Самопознания на тему: «Дружба между мальчиками и девочками» Дата : 11.09.2018 Воспитатель: Саркисьян Н.В. Цель: Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками. Задачи: раскрыть значение понятий «мужское дело» и « женское дело», «мужской характер» и «обаяние»; развивать нравственные качества, которые особо ценятся в мальчиках и девочках; развивать культуру взаимоотношений между учащимися противоположного пола; воспитывать открытость и уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам. Материалы: фонограмма песни «Из чего же, из чего же?» на слова Я. Халецкого, муз. Ю. Чичкова, музыка Эолия, фонограмма «Дорогою Добра», «Ровесники», видеофильм, видеозапись, фотогазета, сердечки, краски Ход занятия:
1. Круг радости Приветствие. — Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашем любимом уроке Самопознания. Мы надеемся, что общение с нами доставит вам удовольствие и даст заряд бодрости и хорошего настроения на весь день. Игра «Моё настроение» — Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «У меня настроение…потому что…». Вывод: Я рада, что все пришли с хорошим настроением, так как оно поможет нам в нашей работе, а с весёлым настроением легче преодолевать различные испытания. 2. Поговорим — Тему нашего занятия поможет определить песня «Из чего же, из чего же…?», кто знает, подпевает (звучит песня) — О ком эта шутливая песня? Тема нашего занятия «Дружба между мальчиками и девочками». Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик и девочка. Если это мальчик, то встанут мальчики, а если вы подумаете, что это девочка, то встанут девочки. 1.Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках. 2.Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом. 3.Мне нравятся фильмы о войне. 4.Я очень люблю лазить по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю. 5.Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво. 6.Я люблю делать с папой ремонт в квартире. 7.Я люблю шить своим игрушкам платья. 8.Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?
Воспитатель — Слушая вас и знакомясь с именами ваших друзей, я пришла к выводу, что мальчики не имеют друзей среди девочек, а девочки не имеют друзей среди мальчиков. А почему так? (Мы уже поняли, насколько разные мальчики и девочки.) 3. Чтение стихотворения. Воспитатель: У Эдуарда Успенского есть стихотворение, давайте послушаем. Если был бы я девчонкой- Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал, Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмёл, Перемыл бы чашки, ложки. Сам начистил б картошки, Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок!» — А вот у поэта И. Гамазкова есть шуточное стихотворение о дружбе двух мальчиков. Оно называется «Суровая дружба». Послушайте его и скажите, в чём проявлялась дружба этих мальчиков? Я стукнул Мишку по плечу, Что мне с ним интересно. А он меня: «Привет, молчун!» Слегка портфелем треснул… А я ему — щелчок по лбу, Что, мол, сегодня я приду. Он сдачи дал поспешно. Мол, приходи, конечно! У Мишки видели синяк! Так это верный дружбы знак! А у меня — две шишки, Подарочек от Мишки. Мы не девчонки «Сю-сю-сю», Не ходим парой чинно. Уж если дружим, так вовсю! Сурово! Как мужчины! — В чём проявлялась дружба двух мальчиков? — Настоящая ли это была дружба? Вывод: Да, скорее всего она была не настоящая, а действительно, как назвал И. Гамазков «суровая», так друзья не поступают. 4. Упражнение «девочки и мальчики» Ребята, очень важно уметь строить дружеские отношения между мальчиками и девочками Задание мальчикам: какими вы хотели видеть девочек. (ум, правдивость, доброту, аккуратность, за то, что всё умеют) Задание девочкам: какими вы хотите видеть мальчиков. (ум, силу, ловкость, справедливость, правдивость, доброту) (Затем выходит один представитель от группы и защищает ответ.) Вывод: — Я думаю, мальчикам теперь понятно, каким им следует быть, чтобы их уважали девочки и хотели с ними дружить. — Девочки, стараемся воспитывать в себе эти качества, чтобы вас мальчишки ценили. Существует такое выражение «Ну какой военный не мечтает стать генералом». Ну, а каждый мальчик наверное хочет быть похожим на рыцаря. Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать девочку, а будет стремиться, к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек. Очень часто мальчики считают девочек трусливыми, слабыми, вообще, не подходят они для серьёзных занятий борьбой, игры в хоккей, в футбол. Вспомните эпизод мультфильма «Цветик-семицветик» как девочку Женю мальчики не приняли играть, потому что она слабая. А ведь порой это совсем не так. В жизни немало примеров, где девочки и женщины достигали выдающихся результатов и ни в чем не уступали мужчинам. Женщина-космонавт, женщины-спортсмены, женщины-военнослужащие, женщины-герои ВОВ. Они проявляли отвагу, смелость, выносливость. 5. Разговор о нравственных качествах и ценностях, свойственных мальчикам и девочкам Задание мальчикам: Что такое мужской характер? Какие качества характеризуют мужской характер? В чём ценность мужского характера? Задание девочкам: Как вы думаете, какими качествами обладает обаятельная девочка? В чём ценность обаяния? Вывод: Все это помогло нам еще раз увидеть, насколько разные: мальчики и девочки. Но неужели у нас нет ничего общего? Нам вместе заниматься, играть, вместе жить. И у нас есть выбор: можно оставить так, как есть, т.е. девочки сами по себе, а мальчики сами по себе, или можно объединиться в единый мир и жить в мире и согласии друг с другом. Сегодня мы слышали много интересного друг о друге, о мирах друг друга. Я предлагаю спеть песню, как и начался наш урок, песней. Но это уже будет другая песня, о том, что «одни поем мы песни, одни читаем книжки» (звучит песня) Ровесницы, ровесники… Девчонки и мальчишки, Одни поём мы песенки, Одни читаем книжки. Мальчишки, девчонки, Девчонки, мальчишки, Мы ходим в детский сад все вместе, друзья! Всегда у нас весело в группе, Да здравствует дружба – Ура! 6. Ответы детей на вопросы о себе и о друге. Что такое дружба? Как ты думаешь, каким должен быть хороший друг? Есть ли у вас друг? Как вы помогаете друг другу? В какие игры вам нравится играть вместе? (Общие интересы; восхищение качествами друга; желание быть похожими на него; взаимопомощь, поддержка в трудных ситуациях; равноправие в отношениях). Можно ли обижаться на друзей? Что тебе не нравится в поведении друга? Как ты к этому относишься? Как должен вести себя настоящий друг, если о вас плохо говорят другие? Может ли быть дружба между мальчиками и девочками? На чём она основана? Как вы понимаете: «Дерево сильно корнями, а человек - друзьями»? Выводы: Мы называем своими товарищами тех, с кем работаем, учимся, отдыхаем. Быть товарищем - значит, помогать друг другу в беде, в трудные минуты испытаний. 7. Круг «От сердца к сердцу» У мальчиков и девочек есть много разных и похожих черт характера и главное – это уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь вам предстоит учиться вместе много лет. Мне бы хотелось, чтобы, у вас были действительно дружеские отношения, тогда будет интересно жить, легко и весело общаться вместе. Исполняется песня «Вместе весело шагать по просторам» |