Самооценка и самоконтроль как инновационные формы определения результативности образовательной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО по русскому языку
СЛАЙД 2 Свое выступление я хочу начать словами профессора Майкла Барбера: "В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников".
Почему сегодня проблема оценки качества образования становится столь актуальной? Ведь созданная в нашей стране в середине прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших. Однако на рубеже нового столетия оказалось, что многие выпускники российских школ, обладая достаточно большим объёмом знаний, не имеют опыта самостоятельного принятия решений, то есть не способны распорядиться имеющимися знаниями в быстро меняющемся социуме. Наличие подобных противоречий обострило проблему качества образования, необходимости своевременного его оценивания. И прежде всего в школе, поскольку образовательное учреждение несёт сегодня персональную ответственность за качество знаний своих обучающихся и результативность образовательного процесса. СЛАЙД 3
В Послании Президента отмечено: "Чтобы стать развитым конкурентноспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни".
Важнейшим показателем результативности обучения являются учебные достижения обучающихся, так как знания - тот фундамент, без которого невозможны никакие достижения: ни личностные, ни социальные. Как их оценить? На основе количественных измерений, комплексного использования как традиционных, так и инновационных инструментариев. Комплексный подход оценивания образовательных достижений обучающихся можно выстроить в виде модели. Обратите внимание на слайд: СЛАЙД 4
Модель оценивания образовательных достижений обучающихся
Сегодня много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Превращение учащегося в подлинный субъект учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства учителя.
С моей точки зрения, наиболее существенным и важным компонентом учебной деятельности при формировании адекватной самооценки является самоконтроль. СЛАЙД 5 Умение контролировать свою работу - одно из проявлений самостоятельности, необходимой старшему школьнику для приобретения, углубления и расширения знаний, развития познавательных способностей. Формирование умений и навыков самоконтроля как проявления активности школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися. Несмотря на очевидную важность самоконтроля в педагогическом процессе, эта проблема является недостаточно исследованной и заслуживает более глубокого изучения. Так, известный советский ученый - педагог Юрий Константинович Бабанский пишет: «Все же мало изучаются такие важные проблемы, как форма организации обучения. Мало внимания уделяется оценке уровня сформированности у школьников навыков учебного труда (умение выделять главное, осуществлять самоконтроль)".
Вместе с тем, самостоятельного исследования проблемы самоконтроля в обучении как средства формирования адекватной самооценки у старших школьников не проводилось. Между тем, самоконтроль и самооценка, являясь компонентами учебной деятельности, оказывают значительное влияние на более эффективное и оптимальное ее осуществление, так как позволяют ученику не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников, а значит и на качество образования в целом.
Хочу поделиться опытом оценивания из своей практики. Готовясь к урокам, я находилась в постоянном поиске, старалась найти такие методы оценивания, чтобы реализовать концепцию "Оценивание для обучения". Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах работы. Для примера хочу привести мастер-класс занятия-исследования в 7 классе по теме «Правописание н, нн в суффиксах омонимичных частей речи» (УМК под ред. Е.А.Быстровой), который проводила для коллег района, где активно использовала инструментарий самооценки и самоконтроля. Использование методов самооценки и самоконтроля помогло моим ученикам выработать навыки самостоятельной работы, работы в парах и малых группах, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма. СЛАЙД 6 Самооценка - это важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика быть в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Я постараюсь привести примеры с разными приемами самооценки и самоконтроля на уроках русского языка и поработать с вами, уважаемые коллеги (далее проводится практикум с участниками семинара): Провести словарный диктант по вариантам с проверкой по образцу СЛАЙД 7
Самопроверка словарного диктанта по эталону-образцу учителя.
Взаимопроверка изученных орфограмм.
"Корректор" (предлагается исправить ошибки в словах, в случае затруднения - обратиться к орфографическому словарю).
"Кто быстрее?"(найди орфограмму в тексте).
"Светофор" (работа с сигнальными карточками).
Тесты с несколькими вариантами ответов.
"Карточки" (на одной стороне пишется вопрос, а на другой правильный ответ).
Новый материал в проверочной работе.
СЛАЙД 8
ПАМЯТКА (выдается участникам семинара)
СЛАЙД 9
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ученику сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Спасибо за внимание и сотрудничество
2