СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самооценка профессиональной деятельности педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры релаксационных упражнений

Тренинг «Как избежать профессионального выгорания?»

АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ПАМЯТКА "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?"

 

Просмотр содержимого документа
«Самооценка профессиональной деятельности педагога»



Приложение 1 Самооценка профессиональной деятельности педагога


(Ф.И.О.)___________________________________________________________,

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(образовательное учреждение, преподаваемый предмет)

_____________________________(имеющаяся квалификационная категория)

Уважаемый учитель!

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу:

5 – Вы абсолютно согласны с утверждением

4 – Вы скорее согласны с утверждением

3 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов

2 – Вы скорее не согласны с утверждением

1 – Вы абсолютно не согласны с утверждением

Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.

п/п

Утверждения

1

2

3

4

5

Я безразличен(-на) к критике в свой адрес






Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся






Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по своему предмету






Я умею устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися






Окружающие не прислушиваются к моим предложениям






Считаю важным различать цель и тему урока






На моих уроках отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся






Мое знание внутрипредметных и межпредметных связей требует серьезного улучшения






Новаторство – кредо каждого хорошего учителя






На моих уроках обучающиеся делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно






Мой общий кругозор достаточно ограничен






Все мои обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока






Я не считаю нужным анализировать уровень усвоения предлагаемого материала и развития обучающихся






У меня достаточно поверхностное представление о возрастных особенностях обучающихся






Я не считаю необходимым демонстрировать успехи обучающихся их родителям (другим взрослым)






Я не применяю на уроках новые информационно-коммуникативные технологии






Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничений выбранной мною

образовательной программы






Я умею разрешать конфликты оптимальным способом






Для меня характерно «держать себя в руках»






У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов






Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся






Я отдаю предпочтение обучающимся, которые тщательно и точно выполняют требования учителя






Используемый мною набор дидактических и методических материалов для различных категорий, обучающихся достаточно ограничен






При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны






Считаю, что учитель не обязан комментировать обучающимся выставляемые им оценки






Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег






При постановке целей урока должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности обучающихся






Я так организую урок, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли нестандартные задания






Моя рабочая программа не предполагает решение воспитательных задач






У меня легко получается решать несколько задач одновременно






Я не трачу время на то, чтобы обучающиеся формулировали цель их деятельности на уроке






Лишь некоторые обучающиеся с большой заинтересованностью работают на моих уроках






При подготовке к урокам, помимо основного материала, я использую

дополнительные материалы по предмету






У меня нет дидактических и методических материалов, разработанных

самостоятельно






Мне приходится часто слышать, что обучающиеся не поняли изложенный мною материал






Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена






Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач






Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (например, подготовить задание со слабым обучающимся; придумать задания для самостоятельной работы и т. п.)






Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому предмету






Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях






Обучающимся не обязательно знать критерии оценивания их работы






Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров






Я постоянно предлагаю обучающимся самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами






Я не умею дозировать задачи так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех






Я всегда готовлю разные варианты проведения уроков для обучающихся разного уровня одной параллели






Моя рабочая программа недостаточно обоснована






У меня есть значительный опыт совместной работы по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.






На моем рабочем месте всегда порядок






На моих уроках обучающиеся не могут ответить на вопрос "Что должно быть достигнуто в результате занятия?"






Мотивация обучающихся – это ответственность учителя






Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать свой предмет студентам вуза






Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений






Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими

предметами темы






Никто из обучающихся на моих уроках не принимает участие в постановке целей и задач






Я преподаю такой предмет, который не может заинтересовать обучающихся






Мнение и реакция других участников образовательного процесса неважны при принятии педагогических решений






На моих уроках часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся






Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки






Обычно я озвучиваю цель урока несколько раз в течение занятия






Мои обучающиеся смело берутся за трудные задачи






Я владею ограниченным набором современных методов преподавания






Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на уроке недирективными методами






В плане урока я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели






Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической деятельности






Нет "каверзных" вопросов от обучающихся, а есть незнание учителя






Мои методические и дидактические разработки никогда не становились победителями конкурсов






Гуманизм учителя не является важным критерием оценки его работы






Я часто затрудняюсь сделать цели урока личностно значимыми для обучающихся






Бывает, что я ставлю обучающемуся высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ






Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации класса, знаю и учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях






Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации






Формирование навыков самооценки у обучающихся не относится к задачам учителя








Обработка результатов самооценки


После заполнения листа самооценки рассчитываются средние значения для каждого показателя и итоговый балл, отражающий представления педагога об уровне его квалификации. В случае использования листа самооценки с непрерывной шкалой (см. выше) осуществляется перевод сделанных на отрезке отметок в пятибалльную шкалу. Для удобства преобразования можно использовать специальную линейку (с делениями 1, 2, 3, 4, 5), которая будет накладываться на шкалу самооценки.

Ниже представлены сводная таблица показателей и параметров самооценки (таблица 1) и ключ (таблица 2) для перевода ответов педагога в баллы и подсчета количественных показателей по отдельным компетенциям.




Сводная таблица показателей и параметров для самооценки

Таблица 1

1. Компетентность в области личностных качеств

1.1. Эмпатийность и социорефлексия

Я чутко отношусь к критике в свой

адрес

1


Я безразличен(-на) к критике в свой адрес

Я не обращаю внимание на плохое

настроение своих коллег

26

Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег

Я достаточно легко управляю ходом беседы или переговоров

42


Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров

Мне совсем неинтересно, какие чувства

вызывают у других людей мои слова и

поступки

58

Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки

1.2. Самоорганизованность

Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям


5


Окружающие не прислушиваются к моим предложениям

Мне очень трудно «держать себя в

руках»

19

Для меня характерно «держать себя в руках»

Мне трудно решать несколько задач

одновременно

30


У меня легко получается решать несколько задач одновременно

На моем рабочем месте всегда

творческий беспорядок

48


На моем рабочем месте всегда порядок

1.3. Общая культура

Меня отличает широкий общий

кругозор

11


Мой общий кругозор достаточно ограничен

Я хорошо осведомлен(а) об актуальных

событиях социальной жизни

36

Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена

Мне трудно поддерживать разговоры на

отвлеченные или связанные с другими

предметами темы

53

Я легко поддерживаю разговоры на

отвлеченные или связанные с другими предметами темы

Гуманизм учителя – обязательный

критерий оценки его работы


67

Гуманизм учителя не является важным критерием оценки его работы


2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической

деятельности

2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями обучающихся


Я хорошо знаю возрастные

особенности обучающихся


14

У меня достаточно поверхностное

представление о возрастных особенностях обучающихся

Я ставлю цели урока в соответствии

с индивидуальными особенностями

обучающихся


27

При постановке целей урока должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности

обучающихся

Я считаю, что обучающиеся неспособны самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами


43


Я постоянно предлагаю обучающимся самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами

Достаточно лишь однократного

упоминания о цели урока

59

Обычно я озвучиваю цель урока несколько раз в течение занятия


2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу


Считаю, что цель и тема урока – это

одно и тоже

6

Считаю важным различать цель и тему урока

Я помогаю обучающимся сформулировать цель их деятельности на уроке

31

Я не трачу времени на то, чтобы

обучающиеся формулировали цель их деятельности на уроке

На моих уроках все обучающиеся

могут ответить на вопрос "Что

должно быть достигнуто в результате

занятия?"

49


На моих уроках обучающиеся не могут ответить на вопрос " Что должно быть достигнуто в результате занятия?"

В плане урока я прописываю процесс

достижения цели в обобщенном виде


63


В плане урока я всегда пошагово

прописываю этапы достижения цели



2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач

Постановка целей и задач урока -

исключительно дело учителя


12


Все обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока

Мои обучающиеся плохо осознают

причины своих успехов и неудач


37

Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач

Все обучающиеся на моих уроках

принимают участие в постановке

целей и задач

54

Никто из обучающихся на моих уроках не принимает участие в постановке целей и задач

Я всегда могу сделать так, чтобы

цели урока стали личностно

значимыми для обучающихся

68


Я часто затрудняюсь сделать цели урока личностно значимыми для обучающихся


3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности

3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности

Я поощряю только самые

значительные успехи обучающихся

2

Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся

Я использую разнообразные способы

для демонстрации успехов

обучающихся их родителям (другим

взрослым)

15


Я не считаю необходимым

демонстрировать успехи обучающихся их родителям(другим взрослым)

Я умею дозировать задачи так, чтобы

обучающиеся почувствовали свой

успех

44


Я не умею дозировать задачи так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех

Мои обучающиеся не любят браться

за трудные задачи

60

Мои обучающиеся смело берутся за

трудные задачи


3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

На моих уроках созданы условия

для формирования устойчивой

позитивной мотивации обучающихся


7

На моих уроках отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной

мотивации обучающихся

Все обучающиеся с большой

заинтересованностью работают на

моих уроках

32

Лишь некоторые обучающиеся с большой заинтересованностью работают на моих уроках

Мотивация обучающихся – это их

личная ответственность

50

Мотивация обучающихся – это

ответственность учителя

Учитель не отвечает за негативное

отношение обучающихся к учебе


64

Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической

деятельности


3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся

Я отдаю предпочтение

обучающимся, которые тщательно и

точно выполняют требования

учителя

22


Я отдаю предпочтение самостоятельным и

творческим обучающимся


Побуждаю обучающихся

самостоятельно ставить и решать

задачи с высокой степенью свободы

и ответственности (например,

подготовить задание со слабым

обучающимся; придумать задания

для самостоятельной работы и т. п.)

38


Я не считаю, что необходимо побуждать обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью

свободы и ответственности


Я смог (смогла) обеспечить

заинтересованность обучающихся в

преподаваемом мною предмете

55


Я преподаю такой предмет, который не может заинтересовать обучающихся

Я ставлю обучающемуся высокую

оценку только за правильный, а не за

творческий ответ


69

Бывает, что я ставлю обучающемуся высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ


4. Компетентность в области обеспечения информационной основы

деятельности

4.1. Компетентность в методах преподавания

Я регулярно применяю на уроках

новые информационно-

коммуникативные технологии

16

Я не применяю на уроках новые

информационно-коммуникативные

технологии

На моих уроках нет места для

рассуждений и дискуссий

обучающихся, выполнения ими

нестандартных заданий

28


Я так организую урок, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли

нестандартные задания

Уроки для обучающихся одной

параллели я всегда провожу по

единому сценарию


45

Я всегда готовлю разные варианты

проведения уроков для обучающихся разного уровня одной параллели

Я хорошо владею различными

современными методами

преподавания и использую их на

своих уроках

61


Я владею ограниченным набором

современных методов преподавания



4.2. Компетентность в предмете преподавания

Я хорошо знаю внутрипредметные и

межпредметные связи своей

учебной дисциплины с другими

8

Мое знание внутрипредметных и

межпредметных связей требует

серьезного улучшения

При подготовке к урокам, я

использую только программный

материал и считаю, что по моему

предмету дополнительные

материалы излишни

33


При подготовке к урокам, помимо

основного материала, я использую

дополнительные материалы по

предмету

Моих знаний достаточно для того,

чтобы преподавать свой предмет

студентам вуза

51

Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать свой предмет студентам вуза

Нет незнания учителя, а есть

"каверзные" вопросы от

обучающихся

65


Нет "каверзных" вопросов от обучающихся, а есть незнание учителя


4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности

Я регулярно анализирую уровень

усвоения предлагаемого материала

и развития обучающихся на основе

устных и письменных ответов,

достигнутых результатов и др.

показателей

13


Я не считаю нужным анализировать

уровень усвоения предлагаемого материала и развития обучающихся


Я имею набор разнообразных

дидактических и методических

материалов для различных

категорий обучающихся


23

Используемый мной набор дидактических и методических материалов для различных категорий обучающихся достаточно

ограничен

Я считаю, что нет необходимости

использовать «внештатные»

ситуации, не имеющие отношения к

изучаемому предмету, в

педагогических целях

39


Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому предмету


Я плохо ориентируюсь в

социальной ситуации, и

практически не учитываю

взаимоотношения обучающихся в

педагогических целях

70


Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации, знаю и учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях


5. Компетентность в области разработки программы деятельности и

принятия педагогических решений

5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программы

Мое знание основных нормативных

документов, отражающих требования по преподаваемому предмету требует серьезного улучшения


3

Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по своему предмету

Я очень хорошо осознаю

достоинства и ограничения

реализуемой мною образовательной

программы

17


Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничений реализуемой мною образовательной программы

Моя рабочая программа не

предполагает решение

воспитательных задач

29


Моя рабочая программа предполагает решение воспитательных задач

Моя рабочая программа составлена

с учетом нормативных требований,

темпа усвоения материала,

преемственности и др. моментов,

повышающих ее обоснованность

46


Моя рабочая программа не достаточно обоснована



5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы

Можно быть хорошим учителем,

не являясь новатором

9


Новаторство – кредо каждого

хорошего учителя

Я никогда не работал(а) в группах

по разработке программ, дидактических и методических материалов


20


У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов

У меня есть достаточный по

объему и качеству набор

самостоятельно разработанных

дидактических и методических

материалов

34


У меня нет дидактических и методических материалов, разработанных самостоятельно


Мои методические и

дидактические разработки

неоднократно становились

победителями конкурсов

66


Мои методические и дидактические

разработки никогда не становились

победителями конкурсов

5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях

Принимая решение в острой

проблемной ситуации, я думаю

даже об отдаленных последствиях

24


При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны

В непредвиденных ситуациях у

меня не всегда получается

сохранять спокойствие

40


Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях


Мнение и реакция других

участников образовательного

процесса – важное условие при

принятии педагогических решений

56


Мнение и реакция других участников образовательного процесса не важны при принятии педагогических решений

Я никогда не изменяю принятое

решение под влиянием новой информации

71


Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации


6. Компетентность в области организации учебной деятельности

6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

Мне сложно устанавливать

отношения сотрудничества с

обучающимися

4


Я умею устанавливать отношения

сотрудничества с обучающимися


Мне очень редко удается

разрешить конфликты

оптимальным способом

18


Я умею разрешать конфликты оптимальным способом


Я не стремлюсь участвовать в

совместной работе по подготовке

и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.

47


Меня привлекает совместная работа по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.

Только директивные методы

обеспечивают рабочую

атмосферу и дисциплину на уроке

62

Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на уроке недирективными методами

6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся

На моих уроках все обучающиеся

рассуждают самостоятельно

10

На моих уроках обучающиеся делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно

Сформированность навыков учебной деятельности у обучающихся – это сфера их личной ответственности

21


Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся

Обучающиеся говорят, что я

всегда понятно объясняю даже

сложный материал

35

Мне приходится часто слышать, что

обучающиеся не поняли изложенный мною материал

Я стремлюсь излагать новый

материал с учетом знаний и

умений, ранее освоенных обучающимися

52


Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений


6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание

При выставлении оценок, я показываю обучающимся их достижения и недоработки

25

Считаю, что учитель не обязан

комментировать обучающимся выставляемые им оценки

Я заранее объясняю обучающимся критерии оценивания их работы

41


Обучающимся не обязательно знать критерии оценивания их работы

Я никогда не использую приемы

взаимооценки и самооценки на

своих уроках

57


На моих уроках часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся

Я создаю условия для формирования навыков самооценки у обучающихся


72


Формирование навыков самооценки у обучающихся не относится к задачам учителя


Ключ для подсчета результатов самооценки

В таблице 1 представлены ключи, содержащие соотнесение порядковых номеров параметров оценки с базовыми педагогическими компетенциями. При обработке данных самооценки следует учитывать, что в методике использованы как прямые, так и обратные шкалы. Прямые параметры означают, что значение параметра находится в прямой зависимости от уровня выраженности соответствующей компетентности – чем больше значение оценки, тем более представлена у педагога данная компетентность. Обратные параметры, напротив, находятся в обратной зависимости с уровнем развития соответствующей компетентности. В ключе (см. табл. 1) учитываются как прямые, так и обратные шкалы оценки.


Таблица 2

Компетенции и их показатели

Прямые

параметры

Обратные

параметры

1. Компетентность в области личностных

качеств



1.1. Эмпатийность и социорефлексия

26, 58

1, 42

1.2. Самоорганизованность

19, 30, 48

5

1.3. Общая культура

53

11, 36, 67

2. Компетентность в области постановки целей и

задач педагогической деятельности



2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями

обучающихся

43, 59


14, 27

2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую

задачу

6, 63

31, 49 74

2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс

формулирования целей и задач

12, 37


54, 68

3. Компетентность в области мотивации учебной

деятельности



3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие

успех в учебной деятельности

2, 60


15, 44

3.2. Умение создавать условия обеспечения

позитивной мотивации обучающихся

50, 64


7, 32

3.3. Умение создавать условия для

самомотивирования обучающихся

38, 69


22, 55

4. Компетентность в области обеспечения

информационной основы деятельности



4.1. Компетентность в методах преподавания

28, 45

16, 61

4.2. Компетентность в предмете преподавания

33, 65

8, 51

4.3. Компетентность в субъективных условиях

деятельности

39, 70


13, 23

5. Компетентность в области разработки

программы деятельности и принятия

педагогических решений



5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную

программы

3 17,


29, 46

5.2. Умение разработать собственные программные,

методические и дидактические материалы

9, 20


34, 66

5.3. Умение принимать решения в педагогических

ситуациях

40, 71


24, 56

6. Компетентность в области организации

учебной деятельности



6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные

отношения

4, 18,


47, 62

6.2. Умение организовать учебную деятельность

обучающихся

21


10, 35, 52

6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание

57

25, 41, 72


Подсчет результатов самооценки проводится пошагово:

1) Для подсчета результатов самооценки выставленные оценки необходимо перевести в баллы.

Для прямых параметров оценки – оценка соответствует количеству набранных баллов.

Обратные параметры предполагают перевод оценок в баллы согласно следующей шкале:

Оценке 1 – присваивается 5 баллов

Оценке 2 – присваивается 4 балла

Оценке 3 – присваивается 3 балла

Оценке 4 – присваивается 2 балла

Оценке 5 – присваивается 1 балл

2) Баллы суммируются и высчитывается среднее арифметическое значение по каждому показателю (всего 18 показателей).

3) Подсчитывается среднее арифметическое по каждой компетенции (всего 6 компетенций).

4) Подсчитывается среднее арифметическое по всей методике. Используется та же формула, что и при определении уровня профессиональной квалификации учителя по результатам экспертной оценки:

ПК (с) =∑ (Xi ЛК (с) + Xi ПЦ (с)+ Xi МД (с)+ Xi ИОД (с) + Xi ПД (с) +Xi ОУД (с)) / 6

Где: ПК (с) – показатель самооценки уровня квалификации

Хi – среднее значение самооценки по каждой из шести компетенций

ЛК (с) - Самооценка компетентности в области личностных качеств.

ПЦ (с) - Самооценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности.

МД (с) - Самооценка компетентности в области мотивации учебной деятельности.

ИОД (с) - Самооценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности.

ПД (с) - Самооценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений.

ОУД (с) - Самооценка компетентности в области организации учебной деятельности.

Данный показатель отражает уровень самооценки профессиональной компетентности педагогом.


Приложение 2

Примеры релаксационных упражнений

Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела, ладонями вверх. Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату вдоль стен, а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

4. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.

5. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

6. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

7. Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

8. В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела — не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

9. Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. Долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию — и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

10. Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.

Будьте здоровы как морально, так и физически!!!


Приложение 3

Тренинг «Как избежать профессионального выгорания?»

Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей.

Задачи тренинга:

  • актуализировать процесс самоанализа сотрудников;

  • познакомить с приемами саморегуляции;

  • научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;

  • оптимизировать самооценку педагогов;

  • снять эмоциональное напряжение;

  • сформировать позитивное мышление учителей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Путешествие в прошлое

Вспомните тот период времени, когда вы были совершенно спокойны, расслаблены, ощущали гармонию с самим собой и с окружающими.

Вспомните все в мельчайших подробностях.

Например, речь может идти о путешествии на море, о походе в горы, об экскурсии.

Вспомните ваши ощущения относительно всех каналов восприятия информации: визуальный (что вы видите), аудиальный (какие звуки вам вспоминаются), кинестетический (что вы ощущаете).

Каждый раз при воспоминании у вас возникают соответствующие ощущения. Скажите себе: этот образ вызывает во мне состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности.

Пусть путешествие в прошлое продолжается до тех пор, пока оно доставляет вам удовольствие. Осуществляйте такие путешествия как можно чаще, когда вам нужно отдохнуть после серьезной травмирующей ситуации или перед трудным делом.

Синдром Джелло

Это техника расслабления мышц.

Суть метода — последовательное расслабление всех мышц тела от пальцев ног до макушки. Представляйте себе, как при расслаблении из вашего тела постепенно уходит напряжение.

Для этого можно использовать визуальный образ вашего тела, собранного из воздушных шаров. Вы последовательно открываете клапаны и начинаете медленно выпускать воздух до тех пор, пока шары не превратятся в полоски. Сначала открывается клапан на ногах, затем на груди, на руках, на шее, на голове.

Полностью расслабившись, медленно и глубоко дышите животом, пока не появится ощущение умиротворенности и покоя.

Второй вариант. В состоянии расслабленности методично напрягайте и расслабляйте каждую группу мышц, концентрируя внимание сначала на напряжении, а затем на расслаблении мышц (соблюдение контрастности ощущений: напряжение — пауза — расслабление).

Можно записать на пленку приведенный ниже текст, чтобы делать под него упражнение.

Закройте глаза. Думайте о том, что все мышцы вашего тела расслабляются.

Сожмите кисти рук в кулаки — расслабьтесь.

Сожмите руки в локтевых суставах до полного напряжения — выпрямите руки и расслабьтесь.

Вытяните руки вдоль тела и расслабьте их.

Сведите лопатки — расслабьтесь.

Нахмурьте брови — расслабьте мышцы лица.

Крепко зажмурьтесь — расслабьте веки.

Плотно сожмите губы — расслабьтесь.

Отведите голову назад — наклоните голову вперед — расслабьте шею.

Выгните спину — расслабьтесь.

Втяните живот, напрягите его — расслабьтесь.

Напрягите ягодичные мышцы — расслабьтесь.

Согните ноги в коленях — расслабьте.

Подожмите пальцы ног — расслабьтесь.

При расслаблении следите за своим дыханием: оно должно быть глубоким и размеренным.

Окоп Трумэна. Притча

Когда Трумэна спрашивали, как он смог сохранить свои жизненные силы, он отвечал: «У меня есть окоп для ума».

Закройте глаза и расслабьтесь.

Представьте себя в каком-нибудь приятном для себя месте: в лесу, на море, в саду, в горах. Создайте яркую картину этого образа: в цвете, звуках, запахах, ощущениях.

Теперь это будет ваше особое местечко. При желании необходимо просто закрыть глаза и уединиться в вашем убежище.

Горячий воздушный шар

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.

Постепенно полностью расслабьтесь.

Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.

Рассмотрите эту картину как можно подробнее.

Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.

Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

Первая помощь при остром стрессе

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать начальник или кто-то из домашних), у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: «Стоп!» — чтобы рез-"ко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

Условия расслабления

• Спокойная обстановка: тихий уголок — дома, на природе.

• Специальная методика расслабления.

• Пассивное состояние: полное освобождение от мыслей, переживаний.

• Позвольте мыслям свободно проплывать мимо вас.

• Учение Будды: перестать творить зло, делать добро и уметь останавливать ум.

• Удобная поза (положение, в котором можно некоторое время находиться комфортно): сидя в позе кучера или барина; лежа на горизонтальной плоскости.

• Регулярные занятия релаксацией.

Пять советов Бредли Фредерика Данные рекомендации разработаны в США и адаптированы для нашей страны.

1. Сделайте несколько глубоких вдохов. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.

2. Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».

3. Выпятите грудь колесом. Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в психотравмирующей, стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам было легче дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите все это 4-5 раз, затем снова глубоко вдохните. Повторите всю последовательность 4 раза.

4. Полностью расслабьтесь. Для этого существует самый простой способ так называемой прогрессивной релаксации. Начиная с макушки до кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своего тела, подержите это напряжение несколько секунд, а затем дайте мышцам расслабиться.

5. Примите (если есть такая возможность) горячую ванну. Когда человек напряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая же вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны (или душа), то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.


АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ

Девять профилактических правил для всех и каждого.

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.

5. По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.


Приложение 4


БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

I. Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

— на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

— затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6;

— снова задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4.

Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 3

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:

— глубоко выдохните;

— задержите дыхание так долго, как сможете;

— сделайте несколько глубоких вдохов;

— снова задержите дыхание.

Свой способ.

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 4

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

— Сядьте удобно, если есть возможность — закройте глаза;

— дышите глубоко и медленно;

— пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

— постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

— прочувствуйте это напряжение;

— резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;

— сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Способ 5

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

2) каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь—прочувствовать—расслабить»;

3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

Можно работать со следующими группами мышц:

— лица (лоб, веки, губы, зубы);

— затылка, плеч;

— грудной клетки;

— бедер и живота;

— кистей рук;

— нижней части ног.

Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.

Способ 6

Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:

— движения большими пальцами рук в «полузамке»;

— перебирание бусинок на ваших бусах;

— перебирание четок;

— пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять шагов выдох.

Свой способ.

III. Способы, связанные с воздействием слова.

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.

Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 7. Самоприказы

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

Сформулируйте самоприказ.

Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 8. Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

— Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

— Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

— Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 9. Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.

— В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:

«Молодец! Умница! «Здорово получилось!»

— Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Свой способ.

IV. Способы, связанные с использованием образов

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Способ 10

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

— Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.

— Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

1) зрительные образы события (что вы видите — облака, цветы, лес);

2) слуховые образы (какие звуки вы слышите — пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

3) ощущения в теле (что вы чувствуете — тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

— При ощущении напряженности, усталости:

1) сядьте удобно, по возможности закрыв глаза;

2) дышите медленно и глубоко;

3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;

5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

6) откройте глаза и вернитесь к работе.

Свой способ.

КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ САМОПОДДЕРЖКИ

1. Прием «Вечерний пересмотр событий» (для тех, кто работает с людьми, самый губительный принцип — «Я подумаю об этом завтра»).

2. Визуализация: мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, — это прием, помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и — получает желаемое. (10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром. Всего 20 минут!)

Этапы визуализации:

• решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться);

• расслабьтесь;

• в течение 5–10 минут мысленно представляйте желаемую реальность, как будто создавая видеофильм успешных действий.

Важно помнить: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное — практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации.

Если возникнут сомнения, — избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!

И еще несколько техник самопомощи, которые могут помочь в профилактике выгорания

Техника 1. «Отрезать, отбросить»

Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.

После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Техника 2. «Лейбл, или Ярлык»

Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, что не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовитзеленая, канареечно-желтая...) и уже теперь наблюдаете со стороны.

Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: «Это всего лишь негативная мысль!»

Техника 3. Преувеличение

Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.

Техника 4. «Признание своих достоинств»

Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

А теперь — самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!).

Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!

РАБОТА С СУПЕРВИЗОРОМ

Она особенно необходима в том случае, если специалист:

• Слишком вовлекается в проблему клиента и теряет профессиональную объективность.

• Может застрять на такой модели помощи клиенту, в результате которой у клиента не появляется мотивация помогать себе самостоятельно.

• Эмоционально вовлекается в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у работника собственные воспоминания.

• Продолжает выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время как взгляд «со стороны» и обсуждение могли бы оказаться более полезными.

• Берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинает страдать от «сгорания».

• Испытывает трудности при завершении работы с клиентом.

ЗАПОМНИТЕ!

• Эти трудности могут коснуться каждого. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма — это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий.

• Организация супервизии поможет справиться с этими трудностями и оценить качество услуг, предоставляемых клиентам.

ТИПЫ СУПЕРВИЗИИ

• Один на один — это заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить конкретную работу.

• Групповая супервизия — в коллективе сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга, участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался; происходит обмен опытом и знаниями.

• Неформальная супервизия — это незапланированная консультация с супервизором, лицом к лицу или по телефону.

• Кризисная супервизия — незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризисному состоянию специалиста. Происходит сразу после работы с клиентом.

ЗАПОМНИТЕ!

• Никогда не бойтесь попросить о помощи.

• Не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов.

• Никто из специалистов не должен быть в изоляции.


Приложение 5

ПАМЯТКА


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?

Прежде всего, признать, что они есть.

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором — профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании. В запланированный период времени профессионал, и супервизор регулярно совместно обсуждают проделанную работу. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.

Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.


ЕСЛИ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ВЫГОРАНИЕ УЖЕ ПРОИСХОДИТ

И ДОСТИГЛО ГЛУБОКИХ СТАДИЙ

Помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести эту работу сами с собой — такую сложную (и болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом.

Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Почему? Да потому, что основа «психологического лечения» — помочь человеку «ожить» и «заново собрать себя».

Сначала идет трудная работа, цель которой — «снять панцирь бесчувствия» и разрешить своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится «расчистка» внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы — пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое «Я», осознать ценность своей жизни; принять ответственность за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения с окружающими людьми и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит — он вышел из-под действия синдрома эмоционального выгорания и готов успешно жить и работать.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!