вниз. Когда кристалл опустится на самую нижнюю площадку, происходит переход на следующий уровень (всего 10 уровней).
Если «уронить» кристалл через 2 этажа или более, он разобьется, и этот уровень придется начать заново. Когда разбиты все 5 кристаллов, игра заканчивается.
Подавая ток на вход механизмов в правой части схемы, можно выдвигать площадки на пути кристалла. Если на входе механизма нет тока, площадка убирается.
Результативность работы обучающегося оценивается в соответствии с разработанными мною критериями следующего порядка:
«3» – выйти на уровень 6
«4» – выйти на уровень 9
«5» – пройти все 10 уровней
Задания данного типа развивают творческие способности обучающихся, дают возможность составлять и сохранять новые собственные логические схемы.
«Устройство процессора» (11 класс, профильный уровень). Используемый мною тренажёр «ЛамПанель» представляет учебную модель компьютера, управляющего ламповой панелью. Он предназначен для проведения следующих практических занятий:
изучение принципов работы компьютера;
начальное изучение программирования на языке ассемблер;
изучение операций с целыми числами;
изучение поразрядных логических операций и сдвигов.
Старшеклассники составляют программу для тренажера на языке ассемблер в окне «Программа» и сохраняют её в виде файла на диске, а затем загружают в память компьютера из файла. При запуске она переводится в машинные коды, которые появляются в окне «Отладчик», и начинается ее выполнение. В окне «Данные в памяти» показывается содержимое оперативной памяти, в которой расположены программа и данные.
На уроках закрепления изученного мною широко применяются практические работы, рекомендованные авторами учебников. Они имеют дополнительные файлы (заготовки), которые я обычно записываю на АРМ учеников для дальнейшего самостоятельного выполнения. Иногда возникает проблема, состоящая в том, что некоторые авторские задания практической работы не имеют пояснений, и соответственно учащиеся не могут выполнить их самостоятельно. Приходится или помогать им, или отсылать за справкой в Интернет. Это зависит от уровня подготовки учеников. Так, например, в работе «Оформление математических текстов» мы не делали автоматически изменяющихся ссылок с помощью полей, и мне пришлось дополнять инструкциями данную практическую работу.
Мой опыт работы в данном направлении констатирует: учащимся нравится работать с тренажерами и ЭОРами практического типа, выбирая задания, соответствующие уровню их компетентности. Они часто выполняют также и упражнения повышенного уровня сложности, привлекая к консультации учителя или более «сильного» ученика. Такое «кооперативное обучение» приветствуется, так как коммуникативная компетентность является на сегодняшний день одним из основных элементов любого вида профессиональной деятельности.
Для итогового контроля знаний использую интерактивные компьютерные тесты, практические контрольные работы, интерактивные задачники, электронные тетради, которые ведут статистику по ходу обучения.
Используются чаще всего онлайн-тесты, полученные в результате экспорта из программы NetTest. В них есть некоторые ограничения:
невозможно автоматическое изменение числовых данных в задачах при каждом запуске;
невозможно ограничить время, которое ученик затрачивает на тест.
Кроме того, в ходе работы мною выявлено еще одно ограничение: нет возможности отследить сколько исправлений делает учащийся до момента сдачи теста учителю, и вся группа может получить оценки «отлично» и/или «хорошо». Такая оценка не отображает знания школьников, а является результатом подбора правильного ответа. В связи с этим онлайн-тесты использую чаще для тренировки и отработки навыков. Для итогового тестирования использую Интернет-сервис «Электронная тетрадь». Сервис платный (1000 рублей год), но я посчитала возможным сделать это. Он дает возможность учителю создавать тесты для любого класса по любому предмету, использовать так же тесты, созданные другими учителями, наполнять их картинками и скопированной информацией (например, из авторских тестов К.Ю.Полякова). Выполняя тест, каждый ученик входит на сайт «Электронная тетрадь» со своим логином и паролем. Результаты работы с указанием ошибок сохраняются в системе. Данный сервис позволяет настроить выставление оценки, количество прохождений теста в день, время на прохождение теста и время его прохождения. Контрольные работы в силу специфики предмета чаще всего представляют собой задания дифференцированного характера и выполняются на компьютере в технике системно-деятельностного подхода. Учащиеся самостоятельно выбирают уровень выполнения работы. Такой подход решает проблему активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразить контроль позволяют тесты Л. Л. Босовой для 8 и 9 классов и электронные тетради Д.Тарасова по материалу всего курса информатики 5-11 классов, которые ведут статистику по ходу обучения и проверки.
При самостоятельной подготовке или при выполнении домашнего задания предлагаю интерактивные справочники, кроссворды, задачники.
ЭОРы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические задания, провести аттестацию собственных знаний. Для работы с электронными учебными модулями необходимо загрузить с портала и установить на домашний компьютер специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов – ОМС Плеер, предназначенный для воспроизведения ЭУМ.
Ученик сам выбирает для выполнения задания того уровня, на котором усвоен материал урока, но обязательно должен выполнить хотя бы одно задание на отработку практических знаний.
Рефлексия. В конце каждого урока в обязательном порядке провожу обсуждение: что, для чего и зачем изучалось на уроке, чему научились. Если возникли затруднения, то стараемся определить, что не поняли, почему материал оказался неусвоенным, какие действия надо предпринять для исправления ситуации. Проговаривая, ученик понимает необходимость дальнейшей работы над темой и выполнения домашнего задания.
Материалы консультаций, заготовки для домашних практических работ и работ для внеурочной деятельности учеников обычно размещаются мною на сайте «Мультиурок». Школьники могут в любое время просмотреть их или «скачать» для дальнейшей работы. Выполненные задания они обычно присылают мне для проверки и рецензии на адрес электронной почты.
Таким методом была подготовлена игра-соревнование «Мы будущее поколение» для 7-х классов, проведенная в рамках предметной недели по информатике. Восьмиклассники присылали мне задания для конкурса «Буквы заблудились», которые считали подходящими для данного мероприятия. Я размещала их на сайте и после обсуждения самые интересные из них были включены в разработку.
7. Результативность опыта.
Таким образом, результатами системной работы по использованию ЭОРов и Интернет-ресурсов в деятельностном подходе к обучению в целях активизации познавательной деятельности школьников являются:
позитивное изменение характера взаимодействия учителя и ученика;
возможность построения индивидуальных образовательных траекторий;
снижение уровня психологической нагрузки учащихся и отсутствие необходимости механического заучивания учебного материала;
успешное прохождение программного материала;
возможность восполнять пробелы в знаниях и исправлять отметки;
возможность выполнять дома полноценные практические работы;

Цифровые данные диагностики школьников педагогом-психологом в течение трех учебных лет с «нулевой точки измерения» в 2012 году выявили следующее:
повышение уровня познавательной активности учащихся на учебных занятиях и во внеурочной деятельности;
самостоятельность обучающихся при получении знаний, умений, навыков;
повышение уровня коммуникативной компетентности.
![]()
Результативность развития творческих способностей школьников констатируют высокие данные их участия во внеурочной деятельности, предметных неделях, конкурсах, олимпиадах по информатике разного уровня, где они являются постоянными победителями и призерами. За период с 2012-2013 г.: 13 победителей и 3 призера.
Число участников-призеров муниципального уровня Всероссийского конкура «Инфознайка» также имеет положительную динамику и составляет 4-6-10 человек (2013 г.; 2014 г,; 2015 г.). В 2016 – 5 победителей конкурса федерального уровня (9-10 классы).
2012-2013 |
Солдатов Сергей | 9 | Всероссийская олимпиада школьников | Муниципальный | Призер |
Рослова Виктория | 6 | Всероссийский конкурс «Инфознайка» | Российский | Победитель |
Петров Антон | 10 | Конкурс «Лучший программист, пользователь» | Муниципальный | Победитель |
Кудрявцева Анастасия | 10 | Конкурс «Лучший программист, пользователь» | Муниципальный | Призер |
2013-2014 |
Солдатов Сергей | 10 | Всероссийская олимпиада школьников | Муниципальный | Победитель |
Зайчикова Евгения | 6 | Всероссийский конкурс «Кит» | Муниципальный | Победитель |
Захаров Алексей | 5 | Всероссийский конкурс «Инфознайка» | Российский | Победитель |
Петров Антон | 11 | Конкурс «Лучший программист, пользователь» | Муниципальный | Победитель |
Кудрявцева Анастасия | 11 | Конкурс «Лучший программист, пользователь» | Муниципальный | Победитель, призер |
2014-2015 |
Солдатов Сергей | 11 | Всероссийская олимпиада школьников | Муниципальный | Победитель |
Попов Юрий | 8 | Всероссийский конкурс «Инфознайка» | Муниципальный | Победитель |
Кононенко Андрей | 9 | Всероссийский конкурс «Инфознайка» | Муниципальный | Победитель |
Ловцова Мария | 9 | Всероссийский конкурс «Инфознайка» | Муниципальный | Победитель |
Бошка Виолетта | 9 | Всероссийский конкурс «Инфознайка» | Муниципальный | Победитель |
Ратникова Ольга | 10 | Всероссийский конкурс «Инфознайка» | Муниципальный | Победитель |
В заключении следует отметить, что использование ЭОР и Интернет-ресурсов на уроках в технике системно-деятельностного подхода является средством, которое значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их познавательную активность.
8. Адресная направленность.
Накопленный теоретический и практический материал рекомендуется учителям информатики средних общеобразовательных школ, использующих системно-деятельностный подход в своей работе с применением ЭОРов и Интернет-ресурсов при переходе на ФГОС второго поколения.
9. Литература.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования [Электронный ресурс]: Байдикова Н.В., г. Томск. – Режим доступа: http://kurs.znate.ru/docs/index-136827.html
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
Применение новых технологий в образовании: Материалы XX Международной конференции (2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/298/64298#3
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692
Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования” | Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]: Скурко М. В., г. Воркута. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2012/04/05/esse-ispolzovanie-elektronnykh-obrazovatelnykh-resursov
Атанов Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. – Донецк: изд-во ДонГУ, 2004 Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v7_i2/pdf/1.pdf .
Реализация деятельностного подхода при обучении математике в средней школе. Сборник научно-методических статей под редакцией Г.Н.Васильевой. – Пермь, 2003.