Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Новошахтинский детский дом № 1
САМОПОДГОТОВКА – ЭТО...
Самоподготовка - самостоятельная работа воспитанника под руководством воспитателя.
Самоподготовка – один из важнейших моментов в учебно-воспитательном процессе детского дома.
ЗАДАЧИ САМОПОДГОТОВКИ:
Закрепить навыки самообразовательной работы.
Воспитывать организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.
Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленной срок выполнять учебные задания.
Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
Приучать детей к быстрому выполнению домашних заданий, использовать памятки-инструкции, учить рациональным способам работы.
ЭТАПЫ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Вступительная часть. Подготовка детей к работе.
2. Самостоятельное изучение материала.
3. Самоконтроль, самооценка.
4. Заключительный педагогический контроль.
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
Проверка санитарных условий учебной комнаты (проветривание, освещенность, чистота и т.д.).
Проверка дневников: выявление неудовлетворительных оценок, прогулов, уточнение заданного домашнего задания.
Проверка рабочих мест воспитанников: наличие дневника, тетрадей, учебников, канцелярских принадлежностей.
Коррекционно-развивающая работа перед самоподготовкой.
Постановка цели и мотивация деятельности воспитанников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель контролирует выполнение воспитанниками домашнего задания, при необходимости оказывает помощь.
Отпускать с самоподготовки можно только детей успевающих в школе, не имеющих замечаний по поведению.
Во время самоподготовки категорически запрещается просмотр телепередач, видеофильмов.
Воспитатель учитывает валеологические аспекты: контроль осанки, наличие физкультпауз, гимнастики для глаз, рациональный порядок выполнения заданий (средние, тяжелые, легкие предметы, письменные и устные).
Использование учебной доски: плакаты с памятками, алгоритмы выполнения заданий, показ образца действий.
Индивидуальная работа со слабоуспевающими, с детьми, раньше других закончившими выполнение домашних заданий.
Использование различных форм контроля: прямой контроль воспитателя, взаимоконтроль, шефский контроль и др.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Подведение итогов самоподготовки: отметить тех, кто старался, кто работал с интересом и увлеченно, помогал товарищу.
Уборка учебной комнаты.
ПАМЯТКИ, КАРТОЧКИ, ИНСТРУКЦИИ
Как работать над параграфом учебника
Памятка-инструкция по самоподготовке
1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.
2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.
3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.
4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.
6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
7. Начинай самоподготовку в определённом порядке.
8. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.
1. Внимательно прочитай название параграфа, уясни, о чём в нём говорится.
2. Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам.
3. Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.
4. Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.
5. Установи, что ты узнал из нового параграфа.
6. Перескажи содержание параграфа.
7. Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.
8. Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное .
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ САМОПОДГОТОВКИ:
1 КЛАСС ДО 1 Ч.
2 КЛАСС – 1,5 Ч.
3-4 КЛАСС – 2 Ч.
5-6 КЛАСС – 2,5 Ч.
7-8 КЛАСС – 3 Ч.
9-11 КЛАСС - 4 Ч.
(Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила СП 2.4.990-00)
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
Своевременность начала и окончания самоподготовки.
Присутствие на самоподготовке всех воспитанников.
Подготовленность помещения к проведению самоподготовки.
Дисциплина и порядок (на столах все необходимое, вход и выход по разрешению воспитателя, входят другие педагоги - дети встают, тишина и порядок).
Предварительная осведомленность воспитателя об оценках и поведении в школе, заданном домашнем задании.
Качество контроля выполнения домашних заданий.
Выполнение трех основных этапов и валеологических аспектов самоподготовки.
Организация занятости воспитанников, выполнивших домашнее задание.