СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самооценка в рамках ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как оценивать работы в рамках ФГОС? Как научить ребят объективно подходить к самооценке? Как должен действовать учитель в данной ситуации? Некоторые рекомендации для упрощения этой задачи.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Самооценка в рамках ФГОС»

Романенко Анастасия Вячеславовна

Романенко Анастасия Вячеславовна

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки является актуальным в настоящее время.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки является актуальным в настоящее время.
Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.
  • Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); - мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); - проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
  • - констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
  • - мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
  • - проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
  • Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
1. «Светофор». Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»
  • 1. «Светофор».
  • Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше».
  • Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь».
  • Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»
2. «Говорящие рисунки» Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
  • 2. «Говорящие рисунки»
  • Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо:
  • Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо:
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
  • Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
3. «Волшебные линеечки» ( Г.А. Цукерман ) «Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает внешне измерительный прибор.
  • 3. «Волшебные линеечки» ( Г.А. Цукерман )
  • «Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает внешне измерительный прибор.
Такая система оценивания : - позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного); - удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
  • Такая система оценивания :
  • - позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
  • - удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
  • - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
  • Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
4. «Дерево успехов» Итоги урока (недели, четверти, полугодия) можно подводить на «Дереве успехов». Учащиеся прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
  • 4. «Дерево успехов»
  • Итоги урока (недели, четверти, полугодия) можно подводить на «Дереве успехов». Учащиеся прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее. Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.
  • К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.
  • Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.
Любые действия должны быть осмысленными. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед учеником, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, то есть они должны быть значимы для него.

Любые действия должны быть осмысленными.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед учеником, должны быть не только понятны,

но и внутренне приятны ему, то есть они должны быть значимы для него.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!